Редактирование Президентство Владимира Путина (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Развитие экономики == Экономическая программа, которая стояла в России на повестке дня в начале XXI века, включала необходимость завершения структурной перестройки экономики, формирования рыночных институтов, создания благоприятного инвестиционного климата, дальнейшей капитализации экономики. Это должно было работать на достижение стратегической цели — завершение перехода к современной рыночной экономике. Уже в 2000 году экономика начала избавляться от затяжных последствий кризиса 1998 года. В 2001 году увеличение доходов населения впервые опережало рост стоимости жизни. Это обеспечило рост реальных денежных доходов населения. По сравнению с 2000 годом они увеличились на 6 %. В 2002 году они выросли еще на 9 %, в 2003 году — на 14,5 %, в 2004 году — на 11 %, в 2005 году реальные денежные доходы выросли на 8,3 % по сравнению с предыдущим годом. Постоянно повышался уровень минимальной оплаты труда, росли пенсии и средняя заработная плата. Экономический спад, продолжавшийся первое десятилетие реформ, сменился подъёмом. В 2000 году ВВП вырос на 9 %, в 2001 году — на 5 %, в 2002 году — на 4,3 %, в 2003 году — на 7,3 %, в 2004 году — на 7,1 %, в 2005 году — на 6,4 %. Во многом эти показатели были обеспечены благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (высокими ценами на нефть и газ), но также свидетельствовали и о развитии отечественного производства. Для решения поставленных задач была предложена экономическая доктрина, которая сочетала идеи упорядоченного рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Государству в ней отводилась роль силы, не только обеспечивающей равные для всех правила игры в рыночной экономике, но и осуществляющей координацию всех иных экономических и социальных сил для достижения общих целей быстрого и устойчивого социально-экономического развития страны. В экономической доктрине Президента В.Путина, сформулированной им в его посланиях Федеральному собранию, государство должно было взять на себя роль национального экономического стратега, дирижёра согласованного национального экономического ансамбля. Основой экономической доктрины стал анализ тех преимуществ, на которые могла опираться Россия в своем перспективном развитии. К их числу можно отнести: * богатейшие природные ресурсы (30 % мирового природно-ресурсного потенциала); * выгодное транспортно-географическое положение в [[Евразия|Евразии]], в частности транзитность территории (может обеспечить огромные доходы от транзитной транспортировки грузов и энергоносителей по линиям Восток — Запад и Север — Юг); * научные и технологические заделы (в физике, химии, электронике, производстве военной техники, в области освоения космического пространства, в энергетике и др.); * систему образования (о чем свидетельствует востребованность за рубежом российских специалистов и ученых, включая молодых выпускников вузов); * человеческий капитал (наличие уникальных научных и конструкторских школ и коллективов, высокий средний уровень образования рабочей силы, традиционный для России низкий уровень заданности и схематизма творческого мышления); * динамичное российское предпринимательство. Многие преобразования, которые провела администрация В.Путина, были предназначены для того, чтобы соответствовать критериям членства во [[Всемирная торговая организация|Всемирной торговой организации]] (ВТО). Необходимость вступления в ВТО воспринималась экспертами неоднозначно. Одни выступали за вступление, ибо это позволит России войти в международный рынок, прежде всего природных ресурсов, значительно расширит доходы российских сырьевых отраслей экономики. Другие опасались, что вхождение России в ВТО окончательно разрушит отечественную промышленность, которая может не выдержать конкуренции со стороны дешёвых импортных товаров. Все эти процессы преследовали одну цель — Россия должна войти в мировой рынок как адекватный участник. Для этого на российском рынке происходили крупные структурные преобразования. Были созданы крупные компании с высоким уровнем капитализации, которые могли бы стать локомотивами российской экономики и конкурировать на международном рынке в условиях глобальной экономики. В качестве примера можно привести крупные государственные концерны, такие, как «Газпром» и «[[Роснефть]]». Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей: оборонной, автомобильной промышленности. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в так называемых стратегических отраслях, прежде всего в энергетике. России удалось решить проблему внешнего долга. Золотовалютные резервы Центробанка составили более 250 млрд долларов и еженедельно увеличивались на несколько миллиардов. В [[Стабилизационный фонд РФ|Стабилизационном фонде]], который был создан [[1 января]] 2004 года, за счет сверхдоходов от цен на нефть удалось накопить около 76 млрд долларов. Их предполагалось направить на снижение рисков, связанных с возможной неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Быстрыми темпами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные, которые по итогам 2005 года составили 1/4 часть от общего объема инвестиций (в 2004 году — 1/5 часть). Вместе с тем в экономике оставалось много проблем. Так, высокой (порядка 10 %) являлась инфляция. Однако её уровень по сравнению с 1999 годом снизился втрое. Ставка по кредитам в 12 % сократилась по сравнению с 2000 годом также практически в 3 раза. Укрепление рубля привело к увеличению импорта и снижению конкурентоспособности товаров российского производства. В некоторых отраслях производства была отмечена стагнация, сменившая рост, характерный для 2000—2005 годов.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы