Редактирование Президентство Владимира Путина (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Федеративная реформа и реформа социальных льгот == {{main|Федеративная реформа в России (2000-2008)|Реформа социальных льгот в России}} Первые крупные инициативы Президента В.Путина после инаугурации (7 мая 2000 года) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования [[Совет Федерации ФС РФ|Совета Федерации]]. Ранее в Совете Федерации были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей. После принятия в августе 2000 года закона о новом порядке формирования Совета Федерации эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами. Помимо приведения в соответствие с Конституцией процедуры наполнения Совета Федерации, эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания. Параллельно федеральный Центр озаботился налаживанием конструктивных связей с руководителями регионов. Указом Президента России был создан [[Государственный совет]], в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов. В мае 2000 года указом Президента В.Путина были образованы 7 федеральных округов: [[Центральный федеральный округ|Центральный]], [[Северо-Западный федеральный округ|Северо-Западный]], [[Южный федеральный округ|Южный]], [[Приволжский федеральный округ|Приволжский]], [[Уральский федеральный округ|Уральский]], [[Сибирский федеральный округ|Сибирский]] и [[Дальневосточный федеральный округ|Дальневосточный]]. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. В то время многие законы в регионах противоречили [[Конституция России|Конституции России]]. В стране в связи с этим царил правовой хаос, который в том числе угрожал суверенитету России. Достаточно вспомнить принятие рядом регионов во время кризиса 1998 года антиконституционных актов, препятствующих вывозу продовольствия за пределы регионов и фактически вводящих внутренние таможни. Формирование единого правового пространства, начавшееся в 2000 года, завершилось в своей основе уже в [[2001 год]]у. После образования в 2000 году федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на чётком разграничении компетенции между Российской Федерацией и её субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством [[Дмитрий Козак|Дмитрия Козака]], поэтапно (в [[2003]]—[[2004]] годах) были приняты законы, закрепившие концепцию [[федеративная реформа в России|федеративной реформы]]. За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счёт своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения остаются за федеральным Центром и могут передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы. Параллельно федеральный Центр стремился к снижению числа льгот с заменой их на деньги с целью привести в соответствие с рыночными реалиями существующую социальную систему. С января [[2005 год]]а вступил в силу закон о замене льгот денежными компенсациями. К сожалению, из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введению он вызвал существенное недовольство льготников. Правительству пришлось значительно увеличить выделяемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе. Политическое значение этих реформ состояло в том, что региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов, а не решать эти проблемы путём давления на федеральную власть. Исторический анализ проблемы позволяет утверждать, что в период 1993—2004 годов наибольшую опасность для России представляла тенденция региональной суверенизации, поставившая ее на грань распада. Ввиду слабости федерального центра, нарастание асимметрии в его отношениях с регионами с середины 1990-х гг. привело к практически полной утрате им рычагов воздействия на региональные управленческие процессы. При этом в субъектах Федерации не только утвердилась практика сепаратного формирования региональных и местных органов власти и управления, но и стало доминирующим влияние местной элиты на кадровый состав и работу федеральных структур. В данной связи, заслугой администрации В. В. Путина стала оптимизация управленческих отношений с регионами.<ref>http://www.dissercat.com/content/istoricheskii-opyt-reformy-gosudarstvennogo-upravleniya-rossiiskoi-federatsii-1993-2004-gg</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы