Правовая реформа в России в 2000-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Правовая реформа (Реформа правоприменения) — реформа, проводившаяся в России в 2000-х годах.

В рамках российской реформы правоприменения проводилась разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Также продолжается судебная реформа, направленная на повышение эффективности судебного разбирательства и обеспечения независимости судебных органов.

Особое внимание уделяется защите интеллектуальной собственности. В июле 2004 года вступил в силу федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об авторских и смежных правах», направленный на обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и международным договорам, защиту авторских и смежных прав, что обеспечит расширение возможностей противодействия незаконному использованию прав, защиту прав потребителя, а также увеличение объемов легального оборота.

[править] Ход событий

Новому руководству страны в 20002003 годы удалось осуществить настоящий прорыв в ходе правовой реформы. Эти годы стали рекордными по количеству принятых депутатами лояльной к президенту России Владимиру Путину третьей Госдумы законов и поистине революционными по масштабам и радикальности перемен в правовой сфере.

Законодатели изменили Уголовный кодекс, приняли новый Трудовой кодекс, вторую часть Налогового и третью часть Гражданского кодексов, законы «О гражданстве российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», поправки к законам «О Конституционном Суде», «О статусе судей», «О судебной системе» и многое другое.

Удалось сдвинуть с мёртвой точки такие важные аспекты реформы, как новое процессуальное законодательство, запустив процесс принятия большого пакета законопроектов, годами ждавших рассмотрения в комитетах Госдумы. Было принято сразу четыре новых кодекса в сфере правосудия — Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Арбитражно-процессуальный и Кодекс об административных правонарушениях.

Особенно сенсационным выглядело принятие парламентом нового УПК РФ, работа над которым тянулась так долго, что, казалось, ему придется вечно оставаться проектом. В ходе подготовки УПК его авторам приходилось неоднократно противостоять различным ведомствам, которые пытались либо сохранить, либо укрепить свою роль в уголовном процессе. Новый УПК уравнял права защиты и обвинения. Произошло значительное сужение полномочий прокуратуры в судебном процессе. Одиннадцать действий дознавателей и следователей, в том числе задержание и содержание под стражей, обыск, прослушивание телефонных переговоров и другие, стали теперь возможны только по решению суда, а не с санкции прокурора, как было раньше. Функции прокуратуры были сведены к поддержанию обвинения и общему надзору (а не руководству) за дознанием и следствием. Введён институт сделки с правосудием по нетяжким преступлениям и институт недопустимых доказательств. Все показания обвиняемых, данные без адвоката, признавались недопустимыми доказательствами. А это означало, что следователям предстояло отказаться от такого метода сбора доказательств, как выбивание показаний из подозреваемых. Важнейшим нововведением в уголовном процессе явился отказ от института возврата дела на доследование. Теперь в случае отсутствия доказательств вины суд должен был сразу выносить оправдательный приговор. Первоначально предполагалось, что новый УПК окончательно заработает с 2004 года, когда к судам перейдёт право давать санкции на арест и обыск. Но неожиданно в дело вмешался Конституционный Суд и новый УПК начал действовать в полном объеме с 1 июля 2002 года.

Вступивший в силу 1 сентября 2002 года новый Арбитражно-процессуальный кодекс заметно улучшил правовую защищённость предпринимателей: прекратилась возможность использовать судебную систему в качестве инструмента недобросовестной конкуренции, когда по одному и тому же хозяйственному спору можно было получить два взаимоисключающих решения Арбитражного суда и суда общей юрисдикции. Теперь экономические споры были отнесены к исключительной юрисдикции арбитражных судов и частные акционеры больше не могли блокировать деятельность компаний через суды общей юрисдикции.

На повышение качества правосудия был направлен и ряд существенных поправок, внесенных в законодательство о статусе судей. Наиболее принципиальные из них касались создания реально действующих механизмов привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. В результате представители судебной власти перестали быть «кастой неприкасаемых».

Был принят законодательный акт, обеспечивающий реализацию права каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи — новый закон об адвокатуре. Отныне адвокат обладал четко сформулированным иммунитетом: он не мог быть допрошен по делу, в котором участвовал, в отношении него не могли проводиться оперативные мероприятия. Одновременно закон наделил адвоката правом проводить расследование в интересах своего подзащитного: опрашивать лиц, владеющих информацией по делу (и эти показания суд или следствие были обязаны принимать к рассмотрению), запрашивать какие угодно организации (обязывавшиеся предоставлять необходимые справки и документы), собирать предметы, которые могли быть признаны вещественными доказательствами. Новый закон предусматривал многообразие форм оказания юридической помощи, в том числе путём учреждения муниципальной адвокатуры как гарантии доступности юридической помощи для неимущих и малоимущих.

Поправками к закону «О Конституционном Суде» был утверждён механизм выполнения его вердиктов. Теперь, если какой-либо нормативно-правовой акт или отдельные его положения признавались неконституционным, то отмене подлежал не только он, но и все акты, из него вытекающие. За неустранение неконституционных актов виновный губернатор мог быть отстранён от должности, а местное законодательное собрание распущено.

Повсеместно разворачивалась работа мировых судей. Более чем в 50 % субъектов федерации были назначены и приступили к осуществлению правосудия мировые судьи. Нагрузка судей в федеральных судах общей юрисдикции уменьшилась. Тем самым были созданы более благоприятные условия для приближения правосудия к населению, увеличения его доступности и своевременности осуществления. Вместе с тем процесс введения мировой юстиции в большинстве субъектов федерации сдерживался из-за отсутствия надлежащего механизма кадрового, финансового и материально-технического обеспечения.

Трудно шёл процесс становления института судебных приставов — нового подразделения судебной системы. Затягивалось решение организационно-штатных вопросов. Судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов в ущерб своим обязанностям (безопасность судей, присяжных и народных заседателей, свидетелей, привод граждан в суды) и без согласования с судами часто отвлекали на выполнение функций судебных приставов-исполнителей и силовую их поддержку. А между тем число фактов умышленного причинения телесных повреждений судьям, количество пожаров, угроз террористических актов в зданиях судов продолжало расти. Совет судей Российской Федерации в конечном итоге высказался за передачу судебных приставов из структуры министерства юстиции в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ, что и было сделано.

Было отложено создание единого следственного органа — Федеральной службы расследований (ФСР). Главный замысел этой новации заключался в том, чтобы выделить в самостоятельную отрасль предварительное следствие, отделить его от структур, заинтересованных в конечном обвинительном приговоре (МВД, ФСБ, прокуратура, налоговая полиция).

Оказалось отодвинуто на более поздние сроки и введение ряда наказаний, не связанных с лишением свободы и предусмотренных еще в 1996 г. новым Уголовным кодексом. Из-за недостаточного финансирования наказание в виде обязательных работ планируется начать применять не позднее 2004 г., наказание в виде ограничения свободы — не позднее 2005 г., наказание в виде ареста — не позднее 2006 г.

Нереализованным оставалось право граждан на рассмотрение их дела в суде присяжных. Новый УПК предусматривал создание этих судов во всех субъектах федераций с 1 января 2003 г. (до 2003 г. они работали лишь в 9 субъектах). Однако страна оказалась не готова к повсеместному появлению присяжных заседателей, в некоторых регионах дело упиралось в отсутствие помещений или денег. В итоге с 1 января 2003 г. суды присяжных были созданы только в 67 субъектах из 89. В остальных регионах они вводятся поэтапно. Официальное объяснение — разная степень готовности. Последним суд присяжных будет введен в Чечне — в 2007 г.

С введением суда присяжных оказалось связана и болезненная для России проблема смертной казни. Общественное мнение и многие депутаты выступали за восстановление исключительной меры наказания, предусмотренной Конституцией и Уголовным кодексом. Однако президент уже не мог отменить мораторий на смертную казнь своим указом, поскольку в соответствии с постановлением Конституционного Суда применение смертной казни возможно только с введением во всех субъектах Российской Федерации суда присяжных. В то же время невозможно выполнить и требование Совета Европы об отмене смертной казни. Депутаты Госдумы считают ратификацию Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающего такую отмену, преждевременной.

Нуждалась в кардинальном улучшении пенитенциарная система страны. После перевода её в ведение министерства юстиции впервые в современной российской истории число заключенных стало меньше 900 тыс. человек (по данным минюста, 874 тыс. человек в 2002 году). В результате Россия по числу заключенных на 100 тыс. жителей переместилась с первого места, в мире на второе после США. Однако условия содержания заключенных в местах лишения свободы не соответствуют международным нормам (высокая заболеваемость и смертность, плохое питание, перенаселенность и др.).

Судебная реформа в России близка к завершению. Проведена громадная работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов. Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, судебная власть состоялась и способна защитить права человека, интересы общества и государства. Возрос и уровень правосознания в обществе. Российские граждане все чаще используют свое конституционное право на судебную защиту. Распространенными стали иски о защите чести и достоинства, о компенсации не только материального, но и морального ущерба. В мае 2002 г. было принято первое решение Страсбургского суда по России, который удовлетворил жалобу на действия Российской Федерации ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС А. Бурдова.

[править] Ссылки

[править] Примечания


Реформы в России в 2000-х годах
Типы  Экономические реформыНалоговая реформаРеформа образованияПравовая реформаСудебная реформаРеформа системы государственного управленияРеформа государственной службыФедеративная реформаВоенная реформа
2000 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2001 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2002 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2003 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2004 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2005 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2006 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2007 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2008 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2009 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь


Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты