Редактирование: Правовая реформа в России в 2000-х годах
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Правовая реформа''' ('''Реформа правоприменения''') — реформа, проводившаяся в России в 2000-х годах. В рамках [[Россия|российской]] реформы правоприменения проводилась разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Также продолжается [[судебная реформа в России (2000-2008)|судебная реформа]], направленная на повышение эффективности судебного разбирательства и обеспечения независимости судебных органов. Особое внимание уделяется защите интеллектуальной собственности. В июле [[2004 год]]а вступил в силу федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «[[Об авторских и смежных правах]]», направленный на обеспечение соответствия [[Конституция Российской Федерации|Конституции Российской Федерации]] и международным договорам, защиту авторских и смежных прав, что обеспечит расширение возможностей противодействия незаконному использованию прав, защиту прав потребителя, а также увеличение объемов легального оборота. == Ход событий == Новому руководству страны в [[2000]]—[[2003]] годы удалось осуществить настоящий прорыв в ходе [[правовые реформы в России|правовой реформы]]. Эти годы стали рекордными по количеству принятых депутатами лояльной к [[президент России|президенту России]] [[Владимир Путин|Владимиру Путину]] третьей [[Госдума|Госдумы]] законов и поистине революционными по масштабам и радикальности перемен в правовой сфере. Законодатели изменили [[УК РФ|Уголовный кодекс]], приняли новый [[Трудовой кодекс РФ|Трудовой кодекс]], вторую часть [[Налоговый кодекс РФ|Налогового]] и третью часть [[Гражданский кодекс РФ|Гражданского кодексов]], законы «[[О гражданстве российской Федерации]]», «[[Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации]]», поправки к законам «[[О Конституционном Суде]]», «[[О статусе судей]]», «[[О судебной системе]]» и многое другое. Удалось сдвинуть с мёртвой точки такие важные аспекты реформы, как новое процессуальное законодательство, запустив процесс принятия большого пакета законопроектов, годами ждавших рассмотрения в комитетах Госдумы. Было принято сразу четыре новых кодекса в сфере правосудия — [[УПК РФ|Уголовно-процессуальный]], [[ГПК РФ|Гражданско-процессуальный]], [[АПК РФ|Арбитражно-процессуальный]] и [[Кодекс об административных правонарушениях РФ|Кодекс об административных правонарушениях]]. Особенно сенсационным выглядело принятие парламентом нового УПК РФ, работа над которым тянулась так долго, что, казалось, ему придется вечно оставаться проектом. В ходе подготовки УПК его авторам приходилось неоднократно противостоять различным ведомствам, которые пытались либо сохранить, либо укрепить свою роль в уголовном процессе. Новый УПК уравнял права защиты и обвинения. Произошло значительное сужение полномочий [[прокуратура России|прокуратуры]] в судебном процессе. Одиннадцать действий дознавателей и следователей, в том числе задержание и содержание под стражей, обыск, прослушивание телефонных переговоров и другие, стали теперь возможны только по решению суда, а не с санкции прокурора, как было раньше. Функции прокуратуры были сведены к поддержанию обвинения и общему надзору (а не руководству) за дознанием и следствием. Введён институт [[сделка с правосудием|сделки с правосудием]] по нетяжким преступлениям и институт недопустимых доказательств. Все показания обвиняемых, данные без адвоката, признавались недопустимыми доказательствами. А это означало, что следователям предстояло отказаться от такого метода сбора доказательств, как выбивание показаний из подозреваемых. Важнейшим нововведением в уголовном процессе явился отказ от института возврата дела на [[доследование]]. Теперь в случае отсутствия доказательств вины суд должен был сразу выносить оправдательный приговор. Первоначально предполагалось, что новый УПК окончательно заработает с [[2004 год]]а, когда к судам перейдёт право давать санкции на арест и обыск. Но неожиданно в дело вмешался [[Конституционный Суд РФ|Конституционный Суд]] и новый УПК начал действовать в полном объеме с [[1 июля]] [[2002 год]]а. Вступивший в силу [[1 сентября]] 2002 года новый Арбитражно-процессуальный кодекс заметно улучшил правовую защищённость предпринимателей: прекратилась возможность использовать судебную систему в качестве инструмента недобросовестной конкуренции, когда по одному и тому же хозяйственному спору можно было получить два взаимоисключающих решения Арбитражного суда и суда общей юрисдикции. Теперь экономические споры были отнесены к исключительной юрисдикции арбитражных судов и частные акционеры больше не могли блокировать деятельность компаний через суды общей юрисдикции. На повышение качества правосудия был направлен и ряд существенных поправок, внесенных в законодательство о статусе судей. Наиболее принципиальные из них касались создания реально действующих механизмов привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. В результате представители судебной власти перестали быть «кастой неприкасаемых». Был принят законодательный акт, обеспечивающий реализацию права каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи — новый закон об адвокатуре. Отныне адвокат обладал четко сформулированным иммунитетом: он не мог быть допрошен по делу, в котором участвовал, в отношении него не могли проводиться оперативные мероприятия. Одновременно закон наделил адвоката правом проводить расследование в интересах своего подзащитного: опрашивать лиц, владеющих информацией по делу (и эти показания суд или следствие были обязаны принимать к рассмотрению), запрашивать какие угодно организации (обязывавшиеся предоставлять необходимые справки и документы), собирать предметы, которые могли быть признаны вещественными доказательствами. Новый закон предусматривал многообразие форм оказания юридической помощи, в том числе путём учреждения муниципальной адвокатуры как гарантии доступности юридической помощи для неимущих и малоимущих. Поправками к закону «[[О Конституционном Суде]]» был утверждён механизм выполнения его вердиктов. Теперь, если какой-либо нормативно-правовой акт или отдельные его положения признавались неконституционным, то отмене подлежал не только он, но и все акты, из него вытекающие. За неустранение неконституционных актов виновный губернатор мог быть отстранён от должности, а местное законодательное собрание распущено. Повсеместно разворачивалась работа мировых судей. Более чем в 50 % субъектов федерации были назначены и приступили к осуществлению правосудия мировые судьи. Нагрузка судей в федеральных судах общей юрисдикции уменьшилась. Тем самым были созданы более благоприятные условия для приближения правосудия к населению, увеличения его доступности и своевременности осуществления. Вместе с тем процесс введения мировой юстиции в большинстве субъектов федерации сдерживался из-за отсутствия надлежащего механизма кадрового, финансового и материально-технического обеспечения. Трудно шёл процесс становления института судебных приставов — нового подразделения судебной системы. Затягивалось решение организационно-штатных вопросов. Судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов в ущерб своим обязанностям (безопасность судей, присяжных и народных заседателей, свидетелей, привод граждан в суды) и без согласования с судами часто отвлекали на выполнение функций судебных приставов-исполнителей и силовую их поддержку. А между тем число фактов умышленного причинения телесных повреждений судьям, количество пожаров, угроз [[террористический акт|террористических актов]] в зданиях судов продолжало расти. Совет судей Российской Федерации в конечном итоге высказался за передачу судебных приставов из структуры [[минюст РФ|министерства юстиции]] в ведение Судебного департамента при [[Верховный Суд РФ|Верховном Суде РФ]], что и было сделано. Было отложено создание единого следственного органа — Федеральной службы расследований (ФСР). Главный замысел этой новации заключался в том, чтобы выделить в самостоятельную отрасль предварительное следствие, отделить его от структур, заинтересованных в конечном обвинительном приговоре (МВД, ФСБ, прокуратура, налоговая полиция). Оказалось отодвинуто на более поздние сроки и введение ряда наказаний, не связанных с лишением свободы и предусмотренных еще в 1996 г. новым Уголовным кодексом. Из-за недостаточного финансирования наказание в виде обязательных работ планируется начать применять не позднее 2004 г., наказание в виде ограничения свободы — не позднее 2005 г., наказание в виде ареста — не позднее 2006 г. Нереализованным оставалось право граждан на рассмотрение их дела в суде присяжных. Новый УПК предусматривал создание этих судов во всех субъектах федераций с 1 января 2003 г. (до 2003 г. они работали лишь в 9 субъектах). Однако страна оказалась не готова к повсеместному появлению присяжных заседателей, в некоторых регионах дело упиралось в отсутствие помещений или денег. В итоге с 1 января 2003 г. суды присяжных были созданы только в 67 субъектах из 89. В остальных регионах они вводятся поэтапно. Официальное объяснение — разная степень готовности. Последним суд присяжных будет введен в Чечне — в 2007 г. С введением суда присяжных оказалось связана и болезненная для России проблема [[смертная казнь|смертной казни]]. Общественное мнение и многие депутаты выступали за восстановление исключительной меры наказания, предусмотренной Конституцией и Уголовным кодексом. Однако президент уже не мог отменить мораторий на смертную казнь своим указом, поскольку в соответствии с постановлением Конституционного Суда применение смертной казни возможно только с введением во всех субъектах Российской Федерации суда присяжных. В то же время невозможно выполнить и требование [[Совет Европы|Совета Европы]] об отмене смертной казни. Депутаты Госдумы считают ратификацию Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающего такую отмену, преждевременной. Нуждалась в кардинальном улучшении пенитенциарная система страны. После перевода её в ведение министерства юстиции впервые в современной российской истории число заключенных стало меньше 900 тыс. человек (по данным минюста, 874 тыс. человек в 2002 году). В результате Россия по числу заключенных на 100 тыс. жителей переместилась с первого места, в мире на второе после [[США]]. Однако условия содержания заключенных в местах лишения свободы не соответствуют международным нормам (высокая заболеваемость и смертность, плохое питание, перенаселенность и др.). [[Судебная реформа в России (2000-2008)|Судебная реформа в России]] близка к завершению. Проведена громадная работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов. Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, судебная власть состоялась и способна защитить права человека, интересы общества и государства. Возрос и уровень правосознания в обществе. Российские граждане все чаще используют свое конституционное право на судебную защиту. Распространенными стали иски о защите чести и достоинства, о компенсации не только материального, но и морального ущерба. В мае 2002 г. было принято первое решение Страсбургского суда по России, который удовлетворил жалобу на действия Российской Федерации ликвидатора аварии на [[Чернобыльская АЭС|Чернобыльской АЭС]] А. Бурдова. == Ссылки == * [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf В. И. Короткевич «История современной России 1991—2003»] * [http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/resources/0a719900478b93c08ea3de37e8ec847a/spravka_ob_investitcionnom_klimate_v_rossii.doc] == Примечания == <references /> {{Реформы в России в 2000-х годах}} {{Реформы в России}} {{Владимир Владимирович Путин}} [[Категория:Правовые реформы в России]] [[Категория:Реформы в России в 2000-х годах]] [[Категория:Реформы в России по алфавиту]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Владимир Владимирович Путин
Шаблон:Реформы в России
Шаблон:Реформы в России в 2000-х годах
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы