Права человека в Швеции
Материал из Documentation.
В адрес Швеции поступают замечания в области нарушений прав человека как со стороны международных институтов (ООН, Европейский суд по правам человека, Совет Европы, Европарламент), так и от ведущих неправительственных правозащитных организаций («Хьюман Райтс Уотч» и «Международная Амнистия»).[1]
В частности Совет ООН по правам человека в 2011 г. обратил внимание шведских властей на необходимость принятия мер по борьбе с расизмом и ксенофобией, преступлениями на почве ненависти, дискриминацией мигрантов, этнических меньшинств и коренных народов, а также по искоренению насилия в отношении женщин.[2]
Достаточно высоко количество исков и жалоб против Швеции в ЕСПЧ, в основном по Европейской конвенции о защите прав и основных свобод граждан (в среднем за год более 400 исков и десяток обвинительных приговоров).[3]
Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации неоднократно критиковал шведскую политику в отношении нацменьшинств и иммигрантов, указывая на то, что миграционное ведомство страны зачастую отказывает в выдаче вида на жительство людям, действительно нуждающимся в убежище.[4]
Правозащитные организации «Хьюман Райтс Уотч» и «Международная Амнистия» в своих докладах неоднократно отмечали, что шведское миграционное ведомство в отдельных случаях не принимает заявлений на предоставление убежища от граждан Эритреи. Вследствие этого беженцы подвергаются риску быть высланными на родину, хотя Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и рекомендовало правительствам всех стран приостановить принудительное возвращение людей в эту страну.[5]
В ряде случаев по решению вопросов о предоставлении убежища, особенно когда при этом имеется некая политическая подоплека, шведскими властями применяются двойные стандарты. В качестве примера — политически мотивированный отказ шведов от экстрадиции в Россию лиц, обвиняемых в совершении тяжких уголовных преступлений (М.Успаева, А.Адаева). Тот факт, что шведским органам правосудия были переданы все материалы, доказывающие их причастность к криминальной, в том числе в бандитизме и террористической, деятельности, действия не возымел.[6]
Продолжают оставаться актуальными проблемы расовой дискриминации, проявляющейся, в частности, в вопросах трудоустройства — руководство шведских компаний в основном предпочитает брать на работу коренных шведов. По информации НПО «Центр против расизма», на сегодняшний день разница в занятости по специальности между иммигрантами и шведами составляет около 20 %.[7]
Совет Европы, а также ряд международных правозащитных организаций отмечают, что Швеция прилагает недостаточно усилий для выполнения положений подписанной ею в 2000 г. Конвенции Совета Европы по правам национальных меньшинств. Эксперты констатируют, что в стране недостаточно интенсивно проводится учет населения, говорящего на языках нацменьшинств (в Швеции таким статусом пользуются 5 языков. Подчеркивается, что шведские власти обязаны предоставлять всем детям представителей малочисленных национальностей возможность обучения на двух языках — родном и шведском.[8]
Кроме того, в январе 2009 г. вступил в силу закон о перлюстрации электронных сообщений (2008:717). Согласно его положениям, шведские спецслужбы имеют право отслеживать всю интересующую их информацию в сети Интернет, а также прослушивать разговоры по мобильной и обычной телефонной связи любого подозреваемого в преступной или террористической деятельности лица без соответствующей санкции судебных органов. Примечательно, что «антитеррористическая» направленность упомянутого закона никак не препятствует продолжению работы на сервере шведского Интернет-провайдера сайта чеченских боевиков «Кавказ-Центр».[9]
[править] Примечания
- ↑ Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[1][2]
- ↑ Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[3][4]
- ↑ Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[5][6]
- ↑ Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[7][8]
- ↑ Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[9][10]
- ↑ Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[11][12]
- ↑ Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[13][14]
- ↑ Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[15][16]
- ↑ Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[17][18]