Права человека в США

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Положение в США далеко от провозглашаемых американским правительством идеалов. Главная нерешённая проблема — тюрьма в Гуантанамо, где по состоянию на 2011 год содержался 171 узник, подозреваемый в связях с террористами. Президент Барак Обама легализовал бессрочное и бессудное заключение, а также санкционировал возобновление работы военных трибунал.[1]

Действующая администрация продолжает применение большинства методов контроля над обществом и вмешательства в частную жизнь американцев, взятых на вооружение спецслужбами при Джордже Буше под предлогом «войны с террором». Одновременно Белый дом и Минюст США укрывают от ответственности оперативников ЦРУ и высокопоставленных чиновников, виновных в массовых и грубых нарушениях правозащитных стандартов.[2]

Не прекращаются нарушения международного гуманитарного права в зонах вооружённых конфликтов и в ходе антитеррористических операций, неизбирательное и непропорциональное применение силы.[3]

Обостряются застарелые системные проблемы американского общества, включая расовую дискриминацию, ксенофобию, переполненность тюрем, необоснованное применение смертной казни, в том числе к невинным, несовершеннолетним и душевнобольным, несовершенство избирательной системы, коррупцию.[4]

Резко ухудшилась реализация базовых социально-экономических прав граждан, включая коллективных прав трудящихся. В условиях хронического дефицита федерального и местных бюджетов проявились кризисные явления в судебной системе, включая неадекватный доступ к правосудию.[5]

Экстерриториальное применение американского законодательства наносит наибольший вред в плане российско-американских отношений. Оно ведет к нарушению основополагающих прав и свобод россиян, включая произвольные аресты и похищения из третьих стран, жестокое обращение, уголовное преследование на основании показаний «подставных агентов» и сомнительных улик (наиболее яркие примеры — дело В. А. Бута и К. В. Ярошенко).[6]

За время президентства Обамы США не расширили свои международно-правовые обязательства в гуманитарной сфере и по-прежнему участвуют лишь в трех из девяти основных договоров по правам человека. Американцы до сих пор не ратифицировали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации против женщин и Конвенцию ООН о правах ребенка (к ней также не присоединились только сомалийцы). Вашингтон отказывается от сотрудничества с конвенционными механизмами рассмотрения индивидуальных и коллективных жалоб о нарушениях государствами прав человека, настаивая, что американская судебная система справляется с этой задачей без внешней помощи.[7]

В январе 2012 г. спецтюрьме на военно-морской базе США в Гуантанамо исполнится 10 лет. В тюрьме остается 171 пленник (в момент вступления Обамы в должность — 242). Среди них один российский гражданин — арестованный в 2002 г. в Пакистане Р. К. Мингазов. В июле 2010 г. США впервые репатриировали узника против его воли: 35-летний алжирец А.Наджи был отправлен домой, несмотря на опасения, что там его ждут новые пытки со стороны властей или исламистов.[8]

Обама пересмотрел свое ранее критическое отношение к военным комиссиям. Он санкционировал возобновление их деятельности при условии предоставления подсудимым дополнительных гарантий, в частности, ограничений на использование доказательств, основанных на слухах и выбитых под пытками. В отношении же 48 особо опасных гуантанамовцев, против которых трудно организовать уголовный процесс из-за отсутствия достаточных доказательств их вины или истечения срока давности, администрация решила продолжить практику бессрочного заключения без предъявления обвинений. Такая же участь, судя по всему, грозит 30 йеменцам, которых администрация готова репатриировать, только когда на их родине «улучшатся условия безопасности».[9]

В сентябре 2006 г. Дж. Буш фактически признал существование секретных тюрем ЦРУ, объявив о переводе 14 содержавшихся в них узников на базу в Гуантанамо. Как стало известно позднее, в 2002—2003 гг. спецслужбами было построено порядка десяти подобных СИЗО, в том числе в Афганистане, Ираке, Таиланде, Марокко, Румынии, Литве и Польше, где в «правовом вакууме» содержалось около 100 узников. От лица пяти бывших пленников ЦРУ организация «Американский союз за гражданские свободы» (АСГС) подал в федеральный суд США иск против дочерней компании «Боинга» — «Джеппесен Дэйтаплэн», чьи самолеты доставляли захваченных лиц в секретные тюрьмы. Однако администрация Обамы заблокировала его рассмотрение, сославшись на «государственную тайну». При этом в мае 2011 года Верховный суд США отказался рассматривать кассационную жалобу истцов.[10]

В нарушение международно-правовых обязательств США по Конвенции против пыток Минюст принял решение не привлекать к уголовной ответственности сотрудников спецслужб, применявших во время «войны с террором» жесткие методы допросов к подозреваемым в терроризме. Между тем, обращение с заключенными в секретных тюрьмах ЦРУ было квалифицировано в качестве пыток, в том числе, в докладах МККК и комиссара по правам человека Совета Европы Т.Хаммарберга. В результате «допросов с пристрастием» умер не один заключенный (спецпрокурор Дж. Дюрхэм, которому в 2009 г. было поручено расследование законности методик, применявшихся ЦРУ для выбивания показаний, рекомендовал завести уголовные дела только по двум случаям насильственных смертей).[11]

Не понесли никакого наказания и бывшие сотрудники Минюста США (например, Дж. Ю преподает право в Университете Беркли, Дж. Байби стал судьёй суда шт. Невада, С.Брэдбери консультирует по правовым вопросам одного из основных кандидатов в президенты от республиканцев на предстоящих выборах М.Ромни), санкционировавшие применение таких пыточных методик, как длительное лишение сна, заключение в ящики с насекомыми, принудительная нагота, обливание холодной водой и имитация утопления.[12]

Не смог добиться правосудия в США А.Рахим аль-Нашири, побывавший в американских секретных СИЗО в Афганистане, Таиланде и Польше. В этой связи в сентябре 2010 г. адвокаты саудовца подали заявление в польскую прокуратуру с требованием расследовать содержание их клиента в секретной тюрьме в этой стране. По той же причине йеменец М.аль-Асад подал в марте 2011 года жалобу на другое государство, где располагалась секретная тюрьма ЦРУ, — Джибути — в Африканскую комиссию по правам человека.[13]

Весьма показательным стал и вышедший в 2011 г. доклад под говорящим названием: «Пытки сходят с рук: обращение с задержанными при администрации Дж. Буша-младшего» «Хьюман Райтс Уотч», в котором по сравнению с аналогичными докладами значительно расширена доказательная база преступлений бушевской поры и круг лиц, которых, по мнению НПО, следует привлечь к персональной уголовной ответственности (сам Дж. Буш, бывшие вице-президент Д.Чейни, минобороны Д.Рамсфелд, директор ЦРУ Дж. Тенет, президентский советник по нацбезопасности К.Райс, госсекретарь К.Пауэлл, министр юстиции Дж. Эшкрофт, ряд других высокопоставленных сотрудников, названных «разработчиками правового оформления пыток»).[14]

Как отмечают правозащитники, с приходом к власти Обамы американские спецслужбы не отказались от практики шпионажа за «внутренними врагами». В частности, полным ходом идет начатое еще в 2008 г. расследование связей активистов пацифистского и профсоюзного движения с иностранными структурами, которые администрация внесла в список террористических организаций, — «Революционными вооруженными силами Колумбии», Народным фронтом за освобождение Палестины и «Хезболлой». В число подозреваемых попадают сотрудники НПО, учителя, блогеры, религиозные лидеры — все, кто открыто критикует американскую политику в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Только прошлой осенью повестки в суд получили 23 активиста.[15]

В мае 2011 года американский Конгресс продлил действие принятого после 11 сентября 2001 г. «Патриотического акта США». Правоохранительные органы по-прежнему могут следить за теми, кто подозревается в экстремизме, даже если они не связаны с конкретными террористическими организациями. Кроме того, ФБР, Агентство национальной безопасности и другие спецслужбы сохранили за собой практически неограниченные полномочия по прослушиванию без санкции суда телефонных разговоров и перлюстрации электронной и почтовой корреспонденции лиц и организаций, подозреваемых в терроризме. Наконец, они могут продолжать запрашивать в любых учреждениях и коммерческих компаниях интересующую информацию, в том числе конфиденциальную (финансовая отчетность, медицинские карты, сведения о банковских счетах и т. п.). Только по официальным данным, опубликованным ФБР за 2010 г., это ведомство в четыре раза увеличило число операций по постоянному прослушиванию. За тот же период по разным организациям разослано 24,3 тыс. предписаний о предоставлении закрытой информации об американцах и иностранцах (всего на 14,2 тыс. чел.).[16]

В начале этого пункта с санкции американского министра юстиции Э.Холдера ФБР подготовило засекреченную инструкцию для своих агентов, которая позволяет им при задержании на территории США не разъяснять подозреваемым в связях с Аль-Каидой и Талибан их правовые гарантии.[17]

После неудавшейся попытки теракта в аэропорту г. Детройт в декабре 2009 г. почти вдвое увеличился список лиц, которым не разрешается летать на американских самолетах или на иностранных самолетах, пролетающих через воздушное пространство США (до декабря 2009 г. в нем было порядка 3,4 тыс. имен, на конец 2011 года — около 6 тыс.). В результате некоторые американцы не могут вернуться домой из-за границы и пребывают в вынужденной ссылке. В июне 2010 г. АСГС подал против правительства судебный иск от лица 10 американских граждан, оказавшихся в таком списке. Правозащитники предполагают, что ФБР использует эту практику для того, чтобы допрашивать интересующих спецслужбы лиц за границей без адвоката.[18]

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации в своих заключительных замечаниях по четвертому, пятому и шестому периодическим докладам США выразил озабоченность по поводу увеличения расового профилирования американскими правоохранительными органами. Комитет, в частности, выразил озабоченность концентрацией расовых, этнических и национальных меньшинств, в основном афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки, в бедных районах с плохими жилищными условиями, ограниченными возможностями трудоустройства, недостаточным доступом к медицинскому и социальному обслуживанию и криминогенной обстановкой.[19]

После терактов 11 сентября 2001 г. в США сильны проявления исламофобии. Так, например, резкое неприятие горожан вызывают планы по строительству трех мечетей в различных районах Нью-Йорка (Манхэттэн, Бруклин и Стэйтен-Айленд). В г. Марфрисборо (штат Теннеси) неизвестные сожгли строительное оборудование на площадке, выделенной под новое здание Исламского культурного центра и установили на месте поджога знак с надписью «Вам здесь не рады».[20]

Согласно данным, озвученным на слушаниях в сенатском юридическом комитете в марте 2011 года, приверженцы ислама составляют менее 1 % населения США, однако против них совершается 14 % всех случаев религиозной дискриминации. В целом с момента терактов 2001 г. Минюст США расследовал 800 случаев проявления насилия, вандализма и поджогов против мусульман, арабов и выходцев из стран Южной Азии. Под предлогом борьбы с терроризмом ФБР разработало и активно осуществляет программу наблюдения за арабскими и мусульманскими общинами. Спецслужбы предлагают нелегалам узаконить их статус в обмен на слежку за «подозрительными элементами» в их религиозных общинах и угрожают выдворить их из страны в случае отказа от сотрудничества.[21]

В целом, по данным «Международной Амнистии», более 32 млн американцев, по крайней мере, раз в жизни подвергались расовой дискриминации со стороны правоохранительных органов. Причем белые американцы также бьют тревогу в связи с участившимися случаями «черного расизма». Наблюдается как рост ксенофобских групп, число которых, по данным правозащитных организаций, в 2008 г. составило 926, так и экстремистских движений афроамериканцев, выступающих против англосаксов и евреев.[22]

30 мая 2011 года во Флориде застрелен известный чернокожий поэт, один из лидеров афро-американской культуры 47-летний Уилли Белл, получивший широкое общественное признание за протестные рэп-баллады, посвященные борьбе против расовой дискриминации в США. По данным «Хьюмэн Райтс Уотч», в США в настоящий момент проживают около 38 млн иностранцев и лиц без гражданства, из которых порядка 11 млн являются нелегальными иммигрантами.[23]

Согласно опубликованному в 2009 г. совместному докладу «Национального центра по иммиграционному праву» и отделения АСГС в Калифорнии иммигранты содержатся в условиях, подобных или даже хуже тех, в которых отбывают наказание уголовники. С 2003 г. в иммиграционных центрах США погибло 100 человек.[24]

С сентября 2009 г. по сентябрь 2010 г. было депортировано рекордное количество нелегалов — 392 тыс. человек (на 2011 г. установлена новая цель — 404 тыс.). 2010 г. ознаменовался и другим рекордом — более 250 иммигрантов погибли, пытаясь пересечь американо-мексиканскую границу.[25]

В июле 2010 г. АСГС вместе с «Хьюман Райтс Уотч» опубликовали доклад, согласно которому лица с психическими заболеваниями, включая граждан США, зачастую подвергаются ошибочной депортации.[26]

Озабоченность правозащитников вызывает блокирование доступа к выборам и выборным должностям независимых кандидатов, а также практика назначения сенаторов губернаторами в случае досрочного освобождения должности. Примечателен в этой связи случай бывшего губернатора штата Иллинойс Р.Благоевича, который, по сути, попытался продать место сенатора от этого штата, освободившееся после избрания Обамы президентом США.[27]

США по-прежнему критикуются за несоблюдение международных трудовых стандартов. В США одна из самых слабых на Западе систем защиты прав рабочих на объединение в профсоюзы и заключение коллективных договоров, при этом за последние 10 лет страна не ратифицировала ни одной конвенции МОТ. Не существует эффективной системы арбитража в случае отказа работодателей идти на компромисс. В марте 2011 года в штате Висконсин был принят закон, еще более ограничивающий права работников на заключение коллективных договоров. Аналогичные законопроекты готовятся в штатах Колорадо, Индиана, Айова, Мичиган, Нью-Мексико, Огайо, Оклахома и Теннеси.[28]

Острейшей проблемой в США остаются массовые расстрелы невинных граждан психически нездоровыми лицами. Среди последних примеров — события 8 января 2011 года в Аризоне, где во время встречи члена Палаты представителей США от демпартии Г.Гиффордс с избирателями в результате устроенной психически больным 22-летним Дж. Лофнером стрельбы было убито 6 человек (в том числе судья, пастор, 9-летняя девочка) и ранено 14, в том числе сама законодатель.[29]

В соответствии со второй поправкой к Конституции США право на владение оружием не может ограничиваться властями. В настоящий момент его ношение для самообороны разрешено законом в 49 штатах (исключением является Иллинойс). При этом в 26 штатах для этого не требуется какая-либо специальная лицензия.[30]

Попытки ужесточить законодательство в данной сфере неизменно наталкиваются на оппозицию защитников второй поправки, в том числе влиятельной Национальной стрелковой ассоциации, объединяющей 4 млн.человек.[31]

Влиятельная американская ассоциация юристов (ААЮ) в специальном докладе 2011 г. сделала вывод о том, что вследствие сокращения расходов на институты судебной власти США (в среднем на 10-15 % за последние три года) резко возросла нагрузка на судей и снизилось качество правосудия.[32]

Кризисные явления в экономике США привели к большому количеству судебных разбирательств. Суды оказались буквально завалены исками. При этом в 31 штате были урезаны или заморожены зарплаты судебных служащих, в 26 — прекращен набор судей на имеющиеся вакансии, в 24 — увеличены взимаемые с участников процесса сборы, в 14 — сокращено время работы судов.[33]

Только во Флориде из-за несвоевременности правосудия по жилищным спорам убытки участников тяжб составили порядка 10 млрд долл. Общие убытки из-за затянувшихся в крупнейшем в США городском суде Лос-Анджелеса (5400 сотрудников и 600 залов заседаний) разбирательств по коммерческим спорам превысили 15 млрд долл., а убытки адвокатов составили порядка 13 млрд долл.[34]

Работники судебной системы начинают проявлять открытое недовольство. Например, в 2010 г. 330 сотрудников Нью-Йоркскoго апелляционного суда потребовали от властей штата повысить жалование (зарплата им не повышалась в течение 11 лет). При этом они жаловались на перегруженность, поскольку на каждого судью в среднем приходится по 3500 дел.[35]

Содержание

[править] Пенитенциарная система

Подробнее см. также: Пенитенциарная система США

США продолжают оставаться страной с самым большим «тюремным населением» (по данным Минюста США, в 2009 г. оно составляло 2,3 млн человек) и самым большим уровнем арестантов на душу населения в мире (743 на 100 тыс. населения). За решеткой — каждый 132-й житель США. При этом более 140 тыс. отбывают пожизненное заключение.[36]

Главной причиной сложившейся ситуации с переполненностью тюрем эксперты называют отмечающееся на протяжении последних 40 лет неуклонное и повсеместное ужесточение уголовного законодательства. С 60-х гг. акценты постепенно смещались с «перевоспитания» в сторону максимальной изоляции правонарушителей.[37]

Примерно 20 тыс. человек содержатся в одиночных камерах на постоянной основе, что зачастую приводит к психическим заболеваниям. В июле 2011 года очередную голодовку в знак протеста против бесчеловечных условий заключения в карцерах устроили заключенные калифорнийской тюрьмы строгого режима «Пеликэн Бэй».[38]

Особую тревогу международные НПО бьют в связи с положением в США малолетних преступников. В настоящее время около 90 тыс. несовершеннолетних отбывают различные сроки наказания, из них почти 7 тыс. осуждены на пожизненный срок (1,7 тыс. — без права на помилование).[39]

Огромные нарекания со стороны правозащитников вызывает положение женщин, находящихся в заключении (206 тыс. в 2008 г.). Двадцать три штата и Федеральное бюро тюрем разрешают заковывать женщин в наручники во время родов.[40]

В июне 2011 года на сайте Глобал Рисеч опубликована статья члена Всемирной рабочей партии США, активистки «Международного центра действий» Сары Флоундерс с фактами, подтверждающими, что ведущие военные корпорации США в погоне за сверхприбылью все шире используют труд заключенных, нарушают их права, выплачивая мизерное денежное содержание.[41]

«Американский союз за гражданские свободы» подготовил доклад, в котором констатируется, что за последние 20 лет число частных тюрем в США возросло многократно. По официальной статистике 2010 г., в десятках негосударственных пенитенциарных учреждениях содержалось 148 тыс. из порядка 2,3 млн человек «тюремного населения» Америки. Это — 6 % всех заключенных в штатах, 16 % осужденных по федеральным законам и половина задержанных в стране нелегальных мигрантов. Правозащитники считают необоснованными ссылки на полупустую казну штатов и огромный дефицит федерального бюджета в качестве основания для приватизации одной из основных функций государства — изоляции преступников от общества. Авторы доклада объясняют приватизацию исправительных учреждений тем, что в США широко распространены законы, устанавливающие длительные сроки заключения за мелкие правонарушения. Выгоды от этого получают крупные корпорации, размещающие часть вспомогательного производства в тюрьмах, чтобы использовать крайне дешевую рабочую силу. В исследовании АСГС содержатся конкретные факты, подтверждающие, что положение в частных изоляторах (уровень заболеваемости, смертности и насилия по отношению к заключенным, условия их содержания) не лучше, а зачастую и хуже, существующего в системе государственных пенитенциарных учреждений.[42]

[править] Смертная казнь

Подробнее см. также: Смертная казнь в США

Хотя в марте 2011 года Иллинойс стал 16-м штатом США, отменившим смертную казнь, она продолжает фактически применяться в 12 из них. После 10-летнего периода неуклонного сокращения числа исполненных приговоров (с 98 в 1999 г. до 37 в 2008 г.) при Обаме число экзекуций подскочило до 52 в 2009 г. и 46 — в 2010 г. За первые 7 месяцев 2011 года в исполнение был приведён 31 смертный приговор (первое место по этому показателю стабильно удерживает Техас — 24 в 2009 г. и 17 в 2010 г.). Американские власти продолжают казнить несовершеннолетних (22 случая с 1976 г.) и умственно отсталых (по состоянию на конец 2011 года, как минимум, трое за последние пять лет). По состоянию на конец 2011 года, общее число заключённых, ожидающих смертной казни, составляет в США более 3,2 тыс. человек (в том числе иностранцы, среди которых два россиянина).[43]

«Ахиллесовой пятой» американской Фемиды в контексте высшей меры наказания являются ошибки правосудия. За последние 30 лет постфактум были оправданы более 130 приговоренных. Приведение в исполнение в сентябре 2011 года спустя 22 года после смертного приговора чернокожему американцу Трою Дэвису, за которого вступились многие правозащитники в мире, вновь продемонстрировало всю серьёзность проблемы смертной казни в США.[44]

8 июля 2011 года Верховный комиссар ООН по правам человека Н.Пиллай выразила глубокое сожаление в связи с казнью в США гражданина Мексики Г. Л. Гарсия. Ещё в 2004 году Международным судом было вынесено решение, предписывающее властям США пересмотреть дела более 50 мексиканцев, в том числе Г. Л. Гарсия, приговорённых к смертной казни на том основании, что им не была обеспечена консульская помощь. Н.Пиллай заявила, что, казнив Г. Л. Гарсию, США нарушили международное право.[45]

[править] Несовершеннолетние

Согласно опубликованному в 2011 году докладу министерства здравоохранения и социального обеспечения США, в 2009 г. в органы социальной защиты поступило порядка 3,3 млн заявлений о предполагаемых случаях насилия в отношении более 6 млн детей. По результатам проверок собраны веские доказательства жестокого обращения с 763 тыс. пострадавших (один из ста несовершеннолетних американцев). Из них 1770 человек (2,4 на 100 тыс.) погибли, при этом в 75 % случаев — от рук или по недосмотру собственных родителей. Наибольшее число жертв (более 80 %) среди детей младше 4 лет. В подавляющем большинстве инциденты связаны с тем, что дети были оставлены без присмотра (78 %). На втором месте — физическое насилие (17,7 %), на третьем — сексуальное (почти 10 %), на четвертом — психологическое давление (7,6 %).[46]

В результате выявленных нарушений закона около 211 тыс. детей были изолированы от родителей или опекунов, помещены в детские дома и приемные семьи. Ещё более 700 тыс. понадобилась иная государственная помощь, включая медицинское обслуживание, юридическую защиту прав в суде и профилактическую постановку их матерей и отцов на учет в органах соцзащиты.[47]

[править] Приёмные дети из России

Остро стоит проблема насилия в отношении приёмных детей из России в американских семьях.[48]

В США продолжается судебное дело в отношении М.Грисмора, обвиняемого в изнасиловании усыновленной россиянки Ксении Антоновой. Защита прибегает к различного рода уловкам, включая использование поддельных документов, чтобы выгородить подсудимого. При этом соцслужба округа Чероки (штат Джорджия) затягивает решение вопроса с предоставлением девочке американского гражданства, закрывая глаза на то, что ее безосновательно и в нарушение принятых в США процедур неоднократно помещали в психиатрические заведения.[49]

18 ноября 2011 года суд г. Йорк (штат Пенсильвания) вынес необоснованно мягкий приговор супругам Крейверам, обвинявшимся в гибели в августе 2009 г. приемного мальчика из России Вани Скоробогатова (на теле семилетнего ребенка обнаружили около 80 повреждений). Несмотря на то, что обвинение требовало высшей меры наказания, полагая, что В.Скоробогатов погиб по вине приемных родителей, Крейверы вышли на свободу из зала суда, пробыв под арестом полтора года.[50]

В августе 2011 года в штате Аляска приемная мать российского ребенка Даниила Бухарова Джессика Бигли, публично издевавшаяся над ним под телекамеру, была признана виновной в «незначительном правонарушении». Назначены наказание в виде лишения свободы сроком на 180 дней условно и штраф в размере 2500 долл. с отсрочкой приговора (испытательным сроком) на три года.[51]

Дмитрий Жарков, выехал на лечение в США в 2008 г. и проживает в семье Экманов в Южной Каролине. Вопреки обещаниям они так и не начали процедуру усыновления, а американская виза мальчика истекла. В случае с Юлией Ощенко, несмотря на имевшие место договоренности, процедура ее усыновления американским гражданином Р.Силанксасом также формально не завершена. Ребенок был вывезен в США в 2004 г. для лечения и до сих пор находится там в нарушение российского и американского законов.[52]

[править] Свобода слова

Подробнее см. также: Свобода слова в США

Свобода слова и прессы в США гарантируется первой поправкой к Конституции США и традиционно является одной из самых охраняемых либеральных ценностей, но и она после терактов 11 сентября 2001 г. была серьезно ограничена.[53]

По мнению организации «Репортеры без границ», в 2009—2010 гг. по степени свободы прессы США занимали 20-е место в мире (из 178). В рейтинге другой НПО — «Фридом Хаус» — в 2010 г. США оказались на 25-й строчке.[54]

Несмотря на обещание Обамы повысить уровень прозрачности в деятельности госорганов, американские власти объявили настоящую войну Дж. Ассанжу — основателю сетевого проекта «Викиликс», на котором были размещены тысячи файлов с секретной информацией о войнах в Ираке и Афганистане, а также тайная переписка американского внешнеполитического ведомства.[55]

Уголовные обвинения были предъявлены рядовому Б.Мэннингу, подозреваемому в передаче секретной информации сетевому ресурсу. Обама назвал меры, принятые в отношении рядового, «адекватными». Под давлением международных правозащитников ему были улучшены начальные условия тюремного содержания. В то же время предъявлены дополнительные обвинения по 22 пунктам, включая «оказание содействия врагу», за что Б.Мэннингу грозит смертная казнь.[56]

Спецдокладчик Совета ООН по правам человека (СПЧ) по вопросу о пытках Х.Мендез дважды — 11 апреля и 12 июля 2011 года — выступил с критикой в адрес США в связи с отказом Вашингтона предоставить ему беспрепятственный и безнадзорный доступ к Б.Мэннингу. В мае 2011 года федеральный прокурор направил повестку о явке в суд репортеру газеты «Нью-Йорк Таймс» Дж. Райзену. От журналиста требуют дать свидетельские показания против бывшего агента ЦРУ Дж. Стерлинга. По версии прокуратуры, экс-ЦРУшник выдал репортёру секретную информацию, которая легла в основу одной из глав книги «Состояние войны» (о планах ЦРУ снабдить Иран фальшивыми ядерными технологиями с помощью русского агента).[57]

Конгресс США в течение нескольких лет не может принять закон, предоставляющий журналистам право сохранять в тайне свои источники (за исключением ряда случаев, когда суд признает раскрытие информации необходимым).[58]

Все чаще журналисты в США теряют работу из-за своих «политически некорректных» высказываний. Так, в июне 2010 г. под давлением влиятельных еврейских кругов была вынуждена завершить карьеру легендарная Х.Томас, осмелившаяся раскритиковать действия Израиля в отношении «флотилии свободы». В июле 2010 г. была уволена старший редактор отдела по Ближнему Востоку телекомпании «Си-Эн-Эн» О.Наср, выразившая в твиттере сожаление по поводу смерти духовного лидера ливанских шиитов С.Фадлала.[59]

11 ноября 2011 года представитель ОБСЕ по свободе СМИ Д.Миятович выступила с жесткой критикой в адрес властей США по поводу арестов журналистов, освещавших уличные протесты в рамках акции «захвати Уолл Стрит». Действия правоохранительных органов она охарактеризовала, как «попирающие свободу СМИ и общественные интересы». По инициативе ЕС 17 ноября 2011 года этот вопрос был вынесен на заседание Постоянного совета ОБСЕ, на котором американская сторона была вынуждена отчитаться о неправомерных действиях нью-йоркской полиции в отношении журналистов. Американский представитель в Совете признал, что имевшие место «ошибочные» аресты журналистов будут расследованы.[60]

[править] Вооружённые конфликты

[править] Война в Ираке

Подробнее см. также: Война в Ираке с 2003 года

По данным проекта «Подсчёт убитых в Ираке» (Iraq Body Count), к августу 2011 года конфликт в Ираке унес жизни до 111,6 тыс. гражданских лиц. Эти цифры подтверждаются опубликованными сайтом «Викиликс» секретными донесениями с театра военных действий (109 тыс. с января 2004 г. по декабрь 2009 г.). Согласно же исследованию авторитетного медицинского журнала «Ланцет», проводившемуся с учетом косвенных факторов — болезней, голода, общего кризиса системы здравоохранения и борьбы с преступностью и т. п., — только в период с момента американского вторжения в марте 2003 г. по октябрь 2006 г. сверх обычного уровня смертности в этой стране погибло более 650 тыс. иракцев (военных и гражданских лиц).[61]

В апреле 2010 г. «Викиликс» опубликовал т. н. «иракское досье», раскрывающее ранее неизвестные факты гибели мирных жителей в Ираке в 2004—2009 гг. Среди них — 39-минутная вертолетная видеозапись авиаудара по Багдаду 12 июля 2007 г., в результате которого погибли два репортера агентства «Рейтер», а также было разрушено здание, где находились женщины и дети. Как свидетельствуют документы, американские военные знали о правонарушениях и зачастую закрывали на них глаза. Верховный комиссар ООН по правам человека Н.Пиллай призвала американские власти расследовать эти случаи и привлечь к ответственности виновных лиц.[62]

Методы насилия, запугивания и терроризирования населения длительное время широко применялись сотрудниками завербованных американцами в огромных количествах (более 110 тыс. чел.) для работы в Ираке таких частных охранных предприятий, как «Блэкуотер», «Дайнакорп» и др. Самой известной стала «бойня на площади Нисур» в Багдаде 16 сентября 2007 г., когда сотрудники «Блэкуотера» (с февраля 2009 г. переименована в «Зи сервисиз») застрелили 17 безоружных иракцев. В декабре 2008 г. пяти участникам расстрела были предъявлены обвинения, но год спустя федеральный суд в Вашингтоне отклонил их, ссылаясь на иммунитет охранников, работавших по государственному контракту. «Зи Сервисиз» остается одним из трех крупнейших охранных подрядчиков Госдепартамента в других странах, включая Афганистан.[63]

[править] Война в Афганистане

Общее количество жертв среди афганского мирного населения с начала операции «Несокрушимая свобода» в этой стране в 2001 г. составляет примерно 11,5-14,2 тыс. человек (до 34,5 тыс., если учитывать косвенные факторы смертности). При этом приблизительно 5,7-9 тыс. мирных жителей было убито силами международной коалиции под руководством США (чаще всего в результате воздушных ударов и использования беспилотников).[64]

14 июля 2011 года спецпредставитель Генсекретаря ООН по Афганистану С. де Мистура заявил, что в предшествующие 6 месяцев количество жертв среди мирного афганского населения выросло на 15 % по сравнению с уровнем 2010 г. и составило почти 1,5 тыс. человек (из которых 14 % погибли по вине сил международной коалиции и проправительственных войск). В одном только мае погибло не менее 368 гражданских лиц.[65]

[править] Российские граждане

Среди основных проблемных вопросов в гуманитарно-правочеловеческой сфере в двусторонних отношениях США с Россией является применение американской стороной законодательства США к гражданам России в экстерриториальном порядке. В первую очередь, речь идёт об арестах российских граждан в третьих странах по запросам правоохранительных органов США при непосредственном участии агентов американских спецслужб и ведомств.[66]

В. А. Бут был арестован в марте 2008 г. в Таиланде местной полицией совместно с агентами Американского агентства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (DEA) и затем экстрадирован в США. В США его обвиняют в сговоре с целью убийства американских граждан и военнослужащих, приобретении и продаже ПЗРК, оказании материальной помощи иностранной террористической организации, отмывании денег, мошенничестве при осуществлении денежных переводов, а также нарушении внутриамериканских санкций, введённых против него в 2004 г. МИД России потребовал от Бангкока предоставить официальные документы, на основании которых российский гражданин был передан Вашингтону. В Бангкоке с 10 августа 2011 года состоялось несколько заседаний суда по вопросу законности экстрадиции россиянина в США, включая процедурные аспекты вывоза его из местной тюрьмы и передачи американским спецагентам. 2 ноября 2011 года суд присяжных в США единогласно признал В. А. Бута виновным по всем пунктам обвинения.[67]

К. В. Ярошенко был арестован в мае 2010 г. в Либерии при участии сотрудников Американского агентства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (DEA). 31 мая 2010 г. без какого-либо судебного решения был по сути насильственно вывезен на американскую территорию. Российское диппредставительство не было проинформировано об аресте российского гражданина. Ярошенко подвергался психологическому и физическому воздействию. В США он был обвинен в преступном сговоре с целью поставки кокаина на территорию США и приговорен 7 сентября 2011 года к 20 годам заключения. Доказательная база целиком строилась на перехвате телефонных разговоров, а не реальных действиях. По запросам Минюста США в Германии в ноябре 2010 г. арестован российский гражданин С. М. Сатаринов (обвиняется в преступлениях, связанных с наркотиками, доставлен в США из Германии 14 апреля 2011 года), а в Швейцарии в марте 2011 года — В. В. Здоровенин.[68]

Против российских граждан направлены и провокационные политические игры, развернувшиеся в США вокруг дела юриста фонда «Хэрмитедж» С. Л. Магнитского, который погиб в московском СИЗО в 2009 г. При участии ряда американских законодателей был подготовлен список российских чиновников, якобы имевших отношение к его смерти («список Магнитского»), а в Конгресс США внесены законопроекты, предусматривающие введение против данных лиц визовых и финансовых санкций, что противоречит принципу презумпции невиновности. В июле 2011 года Госдепартамент объявил о решении ограничить въезд в США ряду неназванных сотрудников российских правоохранительных органов, ссылаясь на их причастность к делу Магнитского.[69]

В США двоим российским гражданам грозит смертная казнь. Ю. Г. Михел приговорен Калифорнийским судом в 2007 г. за соучастие в серийном убийстве. На протяжении многих лет он содержится в камере-одиночке без окон, ему запрещены прогулки и общение с другими заключенными. Н. Е. Лещенко-Уилсон обвиняется в убийстве бывшей супруги своего американского мужа и ее сына.[70]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[1][2]
  2. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[3][4]
  3. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[5][6]
  4. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[7][8]
  5. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[9][10]
  6. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[11][12]
  7. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[13][14]
  8. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[15][16]
  9. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[17][18]
  10. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[19][20]
  11. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[21][22]
  12. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[23][24]
  13. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[25][26]
  14. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[27][28]
  15. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[29][30]
  16. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[31][32]
  17. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[33][34]
  18. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[35][36]
  19. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[37][38]
  20. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[39][40]
  21. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[41][42]
  22. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[43][44]
  23. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[45][46]
  24. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[47][48]
  25. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[49][50]
  26. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[51][52]
  27. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[53][54]
  28. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[55][56]
  29. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[57][58]
  30. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[59][60]
  31. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[61][62]
  32. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[63][64]
  33. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[65][66]
  34. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[67][68]
  35. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[69][70]
  36. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[71][72]
  37. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[73][74]
  38. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[75][76]
  39. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[77][78]
  40. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[79][80]
  41. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[81][82]
  42. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[83][84]
  43. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[85][86]
  44. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[87][88]
  45. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[89][90]
  46. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[91][92]
  47. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[93][94]
  48. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[95][96]
  49. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[97][98]
  50. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[99][100]
  51. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[101][102]
  52. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[103][104]
  53. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[105][106]
  54. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[107][108]
  55. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[109][110]
  56. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[111][112]
  57. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[113][114]
  58. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[115][116]
  59. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[117][118]
  60. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[119][120]
  61. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[121][122]
  62. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[123][124]
  63. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[125][126]
  64. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[127][128]
  65. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[129][130]
  66. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[131][132]
  67. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[133][134]
  68. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[135][136]
  69. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[137][138]
  70. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[139][140]
Права человека
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Права человека в ЕвросоюзеПрава человека в ПрибалтикеЕСПЧ
Личные инструменты