Редактирование: Пищевая промышленность России в 2000-х годах
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
В 2008 году отмечалось, что за последние пять лет пищевая промышленность России демонстрировала стабильную динамику роста, поддерживаемую возрастающим потребительским спросом, инвестиционной привлекательностью сектора, расширением экспортных возможностей и развитием сырьевой базы. Среднегодовой темп роста производства пищевой продукции за 2003—2007 годы составил 105,4 процента. Как и в сельском хозяйстве, отдельные сегменты отрасли демонстрировали разную динамику. Ускорение темпов роста, особенно в 2005—2006 годы, наблюдалось в развитии свеклосахарного сектора, масложирового, мясного сегмента продовольствия.<ref>[http://archive.rspp.ru/attachment.aspx?id=6765 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов]</ref> == 2000 год == {{main|Пищевая промышленность России в 2000 году}} В Санкт-Петербурге разгорелся скандал вокруг небольшого, но весьма современного молочного комбината «Роска». Один из основных акционеров предприятия — молочный комбинат «Петмол» — продал принадлежащие ему 47,47 % акций «Роски» концерну «Колибри». Действиями «Петмола» был весьма недоволен местный Сбербанк, который владеет порядка 40 % акций «Роски». Дело в том, что на момент продажи у «Колибри» уже было 5 %. Иными словам, после сделки «Колибри» стал обладателем контрольного пакета акций «Роски». Однако оспорить сделку банкирам так и не удалось.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/283992 Пищевая промышленность]</ref> Постановлением правительства создается федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Росспиртпром». Генеральным директором предприятия назначен совершенно неизвестный в алкогольной среде Сергей Зивенко. Спустя несколько месяцев Мингосимущества передает ФГУП госпакеты акций более чем 120 ликероводочных предприятий. После этого ФГУП меняет власть на этих предприятиях — в ряде случаев с помощью судебных приставов и ОМОНа.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/283992 Пищевая промышленность]</ref> Владелец контрольного пакета акций московского ликероводочного завода «Кристалл» — правительство Москвы — отправляет в отставку генерального директора предприятия Юрия Ермилова. На его место назначается Александр Романов. Однако старая администрация завода во главе с бухгалтером завода Владимиром Свирским отказывается признавать Романова. После этого сторонники Романова взяли «Кристалл» штурмом. Затем контрольный пакет акций завода Москва передала в «Росспиртпром». Руководство ФГУП уволило Романова, а на его место назначило сторонника господина Свирского — Сергея Лукашука.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/283992 Пищевая промышленность]</ref> Вводится лицензирование оптовой продажи и производства табачных изделий. Эксперты утверждают, что это приведет к сокращению числа операторов рынка. Однако в реальности никаких серьезных последствий лицензирование не принесло. А на следующий год лицензии на оптовую продажу сигарет были отменены.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/283992 Пищевая промышленность]</ref> Компания [[Unilever]] через Министерство по антимонопольной политике заставила российскую компанию «Петросоюз» убрать с ТВ рекламу «масла мягкого 'Деревенского'»: на его этикетке изображена натуральная корова, а масло мягкое «Деревенское» на самом деле не масло, а маргарин. Это и возмутило Unilever, которая выпускает аналогичный продукт — маргарин Rama, но коров на этикетке не рисует.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/283992 Пищевая промышленность]</ref> Компания «Альфа-Эко» через три кипрских офшора покупает 50 % акций Торгового дома поставщика двора его императорского величества П. А. Смирнова и потомков в Москве. Договориться с основателем торгового дома Борисом Смирновым новым акционерам так и не удалось. В результате офис торгового дома на Пятницкой новые акционеры взяли штурмом. После этого Борис Смирнов был отстранен от управления компанией.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/283992 Пищевая промышленность]</ref> == Состояние отрасли на 2006 год == В 2006 году отмечались следующие сильные стороны отрасли:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * Высокие темпы расширения и значительные масштабы рынков. Темпы прироста малонасыщенных, по сравнению со стандартами потребления в развитых странах, рынков составляют 10-15 % в год и более на протяжении последних пяти лет. Другой позитивный фактор — возможности импортозамещения, в том числе за счёт переноса производств иностранных компаний в Россию. Быстрый и устойчивый рост рынков и их большие масштабы являются существенными факторами инвестиционной привлекательности отрасли. * Наличие современных производственных мощностей (для значительной части производств). В среднем по отрасли за последние семь лет обновлено свыше половины производственных мощностей, что является рекордным уровнем среди всех крупных отраслей промышленности. В отдельных подотраслях (плодоовощная, пивоваренная, производство безалкогольных напитков, табачно-махорочная) практически все работающие мощности — новые. * Наличие крупных сильных компаний, включая иностранные. * Развитые вспомогательные производства (кластеры конкурентоспособности). В последние годы быстро развивались вспомогательные и обслуживающие производства (тара и упаковка, логистические и маркетинговые услуги), что обеспечивает дополнительную устойчивость конкурентных позиций работающих в России компаний. Слабые стороны:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * Несовершенство механизма государственного регулирования АПК (таможенные пошлины, квотирование, интервенции). Данный вопрос наиболее актуален для рынков зерна, мяса, сахара. Государственное регулирование пока не обеспечивает должной устойчивости рынков и формирования эффективных стимулов у производителей и переработчиков сырья, хотя прогресс в этом вопросе присутствует. * Дефицит отдельных видов сырья (особенно актуален для мясо-молочной промышленности). * Мощный протекционизм на рынках развитых стран, затрудняющий реализацию экспортного потенциала. Рынки продукции АПК в развитых странах являются одними из самых закрытых, активно применяется комплекс инструментов — субсидирование, регулирование цен, торговые барьеры, налоговые льготы. По оценкам Института сельского хозяйства и торговой политики (IATP), себестоимость производства массовых сельхозпродуктов в развитых странах на 25-40 % выше мировых цен (в Европе — до 50 %). Отмена субсидирования и торговых барьеров обеспечила бы рост сельхозпроизводства в развивающихся странах на 30 %. * На ряде рынков — низкие стимулы к модернизации. Отдельные крупные рынки в силу естественных причин практически не растут, а производители не конкурируют с импортом (неторгуемые товары). результат — низкие стимулы к модернизации (особенно при высокой концентрации производства). Это относится к хлебопекарной и мукомольно-крупяной промышленности, ряду сырьевых пищевых производств: крахмалопаточному, дрожжевому, соляному и др.). Возможности:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * Дальнейшее расширение внутреннего рынка по мере увеличения платежеспособного потребительского спроса. В рамках долгосрочного прогноза развития экономики России темпы прироста спроса на продовольственные товары оцениваются в 4-5 % в год до 2010 г., в 3-4 % — в 2010—2015 гг. * Экспансия внешнего рынка. Освоение зернового экспорта, а также ряда нишевых товаров, прежде всего, «натуральных» продуктов (green products) Угрозы:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * Усиление давления на производителей торговых сетей, обусловливающее снижение прибыли товаропроизводителей. Согласно результатам опроса, произведенного консалтинговой фирмой «Эрнст энд Янг» (обзор пищевой отрасли России, 2004 г.), «доминирующее влияние ритейлеров» указана как одна из основных трудностей для компаний на большинстве рынков продуктов питания. * Замедленное развитие сырьевой базы (сельского хозяйства). * Открытие внутренних рынков продукции АПК в условиях неотлаженных механизмов регулирования рынков. == Состояние отрасли на 2008 год == В 2008 году отмечалось, что наиболее характерные тенденции в развитии пищевой отрасли в первую очередь связаны с консолидацией активов, образованием крупных компаний (например, масложировой сектор), а также продолжающимся формированием вертикально-интегрированных связей и шоками на мировых агропродовольственных рынках.<ref>[http://archive.rspp.ru/attachment.aspx?id=6765 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов]</ref> Несмотря на то, что рост агропродовольственного экспорта обгонял рост импорта, Россия по-прежнему сохраняет традиционное положение нетто-импортера продовольственной продукции. Поставки мяса по-прежнему остаются основной статьей всего агропродовольственного импорта.<ref>[http://archive.rspp.ru/attachment.aspx?id=6765 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов]</ref> В структуре российского экспорта продовольствия снизилась доля вывоза маслосемян при расширении экспортных поставок подсолнечного масла. Возросли объёмы экспорта мучных кондитерских изделий, шоколада и продуктов, содержащих какао.<ref>[http://archive.rspp.ru/attachment.aspx?id=6765 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов]</ref> Ограничения развития производства пищевых продуктов связаны с:<ref>[http://archive.rspp.ru/attachment.aspx?id=6765 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов]</ref> * несовершенством механизма государственного и, прежде всего, таможенно-тарифного регулирования рынка продовольствия; * неразвитостью инфраструктуры производства продукции, особенно в мясомолочном секторе; * зависимостью от импортных поставок сырья и колебаний мировых цен; * недостаточной развитостью сырьевой базы и сохранением проблемы поставок качественного сырья на переработку; * незавершенностью работы по разработке технических регламентов. К конкурентным преимуществам пищевой отрасли относятся:<ref>[http://archive.rspp.ru/attachment.aspx?id=6765 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов]</ref> * быстрый и устойчивый рост рынков и их большие масштабы, как существенные факторы инвестиционной привлекательности отрасли; * обновление в среднем по отрасли свыше половины производственных мощностей; * динамичное развитие вспомогательных и обслуживающих производств (тара и упаковка, логистические и маркетинговые услуги). == Показатели == Объём выпуска:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * 2002 год — $26,2 млрд * 2003 год — $31,6 млрд * 2004 год — $43,0 млрд Темп роста физического объёма:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * 2002 год — 7,6 % * 2003 год — 8,2 % * 2004 год — 8,0 % Темп роста относительной производительности труда:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * 2002 год — 0 % * 2003 год — −4 % * 2004 год — 0 % Темп роста физического объёма инвестиций в основной капитал:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * 2002 год — 6 % * 2003 год — 25 % * 2004 год — 3 % Численность занятых:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * 2002 год — 1495 тыс. чел * 2003 год — 1498 тыс. чел * 2004 год — 1441 тыс. чел Средняя месячная заработная плата:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * 2002 год — $119 * 2003 год — $154 * 2004 год — $196 == Примечания == {{примечания}} {{Пищевая промышленность России в XX веке}} {{Экономика России в 2000-х годах}} [[Категория:Пищевая промышленность России в 2000-х годах| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Пищевая промышленность России в XX веке
Шаблон:Примечания
Шаблон:Экономика России в 2000-х годах
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы