Отношения России с ВТО

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 1992 году Россия унаследовала от бывшего СССР статус наблюдателя в ГАТТ, предоставленный СССР в мае 1990 года.

В июне 1993 года правительство России подало официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. 16 июня 1993 года Советом представителей ГАТТ в соответствии с установленной процедурой образована Рабочая группа (РГ) по присоединению России к ГАТТ, позже она была преобразована в Рабочую группу по присоединению России к ВТО.

Наиболее сложными были переговоры с США и Евросоюзом. В частности, с США долгое время не удавалось решить вопросы по доступу на российский рынок американской свинины и по защите прав интеллектуальной собственности, с ЕС — по экспортным пошлинам на лес, условиям промышленной сборки автомобилей на российской территории. Последней страной, с которой России пришлось договариваться, была Грузия, которая настаивала на допуске своих представителей к мониторингу торговли на границе России с Южной Осетией и Абхазией. Протокол о вступлении России в ВТО был подписан 16 декабря 2011 года на министерской конференции организации в Женеве.[1]

В июле 2012 года Путин подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» Протоколом оформляется членство Российской Федерации во ВТО.[2]

22 августа 2012 года Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступил в силу и таким образом Россия стала 156-м членом ВТО.[3]

Содержание

[править] Цели присоединения России к ВТО

Для России основными целями присоединения к ВТО являются:

  • получение лучших в сравнении с существующими и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

[править] Переговоры о присоединении России к ВТО

Переговоры о присоединении России к ВТО велись по четырём направлениям:

  • тарифные переговоры;
  • переговоры по обязательствам в сфере услуг;
  • переговоры в сфере сельского хозяйства;
  • переговоры по системным вопросам.

Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходило практически в непрерывном режиме. Для скорейшего окончания переговорного процесса по присоединению России к ВТО первостепенное значение имело завершение двусторонних переговоров с США с учётом влияния этой страны в ВТО и её значения как торгового партнёра для России.

В июле 2006 года стороны вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг, однако финальных договоренностей на тот момент достичь не удалось.

По данным на 2009 года Россия была очень близка к тому, чтобы удовлетворить все условия, необходимые для вступления в ВТО. Россия заключила двухсторонние соглашения со всеми странами-членами ВТО, входящими в специальную рабочую группу, по обеспечению необходимого доступа на рынки (возможно, за исключением Грузии). Это договоренности с 60-ю странами — самая большая группа в истории ВТО. Многосторонние переговоры практически закрыли все нерешенные разногласия, включая когда-то очень спорный вопрос по защите интеллектуальной собственности.

Оставались три незакрытых вопроса (те же самые, что существовали три года назад):

  1. Размер субсидий сельскому хозяйству, которые вызывают искажение в торговле. Россия требует возможности осуществлять производственные субсидии в размере $9 млрд в год.
  2. Экспортные пошлины на лесоматериалы — возобновились переговоры с ЕС;
  3. Правила работы государственных торговых организаций.

10 июня 2009 года Путин объявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан прекратят отдельные переговоры по вступлению в ВТО с тем, чтобы вступить в ВТО как таможенный союз. Министерство финансов РФ сообщило о том, что новые переговоры по вступлению в ВТО таможенного союза уже могут начаться в 2010 году, после того как новый таможенный союз начнет работать. Правительство Росси также объявило о том, что Россия будет возглавлять этот союз и поэтому будет de facto представлять его интересы и вести переговоры по вступлению в ВТО. Это неожиданное заявление подняло ряд вопросов, касающихся деталей по организации процесса и длительности возможных переговоров. До сих пор не было прецедента, чтобы таможенный союз вступал в ВТО. Переговоры по новому таможенному союзу EUROSEC, хотя и значительно продвинулись, но всё ещё далеки от завершения. Кроме того, таможенный союз между развивающимися странами будет иметь очень много исключений в отношении уровня общего внешнего таможенного тарифа. Без полного применения такого тарифа новый таможенный союз не сможет соблюдать тарифные правила основной группы стран ВТО, это означает, что тарифное предложение, скорее всего, будет отклонено. Также возник вопрос относительно договоренности по поводу торговли услугами в рамках таможенного союза и правил, которые будут применяться странами-участниками ВТО, что, в свою очередь, будет зависеть от того, будут ли партнёры России по таможенному союзу рассматриваться как развитые страны или как развивающиеся. Наконец, Россия и Казахстан уже очень далеко продвинулись в процессе вступления в ВТО, тогда как Белоруссия ещё нет, что, скорее всего, сильно осложнит и затянет процесс вступления для таможенного союза.

По состоянию на конец октября 2011 года власти Грузии отказывались давать согласие на вступление России в ВТО. Они настаивают на присутствии иностранных наблюдателей на границе России с Абхазией и Южной Осетией. В Москве считают эти государства независимыми, а потому отказываются от требований Тбилиси. Очередные переговоры между странами при посредничестве Швейцарии зашли в тупик.[4]

25 октября 2011 года Тбилиси посетил один из заместителей комиссара ЕС по внешней политике Гуннар Вигланд. Он передал властям республики послание, в котором от Грузии требовалось пойти на уступки России. В противном случае Г.Вигланд пригрозил, что Москву пустят в ВТО и без согласия Грузии, однако для властей республики это станет политическим поражением. По словам Г.Вигланда, вариант прямого голосования 15 декабря 2011 возможен. Выяснилось, что законы ВТО позволяют делать исключения, при которых претендент на вступление в организацию может не получать согласие всех ее членов.[5]

27 октября 2011 года заместитель министра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе заявил, что Грузия приняла новое предложение швейцарских посредников на переговорах о вступлении России в ВТО, касающееся международного наблюдения за торговлей на территориях Абхазии и Южной Осетии. Капанадзе сказал: «Швейцарские медиаторы выступили с новым, последним предложением, и Грузия это предложение приняла. Игра, на самом деле, окончена. Сейчас все зависит от российской стороны».[6][7]

[править] Тарифные переговоры

Тарифные переговоры проводились на двусторонней основе с февраля 1998 года со всеми заинтересованными странами-участницами РГ. К настоящему времени договорённости достигнуты по большинству тарифных позиций.

К марту 2006 года Россия завершила тарифные переговоры с 33 странами — членами ВТО.

[править] Переговоры по обязательствам в сфере услуг

Двусторонние переговоры по обязательствам в сфере услуг велись начиная с октября 1999 года. На этом направлении наиболее сложными являлись вопросы доступа иностранных поставщиков в сектора телекоммуникаций, финансов (страхование, банковские услуги, ценные бумаги) и энергетических услуг. К марту 2006 года Россия завершила переговоры по услугам с 16 странами. По данным 2006 год, в целом Россия вела переговоры по тарифам с 50 странами, а по услугам — с 30. Наиболее проблематично шли переговоры с США, Канадой, Австралией, Швейцарией и рядом других стран.

По некоторым товарам, представляющим значительный коммерческий интерес для партнёров, — легковые автомобили, гражданские самолёты — переговоры шли непросто.

[править] Переговоры в сфере сельского хозяйства

В сфере сельского хозяйства переговоры в первую очередь касались уровня «внутренней поддержки» и объемов экспортных субсидий, использования специальных защитных мер и тарифных квот. Россия добивалась права на поддержку своего аграрного сектора в таких объёмах, которые обеспечили бы необходимые условия для его развития. По данным 2006 год, ведущие сельхозэкспортёры, в первую очередь страны Кернской группы во главе с Австралией, не принимали представленные Россией предложения.

[править] Переговоры по системным вопросам

К вопросам системного характера относилось фиксирование обязательств России в Докладе РГ по всему комплексу соглашений ВТО, среди которых выделялась проблематика защиты прав интеллектуальной собственности, таможенного администрирования, ветеринарного и фитосанитарного контроля, лицензирования торговли алкогольной и фармакологической продукции.

[править] Ссылки

[править] Коммерсантъ

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. [1]
  2. Подписан закон о ратификации Протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО
  3. Россия официально вступила в ВТО
  4. http://top.rbc.ru/politics/26/10/2011/622302.shtml
  5. http://top.rbc.ru/politics/26/10/2011/622302.shtml
  6. [2][3]
  7. http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2011/10/27/n_2071134.shtml
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты