Отношения Грузии с Францией

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Возросший в последние годы интерес к Закавказскому региону, связанный прежде всего с каспийской нефтью и его большими транзитными возможностями, привлек внимание и к Грузии, являяющейся узловой страной региона. Именно эти реалии поставили на повестку дня обновление традиционно дружественных отношений между Францией и Грузией, что нашло свое отражение в активизации взаимовыгодного сотрудничества между странами.

В январе 1994 г. состоялся первый официальный визит главы грузинского государства Э. Шеварднадзе во Францию. Во время визита президент Грузии подписал «Парижскую хартию для новой Европы», которая, как известно, является основополагающим документом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, причем сделал это уже во второй раз, поскольку в начале 90-х гг. участвовал в ее создании, а затем и подписании от лица СССР. Нынешняя церемония подписания означала не только начало участия Грузии в строительстве новой Европы, но и упрочение отношений двух стран в интересах всего европейского единства. Главы двух государств подписали также Договор о взаимопонимании, дружбе и сотрудничестве между Республикой Грузия и Французской Республикой, который создал хорошую базу для дальнейшего сотрудничества в политической, экономической и культурной областях [70]. Франция обещала оказать помощь в области обучения и технической подготовки чиновников высокого ранга, финансовых работников. Стороны договорились также о посылке в Грузию миссии французских экспертов в области финансов, которые должны были помочь решить ряд проблем, связанных с Национальным банком, экспортными гарантиями и пр. Была достигнута также договоренность о визите в Грузию экспертов французских частных банков, которые в дальнейшем собирались выступать гарантами проектов французских фирм в Грузии. Грузинская сторона уже предложила проект договора о защите иностранных инвестиций. Для развития культурных связей между странами был подписан договор о сотрудничестве в области кинематографии.

Второй визит Э. Шеварднадзе во Францию в феврале 1997 г. оказался, по его мнению, более плодотворным по сравнению с предыдущим: было подписано 20 договоров, охватывающих практически весь спектр двусторонних отношений:

  • договор о сотрудничестве в области культуры, науки и техники;
  • межправительственное соглашение о сотрудничестве в области транспорта;
  • соглашение о сотрудничестве между министерствами обороны двух стран;
  • протокол о намерениях в области развития сельского хозяйства;
  • протокол о намерениях между Министерством торговли и внешнеэкономических связей Грузии и Всеобщей конфедерацией малых и средних предприятий Франции;
  • протокол о намерениях между Министерством связи и почт Грузии и французским международным радио RFI («Франс Интернасьональ») о распространении передач этой радиостанции в Грузии;
  • меморандум о взаимопонимании между Министерством связи и почт Грузии и фирмой Alkatel Alsthom о создании в Грузии системы волоконно-оптической связи. В настоящее время компания работает на грузинском рынке уже 4 года, при ее участии были построены современные телефонные станции в Поти, Батуми, Кутаиси и Рустави. Компания заключила также соглашения о техническом переоснащении коммуникационных систем Сенакского аэропорта и погранвойск Грузии;
  • меморандум о взаимопонимании между Департаментом по охране государственной границы Грузии и обществом «Софреми» Министерства внутренних дел Франции, специализирующимся на выпуске спецтехники;
  • протокол о сотрудничестве между Тбилисским государственным университетом им. И. Джавахишвили и Французским национальным институтом восточных языков и цивилизаций;
  • соглашение о сотрудничестве между Объединенным грузинским банком и банком «Кредит комерсиал де Франс».

Важным для Грузии явилось решение французского президента Ж. Ширака о страховании государственной страховой компанией Франции «Кофас» инвестиций французских компаний в республике. Данное решение открыло «зеленый свет» для более активного сотрудничества с Грузией французских предпринимателей. Стороны заключили также договор о защите инвестиций и избежании двойного налого-обложения.

В результате предпринятых обеими сторонами мер французские фирмы приступили к инвестированию различных проектов в Грузии, что привело к росту доли Франции в общем объеме иностранных инвестиций в грузинскую экономику с 0,11 % в 1996 г. до 3,8 % в 1998 г., хотя она и остается пока весьма незначительной для такой развитой страны, как Франция. Тем не менее в ходе встреч с французской стороной Э. Шеварднадзе особо подчеркивал тот факт, что в политическом руководстве Франции сформировалось ядро сторонников интенсивного сотрудничества с Грузией, что, по его мнению, имеет большое значение для активизации участия деловых кругов Франции в грузинских проектах. По итогам визита Э. Шеварднадзе во Францию стало ясно, что Франция по-прежнему будет активно поддерживать Грузию в ООН, во всех европейских структурах и в международных финансовых организациях, в процессе интегрирования с Европой и в тех преобразованиях, которые происходят в республике. Помимо этого в связи с конфликтом в Абхазии Франция активно поддерживает Грузию в рамках института «Друзей Грузии» в Совете Безопасности. Не менее важно, что она по линии Евросоюза выступает крупным донором Грузии — доля Франции в Евросоюзе составляет 21 %. Большой вклад в дальнейшее развитие двусторонних отношений внес визит министра иностранных дел Франции Э. де Шаретта в октябре 1996 г. в Грузию. Э. де Шаретт подтвердил стремление Франции сделать динамичным и масштабным многостороннее сотрудничество с Грузией. Он подчеркнул, что французская сторона придает визиту в Грузию особое значение, так как объективно оценивает огромное стратегическое значение Кавказского региона. Исходя из этого, власти Франции полностью разделяют и поддерживают инициативу президента Грузии «За мирный Кавказ». Э. Шеварднадзе отметил, что в ходе визита еще раз проявилась идентичность позиций Грузии и Франции в вопросах мирного урегулирования конфликтов, значения стабильности на Кавказе и, в частности, в Грузии, категорически и строго осуждены всевозможные проявления агрессивного сепаратизма в любой стране мира.

В июле 1999 г. Грузию посетил председатель Сената Франции К. Понсле. Он поддержал Грузию, заметив, что «она успешно прошла первый этап большого пути, который обязательно приведет ее к Евросоюзу». Он обещал и в дальнейшем оказывать поддержку Грузии на этом трудном пути. Говоря о будущем новой единой Европы, К. Понсле выдвинул инициативу создания на Южном Кавказе единого рынка. По его мнению, реализация данной инициативы выгодна не только региону, но и всей Европе. Эта инициатива будет способствовать экономическому развитию стран Закавказья, в том числе углублению процесса интеграции. Более того, она создаст благоприятный климат для мирного урегулирования конфликтов в регионе. Он считает, что Грузия, занимая ведущее место в регионе, может сыграть особую роль в осуществлении этой идеи. В связи с этой инициативой Сенат Франции пригласил в Париж председателей парламентов Грузии, Армении и Азербайджана. Э. Шеварднадзе с одобрением воспринял эту инициативу, подчеркнув, что она полностью совпадает с целями и задачами Грузии. Он также отметил, что, несмотря на существующие конфликты, зачатки подобного сотрудничества в регионе уже существуют и прежде всего связаны с перспективой возрождения Великого шелкового пути. Коллоквиум, организованный Сенатом Франции и посвященный экономическим аспектам регионального сотрудничества, состоялся в декабре того же года. По словам председателя Сената Франции К. Понсле, открывшего коллоквиум, «на Закавказский регион возлагается важная роль в формировании современной мировой архитектуры». В этой связи Европа должна сделать все для того, чтобы этот регион стал мирным и процветающим, однако преодоление стоящих перед тремя странами серьезных проблем возможно только скоординированными совместными усилиями. На коллоквиуме также выступили председатели парламентов Грузии, Азербайджана и Армении.

Франция, как и другие страны Европы, выразила готовность оказать помощь Грузии в строительстве собственных Вооруженных сил. В частности, это касается подготовки грузинских офицеров в различных военных учебных заведениях Франции в рамках программы сотрудничества оборонных ведомств двух стран на 2000 г. Кроме того, была обещана помощь в оснащении Коджорского учебного центра спецамуницией небоевого назначения.

[править] Ссылки

Личные инструменты