Материал из Documentation.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) по законодательству России — это часть территории России, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.[1]
На территории России на начало 2014 года было создано 28 особых экономических зон под управлением ОАО «ОЭЗ», из которых 14 — туристско-рекреационные, 6 — промышленно-производственные, 5 — технико-внедренческие и 3 — портовые. Все они предлагают своим резидентам таможенные преференции (без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования), льготы на налоги (на прибыль, добавленную стоимость, земельный, транспортный и прочее), а также готовую инфраструктуру. При этом льготы на налог на имущество предоставляются на то имущество, которое создано или приобретено, находится и фактически используется на территории ОЭЗ.[2]
Динамика инвестиций в ОЭЗ в 2007—2013 годах была положительна, в октябре 2013 года зафиксировано 78,5 млрд рублей частных инвестиций и 55,6 млрд из федерального бюджета. Важно отметить, что с 2010 года объём частных вложений стал превышать объём государственных, направленных на развитие инфраструктуры, что свидетельствует о качественном развитии ОЭЗ. Так, к середине мая 2014 года на территории ОЭЗ было зафиксировано 379 резидентов, и каждая пятая компания — иностранная. При этом более половины инвесторов сосредоточены в наиболее желаемых для инвесторов типах ОЭЗ — промышленных.[3]
К середине мая 2014 года суммарный объём заявленных инвестиций, по данным управляющей компании ОАО «ОЭЗ», составляет 456 млрд рублей. По оценке аналитиков Intesco Research Group, инвесторы уже вложили порядка четверти всех заявленных инвестиций.[4]
-
Выделением территорий с более благоприятными условиями для ведения бизнеса, чем в стране в целом, российская власть занималась с начала 1990-х годов. По мировой традиции эти территории назывались свободными, или специальными, зонами, иногда — зонами свободного предпринимательства. В России такие зоны учреждались самых разных размеров — от маленьких локальных площадок на небольших участках территории до суперкрупных структур в границах муниципальных образований и даже субъектов федерации. В этом вопросе власть пыталась следовать сложившейся мировой практике, прежде всего практике тогдашних лидеров роста — стран Юго-Восточной Азии и восходящего Китая. В практике 1990-х годов отдельные территории со специальным статусом и индивидуальными льготами (Калмыкия, Алтай, Эвенкийский автономный округ, Ингушетия и др.) быстро превращались в классические центры прибыли, где инвесторы только регистрировались ради ухода от налогов.
В 2000-е годы столь пёстрое многообразие зональных структур было признано неэффективным, и принятые в 1990-е годы решения официально отменили. В 2005 году государство начало второй этап строительства особых экономических зон — практически с нуля: все ранее созданные в стране зональные режимы, за двумя исключениями, были ликвидированы.
Исключениями же стали две суперзоны в границах проблемных областей — Калининградской и Магаданской, получившие статус ОЭЗ индивидуально, по отдельным федеральным законам (первая — в 1996 году, с продлением статуса до 2026 года на основании нового закона 2006 года, вторая — в 1999 году, с прекращением срока действия льгот в 2007 году). Хотя обе территории не относятся к институтам развития в их строгом понимании, обе зоны с точки зрения задачи развития данных регионов изначально работали вхолостую. Более того, вместо модернизации экономики оба субъекта федерации оказались в растущей зависимости от новых пакетов федеральной помощи, а вместо экспортного рывка подсели на массовые теневые сделки и импортное посредничество. По настоянию Минфина и Минэкономразвития Магаданская область не получила дальнейшего продления особого статуса, а Калининградская область продолжает работать в нагрузку для федерального центра, но пока сохраняет преференции.
Новый, а по сути, первый сводный закон «Об особых экономических зонах» федерального уровня был принят весной 2005 года. Принципиальное отличие новых зон — их исключительно локальные размеры (до нескольких десятков квадратных километров), запрет на проживание здесь населения и обязательное таможенное обустройство границы. Все резиденты зон должны быть зарегистрированы на территории соответствующего муниципального образования как российские юридические лица. Для них введены существенные налоговые льготы: часть определяется федеральными решениями, другая — устанавливается на уровне регионов. Исключительно федеральными являются таможенные льготы: беспошлинный импорт товаров, необходимых для производства, а также беспошлинный экспорт товаров собственного производства. А регионы вправе частично или полностью освобождать резидентов зон от своих налогов. В частности, резидентов первых шести зон, учреждённых в январе 2006 года, на пять лет освободили от всех местных налогов.
Не менее важными считаются два других направления поддержки. Во-первых, государство на собственные деньги, на паях с частным бизнесом, готово строить в зонах инфраструктуру. Во-вторых, оно обещает заметно упростить на территории зон бюрократические проволочки и процедуры, то есть позволить предпринимателям вести дела с госорганами по известному принципу «одного окна».
Первоначально законом предусматривались три типа особых зон: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. Позднее на основании поправок 2007 года к ним добавился четвёртый тип — портовые зоны. Предполагается, что промышленно-производственные зоны (ППЗ) должны стать очагами промышленного роста, технико-внедренческие (ТВЗ) — интеллектуальными лабораториями, а туристско-рекреационные зоны (ТРЗ) выведут Россию на мировой туристический рынок. Портовые же зоны призваны «стимулировать развитие портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам».
Срок жизни зон всех типов — 20 лет, кроме технико-внедренческих, для них — 15 лет.
В качестве общего органа управления зональной практикой летом 2005 года был создан РосОЭЗ (федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами), подчиненный Минэкономразвития. Сначала агентством руководил генерал-лейтенант МВД Юрий Жданов, через год его сменил глава Роснедвижимости Юрий Мишустин, в марте 2008 года ушедший в частный бизнес. После чего во главе РосОЭЗ оказался его бывший заместитель Андрей Алпатов.
Кроме того, в каждой зоне для обустройства и обеспечения её деятельности создается свой орган управления — администрация ОЭЗ.
Данные о планируемых затратах на обустройство особых зон существенно расходятся. Ю.Мишустин в апреле 2007 года сообщал, что государство вложит до 2010 года в инфраструктуру всех зон, без учёта портовых, 148 млрд рублей, а еще 200 млрд будет привлечено от частных инвесторов. Однако тогдашний руководитель Минэкономразвития Герман Греф указывал, что на создание инфраструктуры только семи туристско-рекреационных зон потребуется 325 млрд рублей (в ценах 2007 года), из них 44,5 млрд выделит федеральный бюджет. Обещания А.Алпатова значительно скромнее: он говорит о государственных инвестициях в 43 млрд рублей и о частных в 50 млрд до 2011 года на все ОЭЗ.
В конце 2005 года МЭРТ РФ подвело итоги конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон (ОЭЗ). На создание ОЭЗ было подано 73 заявки из 43 регионов. Отобрано шесть регионов.
- Технико-внедренческие зоны. В Санкт-Петербурге предполагается проводить научные исследования и производить продукцию в сфере информационных технологий и аналитического приборостроения, в Дубне будут развиваться ядерно-физические технологии, в Зеленограде — микроэлектроника, в Томске — новые материалы.
- Промышленно-производственные зоны. Комиссия выбрала только два проекта. Первый — особая экономическая зона «Липецк» в Липецкой области, где уже начат совместный проект с Италией и предполагается производство бытовых приборов, бытовой электротехники и мебели (в этой зоне будет работать компания Merloni). Второй — в Елабуге (Татария), где намечается производство автокомпонентов, а также высокотехнологичной продукции нефтехимии. Там будут работать компании General Motors, Toyota, Caterpillar, KFZ, George Fisher, RBL, Mando и Nicolson.
К настоящему времени в России на основании закона 2005 года и его последующих дополнений создано уже 13 ОЭЗ. Из них две ППЗ — в Липецкой области и Татарстане, четыре ТВЗ — в Санкт-Петербурге (одна ОЭЗ на двух участках — Ново-Орловский и «Нойдорф»), Зеленограде, Дубне и Томске, а также семь ТРЗ — в Калининграде, Краснодарском и Ставропольском краях, на Алтае (две ОЭЗ — «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»), в Бурятии и Иркутской области. В ближайшее время появятся ещё две портовые, точнее аэропортовые, зоны — в Красноярске и Ульяновске, а также одна морская портовая зона — на территории порта Советская Гавань в Хабаровском крае. По словам нынешнего руководителя РосОЭЗ, к сентябрю 2008 года в ОЭЗ было зарегистрировано 112 резидентов, в том числе 88 — в ТВЗ, 16 — в ППЗ и 8 — в ТРЗ. Эти резиденты вложили в свой «зональный» бизнес свыше 13,5 млрд рублей и создали более 5 тыс. рабочих мест.
О каких-либо результатах деятельности особых зон говорить рано: ни в одной из них ещё даже не достроена инфраструктура. Основные работы по её созданию в ППЗ и ТВЗ планируется завершить до 2011 года, в туристско-рекреационных — до 2012 года, а в портовых — до 2014 года.
Тем не менее обе промышленно-производственные зоны уже что-то производят. Во-первых, в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга», собирают автомобили два СП, созданные компанией «Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто»). Российско-японская «Соллерс-Исузу» до конца 2008 года предполагала выпустить 7 тыс. одноимённых грузовых автомобилей, а российско-итальянская «Соллерс-Елабуга» — 10 тыс. автомобилей Fiat Ducato. Во-вторых, в Липецке создано несколько российско-итальянских СП по производству стройматериалов и сложной бытовой техники. Предполагалось, что к концу 2008 года объём выпуска двух этих ОЭЗ составит 11 млрд рублей.
Современные зональные структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.
Во-первых, инициатор создания зоны — будь то частная компания или государственное агентство — не изобретает льготы, а выступает в роли девелопера, действующего на свой страх и риск. На собственные деньги и на собственном (или подконтрольном) участке территории он создаёт привлекательную инфраструктуру, а затем приглашает туда инвесторов-пользователей для размещения производственных мощностей. Функция организатора зоны ограничивается предоставлением услуг: он не вправе контролировать производственные планы инвесторов, а взаимодействует с ними на равноправных договорных началах. При этом все преференции и правила поведения для участников зон обычно прописаны в соответствующем законе заранее и напрямую, то есть не подлежат дальнейшим уточнениям с администрацией зоны или федеральными ведомствами. В российских же зонах органы их управления выступают в странной двоякой роли: вступая с резидентами ОЭЗ в договорные коммерческие отношения (через специально созданную компанию развития), они одновременно берут на себя ряд контролирующих функций.
Во-вторых, в современной мировой практике отраслевая специализация резидентов особых зон, как правило, не регламентируется: приоритет отдаётся заявительному порядку осуществления инвестиций, особенно в частных зонах. Хотя это не означает, что зоны не имеют специализации: на стадии бизнес-плана, просчитывая потенциальный спрос на свои услуги, инициатор-девелопер, конечно же, представляет, на пользователей какого масштаба и профиля он ориентируется. То есть в мировой практике отбор инвесторов осуществляет сам рынок: в каждую зону приходят те, кому она больше всего подходит по особенностям инфраструктуры и условиям ведения бизнеса. А в России государство в лице РосОЭЗ и местных зональных администраций не только ведёт отбор будущих пользователей (то есть реализует разрешительный порядок инвестирования — наименее привлекательный для бизнеса), но и принуждает их брать на себя задачи девелоперов — финансировать исходные инфраструктурные затраты. Не удивительно, что наши предприниматели как-то вяло пока стремятся брать на себя несвойственную ношу и делить с государством слабо просчитанные риски. Вот если бы власти допустили возможность создания частных зон, как это делается сегодня повсюду, тогда в среде бизнеса нашлись бы, возможно, и свои застройщики, и свои пользователи.
Пока же правительство уповает на механизм частно-государственного партнёрства, хотя при создании локальных ОЭЗ оно нигде за рубежом не применяется (в отличие, скажем, от крупных энергетических проектов национального масштаба). Популярный же аргумент о том, что государство вправе рассчитывать на «взаимность», так как даёт льготы и недобирает налоги, безоснователен: ОЭЗ создаются на территориях, где не было ни производств, ни налоговых сборов.
Надо к тому же заметить, что классические промышленно-производственные зоны, где инвесторы-резиденты пользуются широкими таможенными и налоговыми льготами,— это прежде всего инструмент догоняющего развития. Поэтому своё наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки на этапе их индустриализации. Что же касается США и развитых стран Европы, то там давно поняли, что для стимулирования технологической модернизации нужны не столько таможенные анклавы, сколько промышленные и научные парки, где преференции (налоговые и административные) предоставляются частным инициаторам-застройщикам, а отнюдь не резидентам-пользователям. Последние не имеют здесь каких-то особых льгот, но стремятся в парки по той причине, что эффекты компактного размещения и эксплуатации единой инфраструктуры обеспечивают приличную экономию затрат.
Например, Южная Корея, пройдя этап индустриализации и экспортного рывка, ликвидировала в своих локальных зонах специальные таможенные льготы, но сохранила модельную основу таких территорий — их парковый принцип организации. То же самое во многих случаях сделали и другие азиатские «тигры». Не исключено, что через какое-то время эти парковые структуры снова станут полноценными особыми зонами, но только уже с другим составом инвестиционных льгот, рассчитанных на задачи инновационного, постиндустриального роста.
Российские же власти всё смешали в кучу, поскольку не сделали четкого стратегического выбора в своей политике развития. С одной стороны, в апреле 2008 года правительство вроде отказалось от идеи энергетической сверхдержавы и взяло курс на инновационный прорыв, о чем свидетельствует известная «Концепция-2020». С другой стороны, оглядываясь на Китай 1980—1990-х годов, мы культивируем в зонах селективную поддержку отраслей-лидеров и технологий-локомотивов, то есть используем методы господдержки из арсенала догоняющей реиндустриализации. Но в эпоху глобальной конкуренции невозможно заранее угадать, какой именно сектор или технология станут бесспорными лидерами лет через двадцать.
Поэтому никакой гарантии того, что затея с особыми зонами окажется на этот раз успешной, у нас, увы, нет. И практика уже начинает подтверждать эти сомнения.
Прежде всего при создании зон очень быстро проявилась непоследовательность. Даже базовый принцип локальности, положенный в основание закона 2005 года, строго говоря, реализован только для двух типов ОЭЗ, которые создавались первыми,— промышленно-производственных и технико-внедренческих. Но дальше стали появляться туристско-рекреационные зоны, охватывающие крупные и, главное, неопределённые по размерам территории. И именно этот, «негабаритный» тип зон сегодня численно доминирует в российской практике.
Второй момент: закон об ОЭЗ не является актом прямого действия. Слишком многое при их организации отдано на усмотрение исполнительной ветви власти — и федеральной, и региональной. В результате все ключевые вопросы жизнедеятельности ОЭЗ требуют сложных бюрократических согласований в рамках триады РосОЭЗ—администрация региона—администрация конкретной ОЭЗ. Это ухудшает инвестиционный климат, создаёт широкие возможности для коррупции. Пикантный момент: администрации ОЭЗ по своему юридическому статусу являются некоммерческими организациями, то есть выпадают из регулярной системы как хозяйственного, так и административного права.
После недавней проверки ОЭЗ прокуратура предъявила РосОЭЗ претензии по поводу нецелевого использования свободных средств (их прокрутки через банковские счета), а отдельным зонам — по поводу того, что реальную деятельность здесь ведёт абсолютное меньшинство зарегистрированных пользователей.
9 марта 2024 года было сообщено, что премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановления о создании трёх новых особых экономических зон (в Мордовии, Ростовской и Тверской областях) и расширении двух действующих ОЭЗ (в Калужской и Липецкой областях).[5]
- ↑ Инвестирование в особые экономические зоны в России. 27 августа 2014
- ↑ Инвестирование в особые экономические зоны в России. 27 августа 2014
- ↑ Инвестирование в особые экономические зоны в России. 27 августа 2014
- ↑ Инвестирование в особые экономические зоны в России. 27 августа 2014
- ↑ [1]
Статьи
|
Россия
| Место среди стран мира • Список позиций среди стран мира • Лидирующие позиции в мире • Первое место России среди стран мира • Россия в международных рейтингах • Россия как опережающая страна • Вузы России в международных рейтингах • Наука • Северный Кавказ • Ангара • Су-57 • Комплектующие и материалы МС-21 • Характеристики МС-21 • РД-191 • ВК-2500 • Минфин • Министерство образования и науки • Президентская программа подготовки управленческих кадров • Религии на Северном Кавказе • Траурные дни • Наводнения • Лесные пожары • Сброс сточных вод • Несчастные случаи на аттракционах • Случаи захватов самолётов • Беспризорники • Баженовская свита • Список регионов по числу телевизоров на одно домохозяйство • Российские фильмы — лауреаты Каннского фестиваля • Земельный кодекс • МФЦ
|
Экономика России
| Валовой национальный доход • Валовые национальные расходы • Расходы на конечное потребление • Оборонно-промышленный комплекс • Высокотехнологический комплекс • Рыболовство • Строительство (Жилищное, Автодорожное, Стоимость жилищного строительства, Оконная индустрия, Крупные стройки) • Канализация (Централизованные системы, Очистные сооружения) • Мобильная связь • Интернет • IT-сектор • Туризм • Торговля (Розничная торговля) • Трудовые ресурсы • Валовое накопление основного капитала • Особые экономические зоны • Нанотехнологии • Инновации (Технологические, Экологические) • Малое предпринимательство • Модернизация экономики • Производительность труда • Безработица • Список регионов по уровню безработицы • Основные фонды • Фондоотдача • Доходы населения • Заработная плата • Пенсии • Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум • Бартер • Крупнейшие производители • Монополизм (Картельные соглашения) • Жильё (Благоустройство) • Приватизация • Раздаточная экономика • Технологическое отставание • Межрегиональная дифференциация по уровню экономического развития • Доля России на мировом рынке • Список продукции, производящейся в России • Список проектируемых и строящихся производств в России • Рынок машин и оборудования • Рынок молока и молочных продуктов • Лоббизм российских компаний • Льготы, предусмотренные для молодежи и студентов • Подземные хранилища природного газа • Экономические рекорды
|
ВВП России
| Структура ВВП • Список регионов России по ВРП на душу населения
|
Промышленность России
| Обрабатывающая промышленность (Конкурентоспособность) • Металлургия (Чёрная, Сталелитейная промышленность, Производство рельсов, Цветная, Алюминиевая промышленность, Цинковая промышленность) • Химическая промышленность (Шинная промышленность, Фармацевтическая промышленность, Производство полипропилена) • Промышленность стройматериалов (Цементная промышленность) • Бриллиантовая промышленность • Производство автокомплектующих • Лесная промышленность • Целлюлозно-бумажная промышленность • Электроэнергетика • Тепловая энергетика • Гидроэнергетика • Атомная энергетика • Атомная промышленность • Производство оружейных делящихся материалов • Добыча полезных ископаемых (Себестоимость добычи нефти) • Тяжёлая промышленность • Сравнение промышленности России с Украиной
|
Машиностроение России
| Ракетостроение (Космическое ракетостроение) • Аэрокосмическая промышленность • Ракетно-космическая промышленность • Авиапром (Самолётостроение, Военное самолётостроение, Гражданское самолётостроение, Вертолётостроение) • Судостроение (Кораблестроение, Подводное кораблестроение) • Лазерная промышленность • Микроэлектроника • Транспортное машиностроение • Железнодорожное машиностроение (Вагоностроение) • Сельскохозяйственное машиностроение • Тракторостроение • Энергетическое машиностроение (Атомное) • Металлургическое машиностроение • Радиоэлектронная промышленность • Автопром (Легковое автомобилестроение, Грузовое автомобилестроение, Сборочные производства автомобилей-иномарок, Уровень локализации производимых автомобилей-иномарок, Поставки металлургической продукции для автопрома, Поставки ММК для автопрома) • Танкостроение • Станкостроение • Подъёмно-транспортное машиностроение • Приборостроение • Тяжёлое машиностроение • Нефтяное машиностроение • Двигателестроение (Авиационное двигателестроение)
|
Топливная промышленность России
| Нефтяная промышленность • Нефтеперерабатывающая промышленность • Газовая промышленность • Угольная промышленность
|
АПК России
| Сельское хозяйство • Растениеводство • Животноводство • Пищевая промышленность • Сахарная промышленность
|
Транспорт России
| Автомобильный транспорт • Автомобильные дороги • Железнодорожный транспорт • Российские железные дороги • Трубопроводный транспорт (Нефтепроводный) • Водный транспорт (Морской транспорт) • Воздушный транспорт • Транзит через Россию • ВСТО • БТС-2 • Северный поток • Северный морской путь • Линия метро «Подольск — Раменское» • Байкало-Амурская магистраль
|
Финансы в России
| Банковская система • Фондовый рынок • Государственные финансы • Государственный долг (Внешний долг) • Валютный рынок • Кредитные рейтинги • Международный финансовый центр • Российский рубль • Использование рубля в международных расчётах • Использование рубля в расчётах между странами ЕврАзЭС • Антиинфляционная политика • Долговая политика • Внешний долг • Государственные и муниципальные облигации • Бюджетные послания президента России • Неплатежи • Сравнение финансов в России с Украиной
|
Налогообложение в России
| Налоги • Уклонение от налогов • Подоходный налог с физических лиц • Налогообложение добычи полезных ископаемых
|
Инвестиции в России
| Инвестиционный климат • Инвестиционная политика • Инвестиции в обрабатывающей промышленности • Иностранные инвестиции • Инвестиции Германии в Россию • Инвестиции Франции в Россию • Иностранные инвестиции в автомобильной промышленности России • Иностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении России • Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата
|
Внешнеэкономические отношения России
| Внешняя торговля • Военно-техническое сотрудничество • Строительство Россией атомных электростанций за рубежом (Индия, Китай, Иран, Финляндия) • Зарубежная деятельность российских компаний • Либерализация внешней торговли • Таможенный союз ЕврАзЭС • Отношения с ВТО • Отношения с ЕС • Отношения с Латинской Америкой • Отношения с Афганистаном • Отношения с Германией • Отношения с Грузией • Отношения с Казахстаном • Отношения с США (Торговые отношения) • Отношения с Турцией (Торговые отношения) • Отношения с Украиной (Торговые отношения) • Отношения с Центральной Азией • Отношения с ЮАР • Денежные переводы из России • Приток капитала в Россию • Контракты компаний России с зарубежными странами (Индия) • Кредиты, выданные Россией • Инвестиции России на Украине • Siemens в России
|
Экспорт из России
| Металлургическая продукция • Химическая продукция • Урановая продукция • Лекарства • Высокотехнологичная продукция • Поставки для зарубежных авиастроительных компаний (Airbus, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Boeing, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Airbus) • Услуги • Транспортные услуги • IT-экспорт • Пошлины • Транспортировка экспортируемых товаров (Нефть, Нефтепродукты, Природный газ, Зерно) • Доля России в мировом экспорте • Крупнейшие компании-экспортёры
|
Экспорт энергоносителей из России
| Нефть и нефтепродукты • Экспортные пошлины на мазут в России • Доля экспорта в производстве энергоносителей
|
Экспорт машиностроительной продукции из России
| Вооружения • Военно-морские вооружения • Авиатехника • Военная авиатехника • Гражданская авиатехника
|
Экспорт пищи из России
| Мясо и мясопродукты • Шоколадные изделия
|
Экспорт из России по импортёрам
| Австрия • Азербайджан • Аргентина • Африка • Бахрейн • Белоруссия (Природный газ) • Болгария (Природный газ) • Бразилия • Великобритания (Природный газ) • Венгрия (Энергоносители, Природный газ) • Венесуэла (Вооружения) • Вьетнам (Вооружения) • Германия (Природный газ, Автомобили) • Грузия • Дания (Природный газ) • Евросоюз • Израиль • Индия (Вооружения, Самолёты) • Иран (Вооружения) • Испания • Италия • Казахстан • Канада • Китай (Энергоносители, Нефть, Уголь, Вооружения, Пищевая продукция) • Колумбия • Нидерланды • Польша (Природный газ) • Сирия • Словения (Природный газ) • США (Энергоносители, Ракетные двигатели, Вооружения, Удобрения) • Судан (Вооружения) • Тунис • Турция (Природный газ) • Украина (Энергоносители, Природный газ, Машиностроительная продукция, Автомобили, Пищевая продукция) • Финляндия • Франция (Природный газ) • Чехия • Швеция • Эстония • Южная Корей (Энергоносители) • Япония
|
Импорт в Россию
| Доля России в мировом импорте • Доля импортной продукции на российском рынке • Машиностроительная продукция • Пищевая продукция • Доля импортного продовольствия на российском рынке • Мясо и мясопродукты • Молоко и молочные продукты • Услуги • Импортозамещение • Импортозамещение машиностроительной продукции • Импортозамещение вертолётной техники • Импортозамещение химической продукции • Импортозамещение пищевой продукции • Импортозамещение металлургической продукции • Импортозамещение продукции с Украины • Азербайджан • Белоруссия • Бразилия • Великобритания • Германия • Канада • Китай • Литва • Молдавия • Польша • США • Туркмения (Природный газ) • Украина (Машиностроительная продукция, Грузовые железнодорожные вагоны, Пищевая продукция) • Чили
|
Экономические реформы в России
| Реформа электроэнергетики • Реформа ЖКХ • Пенсионная реформа (с 2002) • Реформа железнодорожного транспорта • Реформа системы обязательного медицинского страхования • Налоговые реформы
|
Компании России
| Госкомпании • Компании-экспортёры • Машиностроительные компании • Компании ОПК • Ростех • Алмаз-Антей • Т-платформы • Амурский судостроительный завод • Луховицкий авиационный завод • Ангстрем • Ситроникс • ОДК-Сатурн • GM Auto • Трансмашхолдинг • Ростсельмаш • АвтоВАЗ • Газпром • ЛУКойл • СУЭК • Росатом • Северсталь • Объединённая металлургическая компания • Российская венчурная компания • Магнитогорский металлургический комбинат • Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус • Коломенский завод • Роснано • Рособоронэкспорт • ВНИИЭФ • Тяжмехпресс • Группа ГАЗ • Оптоган • Бассоль • ABBYY • Севмаш • Лебедянский • X5 Retail Group N.V. • Аэрофлот • ВСМПО-Ависма • Московский завод полиметаллов • Кировлес • Омский нефтеперерабатывающий завод • ИНТЕР РАО ЕЭС • Полюс • Крымский Титан
|
Товары в России
| Алмазы (Экспорт) • Аммиак (Производство) • Бумага (Экспорт) • Древесина (Экспорт) • Лакокрасочная продукция (Рынок) • Минеральные удобрения (Экспорт) • Пиломатериалы (Экспорт) • Целлюлоза (Экспорт) • Шины (Рынок, Экспорт)
|
Машиностроительная продукция в России
| Автобусы (Экспорт) • Автомобили (Рынок, Экспорт, Импорт) • БПЛА (Производство) • Вертолёты (Рынок, Экспорт) • Военные вертолёты (Экспорт) • Военные самолёты (Экспорт) • Головки самонаведения • Грузовые автомобили (Экспорт) • Истребители (Экспорт) • Легковые автомобили (Импорт) • Лазеры (Экспорт) • Микросхемы (Экспорт) • Паровые турбины (Производство) • Самолёты (Экспорт) • Сельхозтехника (Экспорт) • Станки (Экспорт, Импорт) • Стиральные машины (Производство, Экспорт) • Суперкомпьютеры (Производство) • Танки (Экспорт) • Телевизоры (Экспорт) • Тракторы (Экспорт)
|
Энергоносители в России
| Бензин (Экспорт) • Дизельное топливо (Экспорт) • Кокс (Экспорт) • Мазут (Экспорт) • Нефтепродукты (Экспорт) • Нефть (Рынок, Добыча, Экспорт, Запасы) • Попутный нефтяной газ • Природный газ (Добыча, Экспорт, Запасы, Газификация) • Ракетное топливо • Торф (Добыча) • Уголь (Добыча, Экспорт, Запасы) • Электроэнергия (Экспорт, Импорт) • Ядерное топливо (Рынок, Экспорт)
|
Пищевая продукция в России
| Алкоголь (Экспорт, Импорт) • Бананы (Импорт) • Баранина (Рынок) • Водка (Экспорт, Импорт) • Говядина (Производство, Импорт) • Горох (Экспорт) • Зерно (Производство, Экспорт, Импорт) • Картофель (Производство) • Кондитерские изделия (Экспорт) • Кукуруза (Экспорт) • Куриное мясо (Производство) • Мёд (Производство) • Минеральная вода (Экспорт) • Мясо (Производство) • Мясо птицы (Рынок, Производство, Экспорт, Импорт) • Пиво (Экспорт) • Подсолнечник (Производство) • Подсолнечное масло (Экспорт) • Пшеница (Экспорт, Импорт, Твёрдая пшеница) • Растительное масло (Экспорт) • Рис (Экспорт) • Рыба (Экспорт) • Сахар (Рынок, Экспорт, Импорт) • Свинина (Производство, Импорт) • Тритикале • Чай (Импорт) • Яблоки (Рынок) • Ячмень (Экспорт)
|
Металлургическая продукция в России
| Алюминий (Рынок) • Железная руда (Добыча, Экспорт) • Золото (Добыча) • Медь (Рынок) • Никель (Экспорт) • Рельсы (Импорт) • Сталь (Экспорт) • Трубы из чёрных металлов (Экспорт)
|
Внутренняя политика в России
| Государственное устройство • Председатель правительства • Госдума • Послания президента Федеральному собранию • Чеченский конфликт • Список иностранных наёмников, уничтоженных в Чечне
|
ЦФО
| Экономика • ВРП • Промышленность • Агропромышленный комплекс • ТЭК • Транспорт • Внешнеэкономические отношения • Природные ресурсы • Продолжительность жизни населения • Река Моча • Белгородская область (Экономика, ВРП, Животноводство, Продолжительность жизни населения, Белгород) • Брянская область (Экономика, ВРП, Машиностроение) • Владимирская область (Экономика) • Воронежская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Ивановская область (Экономика, ВРП) • Калужская область (Экономика, ВРП, Автомобильная промышленность, Трудовые ресурсы) • Костромская область (Экономика, ВРП) • Курская область (Экономика, Транспорт) • Липецкая область (Экономика, ВРП) • Московская область (Экономика, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Транспорт, Добыча полезных ископаемых, Экспорт, Доходы населения, Природные ресурсы, Экономика Подольска, Доходы населения Подольска, Метро в Подольске, Экономика Подольского района, Выбросы загрязняющих веществ в Подольске, ИТК-5) • Орловская область (Экономика, ВРП) • Рязанская область (Промышленность) • Смоленская область (Экономика) • Тамбовская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность) • Тверская область (Экономика, Деревня Кривоносовка) • Тульская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых) • Ярославская область (Экономика, ВРП, Транспорт, Доходы населения) • Москва (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Шуховская телебашня, Улица Борисовские пруды, дом № 16, корпус 2)
|
СЗФО
| Экономика • ВРП • Добыча полезных ископаемых • Автопром • Сельское хозяйство • Карелия (Экономика, ВРП) • Коми (ВРП) • Архангельская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Продолжительность жизни населения) • Вологодская область (Экономика, Сельское хозяйство) • Калининградская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность, Автомобильная промышленность, Производство электроэнергии) • Ленинградская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Растениеводство, Транспорт, Продолжительность жизни населения, Порт Приморск) • Мурманская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новгородская область (Экономика, ВРП) • Псковская область (ВРП) • Санкт-Петербург (Экономика, ВРП, Занятость, Потребление электроэнергии) • Ненецкий автономный округ (Экономика, ВРП)
|
ЮФО
| Экономика • ВРП • Адыгея (ВРП) • Калмыкия (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения) • Крым (Экономика, ВРП, Растениеводство, Зерноводство, Животноводство, Импорт, Доходы населения, Зарплата, Зерно) • Астраханская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Машиностроение, Транспорт) • Волгоградская область (Экономика, ВРП, Доходы населения, Трудовые ресурсы) • Ростовская область (Экономика, Промышленность, Транспорт) • Краснодарский край (Экономика, Промышленность, Добыча полезных ископаемых) • Промышленность Крымского полуострова • Электроэнергетика Крымского полуострова • Нефтегазовый комплекс Крымского полуострова • Сельское хозяйство Крымского полуострова • Транспорт Крымского полуострова • Доходы населения Крымского полуострова
|
СКФО
| Экономика • ВРП • Дагестан (Экономика, Добыча полезных ископаемых, Инвестиции) • Ингушетия (Экономика) • Кабардино-Балкария (Промышленность) • Северная Осетия (Экономика, ВРП) • Чечня (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Добыча нефти, Доходы населения, Образование) • Ставропольский край (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт)
|
ПФО
| Экономика • ВРП • Судостроение • Производство вертолётов • Башкортостан (Экономика, ВРП, Промышленность, Сельское хозяйство, Строительство, Транспорт, Финансы, Инвестиции, Инновации, Социально-экономическая политика, Образование, Здравоохранение, Население, Государственное устройство, Президент) • Мордовия (Экономика, ВРП) • Татарстан (Экономика, Трудовые ресурсы) • Удмуртия (Экономика, ВРП) • Чувашия (Занятость) • Кировская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Нижегородская область (Экономика, Автомобильная промышленность, Экспорт, Население, Производство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде) • Оренбургская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Пензенская область (Экономика) • Самарская область (Экономика, ВРП, Автомобильная промышленность) • Саратовская область (Экономика, ВРП) • Пермский край (Экономика, ВРП) * Ульяновская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых)
|
УФО
| Экономика • ВРП • Добыча полезных ископаемых • Курганская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Свердловская область (Добыча полезных ископаемых, Екатеринбург) • Тюменская область (Экономика, ВРП, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Финансы, Доходы населения) • Челябинская область (ВРП, Сельское хозяйство, Растениеводство, Транспорт) • Ханты-Мансийский автономный округ (Экономика, Население) • Ямало-Ненецкий автономный округ (Новый Уренгой)
|
СФО
| Экономика • ВРП • Промышленность • Занятость • Тыва (Продолжительность жизни населения) • Хакасия (Экономика, Промышленность, Транспорт, Население) • Иркутская область (ВРП, Обрабатывающая промышленность, Занятость) • Кемеровская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новосибирская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт) • Омская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Трудовые ресурсы) • Томская область (Добыча полезных ископаемых) • Алтайский край (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Добыча полезных ископаемых, Продолжительность жизни населения) • Забайкальский край (Экономика, ВРП) • Красноярский край (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения)
|
ДФО
| Экономика • ВРП • Сельское хозяйство • Мост между Хабаровским краем и Сахалином • Якутия • Амурская область (Экономика, ВРП) • Магаданская область (ВРП) • Сахалинская область (Экономика, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых) • Камчатский край (Экономика, Продолжительность жизни населения) • Приморский край (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых, Доходы населения) • Хабаровский край (Экономика, ВРП) • Чукотский автономный округ (Экономика) • Еврейская автономная область (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство) • Чукотский автономный округ (ВРП)
|
Внешняя политика России
| Отношения со странами (Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Киргизия, Китай, Пакистан, Польша, Саудовская Аравия, Словакия, США, Украина, Чехия, Швейцария, Швеция, Эфиопия, Япония) • Политика России в Центральной Азии и Закавказье • Совет Россия-НАТО • Россия и Швейцария
|
Реформы в России
| Дмитрий Медведев и реформы • Административные реформы • Административная реформа (с 2002) • Второй этап административной реформы (с 2006 года) • Административная реформа в субъектах федерации • Реформа здравоохранения • Судебные реформы • Реформа уголовно-исполнительной системы
|
Вооружённые силы России
| Главное оперативное управление Генштаба • ВВС • ВМФ (Северный флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия)
|
Население России
| Продолжительность жизни • Демографическая политика • Население с высшим образованием • Рождаемость • Смертность • Список регионов по продолжительности жизни населения • Список регионов по уровню младенческой смертности
|
Преступность в России
| Иностранная преступность • Убийства • Ограбления банков • Погибшие в результате преступных посягательств • Коррупция • Дело Hermitage Capital
|
Терроризм в России
| Теракты в России • Национальный антитеррористический комитет • Вихрь-антитеррор
|
Терроризм
| Исламский джихад — Джамаат моджахедов • Исламская партия Туркестана • Исламское движение Восточного Туркестана • Джунд аш-Шам • Джамаат-и-Ислами • Общество социальных реформ • Контртеррористическая операция
|
Экономика
| Экономическое прогнозирование (Бюджетное) • Международный финансовый центр • Налоговый менеджмент • Доходы населения • Экспортные пошлины • Конференция ООН по торговле и развитию • АТЭС • Цены на нефть • Киберсин • Экономические реформы в Китае с 1978 года (1970-е годы, 1980-е годы, 1990-е годы) • Экономические реформы в странах Восточной Европы • Международный валютный фонд • Список стран по потреблению электроэнергии на душу населения • Petroleos de Venezuela S.A. • Kuwait Petroleum Corporation • Repsol YPF • National Iranian Oil Company • Угольная промышленность Европы • Себестоимость добычи сланцевого газа • Затраты-выпуск • МТК ЕЗК • Осакская программа действий
|
Энергоносители
| Сланцевая нефть • Сжиженный природный газ • Сланцевый газ • Расход топлива у самолётов • ОПЕК • Методики оценки запасов нефти • Сланцевый газ в Америке
|
США
| Экономика • Жильё • Угольная промышленность • Сельское хозяйство • Внешнеэкономические отношения • Экспорт природного газа • Финансы • Сланцевый газ • Права человека • Отношения с Узбекистаном • Противоракетная оборона • Коррупция
|
Германия
| Машиностроение • Угольная промышленность • Внешняя торговля • Жильё • Права человека • Коррупция • Теракты
|
Украина
| ВВП • Обрабатывающая промышленность • Автомобильная промышленность • Авиационная промышленность • Ракетно-космическая промышленность • Железнодорожное машиностроение • Воздушный транспорт • Доходы населения • Бедность • Экспорт (Пища, Машиностроительная продукция, Вооружения, Электроэнергия, Доля в мировом экспорте) • Автомобильный транспорт • Транзит грузов через Украину (Нефть, Газ) • Доля импорта на рынке Украины • Электроэнергия • Пальмовое масло • Выездной туризм с Украины • Жильё • Природный газ • Газификация • Автомобильный кабель • Отношения Украины с МВФ • Зоря-Машпроект • Канализация в Киеве • Реформы • Коррупция • Канализация • Качество продовольствия • Миграционная политика Украины • Дискриминация русских на Украине • Ан-70 • Ан-132 • Ан-140 • Ан-148
|
Грузия
| Экономика • ВВП • Машиностроение • ТЭК (Электроэнергетика) • Добыча полезных ископаемых • Сельское хозяйство • Растениеводство • Транспорт (Трубопроводный, Морской) • Финансы (Налоги, Банковская система, Государственные финансы, Государственный внешний долг) • Производство золота • Инвестиции • Внешнеэкономические отношения (Экспорт, Экспорт электроэнергии, Импорт, Импорт пищевой продукции, Денежные переводы в Грузию) • Доходы населения (Заработная плата) • Трудовые ресурсы • Зестафонский завод ферросплавов • Тбилисское авиационное государственное объединение • Образование • Наука • Государственное устройство • География • Коррупция • Отношения с США • Отношения с Францией
|
Постсоветское пространство
| СНГ • Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ • Объём производства в обрабатывающей промышленности России, Украины и Белоруссии • Покупательная способность средней зарплаты в России и Украине • Список продукции, потребляемой в России, Украине и Белоруссии • Русские в Центральной Азии и Закавказье • Грузино-абхазский конфликт • Грузино-осетинский конфликт • Закавказье • Нагорный Карабах • Экономика Прибалтики • Транспорт Прибалтики • Вопрос об оккупации стран Прибалтики Советским Союзом • Роль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР
|
Страны
| Абхазия (Экономика, Промышленность) • Австралия (Угольная промышленность) • Азербайджан (Экономика) • Албания • Аргентина (Экономика) • Армения (Внешняя торговля) • Афганистан • Белоруссия (Экономика, Сельское хозяйство, Доходы населения, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Импорт, Транзит природного газа, IT-сектор, Место в международных рейтингах) • Бразилия (Экономика) • Великобритания (Коррупция, Права человека) • Гондурас (Экономика) • Индия (Машиностроение, Угольная промышленность, Доходы населения) • Иран • Ирландия (Доходы населения) • Исландия (Экономика) • Казахстан (Машиностроение, Оборонная промышленность, Внешнеэкономические отношения, Внешняя торговля) • Канада (Угольная промышленность, Жильё, Права человека, Коррупция) • Катар (Катар, Экспорт природного газа) • Китай (Экономика, Машиностроение, Угольная промышленность, Финансы, Внешняя торговля, Экспорт, Государственное устройство, Либерализация цен, Коррупция) • Латвия (Экономика, Внешняя торговля, Лица без гражданства) • КНДР (Экономика) • Ливия • Литва (Экономика, Вооружённые силы) • Мексика (Экспорт, Импорт) • Молдавия (Внешняя торговля) • Монголия (Метро Улан-Батора) • Нидерланды (Экономика, Коррупция) • Никарагуа • Пакистан (Теракты) • Польша (Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Автомобильная промышленность, Угольная промышленность, Экспорт) • Саудовская Аравия (Экономика) • Финляндия (Жильё, Права человека) • Франция (Коррупция, Права человека) • Швейцария (Экономика) • Швеция (Права человека) • Эстония (Экономика, Транзит, Теневая экономика, Вооружённые силы) • ЮАР (Экономика, Угольная промышленность, Доходы населения) • Южная Корея (Экономика, Коррупция) • Южная Осетия (Экономика) • Япония (Промышленность, Машиностроение, Внешняя торговля, Доходы населения, Коррупция, Прокуратура)
|
Персоналии
| Дмитрий Медведев • Алексей Кудрин • Владимир Касатонов • Евгений Рыбин • Сергей Горьков • Увайс Магомадов • Тамерлан Хасаев • Юсуф Крымшамхалов • Заур Акавов • Арасул Хубиев • Лечи Исламов • Михаил Коданёв • Тони Блэр • Владимир Эренбург • Сергей Оганесян • Марио Блюменфельд • Ильяз Муслимов • Игорь Стрелков • Сергей Карнаухов • Валерий Мальцев • Дмитрий Гололобов • Мирей Матье • Денис Никандров • Борис Ломакин • Игорь Данилевский • Алексей Навальный • Евгений Москвин
|
В. В. Путин
| Путин и российские реформы • Президентство • Третий президентский срок • Президентские указы • Социально-экономическая политика • Путин и экономика России (Промышленность, Автопром, Судостроение, ТЭК, АПК, ЖКХ, Налогообложение, Доходы населения, Госкомпании, Формирование МФЦ) • Путин и демографическая политика в России • Путин и здравоохранение в России • Путин и транспорт • Путин и судебная система России • Путин и алкоголь в России • Путин и коррупция в России • Путин и внешняя политика России • Путин и постсоветское пространство • Путин и образование в России • Путин и регионы России • Россия во время президентства Путина • Инициативы • Оценки деятельности
|
Право
| Международный розыск • Международные трибуналы • Закрытые судебные заседания • Правовой режим Каспийского моря
|
Международные отношения
| Дипломатические отношения • Шанхайская организация сотрудничества • АСЕАН • Группа стран по борьбе с коррупцией • G8 • Политика Китая в Центральной Азии • Политика НАТО в Центральной Азии и Закавказье
|
Прочее
| GRICS • Футбольный трансфер • Нанотехнологии • Лев Щаранский • Креативная партия свободы совести • Межнациональные конфликты • Каспийское море • Коррупция • Отложенные неисправности в самолётах • Дискриминация русских • Исламский экстремизм • Спуск с орбиты космических аппаратов • Каспийский регион • Выход в открытый космос • Индекс восприятия коррупции • Ответственность родителей за оставление детей без присмотра • Незаконное вооружённое формирование • Права человека в Евросоюзе • Термины Counter-Strike • Ан-2П • Тетрахлорэтилен • Углеводы • Список стран по числу больничных коек на 1000 человек населения
|