Оконная индустрия России
Материал из Documentation.
Оконная индустрия России — отрасль строительства в России.
Содержание |
[править] История
В 1990-х годах произошёл почти двукратный спад объёмов производства/потребления оконных и фасадных конструкций. Одновременно происходила коренная структурная перестройка отрасли.[1]
Интенсивное развитие оконной индустрии России в 1998—2008 годах (опережающее по сравнению с увеличением объёмов строительства и производства других строительных материалов и изделий) позволило уже в 2005 году превзойти показатели 1990 года. Причём развитие на принципиально новом техническом и технологическом уровне.[2]
В развитие оконной индустрии (и прежде всего — в развитие сектора ПВХ) за десятилетие перед кризисом 2008—2009 годов были вложены значительные средства. Модернизировались действующие и создавались новые сборочные и экструзионные производства, были закуплены и смонтированы десятки высокопроизводительных автоматизированных линий. Производственные мощности наращивались опережающими темпами.[3]
Первый предупреждающий сигнал о «перегреве» российского оконно-фасадного рынка прозвучал ещё в 2007 году, когда, после рекордного роста в 2006 году (прежде всего, в секторе ПВХ), рынок «внезапно» затормозил. Платёжеспособный спрос практически перестал расти. Темпы роста объёмов продаж и, соответственно, объёмов производства резко снизились. Стало очевидным, что фаза интенсивного роста рынка закончилась и сменилась фазой насыщения. При этом продолжалось интенсивное наращивание производственных мощностей, создание новых сборочных и экструзионных производств. Оправданное с точки зрения конкретного производителя как способ получения конкурентных преимуществ, оно уже к 2008 году создало все предпосылки для кризиса относительного перепроизводства в отрасли.[4]
В первой половине 2008 года темпы роста рынка вновь стали расти, но уже в третьем квартале года ситуация стала развиваться по совершенно иному сценарию, а к концу года страну накрыл мировой финансово-экономический кризис. Строительство оказалось близким к параличу. Оконно-фасадный рынок не стал исключением, хотя влияние кризиса большинство компаний в полной мере ощутили на себе не в 2008, а в последующем, 2009 году. Тем не менее, несмотря на кризисные явления, в 2008 году российский оконно-фасадный рынок достиг максимальных объемов за всю историю своего развития. Рынок окон из ПВХ (сектор ПВХ оконно-фасадного рынка) также достиг рекордных показателей. Совокупное потребление «светопрозрачных» строительных конструкций из ПВХ-профилей за 2008 год составило около 37 млн м2.[5]
В начале 2009 года произошёл «обвал» рынка. Он был обусловлен воздействием не только мирового кризиса, но и синхронного с ним кризиса в российском строительстве, и кризиса относительного перепроизводства в оконно-фасадной индустрии. После падения рынка в 2009 году в 2010 году произошёл «отскок» вверх. Причём рост оконно-фасадного рынка происходил, главным образом, за счёт увеличением рыночных объёмов в секторе ПВХ. В остальных секторах наблюдалась стагнация. По итогам 2011 года прирост к показателям предшествующего года составил около 5 %.[6]
[править] Виды материалов
Структура потребления оконных, фасадных и других строительных конструкций в России по видам используемых рамных материалов в 2011 году:[7]
- ПВХ — 80,1 %
- Алюминий — 12,5 %
- Древесина — 6,9 %
- Другие — 0,5 %
[править] ПВХ
Сектор ПВХ объединяет производителей экструдированных оконных, дверных и вспомогательных ПВХ-профилей, производителей оконных и дверных блоков из ПВХ-профилей и монтажные фирмы.[8]
Сектор ПВХ начиная с середины 1990-х годов является локомотивом развития российской оконной индустрии. Первые российские предприятия-производители оконных блоков из ПВХ-профилей появились в начале 1990-х ходов. Уже к 1998 году доля конструкций из ПВХ в структуре потребления оконных и фасадных конструкций достигла 20 % (остальное приходилось на окна из древесины, конструкции из алюминия и стали). С 2003 году сектор ПВХ стал преобладающим на рынке. В 2008—2011 годах на его долю приходилось уже более 75 % в совокупных объемах потребления оконных и фасадных конструкций в РФ. Увеличение потребления окон из ПВХ сопровождалось значительным снижением потребления деревянных окон устаревших конструкций.[9]
В 2009 году произошёл кризис на оконно-фасадном рынке, однако затем он вновь стал расти. По итогам 2011 года объемы производства и потребления в секторе ПВХ вплотную приблизились к показателям 2008 года.[10]
[править] Древесина
Окна из древесины, в начале 1990-х годов занимавшие доминирующее положение на рынке, уже к 2003 году уступили первенство окнам из ПВХ. Очередной резкий спад потребления деревянных окон начался ещё в 2008 году, до общего кризиса в отрасли. По итогам 2011 года их доля на рынке составила менее 7 %.[11]
[править] Виды конструкций
Структура потребления «светопрозрачных» строительных конструкций из ПВХ-профилей в 2011 году:[12]
- Окна и балконные двери — 72,3 % (26,2 млн м2)
- Остекление лоджий, балконов и веранд — 12,7 % (4,8 млн м2)
- Двери входные и межкомнатные — 6 %
- Витрины, витражи, входные группы — 4,3 %
- Другие конструкции — 4,9 %
[править] Международные сравнения
В 2006 году российский оконно-фасадный рынок по основным показателям вышел на первое место в Европе и на третье в мире (после Китая и США).[13]
[править] Компании
В российской оконной индустрии в 2006—2008 годах работало более 10 тыс. фирм. В основном — представители малого бизнеса.[14]
Доля крупнейших, крупных, средних и малых компаний-производителей в совокупном объёме производства светопроницаемых строительных изделий в России по итогам 2011 года:[15]
- Крупнейшие (более 100 тыс. м2) — 26 %
- Крупные (50-100 тыс. м2) — 18 %
- Средние (10-50 тыс. м2) — 33 %
- Малые (до 10 тыс. м2) — 23 %
Соотношение доли крупнейших, крупных, средних и малых компаний-производителей в регионах и федеральных округах России значительно отличаются от средних показателей по стране. При этом общей тенденцией является увеличение доли крупных и крупнейших компаний, то есть усиление концентрации производства.[16]
Крупнейшими производителями по итогам 2011 года являются транс-региональные компании (точнее, группы компаний) имеющие сборочные производства в нескольких регионах-субъектах РФ:[17]
- «БиМакс»-"ЕвроОкна" (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Самара и др.).
- «БФК» (Новосибирск, Красноярск).
- «Консиб» (Барнаул, Новосибирск, Ижевск, Нижний Новгород, Орел).
[править] Показатели
К середине 2000-х годов совокупный годовой оборот предприятий отрасли достиг нескольких миллиардов долларов.[18]
[править] Литература
- Российский оконно-фасадный рынок: итоги развития в 2000—2010 годах и перспективы на 2011—2015 годы: Аналитический отчет. — М., НП «СТРС», 2011. — 244 с, ил.
- Российский оконно-фасадный рынок. Итоги 2009 года и перспективы на 2010—2012 годы: Аналитический отчет. — М., НП «СТРС», 2010. — 180 с, ил.
- «РОССИЙСКАЯ ТЫСЯЧА. Ведущие производители оконных и фасадных конструкций»: 9 отчетов-книг. — М., ИЦ «Современные Строительные Конструкции», НП «СТРС», 2011—2012.
- Гаврилов-Кремичев Н. Л. После рекордного роста рынок потребовал отдыха. / / «Окна и Двери», 2007, № 6 (123), с.3-5.
- Николаева И. Л., Гаврилов-Кремичев Н. Л. Кризис как новый этап. Оценка и прогноз развития ситуации. // «Окна и Двери», 2008, № 8-9 (13-135), с.14-21.
- Гаврилов-Кремичев Н. Л. Российский оконный рынок: мифы и реальность. / / «Окна и Двери», 2007, № 8-9 (125-126), с. 32-36.
[править] Примечания
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
- ↑ Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития