Образование в Грузии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2010 году отмечалось, что несмотря на все усилия по проведению в жизнь реформы образования, система образования в Грузии по-прежнему не в состоянии создавать образованные и квалифицированные человеческие ресурсы, способные быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Неспособность грузинской системы образования обеспечить требуемую квалификацию, соответствующую мировым стандартам, или быстро отреагировать на новые требования рынка частично объясняет, почему приток прямых иностранных инвестиций и сопутствовавший ему рост реального ВВП не сопровождался созданием рабочих мест или сокращением бедности.[1]

[править] История

Запущенный в Грузии в начале 1990-х годов процесс социально-экономических преобразований поверг национальную систему образования в глубокий кризис. Экономические трудности привели к существенному сокращению финансирования сферы образования, что крайне отрицательно сказалось на всей системе образования, в частности привело к ухудшению инфраструктуры образования, слабой мотивации преподавателей и другого персонала, коррупции, нехватке учебных пособий и оборудования и устареванию учебных программ. Кроме того, переход к новой социально-экономической системе не сопровождался соответствующими изменениями в стратегии образования и методах обучения. Вместо того чтобы развивать у учащихся навыки решения проблем и способность к критическому мышлению, система образования использовала традиционные методы, ставящие во главу угла фигуру преподавателя и нацеленные на вдалбливание информации в головы учащихся.[2]

Грузинское правительство при поддержке Всемирного банка запустило в начале 2000-х годов программу реформ образования. Задачей реформ было ввести в Грузии образование, соответствующее передовым стандартам, с использованием новых методов управления, финансирования и контроля качества. Эти реформы заложили законодательную базу для принятого в 2004 году закона «О высшем образовании», принятого в 2005 году закона «Об общем образовании» и принятого в 2007 году закона «О профессионально-техническом образовании». Однако эти амбициозные программы реформ во всех сферах образования натолкнулись на серьезные препятствия. В результате в ряде случаев так и не удалось достичь желаемых результатов.[3]

Одним из главных столпов реформы была децентрализация системы образования и наделение образовательных учреждений «автономией». Но на практике управление во всем государственном секторе науки и образования по-прежнему остается чрезвычайно централизованным и осуществляется государственной администрацией. Провозглашенная «автономия» образовательных учреждений остается не более чем декларацией, имеющей мало отношения к реальному положению дел. У Министерства науки и образования все еще имеются сильные политические рычаги, дающие ему распорядительную власть по отношению к образовательным учреждениям даже на оперативном уровне управления.[4]

Сама система образования создает определенные препятствия, не позволяющие человеку выстраивать непрерывную карьеру в течение жизни. Так, учащиеся, стремящиеся получить профессионально-техническое образование и поступающие в центры профессиональной подготовки, не получив диплома об окончании средней школы (что допускается Законом), не могут, согласно тому же Закону, продолжить техническое образование на более высоком уровне, так как для этого необходим диплом средней школы. Для этих учащихся выбранный путь становится тупиком, поскольку завершить среднее образование в самóм центре профессиональной подготовки нельзя.[5]

Важнейшей целью проводимой реформы системы образования была замена традиционных методов, форм, организации и структуры учебного процесса новыми, «прогрессивными», которые должны были обеспечить более высокое качество образования. Однако нередко изменения носили чисто формальный характер и мало повлияли на качество учебного процесса.[6]

Сказанное в особой степени относится к последипломным, магистерским программам, которые зачастую не обеспечены даже необходимыми учебниками и пособиями. Кроме того, во многих случаях не наблюдается никаких существенных различий в содержании дипломных программ на уровне колледжей и последипломных, магистерских программ. А на уровне доктората качество образования даже снизилось по сравнению с дореформенным периодом.[7]

В целом, учреждения системы высшего образования не сумели добиться того, чтобы вся обстановка учебного процесса способствовала развитию независимости, творческого потенциала и предприимчивости, столь важных для развития человеческих ресурсов.[8]

Анализ ситуации на рынке труда демонстрирует значительный разрыв между теми знаниями, умениями и квалификацией, которые выпускники получают в университетах и других высших учебных заведениях, и той квалификацией и навыками, которые пользуются спросом на рынке. Это говорит о том, что сотрудничество между учебными заведениями и частным бизнесом явно недостаточно.[9]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Берулава Д. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии // CA&CC Press, 2010 [1][2][3]
  2. Берулава Д. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии // CA&CC Press, 2010 [4][5][6]
  3. Берулава Д. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии // CA&CC Press, 2010 [7][8][9]
  4. Берулава Д. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии // CA&CC Press, 2010 [10][11][12]
  5. Берулава Д. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии // CA&CC Press, 2010 [13][14][15]
  6. Берулава Д. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии // CA&CC Press, 2010 [16][17][18]
  7. Берулава Д. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии // CA&CC Press, 2010 [19][20][21]
  8. Берулава Д. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии // CA&CC Press, 2010 [22][23][24]
  9. Берулава Д. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии // CA&CC Press, 2010 [25][26][27]
Грузия
Экономика  ПромышленностьСельское хозяйствоТранспортСвязьСтроительствоФинансыТорговля
История  XX векXXI век
Население  Численность населенияРождаемостьСмертностьЭмиграцияИммиграцияПродолжительность жизни
Образование  Среднее образованиеВысшее образование
Наука  ФизикаМатематикаБиологияГеологияЭкономика
Политика  Государственное устройствоПрезидентПравительствоСудебная властьГосударственные символыВнутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Спорт  ФутболХоккей
Города  ТбилисиБатумиПотиГори
Прочее  ГеографияКультураЗдравоохранениеМесто среди стран мираЛидирующие позиции в миреИзобретенияГрузия и РоссияГрузия и ГондурасКоррупцияКрупнейшие в ГрузииПрава человека


Образование
Виды  ДошкольноеНачальноеСреднееСреднее специальноеВысшее
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты