Редактирование: Образование в Грузии
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
В 2010 году отмечалось, что несмотря на все усилия по проведению в жизнь реформы образования, система образования в Грузии по-прежнему не в состоянии создавать образованные и квалифицированные человеческие ресурсы, способные быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Неспособность грузинской системы образования обеспечить требуемую квалификацию, соответствующую мировым стандартам, или быстро отреагировать на новые требования рынка частично объясняет, почему приток прямых иностранных инвестиций и сопутствовавший ему рост реального ВВП не сопровождался созданием рабочих мест или сокращением бедности.<ref>''[[Джордж Берулава|Берулава Д.]]'' [http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/10.shtml Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии] // CA&CC Press, 2010 [http://www.peeep.us/5afad60d][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/00.shtml][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/kigR-1-2.2010.pdf]</ref> == История == {{main|История образования в Грузии}} Запущенный в Грузии в начале 1990-х годов процесс социально-экономических преобразований поверг национальную систему образования в глубокий кризис. Экономические трудности привели к существенному сокращению финансирования сферы образования, что крайне отрицательно сказалось на всей системе образования, в частности привело к ухудшению инфраструктуры образования, слабой мотивации преподавателей и другого персонала, коррупции, нехватке учебных пособий и оборудования и устареванию учебных программ. Кроме того, переход к новой социально-экономической системе не сопровождался соответствующими изменениями в стратегии образования и методах обучения. Вместо того чтобы развивать у учащихся навыки решения проблем и способность к критическому мышлению, система образования использовала традиционные методы, ставящие во главу угла фигуру преподавателя и нацеленные на вдалбливание информации в головы учащихся.<ref>''[[Джордж Берулава|Берулава Д.]]'' [http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/10.shtml Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии] // CA&CC Press, 2010 [http://www.peeep.us/5afad60d][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/00.shtml][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/kigR-1-2.2010.pdf]</ref> Грузинское правительство при поддержке Всемирного банка запустило в начале 2000-х годов программу реформ образования. Задачей реформ было ввести в Грузии образование, соответствующее передовым стандартам, с использованием новых методов управления, финансирования и контроля качества. Эти реформы заложили законодательную базу для принятого в 2004 году закона «О высшем образовании», принятого в 2005 году закона «Об общем образовании» и принятого в 2007 году закона «О профессионально-техническом образовании». Однако эти амбициозные программы реформ во всех сферах образования натолкнулись на серьезные препятствия. В результате в ряде случаев так и не удалось достичь желаемых результатов.<ref>''[[Джордж Берулава|Берулава Д.]]'' [http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/10.shtml Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии] // CA&CC Press, 2010 [http://www.peeep.us/5afad60d][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/00.shtml][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/kigR-1-2.2010.pdf]</ref> Одним из главных столпов реформы была децентрализация системы образования и наделение образовательных учреждений «автономией». Но на практике управление во всем государственном секторе науки и образования по-прежнему остается чрезвычайно централизованным и осуществляется государственной администрацией. Провозглашенная «автономия» образовательных учреждений остается не более чем декларацией, имеющей мало отношения к реальному положению дел. У Министерства науки и образования все еще имеются сильные политические рычаги, дающие ему распорядительную власть по отношению к образовательным учреждениям даже на оперативном уровне управления.<ref>''[[Джордж Берулава|Берулава Д.]]'' [http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/10.shtml Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии] // CA&CC Press, 2010 [http://www.peeep.us/5afad60d][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/00.shtml][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/kigR-1-2.2010.pdf]</ref> Сама система образования создает определенные препятствия, не позволяющие человеку выстраивать непрерывную карьеру в течение жизни. Так, учащиеся, стремящиеся получить профессионально-техническое образование и поступающие в центры профессиональной подготовки, не получив диплома об окончании средней школы (что допускается Законом), не могут, согласно тому же Закону, продолжить техническое образование на более высоком уровне, так как для этого необходим диплом средней школы. Для этих учащихся выбранный путь становится тупиком, поскольку завершить среднее образование в самóм центре профессиональной подготовки нельзя.<ref>''[[Джордж Берулава|Берулава Д.]]'' [http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/10.shtml Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии] // CA&CC Press, 2010 [http://www.peeep.us/5afad60d][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/00.shtml][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/kigR-1-2.2010.pdf]</ref> Важнейшей целью проводимой реформы системы образования была замена традиционных методов, форм, организации и структуры учебного процесса новыми, «прогрессивными», которые должны были обеспечить более высокое качество образования. Однако нередко изменения носили чисто формальный характер и мало повлияли на качество учебного процесса.<ref>''[[Джордж Берулава|Берулава Д.]]'' [http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/10.shtml Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии] // CA&CC Press, 2010 [http://www.peeep.us/5afad60d][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/00.shtml][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/kigR-1-2.2010.pdf]</ref> Сказанное в особой степени относится к последипломным, магистерским программам, которые зачастую не обеспечены даже необходимыми учебниками и пособиями. Кроме того, во многих случаях не наблюдается никаких существенных различий в содержании дипломных программ на уровне колледжей и последипломных, магистерских программ. А на уровне доктората качество образования даже снизилось по сравнению с дореформенным периодом.<ref>''[[Джордж Берулава|Берулава Д.]]'' [http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/10.shtml Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии] // CA&CC Press, 2010 [http://www.peeep.us/5afad60d][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/00.shtml][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/kigR-1-2.2010.pdf]</ref> В целом, учреждения системы высшего образования не сумели добиться того, чтобы вся обстановка учебного процесса способствовала развитию независимости, творческого потенциала и предприимчивости, столь важных для развития человеческих ресурсов.<ref>''[[Джордж Берулава|Берулава Д.]]'' [http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/10.shtml Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии] // CA&CC Press, 2010 [http://www.peeep.us/5afad60d][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/00.shtml][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/kigR-1-2.2010.pdf]</ref> Анализ ситуации на рынке труда демонстрирует значительный разрыв между теми знаниями, умениями и квалификацией, которые выпускники получают в университетах и других высших учебных заведениях, и той квалификацией и навыками, которые пользуются спросом на рынке. Это говорит о том, что сотрудничество между учебными заведениями и частным бизнесом явно недостаточно.<ref>''[[Джордж Берулава|Берулава Д.]]'' [http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/10.shtml Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии] // CA&CC Press, 2010 [http://www.peeep.us/5afad60d][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/00.shtml][http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/kigR-1-2.2010.pdf]</ref> == Ссылки == * [http://glavex.ru/ru/node/432 Система образования Грузии] == Примечания == <references /> {{Грузия}} {{Образование}} [[Категория:Образование в Грузии| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Грузия
Шаблон:Образование
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы