Редактирование: ОДК-Сатурн
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''ОДК-Сатурн''' — [[Россия|российская]] [[Двигателестроение России|двигателестроительная]] компания, специализирующаяся на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, кораблей Военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. НПО «Сатурн» входит в состав «[[Объединённая двигателестроительная корпорация|Объединённой двигателестроительной корпорации]]».<ref>[http://www.npo-saturn.ru/?rssid=1334220202&sat=6&slang=0 НПО «Сатурн» получен сертификат EASA на производство серийных двигателей SaM146][http://www.peeep.us/c636639f]</ref> Выручка компании в 2016 году составила 33 млрд рублей. == История == {{main|История НПО «Сатурн»}} НПО «Сатурн» образовано в [[2001 год]]у слиянием ОАО «[[Рыбинские моторы]]» и конструкторского бюро «[[Люлька-Сатурн]]». С момента создания предприятие возглавлял [[Юрий Ласточкин]], который является бенефициаром ряда юридических лиц, владевших НПО. За время работы Ю.Ласточкина в «Сатурне» выручка компании возросла с 6,42 млрд руб. в [[2002 год]]у до 10,37 млрд руб. в [[2007 год]]у, чистая прибыль — с 755,1 млн руб. до 1,98 млрд руб. С [[2003 год]]а акции НПО торгуются на [[РТС]]. Капитализация с начальных 5 млрд руб. поднималась до 12 млрд руб. в 2007 году. Сам «Сатурн» стал одним из основных производителей газотурбинных двигателей в России. В военной сфере НПО является ведущим разработчиком реактивных двигателей пятого поколения для авиации и газотурбинных установок для кораблей. С 2002 года компания (единственная в стране) освоила выпуск двигателей для стратегических крылатых ракет, которые раньше изготавливались только на Украине. В том же году «Сатурн» совместно с французской компанией [[Snecma]] выиграл конкурс на производство двигателей для пассажирского самолета [[Sukhoi SuperJet]]. А в 2006 году НПО выделило в отдельную структуру производство промышленных газотурбинных установок для «[[Газпром]]а» и «дочек» РАО «[[ЕЭС России]]». В [[2006 год]]у «[[Рособоронэкспорт]]» с помощью своей дочерней структуры «[[Оборонпром]]а» начал процесс формирования нового двигателестроительного холдинга. Его ведущим предприятием должен был стать «Сатурн». В августе 2007 года поручение об интеграции НПО в холдинг дал [[президент России]] [[Владимир Путин]]. Однако Ю.Ласточкин отказался от всех предложений по поглощению «Сатурна». Более того, в декабре 2007 года он начал объединение с [[Уфимское моторостроительное производственное объединение|Уфимским моторостроительным производственным объединением]] (на которое также претендовал «Оборонпром»), купив 19,98 % его акций и заявив о планах довести пакет до 51 %. Эти планы были выполнены. Тем временем сам «Оборонпром» вошёл в госкорпорацию «[[Ростехнологии]]», которая взялась за реализацию проекта по объединению и подчинению себе двигателестроителей с удвоенной энергией. После этого у Ю.Ласточкина практически не осталось шансов сохранить контроль над своим «Сатурном». В апреле 2017 года в присутствии Путина в опытную эксплуатацию был введен сборочно-испытательный комплекс корабельных газотурбинных агрегатов, предназначенный для проведения комплексных испытаний судовых двигателей, газотурбинных и дизель-газотурбинных агрегатов в различных конфигурациях. Путин дал старт испытаниям ГТА М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2 на стенде мощностью до 15 МВт.<ref>[http://www.arms-expo.ru/news/predpriyatiya/rybinskoe_odk_saturn_podvelo_itogi_2016_goda/]</ref> 26 июня 2017 года компания изменила фирменное наименование на ПАО «ОДК — Сатурн» (ранее — ПАО «НПО „Сатурн“»).<ref>[http://www.arms-expo.ru/news/predpriyatiya/rybinskoe_odk_saturn_podvelo_itogi_2016_goda/]</ref> == Сборочно-испытательный комплекс корабельных газотурбинных агрегатов == В апреле 2017 года сборочно-испытательный комплекс корабельных газотурбинных агрегатов на «ОДК-Сатурн» был введён в опытную эксплуатацию. В настоящее время объект работает в режиме промышленной эксплуатации.<ref>[https://rostec.ru/news/4520246/?sphrase_id=60724]</ref><ref>[https://ria.ru/interview/20180227/1515297655.html]</ref><ref>[http://www.npo-saturn.ru/?rssid=1516115968&sat=6&slang=0 Замминистра обороны РФ Юрий Борисов ознакомился с ходом реализации ОДК программы морского газотурбостроения]</ref> Комплекс предназначен для проведения всех видов предварительных, предъявительских, приёмо-сдаточных, межведомственных и периодических испытаний корабельных газотурбинных двигателей [[М70ФРУ]], [[М70ФРУ-2]], [[М70ФРУ-Реверс]], [[М90ФР]] и агрегатов на их основе — ГТА [[М35Р]] и ДГТА [[М55]].<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> Комплекс включает в себя:<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> * два испытательных стенда для ГТА мощностью 15 МВт и 40 МВт; * участки входного контроля, хранения, сборки и подготовки к испытаниям; * склад дизельного топлива с подземными резервуарами суммарной емкостью 700 м3 для подачи летних и зимних сортов топлива отдельно для дизельного двигателя и ГТД; * трёхэтажный административно-бытовой комплекс для размещения инженерно-технического персонала комплекса. Основу комплекса составляют два стенда: первый — мощностью до 15 МВт, второй — до 40 МВт. При этом возможно проводить испытания как всей энергетической установки, так и ее составных частей. Одной из особенностей уникального комплекса является максимальная автоматизация рабочих процессов, в частности, система сбора измерительной информации.<ref>[https://rostec.ru/news/4520246/?sphrase_id=60724]</ref> === Стенд 15 МВт === Стенд № 1 для испытаний газотурбинных двигателей М70ФРУ, М70ФРУ-2, М70ФРУ-Реверс и агрегатов на их основе мощностью до 15 МВт состоит из железобетонного испытательного бокса, фундаментной плиты для расположения ГТД и компонентов агрегата (дизель и корабельный редуктор), стендовых систем циркуляции масла, промывки проточной части и консервации.<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> Силовая турбина двигателя или, в случае испытаний агрегата, выходной вал корабельного редуктора соединяется через технологические трансмиссии с гидравлическим загрузочным устройством. Загрузочное устройство позволяет испытывать ГТД как с левым, так и с правым вращением выходного вала, в том числе на режиме реверсирования, тем самым полностью имитируя реальные условия его эксплуатации на корабле.<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> Подвод воздуха осуществляется через присоединенные воздуховоды, идущие от шахт всасывания до входного коллектора ГТД через отверстия в стенах бокса. Расположение и количество воздухоподводящих отверстий в стене позволяет наиболее полно использовать пространство внутри бокса для испытаний всех типов газотурбинных агрегатов мощностью до 15 МВт, в том числе с выводом мощности как со стороны турбины, так и со стороны входа в двигатель.<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> Выхлопные газы отводятся также через присоединенный выхлопной коллектор, далее через телескопическую часть выхлопной трубы и через шахту выхлопа в атмосферу.<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> Для снижения уровня шума на местности до нормируемых значений в шахтах всасывания и выхлопа установлены перфорированные щиты шумоглушения с наполнителем из минерального волокна.<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> === Стенд 40 МВт === Стенд 40 МВт предназначен для испытаний ГТД М90ФР и дизель-газотурбинного агрегата на его основе — М55Р.<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> На нем идет предварительный монтаж и макетирование компонентов агрегата М55Р, состоящего из ГТД М90ФР мощностью 27,5 тыс. л.с., реверсивного редуктора и маршевого дизельного дизеля 10Д49 мощностью 4500 л.с. Конструкция этого стенда универсальна и обеспечивает проведение всего комплекса испытаний перспективных газотурбинных агрегатов, состоящих из двух одновременно работающих ГТД типа М90ФР и одной дизельной установки с выводом мощности на гребной вал через редуктор-сумматор. Для этих целей выхлопная система стенда оборудована уже тремя выхлопными коллекторами, а воздухоподводящие трубопроводы для двигателя расположены с обеих сторон испытательного бокса.<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> Стенд укомплектован загрузочным устройством мощностью 55 МВт и частотой вращения до 300 об./мин., также с вращением в обе стороны. Вес загрузочного устройства более 190 т, крутящий момент до 1 МНм.<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> Для работы гидравлических загрузочных устройств реализована система оборотного водоснабжения. Имеется два контура подачи воды и подземный бассейн емкостью 600 куб. метров. Первый контур обеспечивает подачу воды к загрузочным устройствам, теплообменникам маслостанций редукторных установок и двигателей и слив нагретой воды в бассейн. Второй контур осуществляет забор воды из бассейна, охлаждение воды в градирнях вентиляторного типа и отвод в атмосферу до 50 МВт тепловой энергии.<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> При проведении испытаний двигателя М90ФР для понижения частоты вращения силовой турбины до рабочих оборотов гидротормоза в технологическую цепочку устанавливается стендовый редуктор мощностью 30 МВт. Для крепления компонентов агрегата к фундаментной плите стенда применяются универсальные закладные Т-образные рельсы. Расположение трубопроводов выхлопа в центральной части перекрытия бокса, а также наличие нескольких воздухоподводящих отверстий в левой и правой стене стенда делают рабочее пространство бокса максимально универсальным для испытаний перспективных корабельных газотурбинных агрегатов.<ref>[https://www.korabel.ru/news/comments/korabel_ru_na_orbite_saturna.html]</ref> == Двигатель SaM146 == [[Изображение:SSJ 100 Interjet.jpg|thumb|400px|right|Пассажирский самолёт [[Sukhoi Superjet 100]]]] Программа [[SaM146]] — это равноправное сотрудничество российской компании «НПО „Сатурн“» и французской компании [[Snecma]] по разработке, производству и продвижению на рынок новой силовой установки [[SaM146]] для применения на регионально-магистральных самолётах нового поколения. В апреле [[2003 год]]а двигатель SaM146 был объявлен победителем в тендере ЗАО «[[ГСС]]» на поставку силовой установки для семейства [[SSJ100]] (Sukhoi Superjet 100). Реализация этого проекта осуществляется при поддержке правительств России и [[Франция|Франции]]. 12 апреля 2012 года НПО «Сатурн» получило сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на производство серийных двигателей SaM146. Управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров заявил: ''"Вручение сертификата одобрения производственной организации (Production Organisation Agreement, POA) — событие по истине историческое. Пройдя серию сертификационных аудитов EASA и получив сертификат, ОАО «НПО „Сатурн“» подтвердило право самостоятельно организовывать работу по производству современной и надежной продукции для европейского рынка, организовывать поднадзорные НПО «Сатурн» производства на других предприятиях России и за рубежом, самостоятельно выбирать поставщиков для двигателя SaM146. НПО «Сатурн» стало первой в России компанией, заработавшей сертификат одобрения производственной организации в EASA на выпуск гражданских двигателей. Этот факт ставит нас в одну линейку с ведущими международными производителями газотурбинной техники"''. Директор программы SaM146 ОАО НПО «Сатурн» Михаил Берденников сказал: ''«Уже в этом году двигателей SaM146 должно быть произведено больше, чем новых [[Д-30КП]]»''.<ref>[http://www.npo-saturn.ru/?rssid=1334220202&sat=6&slang=0 НПО «Сатурн» получен сертификат EASA на производство серийных двигателей SaM146][http://www.peeep.us/c636639f]</ref> == Компания «Сатурн — Газовые турбины» == «[[Сатурн — Газовые турбины]]» — дочерняя компания АО «НПО „Сатурн“» — интегратор и комплексный поставщик высокоэффективного наземного энергетического оборудования для нужд АО «[[Газпром]]» и нефтегазовых компаний, энергогенерирующих компаний ([[ОГК]], [[ТГК]]), [[ЖКХ]], муниципальных образований, энергоемких промышленных предприятий. «Сатурн — Газовые турбины» реализует проекты наземной газотурбинной энергетики (проектирование, производство, сервисное обслуживание, монтаж и пуско-наладка газотурбинных агрегатов в диапазоне мощностей от 2,5 до 325 МВт, комплексное строительство энергогенерирующих станций, изготовление оборудования для [[АЭС]]). == Конструкторский дивизион == Конструкторский дивизион «Сатурна», насчитывающий около 100 докторов и кандидатов наук, является крупнейшим в отрасли. == Сотрудники == В НПО «Сатурн» и его дочерних компаниях работает 24,5 тыс. человек, из которых более 4 тыс. заняты научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. == Рейтинги == В марте 2011 года было сообщено, что американское издание [[Fast Company]] составило рейтинг 10 ведущих инновационных компаний России. НПО «Сатурн» заняло в рейтинге 9-е место.<ref>[http://ria.ru/nano_news/20110317/354819349.html Яндекс, ABBYY и «Роснано» возглавили рейтинг инновационных компаний РФ]</ref> == Показатели == 2006 год: * Выручка от реализации — 7,9599 млрд руб. * Чистая прибыль — −183,7 млн руб. * Доля экспорта — 9,2 %. * Доля гражданской продукции — 90 %. 2007 год: * Выручка от реализации — 15,7793 млрд руб. * Чистая прибыль — 2,0184 млрд руб. * Доля экспорта — 5,4 %. * Доля гражданской продукции — 71,5 %. Выручка: * 2011 год: 10,5 млрд рублей<ref>[http://www.ato.ru/content/vyruchka-npo-saturn-v-2011-godu-vozrosla-na-79]</ref> * 2013 год: 17,8 млрд рублей<ref>[http://www.rospres.com/images/Bigfiles/215-2013.pdf Годовой отчёт НПО «Сатурн» за 2013 год]</ref> * 2015 год: 24 млрд рублей<ref>[http://rostec.ru/news/4519242]</ref> * 2016 год: 32,3 млрд рублей<ref>[http://www.aex.ru/news/2017/2/21/166560/]</ref> Чистая прибыль:<ref>[http://www.aex.ru/news/2017/2/21/166560/]</ref> * 2015 год: −2,28 млрд рублей * 2016 год: 618 млн рублей == Ссылки == * [http://npo-saturn.ru/ Официальный сайт] * [http://www.npo-saturn.ru/?lid=17&sat=38&slang=0 Годовые отчёты] * [http://sdelanounas.ru/blogs/?search=%D0%9D%D0%9F%D0%9E%20%22%D0%A1%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%22 Раздел об НПО «Сатурн» на сайте Sdelanounas] * [http://bmpd.livejournal.com/1380124.html Деятельность НПО «Сатурн» в 2014 году, включая программы корабельных газовых турбин. 11 июля 2015] * [http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=903478] * [http://premier.gov.ru/visits/ru/87/info/1330.html] * [http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1088247] * [http://sdelanounas.ru/blogs/26954/ ОАО «НПО „Сатурн“» нарастило объём производства на 40 % за 2012 год] == Примечания == <references /> {{Ракетное двигателестроение России}} {{Машиностроительные компании России}} {{ОПК России}} {{Экспорт машиностроительной продукции из России}} {{Российские компании-экспортёры}} {{Инновации в России}} {{Компании России}} [[Категория:ОДК-Сатурн| ]] [[Категория:Компании России по алфавиту]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Инновации в России
Шаблон:Компании России
Шаблон:Машиностроительные компании России
Шаблон:ОПК России
Шаблон:Ракетное двигателестроение России
Шаблон:Российские компании-экспортёры
Шаблон:Экспорт машиностроительной продукции из России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы