Редактирование: Нижегородская область
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Нижегородская область''' — субъект [[Россия|Российской Федерации]]. Входит в состав [[Приволжский федеральный округ|Приволжского федерального округа]]. Площадь — 76,9 тыс. кв. км. Административный центр — [[Нижний Новгород]]. Губернатор — [[Шанцев Валерий Павлинович]]. Председатель Законодательного Собрания — [[Лунин Виктор Николаевич]]. == Географическое положение == Нижегородская область расположена в центре европейской части России. На северо-западе граничит с Костромской областью, на северо-востоке — с Кировской областью, на востоке — с Республикой Марий Эл и Чувашской Республикой, на юге — с Республикой Мордовия, на юго-западе — с Рязанской областью, на западе — с Владимирской и Ивановской областями. В состав области входит 48 районов, 28 городов, 69 поселков городского типа, 540 сельских администраций и 4 852 сельских населенных пункта. Расстояние от административного центра до Москвы — 439 км. Крупнейшие города — Нижний Новгород, [[Дзержинск]], [[Арзамас]], [[Саров]], [[Кстово]], [[Павлово]], [[Выкса]], [[Бор]], [[Балахна]]. == Климат == Нижегородская область находится в зоне с умеренно континентальным климатом. Средняя многолетняя температура воздуха в январе составляет −12 °C, в июле +19 °C. == Население == {{main|Население Нижегородской области}} Численность населения Нижегородской области составляет 3479,3 тыс. человек, из них 1576,8 тыс. человек — мужчины, 1902,5 тыс. человек — женщины. Удельный вес городского населения составляет 78,4 %. Доля сельского населения — 21,6 %. Численность экономически активного населения составляет 2117,4 тыс. человек. Численность занятых в экономике — 1738,0 тыс. человек. Уровень безработицы по методологии МОТ — 6,1 %. Число лиц старше трудоспособного возраста 29,4 %, моложе трудоспособного возраста — 9,7 %. Коэффициент естественного прироста отрицательный, составляет −11 на 1 000 человек населения. Коэффициент миграционного прироста положительный, составляет 9,0 на 10 000 населения. == Природные ресурсы == В области имеются четыре месторождения формовочных песков, глинистое сырье, глинистое керамзитное сырье, карбонатные породы, доломиты для производства белого цемента, гипс и ангидрит. Лесные массивы занимают 46,1 % территории области. В области насчитывается свыше 9 000 рек и ручьев. Имеются запасы минеральных вод, хлоридных, натриевых, бромных рассолов. В области расположен Керженский заповедник, находятся месторождения лечебных грязей и голубой глины. Имеются запасы каменной соли, 200 месторождений торфа, небольшие месторождения цветных (медь, свинец, цинк), редких (молибден) и редкоземельных (неодим, церий, иттербий) элементов. == Экономика == {{main|Экономика Нижегородской области}} В структуре валового регионального продукта доминирует сектор услуг (31,5 %), промышленность составляет 31,4 %, транспорт — 7,8 %, сельское хозяйство — 5,0 %, строительство — 4,3 %. Ведущими отраслями промышленности области являются: машиностроение и металлообработка, черная металлургия, пищевая промышленность, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность. В области также развиты энергетика и отрасли первого передела (производство алюминиевого проката, химия, в том числе производство синтетического каучука и азотных удобрений), переориентировавшиеся на мировой рынок. === Промышленность === {{main|Промышленность Нижегородской области}} ==== Химическая и нефтехимическая промышленность ==== Доля отрасли в промышленном производстве составляет 7,7 %. Основная специализация — производство моторного топлива, смазочных масел, углеводородного сырья для нефтехимического синтеза, аммиака, полиуретановых труб из ПВХ, корундов синтетических, пластмассовых изделий и полимерных пленок. ==== Машиностроение ==== Доля отрасли в промышленном производстве составляет 43,2 %. Основная специализация — транспортное машиностроение: автомобилестроение (грузовые, легковые автомобили, автобусы, автомобильные двигатели), судостроение (корабли, суда, сухогрузные теплоходы), дизелестроение и самолетостроение (военные, гражданские самолеты, гидросистемы управления летательных аппаратов, крепежные изделия для сборки авиационной и космической техники). ==== Чёрная металлургия ==== Доля отрасли в промышленном производстве составляет 11,1 %. Основная специализация — мартеновское, сталеплавильное, кольцепрокатное и сортопрокатное производство, выпуск стальных труб, железнодорожных колес. ==== Пищевая промышленность ==== Доля отрасли в промышленном производстве составляет 10,9 %. Основная специализация — производство жировой, мясо-молочной, кондитерской продукции. Наиболее крупные предприятия: ОАО «Молочный комбинат „Нижегородский“», ОАО «Нижегородский жировой комбинат», ОАО «Дзержинский мясокомбинат», ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика». ==== Электроэнергетика ==== Доля электроэнергетики в промышленном производстве составляет 9,5 %. Основным предприятием отрасли является ОАО «Нижновэнерго». Выработка электроэнергии осуществляется Нижегородской ГРЭС (144 МВт), Игумновской ТЭЦ (87 МВт), Новогорьковской ТЭЦ (265 МВт), Дзержинской ТЭЦ (435 МВт), Сормовской ТЭЦ (340 МВт). Область является энергодефицитной. === Сельское хозяйство === {{main|Сельское хозяйство Нижегородской области}} Площадь сельскохозяйственных угодий Нижегородской области составляет 1,4 % от территории Российской Федерации. В агропромышленном комплексе области занято 112,1 тыс. человек. По объему производства основной сельскохозяйственной продукции область занимает весомое место среди регионов страны (удельный вес зерна, составляет около 1,3 % общероссийского объема, картофеля — 2,1 %, овощей — 2,2 %, скота и птицы в живом весе — 2,1 %, молока — 2,3 %, яиц — 3,5 %, удельный вес поголовья КРС на конец года составил 2,0 % от общероссийской численности, свиней — 1,8 %). === Жилищное строительство === В 2019 году в Нижегородской области было введено в эксплуатацию более 1,4 млн кв. м жилья.<ref>[https://moyaokruga.ru/vestnik-nn/Articles.aspx?articleId=367237]</ref> === Транспорт === {{main|Транспорт Нижегородской области}} Железнодорожный транспорт: По объему грузовых перевозок лидирующая роль принадлежит железнодорожному транспорту. На территории области длина железных дорог общего пользования составляет 1 200 км. Автомобильный транспорт: В Нижегородской области более 12 тысяч километров дорог общего пользования. По объему пассажирооборота этот вид транспорта занимает лидирующую позицию. Воздушный транспорт: Нижегородский аэропорт находится в 12 километрах от областного центра, является международным. Водный транспорт: По территории области проходит около 800 километров внутренних водных путей. === Внешнеэкономическая деятельность === Основными продуктами экспорта являются металлы и химические удобрения, продукция машиностроения, лес и продукты его переработки. Крупнейшими потребителями экспортной продукции являются: [[Швейцария]], [[КНР]], [[США]], [[Южная Корея]], [[Финляндия]], [[Германия]], [[Таиланд]], [[Турция]], [[Италия]], [[Нигерия]], [[Мексика]], [[Великобритания]], [[Саудовская Аравия]]. Основными продуктами импорта — продукция машиностроения, чёрные и цветные металлы, продукция нефтехимического комплекса. === Малое предпринимательство === По количеству малых предприятий Нижегородская область входит в первую десятку регионов России. В настоящее время в Нижегородской области действует более 20 тыс. субъектов малого предпринимательства. Всего на малых предприятиях области численность работающих составляет 19,4 % от общего числа занятых в экономике области (без учета индивидуальных предпринимателей). В отраслевой структуре малых предприятий области больше половины (51 %) составляют организации торговли и общественного питания, 16 % составляют строительные организации, 15 % приходится на предприятия промышленного сектора, порядка 1 % приходится на сельскохозяйственные предприятия. == Проблемы и перспективы развития == Социально-экономическое развитие области характеризуется значительными территориальными диспропорциями, наличием большого числа дотационных и депрессивных районов. В области существуют: проблемы промышленного комплекса, проблемы электроэнергетики области, проблемы сельского хозяйства. Одним из путей повышения эффективности аграрного сектора является развитие агропромышленной интеграции и кооперации. Процессы, объединяющие в единую систему производство, переработку и реализацию продукции, позволяют более рационально направлять и использовать финансовые и материальные ресурсы. Значительные перспективы экономического развития области связаны со строительством международного транспортного коридора «Север-Юг». == Ссылки == * [http://map-site.narod.ru/nigegorodskobl.html Карты Нижегородской области] * [http://premier.gov.ru/visits/ru/6050/region/] == Примечания == <references /> {{Субъекты РФ}} [[Категория:Нижегородская область| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Субъекты РФ
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы