Редактирование Налоговый менеджмент (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Правовые основы == Одна из составляющих налогового менеджмента — это управление налоговыми потоками в организации. И в первую очередь налоговый менеджмент должен опираться на законодательство. Однако ни одна отрасль законодательства не обладает такой изменчивостью, как налоговое право. Не имеет смысла строить анализ и принимать решения только на положениях и нормах, которые могут измениться до окончания планируемой сделки или отчетного периода. Положения очередной инструкции могут обосновать лишь краткосрочные решения; понимание налогов как теоретико-правовой категории не менее полезно для налогового менеджера. Главной основой деятельности налогового менеджера в компании является Налоговый кодекс Российской Федерации. Этот нормативный акт создает как прямые, так и косвенные основы для осуществления налогового менеджмента. К нормам прямого действия можно отнести ст. 3, 5, 17, 21, 22, 32, 56 Налогового кодекса Российской Федерации, глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации и др. Среди источников правового регулирования организации налоговой оптимизации помимо Налогового кодекса Российской Федерации следует отметить Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»26, который устанавливает правовые рамки для организации бухгалтерии на предприятии. В большинстве организаций именно данный орган занимается также налоговым планированием. Также среди источников следует отметить Гражданский кодекс Российской Федерации27 и Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерным обществах»28, которые закрепляют отдельные требования к структуре юридического лица. Данные правовые источники будут составлять основу правового регулирования самостоятельного подразделения организации по налоговому менеджменту. Сокращение налоговых выплат должно вести к увеличению размера прибыли предприятия, а значит, и отвечать интересам владельцев, руководителей и работников предприятия. Однако эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной, не исключено даже, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной (в том числе и по налогам) была вся структура бизнеса. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием. Налоги всегда оказывают колоссальное влияние на экономические и предпринимательские решения. Наличие или отсутствие того или иного налога, размер ставки, вычетов и льгот, те или иные положения налогового учета, — все это в большинстве случаев изменяет или корректирует решение, которое было бы принято в отсутствие налогов. Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом налогового менеджмента должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек. Мировая практика знает три варианта налоговой политики предприятия: нелегальная, предполагающая уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности; легальная, основанная на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использовании возможностей, предоставленных законодательством; полулегальная, использующая коллизии, недоработки и противоречия действующих законов и подзаконных актов. Наиболее цивилизованным способом оптимизации налогового менеджмента следует признать второй вариант. При этом в рамках данного варианта оптимизации налогового менеджмента можно выделить внешние и внутренние факторы. Внешние факторы, необходимые учитывать при проведении налогового менеджмента, следующие: система налогообложения (общий режим, упрощенный режим налогообложения и т. д.); выбор юрисдикции; выбор организационно-правовой формы; выбор состава учредителей; выбор вида деятельности и стратегии и т. д. Вся система внешних факторов не поддается обобщению, индивидуальны в каждом конкретном случае и могут рассматриваться главным образом в налоговом менеджменте. Внутренние факторы связаны с конкретной предпринимательской деятельностью налогоплательщика и зависят от каждой конкретной сделки и каждого конкретного решения руководителя или бухгалтера. Проблемы соотношения налогового права, других отраслей права и налогового менеджмента связаны, в первую очередь, с тем, что при правоприменительной деятельности в организации зачастую не анализируется налоговое законодательство. Юридически грамотный договор купли-продажи может иметь тяжелые налоговые последствия для организации. Интегрирование налогового права и управления создает новый институт налогового менеджмента, используемый как в праве, так и в государственном управлении. Одним из самых распространенных вариантов налогового менеджмента является налоговое планирование. Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности налогоплательщика таким образом, чтобы минимизировать его налоговые обязательства на стабильный период без нарушения буквы и духа законов. Иными словами, оно означает выбор между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости», что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе. Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах». Еще в 1935 году [[Джордж Сандерлен]], судья Верховного суда [[США]], сказал: «Право налогоплательщика избегать налогов с использованием всех разрешенных законом средств никем не может быть оспорено». Исходя из того, что законодатель предусмотрел более льготные режимы налогообложения, например, упрощенная система налогообложения, освобождение от [[НДС]], налогоплательщик вправе использовать те нормы законодательства, которые ему более выгодны с экономической точки зрения. Использование диспозитивного метода в налоговом праве, даже во всей ограниченности своего действия, не является уклонением от уплаты налога, а называется налоговым планированием. Снижение налоговой нагрузки по сути своей является минимизацией налогов. Добиться желаемого результата возможно в том случае, когда минимизация налогообложения производится с учетом норм и требований действующего налогового, административного и уголовного законодательства или, в крайнем случае, на основе противоречий в законодательстве, трактуемых в пользу налогоплательщика. Такие методы снижения налоговой нагрузки являются оптимизационными, поскольку с их помощью задача минимизации налогов решается путем применения или неприменения льгот, сравнения различных действующих режимов налогообложения, обоснования использования понижающих (регрессивных) налоговых ставок (шкал), планирования доходов и расходов и т. п. По сути, выбор оптимизационных методов и есть налоговый менеджмент, в результате которого выбирается наиболее эффективная модель налогообложения из всех возможных на конкретном предприятии, в конкретном временном интервале.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы