Редактирование Налоговый менеджмент (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Понятие и структура == В России произошла широкомасштабная и кардинальная [[Налоговая реформа в России (2000-2008)|налоговая реформа]]. Изменились приоритеты государства в области налоговой политики, соответственно меняется деятельность налогоплательщиков, заставляя их перестраивать собственную бухгалтерскую, учетную и финансовую политику, подстраиваясь под изменения законодательства. Господствующая доктрина в российском и мировом законодательстве экономической сущности бизнеса основывается на таком аргументе, как приоритет совершения сделок, операций и иных действий с целью извлечения дополнительной прибыли, а не ухода от налогов22. Соответственно управляя своими финансовыми активами, инвестициями, осуществляя финансовый менеджмент, организация уделяет пониженное внимание управлению своими налоговыми потоками. Или же наоборот, использует все силы и средства для ухода от налогов. Наличие такой цели у сделок, заключаемых организацией, означает их оспоримость, то есть возможность быть переквалифицированными в иные сделки с начислением всех вытекающих из этой ситуации налогов, пеней и штрафов. Только начинает формироваться соответствующее юридически грамотное и детально продуманное поведение по управлению налоговыми потоками. Налоговый менеджмент как управленческо-правовая категория в той минимальной части, которой только начался формироваться, сводится к налоговому планированию и налоговой оптимизации с целью уменьшения налоговых платежей. В то же время сама категория менеджмента, как организующее и целеполагающее воздействие на объект управления, гораздо шире по своему объему. Налоговый менеджмент также не сводится только к уменьшению налогов, он включает в себя две ипостаси на макроуровне и на микроуровне. На макроуровне налоговый менеджмент осуществляется в рамках всей страны государственными органами. Это разработка налоговой политики в целом, организация и функционирование всей налоговой системы, выработка основных приоритетов на долгосрочные и краткосрочные периоды, налоговое администрирование и налоговый контроль. На микроуровне налоговый менеджмент направлен на внутрифирменное регулирование и включает в себя выбор организационно-правовой формы деятельности с точки зрения влияния на налоговые платежи, заключение гражданско-правовых договоров, оптимальных для организации с позиции налогового права, налоговая оптимизация и планирование, взаимоотношение и взаимодействие с налоговыми органами в процессе ежедневной жизнедеятельности, а также в спорных и конфликтных ситуациях, прогнозирование позиции налоговых органов, а также развития всей налоговой политики в стране. По аналогии с финансовым менеджментом налоговый менеджмент возник первоначально в хозяйственной среде, то есть в практической действительности, и лишь впоследствии появились попытки правового регулирования и теоретического обобщения и развития этой области знаний. Первой теоретической работой стала книга Д. Ю. Мельника «Налоговый менеджмент», вышедшая в 1999 г. Вместе с тем до настоящего времени публикации по налоговому менеджменту в большинстве своем сводятся к способам ухода от налогов, а налоговый менеджмент — к налоговому планированию, что заведомо сужает сферу его действия. Широко распространена точка зрения, сводящая налоговый менеджмент к операциям с оффшорами, означающая лишь нелегальный или полулегальный варианты развития этой управленческой функции. И, наконец, налоговый менеджмент в ряде публикаций ограничивается задачей минимизации налогообложения, причем любыми средствами, что также неприемлемо, так как уменьшение одних налогов зачастую означает увеличение других, а минимизация налогов любыми средствами приводит к санкциям и даже уголовной ответственности. Сравнительная молодость для нашей страны этой теоретической и практической области знаний, а также специфика национального налогового законодательства и обусловленная этим невозможность трансформации в отечественную экономику зарубежного опыта в области налогового менеджмента объясняют недостаток юридической литературы по данному кругу проблем, отсутствие единого подхода к этой функции внутрифирменного управления в имеющихся публикациях и не сложившийся еще понятийный аппарат. Налогам отводится важнейшая роль в функционировании любого государства. Выполняя распределительную, стимулирующую, регулирующую и фискальную функции, налоги позволяют сдерживать инфляцию в периоды ее интенсивного роста (кейнсианская модель встроенных стабилизаторов)24, бороться с так называемыми провалами рынка, обеспечивать экономическую поддержку развития в периоды кризиса, финансировать капиталовложения в непривлекательные для частного капитала сферы. Причиной подобных провалов считается неспособность рынка функционировать самостоятельно и эффективно без государственного вмешательства в связи с объективным порождением монополий, наличием общественных товаров и услуг, например обороны и общественной безопасности, а также из-за отсутствия достаточной информации. Как отметил В.Путин на его выступлении на заседании Госсовета 8 февраля 2008 года «Необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала. Для этого требуется в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан. Обращаю на это внимание и Правительства, и депутатов Государственной Думы: освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений»25. Вместе с тем чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему — хотя бы потому, что до сих пор не установлено само определение справедливого налога. Кроме того, практически ни одно государство не смогло добиться точного и справедливого распределения ресурсов из казны: бюджетные расходы — их цели, размеры и направления по адресатам — вызывают разногласия среди всех налогоплательщиков. И, наконец, любой бизнес существует не ради налогов, а в целях извлечения прибыли, и налоги при этом существенно корректируют практически все управленческие решения. Поэтому при всей значимости этой доходной статьи национальных бюджетов система налогообложения объективно порождает стремление оптимизировать налоги и, как следствие, налоговый менеджмент. Как сказал известный экономист Мадсен Пири, «люди понимают, что правительства тратят деньги менее осмотрительно и менее эффективно, чем они могли бы делать это сами». Налоговый менеджмент выполняет специфическую функцию в системе управления хозяйствующего субъекта и являются в силу этого одной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента. Предметом налогового менеджмента являются налоговая политика, определяющая уровень налогообложения, и ее практическая реализация. Основным объектом налогового менеджмента являются хозяйствующие субъекты—налогоплательщики. Информационная база налогового менеджмента формируется в системе финансового, налогового и управленческого учета. Это, в частности, обусловливает тесную взаимосвязь налогового менеджмента с такими отраслями, как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет и налоговое право.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы