Редактирование Налоговые реформы в России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Первый этап налоговой реформы (1990—1997) == Начиная с 1990 года, в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «[[О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства]]». В июне 1990 года принят ещё один важный Закон «[[О налогах с предприятий, объединений и организаций]]». Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием Закона «[[Об основах налоговой системы в Российской Федерации]]» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с [[1 января]] [[1992 год]]а. Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 года и основывалась на более чем 20 законодательных актах. [[21 ноября]] 1992 года указом [[президент Российской Федерации|президента Российской Федерации]] была образована самостоятельная [[Государственная налоговая служба РФ]] (раннее она входила в состав министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране. Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов: # Общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ. # Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований. # Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ. # Общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы. Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов. Сформированная в таких экстремальных условиях налоговая система не могла не обладать врожденными недостатками. И по мере углубления рыночных преобразований они становились всё заметнее, превратив налоговую систему в очевидный тормоз экономического развития государства. При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объёмами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства. Выделяются три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета: # политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги; # угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы — долги государства бюджетным организациям, и, как следствие, их неплатёжеспособность усиливали кризис расчётов, что в итоге стимулировало неденежные формы платежей в бюджет; # объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определённого уровня. Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат. Более того, бессистемность внесения поправок, их количество и частота привели к тому, что налоговая система в это время характеризовалась, как нестабильная и непредсказуемая. В [[1997 год]]у на территории России действовало более 40 налогов и сборов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. К этому периоду уже сформировалась трёхуровневая налоговая система, которая включала: # Общегосударственные налоги (федеральные), взимаемые на всей территории РФ по единым ставкам (около 13): #* [[налог на добавленную стоимость]]; #* [[акцизы]]; #* [[подоходный налог с банков]]; #* [[подоходный налог со страховой деятельности]]; #* [[налог с биржевой деятельности]]; #* [[налог на операции с ценными бумагами]]; #* [[таможенная пошлина]]; #* [[государственная пошлина]]; #* подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий; #* [[подоходный налог с физических лиц]]; #* налоги и платежи за использование природных ресурсов; #* налоги на транспортные средства; #* налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др. # Республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (было около 6): #* [[налог на имущество предприятий]]; #* [[лесной доход]]; #* плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др. # Местные налоги и сборы (было около 24): #* налог на имущество физических лиц; #* [[земельный налог]]; #* [[сбор за право торговли]]; #* [[налог на рекламу]] (до 5 % от стоимости услуг по рекламе); #* налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; #* [[лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками]]; #* [[лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей]]; #* сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты (по ставке до 0,1 % от суммы сделки) и др. Практика функционирования налоговой системы середины 1990-х годов делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу — риски, связанные с изменениями в налогообложении, оценивались в то время как чрезвычайно высокие. Наконец, существовавшая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком много возможностей для [[Уклонение от налогов в России|уклонения от налогов]]. В ситуации, когда государство было неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности, в полном объёме налоги платили только добросовестные налогоплательщики, не имеющие льгот и недоимок. Для них налоговое бремя оказалось чрезмерно высоким, и в результате они либо выталкивались с рынка, либо начинали уклоняться от налогов. Таким образом, неспособность государства на протяжении многих лет решать назревшие проблемы стало одной из главных причин развития [[теневая экономика|теневой экономики]], массового [[бегство капиталов|бегства капиталов за границу]], отсутствия полномасштабных [[иностранные инвестиции|иностранных инвестиций]] в экономику России. Что в итоге препятствовало экономическому росту и укреплению государственности. Функционирование налоговой системы России в 1990—1997 годах выявила много проблем и противоречий, что вызвало реакцию государства по дальнейшему реформировании системы налогообложения.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы