Редактирование Налоговая реформа в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Результаты реформы == В качестве результата реформирования налоговой системы России Министр Финансов РФ [[Алексей Кудрин]] привёл такие цифры: до 2000 г. уровень налоговой нагрузки составлял около 34 % от ВВП, в 2000 г. — 33,5 %, в 2001 г. — 33,9 %, в 2002 г. — 33,2. В 2003 году налоговая нагрузка составила, по прогнозам, 31 % от ВВП. Налоговая нагрузка на экономику России в 2004 г. в результате налоговой реформы снизится до 29,4 % ВВП. Такой прогноз приводится в представленном в правительство докладе Минфина РФ «О мерах по совершенствованию налогового законодательства в РФ». В материалах подчеркивается, что в результате налоговой реформы за последние 5 лет существенно изменилась структура налоговых поступлений. Прежде всего резко увеличилась доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов, в первую очередь недр. Доля этих налогов возросла до 17,5 % в 2003 г. с 7,8 % в 1999 г. Одновременно с 16,6 % до 14,9 % сократилась доля налога на прибыль организаций, как наиболее чувствительного для бизнеса, что обусловлено введением с 2002 года нового режима его уплаты. Доля налога на доходы физических лиц увеличилась почти в полтора раза — с 8,7 % в 1999 г. до 12,9 % в 2003 г. Сохранилась высокая доля налогов — примерно на уровне 25 %, предназначенных для пенсионного, медицинского и социального обеспечения. В октябре 2001 года газета «[[Financial Times]]» писала. что «налоговая реформа способствовала повышению собираемости налогов и устранила многие искажения». [http://www.inosmi.ru/stories/01/07/19/3013/139565.html] Согласно оценкам Минфина РФ, изменение налоговых правил означало, в сумме, сокращение перераспределения налогов через консолидированный бюджет за 2001—2003 гг. на 2,6-2,8 процентных пунктов.<ref>''[[Белоусов Дмитрий Рэмович|Белоусов Д. Р.]]'' [http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/NalExpert2/Nal_Expert.pdf Макроэкономический и структурный аспект налоговой реформы] // Январь 2004</ref> [[22 апреля]] 2004 года заместитель министра финансов РФ [[Сергей Шаталов]] сообщил, что за прошедшие четыре года проведения налоговой реформы налоговая нагрузка в России снизилась с 35-36 % ВВП до 30 % ВВП, а без учёта энергетической составляющей — до 29 % ВВП. [[30 сентября]] 2004 года С.Шаталов заявил, что ликвидация внутренних офшоров дала 100 млрд рублей налоговых доходов. По его словам, налоговая реформа привела к серьёзным изменениям в налоговой системе, в частности за четыре года количество налогов сократилось более чем в 3 раза — с 50 до 15 и налоговая реформа сопровождалась последовательным снижением налоговой нагрузки. «В этих условиях вопрос совершенствования налогового администрирования выходит на первый план»,— подчеркнул С.Шаталов. Он отметил, что низкие ставки налогов дают государству право требовать их полной уплаты. Теперь перед государством стоит задача создать справедливую систему налогового администрирования, которая сократит издержки налогоплательщика и приведет к снижению затрат государства на сбор налогов. С.Шаталов отметил, что многие решения в ходе налоговой реформы были направлены на улучшение администрирования и перекрытие каналов ухода от налогов. Ярким примером является введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По сравнению с 1999 годом в 2004 году сбор налогов на природные ресурсы возрос в 8 раз благодаря НДПИ, сообщил он. В ноябре 2004 года Российская газета писала, что основная цель была достигнута, и реформа привела к сокращению теневой экономики: размер теневого сектора за пять предшествовавших лет сократился, по оценкам [[Институт открытой экономики|Института открытой экономики]], приблизительно на 20 %.<ref>http://www.rg.ru/2004/11/23/nalogi.html</ref> [[20 марта]] 2006 года С.Шаталов заявил, что за период налоговой реформы, примерно с 2001 года, налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %. «Налоговая система кардинально изменилась с 2000 года. Количество налогов снизилось с 54 до 15»,— сказал С.Шаталов. Также произошло перераспределение налоговой нагрузки, ее смещение в нефтяной сектор. По словам С.Шаталова, сегодня в номинальном объёме нефтяники платят в 9,5 раза больше налогов, чем в 2001 году, увеличилась также их доля в налоговых поступлениях. === Результаты реформы на 2006 год === Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста. В последние годы ежегодно принимались и вступали в силу решения, предусматривающие существенное снижение налогового бремени. Так, с 2002 году были снижены, а с 2003 года окончательно отменены «оборотные налоги», начиная с 2004 года с 20 до 18 % была снижена основная ставка [[НДС]] и отменен [[налог с продаж]]. С 2005 года произошло существенное снижение [[ЕСН]]. Начиная с 2006 года в связи с вступлением в силу важных поправок в режим применения НДС и налога на прибыль организаций, направленных на стимулирование инвестиционной активности, произошло дальнейшее заметное снижение налоговой нагрузки на экономику. В целом, в последние годы имело место снижение налоговой нагрузки в сопоставимых условиях в размере около 1 % ВВП ежегодно. Налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные платежи) к объёму ВВП при сопоставимых мировых ценах на нефть за 2001—2005 годы снизилась с 33,6 % до 27,4 %. Проведённый анализ уровня налоговой нагрузки в 2005 году по видам экономической деятельности свидетельствует, что самый высокий уровень налогового бремени, исчисляемый как отношение общей суммы налоговых поступлений, администрируемых [[ФНС России]], к объёму ВВП, произведённому в этих отраслях, имел место в секторе добычи полезных ископаемых и составил 51,6 %. Самый низкий — в сельском хозяйстве (4,3 %) и в социальной сфере (8,3 %). В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки составил 19,1 %, против 26,3 %, сложившегося в целом по народному хозяйству. Таким образом, можно констатировать, что одним из позитивных результатов налоговой реформы стало заметное перераспределение налогового бремени с обрабатывающих и иных приоритетных отраслей в сторону сектора, связанного с добычей полезных ископаемых. Следует также отметить, что уже сегодня по размеру налоговых ставок основных налогов Российскую Федерацию можно отнести к странам с наиболее низким уровнем налогообложения. При этом, несмотря на снижение налоговой нагрузки за годы налоговой реформы, удалось обеспечить стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей (включая администрируемые таможенными органами), которые заметно выросли в реальном выражении. Всего за 2001—2005 годы в реальном выражении (без учёта влияния инфляции), по нашей оценке было получено дополнительно около 2,6 трлн рублей налоговых и иных обязательных платежей, что составило примерно 10,5 % к общему объёму таких платежей, поступивших за эти годы. Из указанной суммы по платежам, администрируемым налоговыми органами, дополнительно получено 1,4 трлн рублей, или 7 % (в том числе по налогу на прибыль организаций 482 млрд рублей, или 13 % к поступлениям по этому налогу, по налогу на доходы физических лиц 268 млрд рублей или 11,4 %, по НДС 297 млрд рублей, или 8,7 % к поступлениям по этому налогу). По платежам, администрируемым таможенными органами, за 2001—2005 гг. получено дополнительно (без учёта влияния инфляции) около 1,2 трлн рублей, или 23,5 % к общему объему таких платежей, администрируемых таможенными органами. В результате налоговой реформы произошли позитивные изменения в структуре уплачиваемых налогов. В частности: * заметно увеличилась доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов и, в первую очередь, ресурсов недр; * резко уменьшилась доля прочих налогов (прежде всего целевых налогов, являвшихся источниками формирования дорожных фондов); * почти в полтора раза увеличилась в общем объеме налоговых поступлений доля налога на доходы физических лиц; * в 2002 г. произошло снижение доли налога на прибыль организаций, что было обусловлено введением нового режима его уплаты. Однако в последующие годы значение этого налога заметно возросло, что наряду с общим экономическим ростом обусловлено прекращением действия внутренних «оффшорных зон», а также крупными доначислениями в результате усиления контрольной работы налоговых органов; * в 2005 году заметно снизилась доля единого социального налога (ЕСН), что обусловлено решением о снижении с 2005 г. его налоговых ставок. Следует отметить, что рост налоговых доходов имеет место как по доходам, поступающим в федеральный бюджет, так и в региональные и в местные бюджеты. При этом удельный вес налоговых доходов, зачисляемых в территориальные бюджеты (без учёта таможенных платежей, ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование) в 2002—2004 годы в общем объёме налоговых доходов консолидированного бюджета превышал 50 процентов. За годы налоговой реформы произошли определенные позитивные изменения и в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. В частности, при сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего, связанной с добычей и переработкой нефти) с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями помимо топливной промышленности. В 2005 году из общего объёма налоговых поступлений, администрируемых ФНС России, на сферу добычи полезных ископаемых приходилось 37,4 %, на торговлю и сферу услуг — 12,7 %., на обрабатывающие производства только 13,8 % общего объема налоговых поступлений. Среди последних мер, реализованных в рамках осуществления налоговой реформы, следует отметить окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 15, или более чем в три раза (в настоящее время установлено 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога). Кроме этого применяется 4 специальных налоговых режима (в том числе 2 новых), а также 4 обязательных платежа, имеющих неналоговый статус. === Налогообложение ТЭКа === В результате налоговых преобразований режим налогообложения нефтяной отрасли стал более прогрессивным по отношению к ценам на нефть. Характерным примером служит пошлина на экспорт сырой нефти, ставка которой после её введения в 1999 году стала более прогрессивной по отношению к ценам на нефть. Кроме того, в 2002 году новый налог на добычу нефти заменил три ранее действовавших основных нефтяных налога, которые в значительной степени не зависели от мировых цен ан нефть из-за своих специфических ставок в рублях и нечётко определенных адвалорных ставок.<ref>[http://www.imf.org/external/country/rus/rr/rus/2003/pdf/080103r.pdf Влияние цен на нефть на бюджет в России]</ref> Введение НДПИ и перенастройка механизма экспортных пошлин — последние, как и НДПИ, были привязаны к текущей мировой цене на нефть — позволили увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой бюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году.<ref>[http://expert.ru/expert/2011/39/bezopasnyie-finansyi-opasnyi-dlya-ekonomiki/ Безопасные финансы опасны для экономики][http://www.peeep.us/61981a5d]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы