Налоги в Грузии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Общегосударственные налоги

Действующие в Грузии общегосударственные налоги:[1]

  • подоходный налог — 20 %;
  • доход с прибыли — 15 %;
  • налог с дополнительной стоимости (НДС) — 18 %;
  • акцизный налог;
  • таможенный налог.

[править] История

Совокупная налоговая ставка, уплачиваемая компаниями в Азербайджане, Армении и Грузии (в % коммерческой прибыли), в 2005—2011 годах, по данным Всемирного банка
Совокупная налоговая ставка, уплачиваемая компаниями в Азербайджане, Армении и Грузии (в % коммерческой прибыли), в 2005—2011 годах, по данным Всемирного банка
Основная статья: История налогов в Грузии

Становление грузинского государства потребовало создания налоговой системы, которая соответствовала бы потребностям и условиям рыночных отношений. Следует отметить, что решение проблемы оптимизации налоговых отношений является одной из самых сложных в условиях системных преобразований экономических отношений в республике.

Создание в Грузии национальной налоговой системы оказалось чрезвычайно сложной задачей из-за нестабильности ситуации и нехватки опытных специалистов. Как результат, на начальном этапе экономической реформы грузинскому правительству фактически не удалось радикально изменить практику взимания налогов. Поэтому до 1993 г. налоговая система в основном продолжала действовать на основе основных правовых принципов и правил, сложившихся во времена бывшего СССР. Таким образом первые годы независимости сохранялась система управления, которая предоставляла местным органам власти (кроме автономных республик) лишь незначительные возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с налогообложением.

Кроме того, налоговая система действовала в сложных экономических условиях того периода (включая высокую инфляцию) и узкой базе налогообложения, в которой незначительное место занимали налог на землю, налог на имущество. Эта система была также отягощена избыточными льготами предприятиям. Существовавший налоговый режим не способствовал развитию предпринимательской деятельности. К недостаткам формирования налоговой системы можно также отнести постоянно меняющиеся нормативы, регулирующие ее деятельность. Частое изменение ставок налогообложения вносит дополнительные сложности в предпринимательскую деятельность. Деятельность налоговой системы была усложнена в результате наличия недочетов в ее законодательной базе: противоречивости и запутанности нормативов и процедур налогообложения. Первое практическое изменение в существовавшую налоговую систему было внесено в 1992 г. Налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость, который стал взиматься по единой ставке в 28 % с каждой сделки купли-продажи с той части стоимости товара, которая добавляется каждым последующим производителем. С 1993 г. ставка НДС была снижена до 14 %, а с 1996 г. увеличена до 20 %.

Использование единой ставки НДС упростило порядок начисления и обеспечило более стабильный доход в бюджет вне зависимости от колебания цен и уровня инфляции. После преобразования сборы от НДС составили до 20 % бюджетных поступлений, или 2,5 — 3,0 % от ВВП. В то же время при принятии закона об НДС в него попало достаточно большое количество поправок о предоставлении льгот. Более того, в 1995 г. специальным законом Патриархия Грузии была освобождена вообще от всех видов налогов. Этим воспользовались многие коммерческие структуры, которые стали действовать от ее лица, что еще более расширило масштабы импорта и производства не облагаемых налогом товаров и услуг. Правда, через два года эта льгота была отменена. Последующие шаги по углублению реформы налоговой системы Грузии были предприняты в 1993 г., когда парламент Грузии принял целый ряд законов, на основе которых были, например, введены налоги на прибыль предприятий, акцизы, на имущество, подоходный налог с физических лиц, медицинский. Общая ставка налога на прибыль была установлена в размере 20 %, для промышленных и строительных предприятий она была равна 10 %, а для банков и кредитных учреждений — 35 %. Этот налог также обеспечивал порядка 20 % поступлений от налогов.

Однако от него освобождались вновь созданные предприятия в течение первого года их деятельности, а в последующие два года им предоставлялась 50 %ная скидка с обычно применяемой ставки налога. Кроме того, были введены специальные льготы на инвестиции. Законом также не предусматривалось налогообложение многих видов доходов, например, по процентам от вкладов в банки и прочие кредитные учреждения (однако дивиденды подлежали налогообложению). С ряда товаров предусматривалось взимание акцизных сборов, в том числе с бензина, алкогольных напитков, табачных изделий, автомашин. Акцизным сбором облагались также товары, экспортируемые в страны СНГ, в то время как товары, экспортируемые в страны дальнего зарубежья, освобождались от подобных сборов. Номинальная ставка сбора была установлена одинаковой для большинства товаров как производимых в Грузии, так и импортируемых в страну. Подоходный налог с физических лиц по уровню поступлений в бюджет был равноценен налогу на добавленную стоимость.

До 1994 г. этот налог взимался ежемесячно с заработной платы непосредственно по месту работы. Затем система сбора налога была преобразована в кумулятивную, то есть к сумме ежемесячных доходов, полученных с начала года, стала применяться шкала годовых ставок. Такой порядок налогообложения обязал физических лиц подавать ежегодную налоговую декларацию. Однако ограниченные кадровые и технические возможности налоговых служб не позволили им в полной мере обеспечить бесперебойную обработку требуемого количества деклараций. По этой причине и происходят задержки и сбои в работе всей системы. Помимо отмеченных был также введен ежегодный однопроцентный налог на основные производственные фонды, к чему относится как установленное, так и неустановленное оборудование, нематериальные активы, незавершенные строительные объекты предприятий. Однако налог на бездействующие основные фонды (доля которых достигала в период кризиса 75-80 %) подрывал финансовые ресурсы предприятий, тормозя их развитие. Не подлежали налогообложению сырье, полуфабрикаты, готовая продукция на складе, денежные средства и финансовые активы. Для новых предприятий вводилось освобождение на один год от налога на имущество и затем предоставлялись преференции на последующие два года (это положение действовало лишь ограниченный срок).

В декабре 1994 г. указом президента Грузии был введен налог на землю. Ставки налога изменялись по регионам, в зависимости от качества земли. После длительного периода подготовки в 1997 г. парламент Грузии принял налоговый кодекс, который по своему содержанию уже в большей степени соответствовал новым экономическим условиях. С его появлением налоговое законодательство приобрело более четкие формы, что снизило возможности двойного толкования норм. Кодекс охватывает более широкий круг вопросов и призван содействовать развитию производства, активизации инвестиционной деятельности. Налоговая система Грузии, в основе которой лежит новый налоговый кодекс, включила в себя такие налоги и сборы, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество физических лиц, налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на транспортные средства, налог на передачу имущества, налог на наследство и дарение, налог на использование природных ресурсов, налог за загрязнение окружающей среды, налог на въезд автотранспорта на территорию страны и т. д. Так как существование значительного числа вводимых местными муниципальными органами власти налогов вызывало недовольство деловых кругов Грузии, налоговый кодекс несколько ограничил их число, отменив все налоги, которые не были одобрены парламентом. Вместе с тем налоговый кодекс разрешил такие местные налоги, как налог на предпринимательскую деятельность, налог на игровой бизнес, курортный налог, гостиничный налог, налог на рекламу, налог на парковку автотранспорта, налог за пользование местной символикой. В новом налоговом кодексе ряд бывших ранее отдельных сборов представлен в виде налогов.

Например, сбор за передачу недвижимости в наследство был заменен налогом на передачу недвижимости в собственность, а наследственный сбор — налогом на наследство и дарение. Налоговым кодексом был также изменен налог на прибыль. Для всех категорий налогоплательщиков была установлена единая 20%-ная ставка. При этом схема расчета налогооблагаемой базы предусматривает исключение из прибыли всех производственных расходов. В новой налоговой системе существенно увеличено число подакцизных товаров, однако значительное снижение при этом средней ставки акцизов для грузинских производителей привело к росту производства подакцизных товаров. Кодексом была также либерализована существовавшая ранее жесткая ответственность налогоплательщиков за невыполнение финансовых обязательств перед государством, что было сделано в надежде обеспечить более полное поступление средств в бюджет. Однако, как показала практика, либерализация финансовых штрафов и санкций не привела к сколько-нибудь заметному снижению масштабов ухода от выплаты налогов. В целом структура налогообложения Грузии по своему общему составу обязательных налоговых платежей незначительно отличается от общепринятой в мировой практике развитых стран. Однако она имеет свои особенности.

В Грузии по сравнению со странами Запада налоговые сборы отличаются более низкой долей подоходного налога с физических лиц (12-20 %) и налога на прибыль (20 %). Кроме того, при формировании налоговой политики правительство иногда использует налоговый механизм (например, налоговые льготы) как средство достижения неэкономических целей, что искажает экономические приоритеты, сужает доходную базу бюджета и создает дополнительные возможности ухода от налогов. Особенно явно это проявляется в отраслях сельского хозяйства, где по отдельным видам налогов предоставлены льготы. Процесс формирования системы налогообложения Грузии еще не закончен. Регулярно в налоговом кодексе страны происходят изменения, что привносит некоторую нестабильность в налоговое законодательство и затрудняет работу аппарата налоговых и других финансовых служб. В налоговой политике Грузии отмечается тенденция снижения налогообложения прибыли (бизнеса) при росте налогообложения потребителя. Все еще остается низким уровень налоговых поступлений. Их доля в объеме ВВП в лучшем случае достигают 8-10 %. Необходимы также усилия к сокращению теневой экономики, так как в Грузии доля уводимой от налогообложения продукции и услуг по отношению к ВВП оценивается почти в 40 %.

[править] Показатели

Доля налоговых поступлений в ВНП Грузии (%):

  • 1996 год — 10,8
  • 1997 год — 13,0
  • 1998 год — 13,3
  • 1999 год — 14,4
  • 2000 год — 13,6

[править] Налоговое администрирование

Грузинские бизнесмены заявляют, что хотя номинально ставки налогообложения в стране невысоки, они зачастую страдают от «параллельного сбора налогов» — неожиданных проверок налоговой полицией, накладывающей драконовские штрафы за мелкие, по словам бизнесменов, нарушения. Грузинский филиал «Transparency International» назвал эту практику «налоговым терроризмом».[2]

В докладе Всемирного банка, подготовленного в 2009 года, говорилось: «Бизнесмены, работающие во всех секторах экономики [Грузии], считают, что налоговые органы действуют чересчур агрессивно, налагая штрафы на те компании, что изо всех сил стараются соблюдать закон; кроме того, они слишком медленно рассматривают апелляции и выплачивают положенные вычеты по НДС».[3]

[править] Прочее

По итогам 2009 года крупнейшим налогоплательщиком Грузии является Грузинская железная дорога, находящаяся в госсобственности и в основном занимающаяся транзитом нефти и нефтепродуктов из Азербайджана, Казахстана и Туркмении к портам Чёрного моря.[4][5][6]

По мнению Дэвида Ли, председателя Американской торговой палаты в Грузии и генерального директор крупнейшего частного налогоплательщика в стране — телекоммуникационной компании «MagtiCom», в налоговой системе Грузии воцарились произвол и непредсказуемость. Например, с 1 сентября 2010 года для компаний мобильной связи был введён новый акцизный сбор, составляющий 10 % их совокупного дохода. Ли назвал этот шаг беспрецедентным, отметив, что он стал особенно болезненным для менеджмента и акционеров, поскольку пришелся на середину финансового года, когда все бизнес-планы уже свёрстаны.[7]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Налоги в Грузии
  2. Выбор Грузии: какой курс избрать в период неопределенности? / Томас де Ваал; пер. с англ. М. Коробочкина ; Моск. Центр Карнеги. — М., 2011. — 67 с.
  3. Выбор Грузии: какой курс избрать в период неопределенности? / Томас де Ваал; пер. с англ. М. Коробочкина ; Моск. Центр Карнеги. — М., 2011. — 67 с.
  4. Война на рельсах[1]
  5. Грузино-китайский консорциум начал строить железную дорогу в объезд Тбилиси[2]
  6. ЕБРР выделил 100 млн евро кредита на строительство железной дороги в объезд Тбилиси[3]
  7. Выбор Грузии: какой курс избрать в период неопределенности? / Томас де Ваал; пер. с англ. М. Коробочкина ; Моск. Центр Карнеги. — М., 2011. — 67 с.
Экономика Грузии
История  Грузинская ССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсииСтипендии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала


Налоги
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты