НПП «Аэросила»

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



НПП «Аэросила» — ведущая российская компания по разработке и производству самолётных воздушных винтов, винтовентиляторов, вспомогательных газотурбинных двигателей.[1]

Содержание

[править] История

[править] Создание ОКБ

Официальным документом, определяющим факт образования предприятия, является Приказ Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР № 80/К от 22 марта 1939 г., которым главным конструктором ОКБ утвержден Жданов Константин Иванович.[2]

В том же году началось серийное производство первого отечественного автоматического винта АВ-1 с металлическими лопастями конструкции К. И. Жданова для оснащения самолетов И-16, И-153. С этого момента самолеты России и бывшего СССР (кроме спортивных самолетов и легкомоторной авиации последних лет) оснащались воздушными винтами, созданными «Аэросилой».[3]

С первых лет своего существования предприятие стало завоевывать репутацию продуктивного разработчика воздушных винтов и гидромеханических регуляторов.[4]

[править] Самолёты с поршневыми двигателями

За короткий предвоенный период и в напряженные годы Великой Отечественной войны коллективом ОКБ было разработано более 12 типов воздушных винтов, выпущенных серийным производством в количестве более 100 000 штук. Ими оснащались самолеты страны тех лет: И-15, И-16,И-153, ЛИ-2, МиГ-3, СУ-3, Пе-2, Ил-2, Ил-4, Ил-10, ТУ-2, Пе-8 и др.

За большой вклад в создание воздушных винтов с высокими аэродинамическими характеристиками, обеспечившими успехи Советской авиации, многие работники ОКБ были награждены Правительственными наградами.

[править] Развитие турбовинтовой авиации

В послевоенные годы на смену авиации с поршневыми винтомоторными силовыми установками приходит турбовинтовая авиация. Ее бурное развитие потребовало оперативного создания принципиально новых воздушных винтов и гидромеханических систем автоматического управления.[5]

С этими задачами коллектив предприятия успешно справился, создав целое семейство надежных воздушных винтов и регуляторов для самолетов Ан-8, Ан-12, Ан-10, Бе-12, Ан-24, Ил-18, Ан-30, Ан-26 и Ан-32 и др.[6]

Особые технические достижения предприятия связаны с созданием уникальных соосных воздушных винтов на мощность 14000 л.с. для самолетов Ту-95, Ту-114 и Ан-22 («Антей»). Эти винты до сих пор не имеют аналогов в мировом винтостроении. Для самолетов Ту-95 и Ту-114 они обеспечили достижение крейсерской скорости полета до 800 км/час, а для самолета Ан-22 непревзойденную тяговооруженность.[7]

Одновременно на предприятии создаются воздушные винты для экранопланов и аэросаней, а также рулевые винты для вертолетов Ми-6, Ми-10, Ми-10К и Ми-1.[8]

[править] Развитие тематики вспомогательных газотурбинных двигателей

Бомбардировщик Ту-160
Бомбардировщик Ту-160

В период бурного развития реактивной и спада турбовинтовой авиации «Аэросиле» было поручено еще одно технически емкое и принципиально новое для предприятия тематическое направление. И вот уже 45 лет коллектив занимается созданием вспомогательных газотурбинных двигателей с маркой ТА, предназначенных для запуска маршевых двигателей самолетов и вертолетов, кондиционирования кабин и салонов, питания электроэнергией бортовых систем, а также для использования в качестве наземных установок авиационного назначения.[9]

Созданные на предприятии ВГТД устанавливаются на самолетах Ту-134А, Ту-154, Ту-154Б, Ту-154М, Ил-62М, Ил-76Т, Ил-76МД, Як-42, Ту-160, Ан-74, Ту-204, Ан-70 и других объектах.[10]

Почти все самолеты и вертолеты страны (за исключением Ил-86 и Ил-96) оснащены ВГТД «Аэросилы».[11]

[править] Сверхзвуковые самолеты с изменением стреловидности крыла

Предприятие приступило к созданию винтовых преобразователей — силовых шариковинтовых механизмов со встроенными редукторами для изменения стреловидности крыла самолета.[12]

Эти уникальные по своим техническим характеристикам изделия были применены на самолетах МиГ-23, Ту-22М, СУ-24, Ту-144, Ту-160 и др.[13]

Являясь особо ответственными изделиями, винтовые преобразователи за все время многолетней эксплуатации не имели ни одного отказа.[14]

[править] Корабли на воздушной подушке

По заказу Судовой промышленности создается семейство подъемно-движительных комплексов для 6 кораблей на воздушной подушке: «Скат», «Мурена», «Кальмар», «Омар», «Джейран» и «Зубр».[15]

Таким образом, арсенал разработок предприятия пополнился еще пятью наименованиями воздушных винтов и шестью наименованиями нагнетательных вентиляторов.[16]

[править] Создание движителей нового поколения

«Аэросилой» был создан первый воздушный винт на мощность 360 л.с. с новыми лопастями из полимерных композиционных материалов.[17]

На пороге мирового топливо-энергетического кризиса, в конце 70-х годов предприятие приступило к созданию высокоэкономичных малошумных винтовентиляторных движителей.[18]

Первенцем такого типа изделий стал 8-ми лопастный винтовентилятор с металлическими лопастями СВ-24, который был испытан на самолете Ан-24 и показал перспективу дальнейших работ по винтовентиляторной тематике.[19]

Предприятие в тесном сотрудничестве с НИИ Авиационной промышленности активно приступило к созданию принципиально новых многолопастных флюгерно-реверсивных винтовентиляторов и воздушных винтов с композитными лопастями для самолетов нового поколения. Проведенный в соответствии с отраслевой целевой комплексной программой большой объем совместных работ, позволил создать современную методологию проектирования, развить и усовершенствовать испытательную и производственную базу. Кроме того, была успешно решена самая проблемная задача создания легкой и надежной лопасти. После решения комплекса технологических и материаловедческих задач по композитным лопастям был определен облик прогрессивного серийного производства, где особое внимание было уделено созданию современного оборудования, аппаратуры и приборов для принципиально нового производства лопастей из полимерных композиционных материалов.[20]

Практическим итогом комплекса работ, выполненных по 85 различным программам, явилось создание базового соосного винтовентилятора СВ-36 с композитными лопастями мощностью 10000 л.с., а затем более мощного (на 14000 л.с.) СВ-27 для самолета Ан-70. Винтовентилятор СВ-27 не имеет мировых аналогов. При скоростях крейсерского полета самолета с ТВВД, близких к скоростям самолета с ТРДД, он обеспечивает высокий КПД (0,9 на М п =0,7), высокие взлетные и реверсные характеристики и чрезвычайно короткий разбег и пробег самолета.[21]

Экономия топлива за счет применения ТВВД вместо ТРДД сопоставимого технического уровня составляет 30 %.[22]

Получен сертификат типа для первого представителя многолопастного композитного воздушного винта нового поколения является винт СВ-34 мощностью 2500 л.с., созданный «Аэросилой» для самолета Ил-114. После СВ-34 в активе предприятия появились еще два новых винта с композитными лопастями. Это АВ-140 мощностью до 3000 л.с. для самолета Ан-140, а также АВ-36 мощностью 1500 л.с. для самолета Ан-38.[23]

Винтовентиляторы и воздушные винты нового поколения обладают высокой аэродинамической эффективностью и отличаются от прежних винтов меньшими габаритами и массой, наличием увеличенного количества легких композитных лопастей, меньшим уровнем шума и увеличенным ресурсом.[24]

Использование в новой САУ винтов электроники, позволило увеличить число функций управления, применить диагностику и синхрофазирование винтов.

[править] Создание вспомогательных газотурбинных двигателей нового поколения

Создание вспомогательных газотурбинных двигателей нового поколения: ТА-14, ТА18-100, ТА18-200. ВГТД ТА-14 и его модификации предназначен для эксплуатации на самолетах Як-130, Ил-114, Ан-140 и вертолетах Ми-8, Ми-17, Ка-62.[25]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
  17. [17]
  18. [18]
  19. [19]
  20. [20]
  21. [21]
  22. [22]
  23. [23]
  24. [24]
  25. [25]
Личные инструменты