Редактирование НПО Энергомаш (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Внешнеэкономическая деятельность == === Международное сотрудничество === Международное сотрудничество в области оборонной техники, и в частности, ракетно-космической техники, было в 1950—1980-е годы прерогативой высшего руководства страны и специальных организаций и в условиях политического противостояния СССР и Запада практически исключалось. Правда, надо отметить, что еще в 1930-е гг. в рамках деятельности авиазавода в Химках шло освоение лицензионного производства американского самолета Дуглас, для чего многие специалисты из Химок побывали в командировке в США, но это было освоение американского опыта, а не полноценное сотрудничество. Можно также отметить участие группы специалистов предприятия (совместно со специалистами ОКБ-1 и ряда других предприятий) в оказании научно-технической помощи Китаю в 1950-е гг. в освоении производства ракеты Р-2 с двигателем РД-101. Конечно, нельзя в полной мере отнести эти работы к области внешнеэкономической деятельности предприятия, как и проводимую в 1970—1980-е гг. работу по экспорту снегокатов «Чук и Гек» в ряд стран Европы и Америки.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> С начала 1990-х гг. начался поиск принципиально новых подходов к развитию бизнеса, поиск новых рынков сбыта продукции предприятия.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Удалось организовать посещение предприятия представителями аэрокосмических фирм Франции, США, Швеции, Италии, Германии, Японии, Англии и других стран, посетить самим ряд зарубежных предприятий и организаций. При обсуждении возможных перспектив сотрудничества с такими ведущими фирмами США, как Дженерал Дайнемикс, Рокетдайн, Аэроджет, Пратт энд Уитни были получены высокие оценки достижений НПО Энергомаш в области создания жидкостных ракетных двигателей. По оценкам американских специалистов разработка двигателя РД-170 опередила аналогичные разработки в США на 8-10 лет. В связи с этим понятен был и встречный интерес к продукции НПО Энергомаш ряда зарубежных фирм, прежде всего США и Франции.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> В это время были сделаны первые конкретные шаги по выходу на зарубежные рынки. За 1990—1992 гг. было заключено несколько контрактов с фирмами США. В Европе были подписаны контракты с французской фирмой СЕП (SEP). Хотя общая сумма всех подписанных контрактов не превышала нескольких миллионов долларов, эти контракты были очень важны для предприятия как подтверждение того, что на зарубежные рынки можно и нужно выходить. К сожалению, заключенные контракты ограничивались ознакомлением с технологическими возможностями и демонстрационными испытаниями. Для углубления контактов необходимо было их одобрение на уровне правительств.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Ключевым моментом в международной деятельности НПО Энергомаш следует считать 1992 г., когда 26 октября было подписано «Соглашение по совместному маркетингу и лицензированию технологий» с компанией Пратт энд Уитни корпорации Юнайтед Текнолоджис Корпорейшен, в котором НПО Энергомаш назначил Юнайтед Текнолоджис Корпорейшен своим исключительным представителем по маркетингу в отношении производства, использования или продажи двигательных установок и лицензируемых технологий в США.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> [[Изображение:RD-180.jpg|thumb|400px|right|Ракетный двигатель [[РД-180]]]] В соответствии с подписанным соглашением НПО Энергомаш и Пратт энд Уитни проводили активную и успешную маркетинговую деятельность. В январе 1994 г. в опубликованном отчете штаб-квартиры НАСА «Доступ в космос» впервые было официально упомянуто о возможности использования двигателей разработки НПО Энергомаш в качестве основных маршевых двигателей американских космических ракет-носителей. Таким двигателем мог стать двигатель РД-180, двухкамерная производная двигателя РД-170, используемого на первых ступенях ракет-носителей «Зенит» и «Энергия».<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Кроме того, в рамках одного из контрактов 11-25 октября 1995 г. в Вест-Палм-Бич, штат Флорида на огневом стенде компании Пратт энд Уитни были успешно проведены три стендовых запуска ракетного двигателя РД-120 разработки НПО Энергомаш. В короткие сроки в США был выполнен большой комплекс работ по подготовке американской испытательной базы к огневым испытаниям российского серийного ЖРД. Успех этой программы послужил весомым доказательством реальной осуществимости плодотворного сотрудничества российских и американских специалистов.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> В том же 1995 году фирма Локхид Мартин объявила конкурс на двигатель для своей новой ракеты-носителя «Атлас IIAR». За право представлять новый двигатель РД-180 разработки НПО Энергомаш для «Атлас IIAR» на первом этапе конкурировали две американские фирмы — Пратт энд Уитни и Рокетдайн. В августе 1995 г. был сделан выбор в пользу Пратт энд Уитни. Непосредственно в конкурсе помимо проекта двигателя РД-180 участвовали двигатель [[НК-33]] российского предприятия «Труд» им. Н. Д. Кузнецова из Самары и вариант двигателя МА-5 фирмы Рокетдайн. 12 января 1996 г. в Денвере, штат Колорадо, фирма Локхид Мартин объявила о выборе жидкостного ракетного двигателя РД-180 в качестве двигателя первой ступени РН «Атлас IIAR».<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> В очень короткие сроки в НПО Энергомаш был проведен большой объем работ по разработке двигателя, включая огневые испытания на стенде НПО Энергомаш. В 1998 г. в США были проведены четыре успешных демонстрационных огневых испытания двигателя РД-180 № 4А. В результате был разработан новый ракетный двигатель РД-180, который в марте 1999 г. был сертифицирован для использования в РН «Атлас III».<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Большая работа была проделана службой ВЭД для получения государственной поддержки российско-американского проекта по разработке и продаже двигателя РД-180. Большую помощь в этом оказывало Министерство обороны РФ и Российское космическое агентство. При тесном взаимодействии с этими организациями в 1997 г. был подготовлен и подписан указ Президента РФ, разрешающий НПО Энергомаш продажу двигателя РД-180 на американском рынке и организацию параллельного производства этого двигателя в США в рамках совместного американо-российского предприятия.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> 27 января 1997 г. НПО Энергомаш и Пратт энд Уитни подписали Договор о создании общества с ограниченной ответственностью РД AM РОСС, ЛЛС. Совместное предприятие было создано для маркетинга, реализации и организации производственной базы в США для параллельного выпуска двигателей РД-180 и их модификаций.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> 16 мая 1997 г. было подписано пятистороннее Соглашение об использовании двигателей РД-180 производства НПО Энергомаш и о поддержке параллельного производства РД-180 в США, в котором Российское космическое агентство, НПО Энергомаш, Локхид Мартин, РД АМРОСС и Пратт энд Уитни оговорили взаимные обязательства в случае, если Локхид Мартин Астронаутикс победит на окончательном этапе конкурса EELV. В этом документе Локхид Мартин гарантировала закупку 101 коммерческого двигателя РД-180.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Особенность российско-американского проекта, в котором участвует НПО Энергомаш, состоит в том, что головной подрядчик — американская компания Локхид Мартин практически одновременно разработала две новых ракеты-носителя, одна из которых («Атлас III») предназначалась прежде всего для выведения на орбиту коммерческих полезных нагрузок, а другая («Атлас V») разрабатывалась по программе EELV (усовершенствованная одноразовая ракета-носитель) и должна стать основой целого семейства ракет-носителей среднего и тяжелого класса, используемых в космических запусках в интересах как правительства США, так и коммерческих заказчиков.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> В настоящее время двигатель РД-180 сертифицирован и для использования в ракетах-носителях «Атлас V» (EELV) как среднего, так и тяжелого класса.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> 28 марта 1997 г. был подписан контракт на поставку ракетных двигателей РД-180 в США между НПО Энергомаш и РД АМРОСС, ЛЛС.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Первый товарный двигатель РД-180 был поставлен в США 2 января 1999 г. На начало сентября 2011 г. в США поставлено уже 55 товарных двигателя. Проведено шесть пусков РН «Атлас III» с двигателями РД-180 (первый — 24 мая 2000 г.). Все пуски прошли без замечаний к работе двигателей.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Среди основных полетов, осуществленных по заказу НАСА — запуски орбитального аппарата для исследования лунной поверхности и аппарата для исследования лунных кратеров (LRO/LCROSS), космического аппарата для исследования поверхности Марса, космического аппарата для разведки Плутона и его спутника Харона в рамках программы «Полет к Плутону — новые горизонты», «Обсерватории солнечной динамики» для получения качественно новых научных данных по исследованию Солнца. До конца 2011 года на РН «Атлас 5» планируется запуск «Марсианской научной лаборатории».<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Все основные изобретения, используемые при разработке и производстве двигателя РД-180, защищены международными патентами. Получено 20 патентов США и 13 патентов Европейского патентного ведомства.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> НПО Энергомаш участвует также в реализации международной программы «Морской старт», базирующейся на использовании для проведения запусков РН «Зенит 3SL» с целью оказания услуг по выведению спутников разнообразного назначения на околоземную орбиту. При этом старт РН осуществляется с экватора Земли с ракетно-космического комплекса морского базирования. Данное обстоятельство позволяет при тех же энергетических затратах значительно увеличить массу выводимых в космос грузов и снизить стоимость запуска. В настоящее время работы проводятся по двум основным направлениям: поставка двигателей РД-171 для I ступени РН «Зенит 3SL» и авторское сопровождение разработанных НПО Энергомаш двигателей РД-120, которые в настоящее время изготавливаются в ГП «ПО Южмаш» (Украина) для II ступени этой РН.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Работы по программе «Морской старт» начались в 1996—1997 гг. Первые три двигателя РД-171 для этой программы были отправлены в Украину 28 апреля 1997 г. С 2004 г. началась поставка модифицированных двигателей РД-171М. Кроме того, осуществлены работы по модернизации двигателя РД-120, повышению его энергетических характеристик. Этот усовершенствованный двигатель успешно эксплуатируется в составе РН «Зенит 3SL» с лета 2003 г. Первый успешный запуск «Зенит 3SL» был осуществлен 27 марта 1999 г.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> В настоящее время после проведения реструктуризации компании «Sea Launch» планируется возобновить запуски уже в 3 квартале 2011 г.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Проводятся работы по программе «Наземный старт», в который РН «Зенит» используется для запусков со стартового комплекса на космодроме Байконур. Первый пуск ракеты-носителя «Зенит» в рамках программы «Наземный старт» произведен в 2007 году.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Как уже было упомянуто выше, вторым после США зарубежным партнером НПО Энергомаш является Франция. Сотрудничество с французской фирмой СЕП началось в ноябре 1991 г. и проводилось по направлениям разработки, проектирования, испытания и изготовления элементов двигателя, таких как клапаны, разъемные соединения и уплотнения статические и динамические, трубопроводы горячего газа и сильфоны жидкого кислорода. Кроме того, проводились работы по градуировке расходомеров, предоставленных СЕП в НПО Энергомаш, что было результатом высокой оценки качества испытательных работ на предприятии. Кроме перечисленного были выполнены и другие контракты, в частности, по изучению возможности использования двигателя разработки НПО Энергомаш на I ступени французской ракеты-носителя, а также возможности многоразового использования этого двигателя. По результатам работ по клапанам новых конструкций с СЕП были заключены специальные соглашения по патентованию. В ходе их выполнения были получены патенты на конструкцию клапанов, а позже на конструкцию фланцевого соединения со статическим сферическим шарниром, разработанных НПО Энергомаш при финансировании СЕП.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Выполнялся и контракт с фирмой Астриум (Германия) по проведению совместных исследований в области разработки жидкостных кислородно-керосиновых двигателей высокой тяги и оценке возможности применения существующих двигателей НПО Энергомаш для возвращаемых ускорителей.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Были проведены контрактные работы с французской фирмой Снекма Моторс по совместной разработке концепции многоразовой двигательной системы на компонентах топлива жидкий кислород и метан. Этот контракт выполнялся в рамках подписанного 30 марта 2002 г. меморандума о разработке двигателя «Волга» на кислороде — метане (совместно с ИЦ имени М. В. Келдыша, КБХА) с группой западноевропейских аэрокосмических организаций (Снекма, Астриум, Вольво Аэро, Техспейс Аэро).<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> С 2004 г. проводились работы российских предприятий, включая НПО Энергомаш, с Корейским институтом аэрокосмических исследований (Южная Корея) по созданию Корейской космической системы запуска (KSLV). В рамках программы сотрудничества была создана наземная инфраструктура, разработана первая ступень ракеты-носителя KSLV-1. НПО Энергомаш обеспечил изготовление, сертификацию и поставку двигателей первой ступени.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Международное сотрудничество на современном этапе работы ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» является важным и значимым элементом деятельности предприятия.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> === Экспортный контроль === В ОАО «НПО Энергомаш» действует внутрифирменная программа экспортного контроля.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Для предприятия, получающего доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, создание внутрифирменных программ экспортного контроля является подтверждением накопленного, положительного опыта практической работы по международным космическим программам.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> В ноябре 2010 г. «НПО Энергомаш» получило, в соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле», сроком на 3 года государственную аккредитацию организации создавшей внутрифирменную программу экспортного контроля, что подтверждено Свидетельством Федеральной службы по техническому и экспортному контролю № 014 от 2 ноября 2010 г.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref> Данное свидетельство позволяет в ряде случаев упростить порядок таможенного оформления товаров, информации, услуг и оперативно, выполняя условия контрактов, производить по гарантийным обязательствам экспорт материальной части ракетных двигателей РД-171М, РД-180.<ref>[http://www.npoenergomash.ru/ved/ Внешнеэкономическая деятельность][http://www.peeep.us/48671343]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы