Редактирование: НПК Иркут
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Изображение:Su-30SM.jpg|thumb|400px|right|Истребитель [[Су-30СМ]]]] [[Изображение:Iak-130.jpg|thumb|400px|right|Учебно-боевой самолёт [[Як-130]]]] [[Изображение:SSJ 100 Interjet.jpg|thumb|400px|right|Пассажирский самолёт [[Sukhoi Superjet 100]]]] [[Изображение:MS-21-300.jpg|thumb|400px|right|Пассажирский самолёт [[МС-21]]]] АО '''НПК «Иркут»''' ('''Научно‑производственная корпорация «Иркут»''') — [[Россия|российская]] самолётостроительная компания, производящая и разрабатывающая военную и гражданскую авиатехнику.<ref>http://top.rbc.ru/economics/21/07/2010/439146.shtml</ref> Является вторым по величине российским производителем военных самолётов.<ref>http://ria.ru/spravka/20080714/113960566.html</ref> Входит в состав «[[ОАК|Объединённой авиастроительной корпорации]]».<ref>http://top.rbc.ru/economics/21/07/2010/439146.shtml</ref> Основным направлением деятельности корпорации «Иркут» является производство боевых самолётов семейства [[Су‑27]]/30. На долю корпорации приходится свыше 15 % российского оружейного экспорта. Корпорация также разрабатывает и производит учебно-боевые самолёты [[Як‑130]], беспилотные летательные аппараты, компоненты для пассажирских авиалайнеров семейства [[Airbus]]. Входящее в корпорацию ОКБ им. А. С. Яковлева также является головным исполнителем по проекту нового пассажирского самолёта [[МС‑21]], разработка которого ведётся в широкой кооперации с другими российскими и зарубежными предприятиями.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> Филиал корпорации «Региональные самолеты» выпускает пассажирские самолёты [[Superjet 100]].<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2022/02/18/710005.html]</ref> В состав компании «Иркут» входят [[Иркутский авиационный завод]], [[ТАНТК имени Бериева]], [[КБ «Иркут АвиаСТЭП»]], а также приобретённое в [[2003 год]]у [[ОКБ имени А. С. Яковлева]].<ref>http://ria.ru/spravka/20080714/113960566.html</ref> == История == {{main|История НПК Иркут}} АО «Корпорация „Иркут“» создано в 2002 году на базе ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение».<ref>[https://www.irkut.com/about/irkut-today/]</ref> Конструкторский коллектив «[[ОКБ им. А. С. Яковлева]]» стал базой для создания Инженерного центра им. А. С. Яковлева — главного конструкторского подразделения АО «Корпорация Иркут».<ref>[https://www.irkut.com/about/irkut-today/]</ref> «Иркут» начал серьезно заниматься модернизацией производственной базы в начале 2000-х, когда была развёрнута работа по выполнению индийского контракта на [[Су-30МКИ]]. Резко выросли выручка и прибыль, появились средства для инвестиций в техническое перевооружение. Модернизация стартовала с базовых технологий — механообработка, заготовительно-штамповочное производство, технологии покрытия и термообработки. В программу было инвестировано порядка $150 миллионов собственных средств. В основном модернизация проведена за счет закупок зарубежного оборудования. К 2011 году «Иркут» вышел по этим технологиям на современный мировой уровень. Линия гальванопокрытия в компании — одна из лучших в Европе. То же самое можно сказать о линии механообработки и о других базовых технологиях.<ref>http://expert.ru/expert/2011/39/napolovinu-mirnaya-kompaniya/</ref> В марте 2004 года компания провела IPO, разместив на бирже 23,3 % своих акций, с ноября 2006 года входит в состав «ОАК».<ref>http://ru.reuters.com/article/idRURX212812120110321</ref> С 2020 года в состав корпорации «Иркут» включён филиал «Региональные самолеты», который ведёт разработку и серийное производство региональных реактивных самолетов [[Суперджет-100]].<ref>[https://www.irkut.com/about/irkut-today/]</ref> == Гражданская продукция == В августе 2011 года в рамках проходящего в [[Жуковский|Жуковском]] авиасалона [[МАКС-2011]] заключено соглашение по поставкам самолетов [[МС-21]]. Контракт на поставку 50 самолетов МС-21 твердого заказа и 35 самолетов МС-21 опционального заказа заключен Госкорпорацией «[[Ростехнологии]]» в лице своего дочернего предприятия, специализированной лизинговой компании ООО «Авиакапитал-Сервис», и ОАО «[[Объединенная авиастроительная корпорация]]» в лице своего дочернего предприятия ОАО «Корпорация „Иркут“». Контрактом предусмотрено, что самолеты МС-21 по выбору заказчика могут оснащаться двумя типами двигателей: [[ПД-14]] ОАО «УК „Объединенная двигателестроительная корпорация“» или [[PW1400G]] компании [[Pratt&Whitney]], США.<ref>http://www.interfax.ru/business/news.asp?id=203967</ref> == Военная продукция == В октябре 2011 года президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров заявил, что компания продолжит выпуск [[Су-30]] в различных модификациях для российских ВВС и зарубежных заказчиков. Сейчас, например, можно с высокой степенью уверенности прогнозировать дополнительные контракты с Индией.<ref>http://expert.ru/expert/2011/39/napolovinu-mirnaya-kompaniya/</ref> С 2011 года компания начинает поставки учебно-боевого самолета [[Як-130]].<ref>http://expert.ru/expert/2011/39/napolovinu-mirnaya-kompaniya/</ref> == Экспорт == Корпорация «Иркут» с 2004 года сотрудничает с компанией [[Airbus]]. Тогда между компаниями было подписано соглашение на поставку компонентов в рамках стратегического партнёрства по программе самолёта А320. Корпорация «Иркут» получила большой пакет заказов на поставку ниш передней стойки шасси, направляющих закрылков и килевых балок. Первый комплект ниши передней стойки шасси был передан компании Airbus в 2007 году, а с 2009 года корпорация «Иркут» поставляет эти компоненты компании [[Aerolia]], которая производит носовую секцию фюзеляжа А320. На протяжении этого времени корпорация «Иркут» постепенно наращивала производственные объёмы, и по состоянию на лето 2013 года поставляет 12 комплектов ниш шасси в месяц. По словам вице-президента Airbus по продажам в Европе, Азии, Африке и Тихоокеанском регионе [[Кристофер Бакли|Кристофера Бакли]], в каждом третьем самолёте семейства Airbus A320 есть российские компоненты.<ref>[http://sdelanounas.ru/blogs/42999/ ЯК-242 (МС-21) готовится к массовой серии]</ref><ref>[http://www.sdelanounas.ru/blogs/39537/ Корпорация «Иркут» передала компании Airbus 500-й комплект ниши шасси]</ref> В августе 2013 года корпорация «Иркут» передала компании [[Airbus]] 500-й комплект ниши передней стойки шасси для самолетов семейства А320.<ref>[http://www.sdelanounas.ru/blogs/39537/ Корпорация «Иркут» передала компании Airbus 500-й комплект ниши шасси]</ref> == Закупки сырья и комплектующих == В общей сложности корпорация «Иркут» взаимодействует более чем с 2000 поставщиками сырья и комплектующих. Основными поставщиками, имеющими существенное значение для производства авиатехники, являются: ОАО «[[ВСМПО]]» — поставка титанового проката, ОАО [[НПП «Звезда»]] — поставка катапультных кресел, ОАО «[[УМПО]]», ФГУП «[[ММПП „Салют“]]» — производители двигателей, ОАО «[[Электросталь]]» — прокат черных металлов, ООО «[[АЛКОА РУС]]» — алюминиевый прокат, ОАО «ТД [[Мечел]]» — Ижевский филиал — прокат черных металлов, ОАО «[[КУМЗ]]» — прокат цветных металлов, [[ОАО «Нормаль»]] — стандартизированный крепеж, ОАО «[[Гидромаш]]» — производитель шасси, гидросистем, ОАО «[[ОК]]», ФГУП «[[Электроавтоматика]]», ЗАО «[[Авиаприбор]]», ФГУП [[НПП «Полёт»]], ОАО «[[РПКБ]]», ОАО [[НПО «Теплообменник»]], ОАО «[[Техприбор]]», ОАО «[[АК „Рубин“]]», ФГУП [[ФНПЦ «Радиоэлектроника»]], ОАО [[НПО «Наука»]], ОАО «[[ГосМКБ „Вымпел“ им. И. И. Торопова]]», ОАО «[[УКБП]]», ФГУП «[[ЦКБА]]», ФГУП «[[Электроавтоматика]]», ЗАО «[[Авиаприбор]]» — поставка покупных комплектующих изделий (ПКИ).<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> Основная доля в затратах корпорации на сырье, материалы и комплектующие приходится на закупку авиационных двигателей у [[НПЦ «Салют»]] и АО «[[Уфимское моторостроительное объединение]]», входящих в [[Объединённая двигателестроительная корпорация|Объединённую двигателестроительную корпорацию]]. У «Салюта» закупаются двигатели семейства [[АЛ‑31]] для боевых самолетов марки «Су», а также двигатели семейства [[АИ‑222-25]] для УБС Як‑130. У УМПО корпорация закупает двигатели для самолётов семейства [[Су-35С]] (изделие [[117С]]), [[Су-27]] (двигатель [[АЛ‑31Ф]]), семейства [[Су-30]] (двигатель АЛ‑31Ф и [[АЛ‑31ФП]]), семейства [[Су‑25]] ([[Р95Ш]] и [[Р195]]).<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> == Рейтинги == Военный еженедельник [[Defense News]] составил рейтинг 100 крупнейших компаний, продающих оружие, за 2011 год. Компания «Иркут» заняла в рейтинге 58-е место.<ref>[http://vz.ru/news/2012/6/28/585868.html Российские компании вошли в топ-100 продавцов оружия]</ref> == Показатели == === Выручка === В 2016 году выручка компании «Иркут» составила 99,9 млрд руб., что на 20,7 % выше выручки 2015 года. Существенно выросла доля выручки от поставок на экспорт с 38 % в 2015 году до 59 % в 2016 году.<ref>[http://www.uacrussia.ru/upload/iblock/cd1/cd16c08a5f012f952c56b0d0f068603a.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год]</ref> Выручка «Иркута» в 2021 году выросла на 79 %, до 182,5 млрд руб. В частности, выручка от реализации продукции и услуг на внутреннем рынке составила 74 млрд руб., на зарубежных рынках, включая страны Таможенного союза — 56 млрд руб. Выручка от послепродажного обслуживания составила 11,9 млрд руб.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2022/02/18/710005.html]</ref> === Чистая прибыль === Чистая прибыль «Иркута» в 2016 году составила 2,2 млрд руб., что на 49,6 % выше уровня 2015 года.<ref>[http://www.uacrussia.ru/upload/iblock/cd1/cd16c08a5f012f952c56b0d0f068603a.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год]</ref> АО «Корпорация „Иркут“» в 2021 году получило 4,4 млрд руб. чистой прибыли по РСБУ против убытка в 14,8 млрд руб. годом ранее.<ref>[https://www.aviaport.ru/digest/2022/02/18/710005.html]</ref> В 2022 году «Иркут» получил 29,1 млрд рублей чистого убытка по РСБУ.<ref>[https://smartlab.news/read/81434-sovet-direktorov-irkuta-rekomendoval-ne-vyplacivat-dividendy-za-2022-god]</ref> === Дивиденды === «Иркут» выплачивал дивиденды за 2017 год — по 1,14 рубля на акцию, всего 1,5 млрд рублей, что соответствовало 50 % годовой чистой прибыли по РСБУ.<ref>[https://smartlab.news/read/81434-sovet-direktorov-irkuta-rekomendoval-ne-vyplacivat-dividendy-za-2022-god]</ref> === Прочее === Выручка компании «Иркут» от продаж продукции военного назначения (по оценке американского издания [[Defense News]]):<ref>[http://people.defensenews.com/top-100/ Top 100]</ref> * 2002 год: $506 млн * 2003 год: $468 млн * 2004 год: $625 млн * 2005 год: $687 млн * 2006 год: $591 млн * 2007 год: $1184 млн * 2008 год: $1150 млн * 2009 год: $1104 млн * 2010 год: $1400 млн * 2011 год: $1286 млн * 2012 год: $1045 млн * 2013 год: $1351 млн 2006 год: * Выручка от реализации — 16,8825 млрд руб. * Доля экспорта — 91,3 %. * Доля гражданской продукции — 2 %. 2007 год: * Выручка от реализации — 30,8778 млрд руб. * Чистая прибыль — 3,8991 млрд руб. * Доля экспорта — 64,6 %. * Доля гражданской продукции — 2 %. В 2009 году Иркут получил убыток по международным стандартам в размере $19,4 миллиона, его выручка выросла больше чем на 5 % до $1,3 миллиарда.<ref>[http://ru.reuters.com/article/idRURX213096220110322][http://ru.reuters.com/article/idRURX212812120110321]</ref> В 2010 году объём выручки корпорации «Иркут» составил 47 миллиардов рублей. Это один из лучших показателей в российском машиностроении. Выручка в расчете на одного работающего — почти 4 миллиона рублей, что намного выше, чем в среднем по отрасли.<ref>http://expert.ru/expert/2011/39/napolovinu-mirnaya-kompaniya/</ref> == Ссылки == === Официальный сайт === * [https://www.irkut.com Официальный сайт] * [https://www.irkut.com/products/ Продукция] * [https://www.irkut.com/press-centre/ Пресс-центр] === Мосбиржа === * [https://www.moex.com/ru/issue.aspx?board=TQBR&code=IRKT Иркут-3] === Рунет === * [https://quote.rbc.ru/ticker/59274 Акции Иркут] * [https://bcs-express.ru/kotirovki-i-grafiki/irkt Иркут] * [http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=903478] * [http://www.ato.ru/content/kristofer-bakli-ispolnitelnyy-vice-prezident-airbus-po-evrope-azii-i-tihookeanskomu-regionu Кристофер БАКЛИ, Исполнительный вице-президент Airbus по Европе, Азии и Тихоокеанскому региону] === Прочее === * [https://smartlab.news/company/IRKT Иркут] * [https://smartlab.news/tag/%D0%B8%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82 Иркут] == Примечания == {{примечания}} {{Машиностроительные компании России}} {{Самолётостроение России}} {{Экспорт машиностроительной продукции из России}} {{Российские компании-экспортёры}} {{Компании России}} [[Категория:Компании России по алфавиту]] [[Категория:Самолётостроительные компании России]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Компании России
Шаблон:Машиностроительные компании России
Шаблон:Примечания
Шаблон:Российские компании-экспортёры
Шаблон:Самолётостроение России
Шаблон:Экспорт машиностроительной продукции из России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы