Редактирование: Монополизм в России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== 1990-е годы == {{main|Монополизм в России в 1990-х годах}} Производственно-технологическая структура российской экономики 1990-х годов сохранила все основные черты, присущие экономике советского периода.<ref name="dbk">[[Д. Б. Кувалин]] [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl5-7 «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису»] // М.: МАКС Пресс, 2009</ref> Главными особенностями этой структуры были: высокая концентрация производства, доминирующая роль крупных и сверхкрупных предприятий, жёстко детерминированные технологические связи и ограниченные возможности по выбору партнеров, зависимость от крупномасштабных транспортных и энергетических поставок, резкое падение экономической эффективности при снижении объемов производства.<ref name="dbk" /> Такая структура отличалась минимальной гибкостью и огромной инерционностью, вследствие чего представляла собой совершенно неподходящую среду для быстрого внедрения экономических отношений либерального типа.<ref name="dbk" /> Поэтому одним из наиболее неблагоприятных следствий шоковой либерализации 1992 года стало то, что в российской экономике возникло множество отраслевых и региональных рынков, где правила игры определялись предприятиями-монополистами.<ref name="dbk" /> Извлекая выгоды из своего положения, такие предприятия стремились решать собственные финансовые проблемы за счёт своих партнёров.<ref name="dbk" /> Довольно многие предприятия и даже целые отрасли смогли использовать свое монопольное положение на рынке для адаптации к новой экономической ситуации.<ref name="dbk" /> Вместе с тем хотя в этих условиях собственные финансово-экономические проблемы предприятий-монополистов в определенной степени и решались, в целом такая деятельность наносила серьёзный ущерб народному хозяйству, серьёзно осложняя жизнь большинству прочих предприятий, искажая рыночные сигналы и усиливая макроэкономические диспропорции.<ref name="dbk" /> === Завышение цен на продукцию монополистов === Пользуясь тем, что потребители продукции монополистов во многих случаях не имели возможности сменить поставщиков, монополисты максимально поднимали цены на свою продукцию и обеспечивали себе дополнительный доход.<ref name="dbk" /> Хотя государственные органы и пытались регулировать цены на монополизированных рынках, в 1990-е годы эти действия не приносили ощутимых успехов.<ref name="dbk" /> В условиях нечеткого законодательства и слабых государственных институтов предприятия-монополисты обладали массой возможностей для того, чтобы обходить вводимые ограничения и поддерживать ценовую динамику на нужном для себя уровне.<ref name="dbk" /> Например, испытывая трудности с увеличением собственных цен, монополисты могли оказывать давление на поставщиков, вынуждая последних продавать свою продукцию по заведомо заниженной цене.<ref name="dbk" /> Кроме того, для предприятий-монополистов не составляло трудностей задержать на произвольный срок платежи за полученные товары и услуги и, наоборот, получив предоплату, умышленно затягивать собственные поставки.<ref name="dbk" /> И, наконец, немалая часть реальных монополистов периодически добивалась того, что их исключали из списка предприятий, цены на продукцию которых должна регулироваться.<ref name="dbk" /> Особенно трудноразрешимое положение с монополистами сложилось в энергетическом секторе и на транспорте.<ref name="dbk" /> Весьма характерным является положение дел с закупками попутного газа с нефтяных месторождений, которое сложилось еще середине 1990-х годов и без особых изменений сохраняется до сих пор.<ref name="dbk" /> В частности, в 1995 году «[[Газпром]]» закупал [[попутный газ]] у нефтяных компаний по цене, которая нефтяников совершенно не устраивала, поскольку не окупала даже прямых затрат на утилизацию газа [100].<ref name="dbk" /> При этом закупочная цена на попутный газ была значительно ниже цены, по которой сам «Газпром» перепродавал этот же газ газопереработчикам.<ref name="dbk" /> Следовательно, в принципе вполне возможно было установить цену, при которой никто бы в цепочке не нес убытков.<ref name="dbk" /> Однако при таком решении проблемы прибыль «Газпрома» уменьшалась.<ref name="dbk" /> Судя по всему, «Газпром» вариант со снижением собственных доходов совершенно не устраивал, и он в течение многих лет продолжал сдерживать закупочную цену на попутный газ.<ref name="dbk" /> Но поскольку «Газпром» почти полностью контролировал газоперерабатывающую отрасль, выбор у нефтяников был невелик — либо сжигать попутный газ, либо продавать его по ценам, навязываемым «Газпромом».<ref name="dbk" /> Аналогичная ситуация складывалась на многих предприятиях угольной промышленности.<ref name="dbk" /> Например, шахта «Распадская» (город [[Междуреченск]]) испытывала схожие проблемы в отношениях с близлежащими транспортно-погрузочным узлом (ПГТУ) и центральной обогатительной фабрикой (ЦОФ) «Кузбасская».<ref name="dbk" /> Три предприятия представляли собой единый технологический комплекс, так как 100 % угля, добываемого на шахте, отгружалось через ПГТУ, причем 75 % этого угля перерабатывалось на ЦОФ [73].<ref name="dbk" /> Поскольку шахта является, в сущности, непрерывным производством, она вынуждена была продолжать поставки угля при практически любых обстоятельствах.<ref name="dbk" /> Пользуясь этим обстоятельством, а также тем, что у шахты не было других вариантов по продажам, углеобогатители и транспортники в течение ряда лет устанавливали заведомо завышенные расценки на свои услуги.<ref name="dbk" /> Ещё более выгодной для ПГТУ и ЦОФ была возможность задерживать по своему усмотрению платежи в адрес шахты.<ref name="dbk" /> Как следствие, в 1991—1994 годах ПГТУ и ЦОФ, в отличие от шахты, были прибыльными предприятиями.<ref name="dbk" /> Однако, не вызывает сомнений, что в значительной степени эта прибыль обеспечивалась монопольным положением и возникала не вследствие собственной отличной работы, а в результате перераспределения дохода от шахты к углеобогатителям и транспортникам.<ref name="dbk" /> === Картельные соглашения === {{also|Картельные соглашения в России}} Ещё более изощренной формой монополизма на рынке стали картельные соглашения между группами предприятий в различных секторах экономики.<ref name="dbk" /> Как правило, картели носили неформальный характер и были основаны на устных договоренностях топ-менеджеров и владельцев предприятий.<ref name="dbk" /> Тем не менее, картельные соглашения соблюдались, как правило, достаточно строго.<ref name="dbk" /> Анализ показывает, что в российской экономике 1990-х годов существовали 3 разновидности картелей: 1) картели продавцов; 2) картели покупателей; 3) смешанные картели.<ref name="dbk" /> Картельные соглашения первого типа исходили из «базарного» принципа, в рамках которого продавцы договаривались не опускать цены на свою продукцию ниже определенного уровня.<ref name="dbk" /> Подобный картель обеспечивал продавцам получение дополнительной прибыли за счет покупателя.<ref name="dbk" /> Договоренности между продавцами касались, как правило, какого-то определенного вида продукции и возникали в отраслях и на территориях, где действовало относительно небольшое число продавцов, что давало им возможность без особого труда договариваться между собой.<ref name="dbk" /> Другим обстоятельством, позволявшим продавцам формировать картели, нацеленные на максимизацию сбытовых цен, являлось наличие большого числа мелких покупателей, не способных на согласованное противодействие.<ref name="dbk" /> Поэтому картели продавцов чаще всего возникали в розничной и мелкооптовой торговле нефтепродуктами, стройматериалами, потребительскими товарами, и т. д.<ref name="dbk" /> Впрочем, известно немало примеров, когда к картельным соглашениям такого рода прибегали и крупные предприятия базовых отраслей, которые в целях улучшения своего финансового положения «договаривались и повышали цены».<ref name="dbk" /> Картельные соглашения второго типа возникали в обратных ситуациях и предусматривали совместные действия небольшого числа крупных покупателей против разрозненных мелких продавцов.<ref name="dbk" /> Например, в конце 1993 года и начале 1994 года, по договорённости между углеобогатительными фабриками и металлургическими комбинатами, в России никто не покупал товарный уголь для коксования дороже, чем по цене 19 тыс. руб./т, а угольный концентрат — выше, чем по цене 32 тыс. руб./т.<ref name="dbk" /> Это соглашение было достигнуто, прежде всего, для того, чтобы не дать поднять цену угледобывающим предприятиям и остановить рост себестоимости конечной продукции.<ref name="dbk" /> Создание подобного картеля оказалось успешным, поскольку все потребители коксующегося угля сумели четко договориться между собой, в то время как гораздо более многочисленные шахты и разрезы, дезорганизованные вдобавок социальными волнениями, оказались неспособны на согласованные контрмеры.<ref name="dbk" /> Другим известным примером картелирования покупателей стало поведение молокоперерабатывающих заводов, которые вынуждали производителей первичного молока сдавать свою продукцию по очень низким ценам.<ref name="dbk" /> Например, в 1992—1993 годах цена, по которой переработчики Московской области покупали молоко у совхозов, была в 5-6 раз ниже розничной цены.<ref name="dbk" /> В результате львиная доля дохода от продажи молока конечным потребителям доставалась именно промежуточным звеньям (молокозаводам и торговле).<ref name="dbk" /> Смешанные картельные соглашения основывались на взаимных договоренностях между продавцами и покупателями.<ref name="dbk" /> Подобные картели были хороши тем, что учитывали разнонаправленные экономические интересы.<ref name="dbk" /> С их помощью осуществлялось цивилизованное согласование цен, которое, по сути дела, позволяло предприятиям в какой-то мере компенсировать дефицит регулирующих действий со стороны государства.<ref name="dbk" /> Смешанные картели не получили широкого распространения в России 1990-х годов, но отдельные примеры все-таки имели место.<ref name="dbk" /> В частности, к смешанным картелям можно отнести договоренность осени 1994 года между угольщиками, нефтяниками, электроэнергетиками, металлургами и железнодорожниками о том, что цены на продукцию этих отраслей в рамках их сделок между собой на определенный срок замораживаются.<ref name="dbk" /> Еще одной целью этого картеля было проведение широкомасштабных взаимозачетов, имеющих целью снижение общего уровня задолженности и нормализацию финансового положения участников соглашения.<ref name="dbk" /> Нельзя сказать, что эту договоренность удалось реализовать полностью, но, тем не менее, попытка ее осуществления была весьма положительным фактом.<ref name="dbk" /> Появление подобного смешанного картеля принесло пользу не только предприятиям договаривавшихся отраслей, но и всей российской экономике, так как оно поспособствовало замедлению ценовой динамики и воссозданию системы макроэкономического регулирования.<ref name="dbk" /> == 2000-е годы == {{main|Монополизм в России в 2000-х годах}} Несмотря на многочисленные декларации властей по поводу усиления борьбы с монополизмом, сколько-нибудь серьёзных сдвигов в этой сфере за годы экономического подъёма так и не произошло.<ref name="dbkgl7">[[Д. Б. Кувалин]] [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl5-7 «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Особенности поведения российских предприятий в годы экономического подъёма»] // М.: МАКС Пресс, 2009</ref> Практически все ранее существовавшие монополии федерального и локального уровня сохранили свои доминирующие позиции.<ref name="dbkgl7" /> Даже в тех случаях, когда происходила формальная децентрализация отраслей (как, например, в [[электроэнергетика России|электроэнергетике]]), это почти не меняло конкурентную ситуацию на рынках.<ref name="dbkgl7" /> В процессе этих достаточно формальных реорганизаций монопольные явления просто перемещались с общенационального уровня на региональный.<ref name="dbkgl7" /> Это нередко лишь ухудшало ситуацию, поскольку организовать эффективный государственный контроль за несколькими монополиями локального масштаба было сложнее, чем за одной доминирующей корпорацией федерального значения.<ref name="dbkgl7" /> Более того, в 2000-х годах были случаи, когда вполне конкурентные отрасли превращались в монополизированные.<ref name="dbkgl7" /> Такие события имели место, в частности, на внутреннем рынке цемента (2004—2007 годы) и каустической соды (2002—2004 годы).<ref name="dbkgl7" /> Косвенным подтверждением того факта, что российские монополии в 2000-е годы сумели успешно защитить свои интересы, являлся опережающий рост цен на электроэнергию, природный газ, железнодорожные перевозки, цемент и т. д.<ref name="dbkgl7" /> Целенаправленное воздействие предприятий-монополистов на рынок помогало им адаптироваться к экономическим трудностям и даже вполне успешно заниматься модернизацией производства.<ref name="dbkgl7" /> С этой точки зрения действия монополий были вполне логичны.<ref name="dbkgl7" /> Однако проблема заключалась в том, что эти корпоративные улучшения осуществлялись за счёт обескровливания остальной экономики.<ref name="dbkgl7" /> Российские власти так и не сумели справиться с негативным влиянием монополистов на экономику.<ref name="dbkgl7" /> Как следствие, структурные диспропорции, порождённые чрезмерной ролью монополий в российской экономике, стали одной из ключевых причин [[экономический кризис в России (2008-2009)|кризиса]], который начался осенью 2008 года.<ref name="dbkgl7" /> == Примечания == <references /> [[Категория:Монополизм в России| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Also
Шаблон:Main
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы