Миграционная политика Украины

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



7 июня 2001 года на Украине вступил в силу Закон «Об иммиграции». Согласно этому документу, беженцы из Абхазии и Чечни, а также возвращающиеся из мест депортации крымские татары могли получить легальный статус на льготных условиях. Закон стал первым нормативным актом, регулирующим миграционные процессы в Украине. Именно в нём впервые появляется понятие и определение миграционной квоты, устанавливаемой кабинетом министров Украины, а также определяются категории иммигрантов, не подпадающих под ограничения, задаваемые квотами. Данный Закон оперирует исключительно экономическими критериями иммиграции и не затрагивает проблемы соотечественников за рубежом и репатриации [Про імміграцію 2001]. Первым нормативным актом, касающимся соотечественников, стал Закон Украины «О правовом статусе украинцев за рубежом» [Про правовий статус закордонних українців 2004]. По этому Закону, украинцем за рубежом считается лицо, имеющее украинское этническое происхождение, либо лицо с «украинской самоидентификацией». Национальная комиссия при правительстве Украины рассматривает вопросы присвоения статуса «украинца за рубежом» лицам украинской национальности, проживающим за рубежом и не имеющим украинского гражданства, в случае их обращения в МИД Украины или ее дипломатические учреждения за рубежом, и выдает свидетельство установленного образца. Такой документ дает право на льготный режим оформления украинской иммиграционной визы, а также право на иммиграцию в Украину на постоянное место жительства сверх установленных квот. В 2005 г. было выдано 16,7 тыс. свидетельств на возвращение в Украину (наибольшее количество в Польше, России и Чехии). Результатом действия Закона должно было стать укрепление связей соотечественников с родиной, содействие их возвращению на родину, а также удовлетворение национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за рубежом.

В 2002—2006 гг. в Украине действовала программа расселения ранее депортированных лиц, вернувшихся в Крым на постоянное место жительства, рассчитанная, прежде всего, на крымских татар [Про затвердження Програми розселення та облаштування депортованих кримських татар… 2006—2007]. Программа предполагала приоритетное решение «социально-экономических, политико-правовых и культурно-просветительских проблем, связанных с возвращением на историческую родину депортированных крымских татар и людей иных национальностей». С 1991 по 2002 гг. в Крым вернулись около 250 тыс. репатриантов, из них около 43 тыс. компактно поселились в Симферополе и Симферопольском районе. 20 июля 2007 г. президент Украины подписал указ о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны Украины «О направлениях государственной миграционной политики Украины и неотложных мерах по по вы шению ее эффективности» от 15 июня 2007 г. В решении Совета правительству Украины было поручено разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Концепцию государственной миграционной политики Украины. В одном из проектов концепции [см.: Концепція державної міграційної політики України 2007] выделяются три этапа эволюции миграционной политики Украины: 1991—1993 гг., 1993—2000 гг., 2000—2006 гг. В 1991—1993 гг. государственные органы, ответственные за регулирование миграционных процессов, работали нестабильно. Отсутствовали специальное законодательство, визовая политика. Это привело к резкому увеличению иммиграционных и транзитных потоков в Украине (до 3 млн человек в год) и к практически полной бесконтрольности. Иммиграция в этот период значительно превышала эмиграцию. Главным событием 1993—2000 гг. стало принятие конституции Украины (1996 г.), определившей правовой статус украинского гражданина. На основании конституции был принят ряд законов о статусе иностранцев, беженцев, о правилах въезда и выезда, получения вида на жительство, разрешения на работу, приобретения гражданства и др. Кроме того, были разграничены функции различных министерств и ведомств, связанных с управлением миграционными процессами и работой с иммигрантами. В 1997—2000 гг. эмиграция существенно превышала иммиграцию, росла легальная и нелегальная эмиграция украинцев на заработки в Россию, в страны Европы и Северной Америки. По разным оценкам, только за этот период из страны безвозвратно уехали 3-5 млн человек. Одним из последствий стали демографический кризис и фактическая депопуляция целых регионов. В 2000—2006 гг. темпы эмиграции замедлились и даже наблюдался незначительный миграционный прирост. В этот период Украина перестала быть только транзитной страной на пути мигрантов из Азии в Европу: часть миграционного потока стала оседать в республике. Впрочем, приток не компенсировал быструю естественную убыль населения. Основные принципы современной миграционной политики Украины, согласно проекту концепции, — обеспечение национальной безопасности и национальных интересов; предотвращение стихийной массовой внешней и внутренней миграции; контроль миграционной ситуации в регионах и территориальное распределение мигрантов по стране; недопущение дискриминации и ксенофобии, притеснения по любым основаниям; свобода передвижения; обеспечение мигрантам равных с гражданами прав, но без всяких привилегий; всестороннее содействие возвращению на родину выходцев из Украины; планирование и квотирование иммиграции в соответствии с запросами внутреннего рынка труда. Проект концепции предусматривает взаимодействие власти с институтами гражданского общества, учет региональных интересов и привлечение региональных органов власти к распределению иммигрантов и управлению миграционными потоками. Среди основных направлений миграционной политики — создание условий для возвращения в Украину граждан страны, проживающих за ее пределами, и их интеграции в украинское общество, а также для возвращения в Украину и интеграции лиц, депортированных по национальному признаку и их потомков; защита граждан Украины, постоянно проживающих за рубежом; минимизация стихийной внешней трудовой эмиграции граждан Украины. Предусматриваются также разработка подходов к частичному решению демографических проблем за счет иммиграции, подготовка миграционного кодекса Украины и создание государственной миграционной службы, функции которой в настоящее время выполняет Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий.

[править] Ссылки

Личные инструменты