Машиностроение России в 2013 году
Материал из Documentation.
В 2013 году впервые за последние четыре года произошел спад производства в российском машиностроении. Совокупный индекс производства в трех машиностроительных отраслях, согласно оценке экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», составил 97,0 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В последний раз спад производства в машиностроительном комплексе был зафиксирован в кризисном 2009 году.[1]
По мнению экспертов РИА Рейтинг, спад производства в машиностроительном комплексе был вполне логичен, так как этот сектор российской промышленности является одним из наиболее чувствительных к изменениям инвестиционного климата внутри страны и первым реагирует на его ухудшение. Динамика инвестиций в основной капитал в России находится в тесной корреляции с динамикой производства в машиностроительном комплексе. В 2013 году снижение инвестиций в основной капитал составило 0,3 %.[2]
Помимо инвестиционного фактора определенное негативное влияние на результат машиностроительного комплекса в 2013 году оказало вступление России в ВТО. В частности, от этого пострадали производители сельскохозяйственной техники.[3]
В четвёртом квартале 2013 года динамика производства в машиностроительном секторе немного улучшилась. По оценке экспертов РИА Рейтинг, совокупный рост производства в трёх машиностроительных отраслях в четвертом квартале 2013 году по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 2,5 %. При этом в декабре рост производства по отношению к декабрю 2012 года составил более 7 %.[4]
Отчасти это было обусловлено улучшением инвестиционной динамики — инвестиции в основной капитал в четвертом квартале выросли в годовом сравнении на 0,4 %.[5]
Также положительно сказались меры правительственной поддержки некоторым машиностроительным подотраслям. В частности, за счет субсидий производителям сельхозтехники в четвертом квартале возобновился рост производства зерноуборочных комбайнов.[6]
Кроме того, в 2013 году стал проявляться положительный эффект от повышения уровня локализации сборочных автомобилестроительных заводов. Отрасль «производство транспортных средств и оборудования» увеличила производство в 2013 году на 0,9 % и стала одной из немногих отраслей обрабатывающего сектора, где по итогам 2013 года была отмечена положительная динамика производства. При этом в подотрасли «производство автомобилей, прицепов и полуприцепов» рост производства составил 5,8 %, хотя количество готовых автомобилей, выпущенных в 2013 году, было ниже, чем в 2012 году.[7]
В двух других машиностроительных отраслях— в «производстве машин и оборудования» и в «производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования» по итогам 2013 года зафиксирован спад. Из всех подотраслей, помимо автомобилестроительной, рост производства по итогам года отмечен только в «производстве бытовых приборов» и в «производстве медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов». В обоих случаях, рост производства связан с положительной динамикой потребительского спроса.[8]
Дополнительные факты:[9]
- Наибольшее снижение производства произошло в сельскохозяйственном машиностроении, но во второй половине года наблюдался рост производства зерноуборочных комбайнов
- Производство грузовых вагонов снизилось впервые за последние четыре года, но при этом производство локомотивов достигло рекордно высокого уровня;
- Льготное автокредитование не переломило негативную ситуацию на рынке легковых автомобилей.
Содержание |
[править] Экспорт
В 2013 году рост машиностроительного экспорта из России ускорился до 9 % (с 2 % в предыдущем году), объём экспорта составил $28,8 млрд.[10]
[править] Новости
Январь. В полку «Бореев» пополнение. Россия озадачилась созданием «Рыцаря» для Арктики. Для Внутренних войск МВД России ПП «Техника» разработало новый бронеавтомобиль. А в конце января дали плоды инновации: российские ученые из «Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича Сибирского отделения РАН» нашли способ решить многолетнюю проблему авиастроения — сварки деталей самолёта, применив лазер и нанотехнологии. В России научились варить самолеты.[11]
Февраль. «РКК Энергия» предложила правительству России стать собственником «Морского старта» и таким образом обзавестись собственным космодромом на экваторе. Корпорация «Иркут» начала разработку высокотехнологичного штурмовика, а Главкомат ВМФ утвердил проект перспективного эсминца дальней морской зоны. Тем временем, российская армия приняла на вооружение БТР-82А.[12]
Март. Туполевцы сдали командованию ВВС РФ проект ПАК ДА.[13]
Апрель. ОСК сорвала график возведения заводского комплекса «Звезда» в Приморье. Реализация сельхозтехники российского производства резко упала.[14]
Май. «Сухой» поставил первые Су-34 ВВС РФ и это в рамках ГОЗ-2013. Замминистра Минпромторга Глеб Никитин отметил очевидный прогресс отечественного станкостроения, который он увидел на выставке Металлобработка-2013. Французы на базе «Вологодского оптико-механического завода» открыли центр лицензионного производства тепловизионных камер Catherine ХР. «Ростех» открыл производство ручных противотанковых гранатометов РПГ-32 в Иордании.[15]
Июнь. Правительство на законодательном уровне ввело ответственность за нарушение реализации ГОЗ. РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» создал новый ракетный двигатель РД-0110Р. Минпромторг принимает решение поддержать производителей автомобилей, ибо им на фоне постоянно падающего спроса грозит кризис.[16][17]
Июль. Вице-премьер объявил о реформировании ракетно-космической отрасли. Один из самых крупных заказов получил «Ижмаш», и теперь он сделает ракеты «Вихрь-1». Решая проблемы военного судостроения, российским верфям предложили новый метод создания военных кораблей.[18]
Август. Лёгкому военно-транспортному самолету Ил-112 быть — проект возобновлен. «Роснефть» озаботилась судьбой судоверфи «Звезда» в Приморье и предложила организовать консорциум инвесторов.[19]
Сентябрь. Робототехнику под свое крыло взяло Министерство обороны РФ.[20]
Октябрь. Российские лётчики в лице экс-главкома армейской авиации Сухопутных войск ВС РФ Виталия Павлова попросили доработать вертолёты Ка-52 и Ми-28Н. Президент России Владимир Путин одобрил создание Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК) в форме ОАО на базе «НИИ космического приборостроения».[21]
Ноябрь. ОСК получила свою стратегию развития. Завершилась эпопея с авианосцем «Викрамадитья».[22]
Декабрь. Закон о штрафах за неисполнение ГОЗ получил визу Президента РФ. Свёрнута программа льготного автокредитования. ВМФ России принял в свой состав подводный ракетоносец «Александр Невский».[23]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 13. Итоги 2013 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 13. Итоги 2013 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 13. Итоги 2013 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 13. Итоги 2013 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 13. Итоги 2013 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 13. Итоги 2013 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 13. Итоги 2013 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 13. Итоги 2013 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 13. Итоги 2013 года
- ↑ Товарная структура экспорта Российской Федерации
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013
- ↑ и-Маш: Итоги 2013. 25 декабря 2013