Машиностроение России в 2000-х годах
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Автомобильная промышленность
В 2005 году в российский таможенный тариф были внесены изменения, выделившие автомобильные компоненты, предназначенные для промышленной сборки. А в 2006 году на соответствующие компоненты были введены нулевые ставки пошлин. Режим промышленной сборки предусматривает постепенное повышение доли компонентов российского производства в стоимости автомобиля.[1]
Первыми организаторами производства в режиме промышленной сборки стали российские предприятия «ИжАвто» и «Северсталь-авто», наладившие сборку южнокорейских моделей.[2]
В 2006 году заявки на использование режима промышленной сборки начали подавать иностранные концерны. В частности, с июля 2006 года на работу в таком режиме перешло предприятие «Форд-Всеволожск».[3]
С начала 2007 года перечень деталей, подпадающих под режим промышленной сборки, расширился. В него были включены детали, предназначенные для сборки высокотехнологичных узлов и агрегатов автомобиля (двигателей, коробок передач, ведущих мостов). В целях стимулирования соответствующего производства устанавливались нулевые пошлины на импорт таких деталей — сначала временно (на 9 месяцев), а затем и постоянно.[4]
К концу 2008 года в России уже работали предприятия ряда иностранных автомобильных концернов: заводы Volkswagen в Калуге, Renault — в Москве, Ford Motor — во Всеволожске (Ленинградская область). В Санкт-Петербурге начали выпускать продукцию предприятия компаний General Motors и Toyota, а в июне 2009 года к ним присоединился сборочный завод компании Nissan.[5]
[править] Авиационная промышленность
В 2000-х годах объём производства продукции авиационной промышленности стал год от года расти, чему способствовали общий рост экономики и связанная с ним возможность увеличения бюджетного финансирования отрасли. Дезинтеграция авиастроительных предприятий была остановлена. Давно ожидаемое объединение предприятий отрасли привело к возрастанию роли государства в качестве собственника авиастроительных активов, что фактически означало частичную ренационализацию отрасли.[6]
Структура государственных ведомств, в управлении которых находились предприятия отрасли и их объединения, как и в 1990-х годах, продолжала меняться. Так, до 2004 года авиационная промышленность находилась под управлением Российского авиационно-космического агентства. В ходе административной реформы 2004 года оперативное руководство отраслью доверили вновь образованному Федеральному агентству по промышленности — Роспрому, а разработку промышленной политики — обновленному Минпромэнерго России. Искусственно сформированное (по крайней мере в части авиастроения) двоевластие с фактическим дублированием управленческих функций закончилось в 2008 году, когда Роспром был ликвидирован, а государственное управление авиастроительным комплексом перешло к реформированному Министерству промышленности и торговли (Минпромторгу России), в составе которого был образован специализированный Департамент авиационной промышленности (как результат разукрупнения Департамента оборонных отраслей промышленности).[7]
20 февраля 2006 года Путин подписал указ № 140 об учреждении Российской Федерацией и акционерами российских авиастроительных организаций открытого акционерного общества «Объединённая авиастроительная корпорация».[8][9][10][11][12]
[править] Железнодорожное машиностроение
Бурный интерес инвесторов к железнодорожному машиностроению России в начале 2000-х годов напрямую связан с реформированием МПС РФ и образованием на его базе ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Сместив в начале 2002 года одного из последних ельцинских ставленников Николая Аксёненко с поста главы МПС и сделав ставку на кадрового железнодорожника Геннадия Фадеева, президент России Владимир Путин, безусловно, выиграл. Реформа МПС прошла практически точно в установленный срок и без серьёзных потерь для отрасли. Более того, по сути, бесхозное до недавнего времени железнодорожное машиностроение оказалось полностью разобранным между крупными собственниками. Первой интерес к предприятиям отрасли проявила транспортная компания «Северстальтранс», которая ещё в 2000 году дальновидно купила около 40 % акций Коломенского машиностроительного завода и на данный момент полностью его контролирует.[13]
В 2001 году появилось ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), первым проектом которого стал Брянский машиностроительный завод (ПО БМЗ, выпускает тепловозы). В партнёрстве с «Трансгрупп» и ОАО «Кузбассразрезуголь», подконтрольным Уральской горно-металлургической компании, структуры ТМХ в ходе банкротства БМЗ стали основными инвесторами предприятия, отбив его у группы «Галлс» предпринимателя Петра Баума. Сегодня компания и её партнеры контролируют ПО БМЗ, куда переведены все профильные активы завода и большинства его дочерних предприятий, а также управляющую компанию БМЗ, которая занимается сбытом его продукции. В 2002 году близкие ТМХ фирмы приобрели около 25 % акций Тверского вагоностроительного завода и контрольный пакет Муромского стрелочного завода (его единоличным исполнительным органом стала управляющая компания «Транскор», аффилированная с ТМХ). В 2003 году ТМХ установил контроль над Новочеркасским электровозостроительным заводом и Кушвинским заводом транспортного оборудования. Общий объём продаж предприятий ТМХ в 2003 году составил около $500 млн.[14]
Группа «Ист Лайн» (управляет аэропортом Домодедово) занялась машиностроением в 2002 году, скупив 98,19 % акций Демиховского машзавода (ДМЗ, выпускает 72 % российских электричек). В декабре 2002 года группа зарегистрировала в аэропорту Домодедово ЗАО «Научно-производственное объединение транспортного машиностроения» (НПО ТМ). Костяк коллектива и руководства ЗАО был сформирован из специалистов КБ «Магистраль». НПО занимается конструкторскими разработками в области железнодорожного машиностроения. Весной 2003 года к списку предприятий группы прибавилось тверское ОАО «Центросвар», куда с ДМЗ уже перенесено производство вагонных тележек. Одновременно компания «Ист Лайн» начала скупку акций петербургского Октябрьского электровагоноремонтного завода, крупнейшего предприятия по ремонту электричек, пассажирских вагонов, колесных пар и электродвигателей в Северо-Западном регионе, и к осени 2003 года сумела собрать контрольный пакет акций предприятия. В то же время с машиностроительными активами группы возник целый ряд проблем, и еще в прошлом году появилась информация о том, что «Ист Лайн» планирует от них избавиться. Самым ценным из активов является ДМЗ, за который, по неофициальным данным, группа хочет получить около $100 млн. Основными претендентами на завод считаются ТМХ, украинское ОАО «Днепровагонремстрой» и ОАО РЖД, получившее по наследству от МПС ряд машиностроительных предприятий.[15]
По данным ФСГС, в 2006 году в России произведено 33,5 тыс. магистральных грузовых вагонов, что почти в 1,5 раза превышает объём выпуска 1990 года и на 4,8 % ниже, чем в 2005 году. По оценкам Минпромэнерго, в 2006 году российскими организациями приобретено 40 тыс. грузовых вагонов, в том числе 31 тыс. — частными компаниями.[16]
[править] Сельскохозяйственное машиностроение
После президентских выборов 2000 года к управлению крупнейшими предприятиями сельскохозяйственного машиностроения России, ростовским «Ростсельмашем» и Красноярским комбайновым заводом, пришли их нынешние владельцы — ФПГ «Новое содружество» и «Сибмашхолдинг». С тех пор позиции обеих структур на заводах только укрепились, а их историю можно смело назвать успешной — стабилизация и даже рост объёмов продаж, модернизация производства, появление новых моделей. Правда, стратегию развития своих активов собственники выбрали принципиально разную.[17]
«Новое содружество» в машиностроении ограничилось «Ростсельмашем» и на другие предприятия отрасли никогда не претендовало. Наоборот, в 2003 году завершилась реорганизация завода с выделением из его структуры около 20 компаний на базе различных непрофильных производств. В составе же головного предприятия — ОАО «Ростсельмаш» — остались только подразделения, занимающиеся сборкой и покраской производимой техники, а также производством основных узлов и агрегатов. В декабре 2003 года «Ростсельмаш» (после допэмиссии «Новое содружество» контролирует 84 % его акций) объявил о создании дочернего предприятия — ООО «Комбайновый завод „Ростсельмаш“». Ему передаются мощности предприятия, задействованные в производстве комбайнов. По замыслу руководства создание юридического лица, не обременённого долговыми обязательствами, должно обеспечить предприятию доступ к дешевым кредитам зарубежных банков.[18]
«Сибмашхолдинг» изначально был образован несколькими предприятиями — АО «Алтайский дизель», АО «Алтрак» (Алтайский тракторный завод) и АО «Красноярский комбайновый завод». Позже к ним присоединились Назаровский машиностроительный завод, Красноярский завод прицепной техники и Красноярский судостроительный завод. Осенью 2002 года «Алтрак» вышел из холдинга, снова став независимым предприятием. Зато активы прочих участников «Сибмашхолдинга» в 2003 году были слиты на базе нового ОАО «ПО „Красноярский завод комбайнов“», которое также вошло в холдинг.[19]
Следующим шагом по укрупнению «Сибмашхолдинга» стало образование в Алма-Ате ОАО «Агромашхолдинг». Новая структура на 50 % принадлежит «Сибмашхолдингу», на 50 % — казахстанскому КБ «Каспийский» и «Достар-холдингу», владеющему Костанайским дизельным заводом. Летом 2003 года совладельцем «Агромашхолдинга» стала группа «Промышленные инвесторы», вложившая в него приобретенный незадолго до этого у группы МДМ Волгоградский тракторный завод — крупнейшее в России предприятие по выпуску гусеничных тракторов. В конечном итоге «Промышленные инвесторы» получили 50 % акций холдинга.[20]
Остальные российские тракторные заводы в 2000 году стал собирать под своим крылом глава московского ЗАО «Мост» Михаил Болотин. Начав с чебоксарского «Промтрактора», за четыре года предприниматель сумел получить контроль над Владимирским и Липецким тракторными заводами, Чебоксарским агрегатным заводом, а через концерн «Тракторные заводы» — над Звениговским судостроительным заводом имени Бутякова (Марий Эл), Камышинским кузнечно-литейным заводом (Волгоградская область), Грязинским культиваторным заводом (Липецкая область), Тульским комбайновым заводом, отраслевым Государственным автотранспортным институтом (Москва). В итоге «Мост» сегодня практически полностью контролирует в России производство колёсных тракторов.[21]
В 2009 году общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям, выпускающим машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства, составил 39,4 млрд руб. (83,4 % объема 2008 года). Снижение в 2009 году закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, молоко), возникшее под влиянием кризисных факторов, привело к уменьшению доходов сельхозтоваропроизводителей и, как следствие, к сокращению платежеспособного спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения.[22]
[править] Годы
[править] 2000 год
В феврале «Газпром» объявил о намерении увеличить долю в уставном капитале АО «Пермские моторы» с 2,9 до 25 %, в АО «Авиадвигатель» — с 16,3 до 25 %, а также приобрести 25 % акций АО «Пермский моторный завод». В результате газовики смогли бы монополизировать производство газоперекачивающих станций. Увеличение доли «Газпрома» в уставном капитале «Пермских моторов» должно было произойти за счёт допэмиссии акций. Проект так и не был реализован.
В марте арбитраж Санкт-Петербурга запретил деятельность совета директоров ОАО «Завод турбинных лопаток», избранного на внеочередном собрании акционеров.
В апреле Арбитражный суд Москвы фактически признал недействительной эмиссию акций ЛМЗ. Это ощутимый удар по ФПГ «Интеррос», которая в результате размещения новой эмиссии могла получить полный контроль над предприятием, перехватив его у основного акционера АО «Энергомашкорпорация».
В июне годовое собрание акционеров АО «Рыбинские моторы» сменило руководство предприятия. Исполнительным директором предприятия стал бывший руководитель ОАО «Волжский машиностроительный завод» Вениамин Межибовский. Интересы государства в совете директоров «Рыбинских моторов» будет представлять начальник управления «Росавиакосмоса» Юрий Дмитриев. Собрание акционеров утвердило также вхождение ОАО «Рыбинские моторы» в состав учредителей ОАО «Стенд» и вступление моторостроительного предприятия в «Союзагромаш».
В июле суд признал банкротом одно из крупнейших российских машиностроительных объединений — Энергомашиностроительную корпорацию (ЭМК). Её банкротством очень недовольны кредиторы предприятия во главе с Ленинградским металлическим заводом. Теперь у них нет шансов получить от корпорации хоть что-то, ведь все активы ЭМК давно выведены в другую компанию — АО «Энергомашкорпорация».
В августе акционеры судостроительного завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород) пришли к соглашению по вопросу выборности совета директоров предприятия. На совещании, которое провел вице-премьер Илья Клебанов, было принято решение об обеспечении единого голосования Минимущества и РФФИ на ближайшем собрании акционеров за внесение изменений в пункт устава ОАО «Красное Сормово», предусматривающий выборность всех членов совета. В совещании приняли участие гендиректор холдинга «Объединённые машиностроительные заводы» К.Бендукидзе, гендиректор завода «Красное Сормово» Николай Жарков, представители Нижегородской области, Минимущества и РФФИ. Было решено ввести двухгодичный мораторий на продажу госпакета акций АО «Красное Сормово» (8,05 % уставного капитала).
В сентябре противоборствующие группы акционеров «Уралхиммаша» пытаются захватить здание заводоуправления. На заседании руководства Свердловской области было решено ввести внешнее управление на заводе «Уралхиммаш» в том случае, если собрание акционеров предприятия будет проведено с нарушениями. Представитель одной из сторон предприниматель Павел Федулев заявил, что продает свои акции «Газпрому». По его словам, уже передано 11 % акций, а после завершения сделки у «Газпрома» будет контрольный пакет — 50,26 % акций «Уралхиммаша». Генеральный директор предприятия Алексей Глотов заявил, что продажа акций «Газпрому» является «очередной махинацией» П.Федулева.
Принято решение о передаче пакета акций концерна «Ижмаш» в размере 25 % плюс одна акция в собственность государства в счет погашения части кредиторской задолженности головного предприятия. При передаче пакета акций государству у «Ижмаша» остается около 73 % акций концерна, а другим юридическим лицам принадлежит примерно 2 % его акций. В дальнейшем планируется увеличить долю государства в уставном капитале концерна «Ижмаш» как минимум до 51 %.
Собрание акционеров АО «Красное Сормово» приняло поправки в устав предприятия, согласно которым все члены совета директоров избираются акционерами. Принятия этой поправки почти два года добивался один из крупнейших совладельцев предприятия — глава «Объединённых машиностроительных заводов» К.Бендукидзе.
[править] 2003 год
В 2003 году машиностроение стало лидером по темпам увеличения промышленного производства — 9,4 % против 7 % в среднем по предприятиям других отраслей. Самый стремительный рост, более чем на 30 %, показали железнодорожное машиностроение и приборостроение. Небольшая, но все-таки положительная динамика наблюдалась в электротехнической промышленности, автопроме и металлургическом машиностроении. А вот станкостроители, предприятия, выпускающие сельхозтехнику, химическое и нефтяное оборудование, снизили объемы производства. Тем не менее отрасль сохраняет высокую долю в общепромышленном производстве — 19,5 %, уступая совсем немного только топливной промышленности (19,6 %). По размеру основных фондов (914 млрд руб.) машиностроение и металлообработка находятся на третьем месте после электроэнергетики и топливной промышленности. Объем инвестиционных вложений в отрасль в 2003 году составил 46,3 млрд руб.— кроме топливной промышленности и энергетики её по данному показателю смогла обогнать только пищевая промышленность.
[править] 2006 год
Экспорт машин и оборудования в 2006 году более чем на 20 % превысил аналогичные показатели 2005 года, составив более $14 млрд, или 5,2 % общего экспорта. Рост производства в машиностроительной отрасли по итогам 2006 года составил 103,3 % к 2005 году. Наибольший рост отмечен в производстве комбайнов (162 %), магистральных электровозов (145 %), тракторов (130 %). Производство легковых автомобилей выросло на 9,9 %, автобусов — на 1,1 %. В Роспроме полагают, что рост экспорта машиностроения стал результатом консолидации активов и создания в области машиностроения мощных холдингов, способных осуществлять крупные инвестиции в модернизацию производства. В энергетике это «Силовые машины», в тяжелом транспортном машиностроении — «Трансмашхолдинг», в автопроме — «Группа ГАЗ», в тракторостроении — НП «Тракторные заводы». «Консолидация активов и управленческих функций позволила нам активно вкладывать средства в техническое перевооружение, в НИОКР. Всё это дало свои результаты: по каждому предприятию отмечен рост производства»,— заявил глава департамента по связям с общественностью «Трансмашхолдинга» Кирилл Житинев. По его словам, продукция холдинга направляется в основном в страны СНГ, однако в последние годы холдинг выигрывал тендеры на поставку оборудования в Болгарию, Польшу, Южную Корею, Вьетнам, Сирию. «2006 год стал просто прорывом для „Группы ГАЗ“, мы открыли ряд сборочных производств в Румынии, в Индии, в Турции, в ЮАР, есть перспективы в Мексике, в Аргентине, во Вьетнаме»,— заявил глава пресс-службы «Группы ГАЗ» Владимир Торин. Минпромэнерго также отчасти объясняет рост экспорта развитием лизингового бизнеса, в том числе в крупных группах.
В 2006 году Россия произвела около 7 тыс. металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, что в 14,5 раза меньше, чем РСФСР в 1990 году.[23]
[править] 2008 год
В январе 2008 года наблюдался рост машиностроительного производства в ряде отраслей. Во многом он обусловлен интенсивным развёртыванием сборочных производств в автомобилестроении; увеличением заказов на машиностроительную продукцию в рамках реализации национальных проектов, ростом поставок на экспорт некоторых видов машиностроительной продукции, реализацией долгосрочных стратегий отраслевыми монополистами (РАО ЕЭС, ОАО РЖД).
Рост производства машин и оборудования составил 114,4 % (к январю 2007 года), в том числе механического оборудования — 121,9 %. Производство паровых турбин возросло в 5,5 раз, дизелей и дизель-генераторов — на 27,5 %
Увеличился и выпуск продукции сельскохозяйственного машиностроения: комбайнов зерноуборочных — в 5,5 раза, комбайнов кормоуборочных — в 2,8 раза, тракторов на гусеничном ходу — в 2,5 раза, плугов тракторных — в 3,8 раза. Выросло и производство строительно-дорожной техники: экскаваторов произведено больше в 1,6 раза, бульдозеров — 1,5 раза, кузнечнопрессовых машин — 1,6 раза, кранов башенных — в 1,5 раза, кранов на автомобильном ходу — 1,4 раза.
Рост производства транспортных средств и оборудования составил 108,3 %. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов увеличилось на 8,1 %, судов, летательных и космических аппаратов, а также прочих транспортных средств — на 8,4 %. Опережающими темпами развивалось производство тепловозов маневровых и промышленных широкой колеи — в 2,1 раза, электровозов магистральных — на 140 %, легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 90 л. с. — на 178,%, автобусов с дизельными двигателями — на 143,8 %, грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3 тонн — на 129,6 %.
Производство силовых трансформаторов возросло на 133,9 %, высоковольтной электрической аппаратуры — на 142,8 %, приборов СВЧ — на 140,7 %, электродвигателей крановых — на 132 %. Вместе с тем снизилось производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 89,8 %.
[править] Примечания
- ↑ http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
- ↑ http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
- ↑ http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
- ↑ http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
- ↑ http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
- ↑ История авиационной промышленности России[1]
- ↑ История авиационной промышленности России[2]
- ↑ [3]
- ↑ [4][5]
- ↑ [6]
- ↑ [7][8]
- ↑ http://www.alpha.perm.ru/sosedi/txt.php?n=1917
- ↑ http://www.kommersant.ru/doc/485771
- ↑ http://www.kommersant.ru/doc/485771
- ↑ http://www.kommersant.ru/doc/485771
- ↑ Рынок грузового железнодорожного подвижного состава России
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ [9][10]
- ↑ [11]
Машиностроение России в XX веке | |
---|---|
1900-е | 1901 • 1902 • 1903 • 1904 • 1905 • 1906 • 1907 • 1908 • 1909 |
1910-е | 1910 • 1911 • 1912 • 1913 • 1914 • 1915 • 1916 • 1917 • 1918 • 1919 |
1920-е | 1920 • 1921 • 1922 • 1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 |
1930-е | 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1936 • 1937 • 1938 • 1939 |
1940-е | 1940 • 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945 • 1946 • 1947 • 1948 • 1949 |
1950-е | 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 |
1960-е | 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 |
1970-е | 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 |
1980-е | 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 |
1990-е | 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 |
2000-е | 2000 |