Редактирование: Машиностроение
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Машиностроение''' — отрасль [[Обрабатывающая промышленность|обрабатывающей промышленности]]. Машиностроение в развитых странах уже много лет считается инфраструктурной, обеспечивающей отраслью, однако по объёму продукции достигает 35-50 % от общепромышленного выпуска. Это позволяет передовым странам обновлять свое оборудование каждые 7-10 лет и совершать очередной скачок в технологическом развитии. == Общая характеристика == Машиностроение лидирует среди других отраслей промышленности в использовании высоких технологий. Обычно его считают менее наукоемким сектором по сравнению с такими инновационными отраслями, как ИКТ или фармацевтика. Однако именно машиностроению принадлежит ключевая роль в распространении передовых машин, оборудования и производственных процессов в других отраслях экономики. Большая часть био- и нанотехнологий, производства современных материалов, микро- и фотоэлектроники в значительной степени зависит от инноваций в машиностроении.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Примерно с 1970-х годов машиностроение стало лидировать среди других отраслей промышленности в развитии и использовании высоких технологий. Производя машины, оборудование и комплектующие для них, эта отрасль имеет также тесные связи со сферой услуг, особенно с такими ее сегментами, как монтаж обрабатывающих систем, ремонт и техническое обслуживание и даже финансовые операции. Все это вносит вклад не только в повышение производительности, но и в сокращение издержек производства.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Примерно треть продукции машиностроения в качестве промежуточных товаров поставляется в другие сегменты отрасли, такие как электронное машиностроение, автомобилестроение, производство медицинского оборудования, производство инструмента и т. п. Существует, например, целая группа производств, которые специализируются на автомобильной промышленности и выпускают компоненты, необходимые для функционирования транспортного оборудования.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Большая часть продукции машиностроения относится к инвестиционным товарам, необходимым для осуществления капитальных вложений в широком спектре отраслей экономики. Отдельные подотрасли машиностроения обеспечивают инвестиционными товарами такие отрасли промышленности, как текстильная, целлюлозно-бумажная, добывающая, а также строительство и сельское хозяйство. Некоторые из этих отраслей (текстильная, целлюлозно-бумажная и др.) подвержены достаточно глубоким инвестиционным циклам, что создает значительные проблемы для развития машиностроения. Часть поставщиков инвестиционных товаров обеспечивают сразу несколько отраслей экономики, что снижает угрозу сокращения производства; к таким относятся, например, предприятия, выпускающие подъемно-транспортное оборудование — краны и конвейеры.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Машиностроение подвержено колебаниям экономической конъюнктуры в значительно большей степени, чем другие отрасли экономики. Оно сильно зависит от инвестиционной активности компаний, покупающих машины и оборудование. Такая односторонняя зависимость постоянно подвергает машиностроение циклическим изменениям спроса. В результате машиностроение оказывается в центре процесса чередования кризисов и экономических подъемов.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Наиболее крупными сегментами машиностроительной отрасли являются производство турбин и моторов, производство подъемно-транспортного оборудования и оборудования для вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом за последние 10 — 15 лет выросло значение оборудования для вентиляции и кондиционирования (с 5 до 8 %), подъемно-транспортного оборудования (с 7 до 9 %) и производства турбин и моторов (с 10 до 11 %).<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Обычно машиностроение классифицируют как отрасль со средневысоким уровнем наукоемкости. При этом основываются на том факте, что доля затрат на НИОКР составляет около 2 % стоимости продукции и остается на этом уровне уже более десяти лет. По сравнению с другими инновационными отраслями, такими как ИКТ или фармацевтика, этот показатель выглядит сравнительно низким. Более того, технологии, используемые в машиностроении, часто оцениваются как «зрелые».<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Такая точка зрения не учитывает «обеспечивающий» характер машиностроения. Отрасль является ключевой для распространения передовых машин, оборудования и производственных процессов в других отраслях экономики. Большая часть био- и нанотехнологий, производства современных материалов, микро- и фотоэлектроники — всего того, что обеспечивает конкурентоспособность, — в значительной степени зависит от инноваций в машиностроении.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Тут необходимо принимать во внимание следующее. Инновационные продукты выпускаются с использованием машин и оборудования, поставляемого машиностроением, для чего необходимо тесное взаимодействие между производителями машин и потребляющими отраслями. Новые производственные технологии разрабатываются компаниями на основе ключевых «обеспечивающих» технологий совместно с производителями оборудования и поставщиками необходимых материалов. Занимая в данном случае верхние сегменты цепочек добавленной стоимости, машиностроение обеспечивает производственными ноу-хау заказчиков, находящихся на нижних этажах таких цепочек. При этом широкое использование в экономике этих ноу-хау требует машиностроительных предприятий, которые разрабатывают специфические решения для определенных отраслей или даже конкретных компаний.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> == География == Крупнейшими мировыми центрами машиностроения в настоящее время являются Европейский союз, Китай, США и Япония.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Европейский союз остается пока крупнейшим мировым центром машиностроения по общему валовому выпуску продукции. Однако ему на пятки наступает Китай, который за последние 10 лет вырвался в число лидеров, а по произведенной условно-чистой продукции даже занял первое место в мире. В этот же период среднегодовые темпы прироста выпуска машиностроительной продукции в ЕС составили лишь 1,1 %, а в США и Японии даже наблюдалось падение (на 1,1 и 3,1 % соответственно). Если занятость в отрасли в 2000—2012 гг. в развитых странах сокращалась (в США — на 2,6 % в год, в Японии — на 3,3 %, в ЕС — на 1,5 % в год), то в Китае она росла ежегодно на 5,8 %, достигнув 6 млн чел. и тем самым в два раза превысив показатель занятости в странах Евросоюза. Это отражало общий процесс переноса машиностроительных мощностей с Запада на Восток. Причина в том, что удельные трудовые издержки в Китае в два раза ниже, чем в Японии, в три раза ниже, чем в США, и почти в пять раз ниже, чем в Европейском союзе.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Конкурентные позиции европейских стран в области машиностроения ослаблены еще и сравнительно более низким показателем производительности труда, который составляет 54 тыс. долл. (в США — 91 тыс. долл., в Японии — 97 тыс. долл.). Это можно объяснить разнородным характером экономик стран, входящих в ЕС. Однако даже в ведущей стране Западной Европы — Германии производительность труда в машиностроении составляет только 70 тыс. долл.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Хотя Китай пока продолжает отставать от других мировых центров машиностроения по производительности труда (50 % от уровня ЕС), ежегодные темпы прироста этого показателя в 2000—2012 гг. составили более 10 %, в то время как в ЕС — 1,5 %, США — 0,8 %, а в Японии наблюдалось падение. По нынешнему уровню производительности труда в машиностроении Китай сравним с такими странами, как Польша, Чехия и Словакия, где трудовые издержки существенно выше китайских. Кроме того, названные страны больше внимания уделяют абсолютным объемам выпуска, чем инвестициям в НИОКР, проектированию и маркетингу. Эти обстоятельства дают Китаю существенные конкурентные преимущества.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> Усиление позиций Китая в качестве ведущей машиностроительной державы выразилось и в резком повышении его удельного веса в мировой торговле продукцией данной отрасли. Этот показатель всего за 12 лет вырос с 3 % в 2000 г. до 13 % в 2012 г. Доля США в мировой торговле за тот же период снизилась с 25 до 17 %, а Японии — с 21 до 16 %. И лишь позиции Европейского союза остались достаточно прочными: на него в конце 2000-х годов приходилось 37 % глобальной торговли машиностроительной продукцией, что на три процентных пункта выше уровня 2000 г.<ref>[http://www.perspektivy.info/rus/ekob/globalnyj_rynok_mashinostrojenija_2013-10-24.htm Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013]</ref> == Регионы == === Европа === ==== Франция ==== По стоимости производимой машиностроительной продукции Франция занимает 8-е место в мире и 3-е место в Европе после Германии и Италии; на долю отрасли приходится около 7,7 % общей численности занятых в промышленности (2020 год).<ref>[https://bigenc.ru/c/frantsiia-khoziaistvo-promyshlennost-2f3b88]</ref> == Ссылки == * [http://www.exkavators.ru/articles/01.html Машиностроение России в начале XXI века] // Журнал «Подъёмно-транспортное дело», 17 февраля 2005 * [http://motor.ru/news/2013/02/15/socheap/ Британские ученые создадут дешевый автопилот] == Примечания == {{примечания}} {{Машиностроение}} {{Промышленность}} {{Экономика}} [[Категория:Машиностроение| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Машиностроение
Шаблон:Примечания
Шаблон:Промышленность
Шаблон:Экономика
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы