Редактирование Либерализация внешней торговли в России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Характеристика == Либерализация внешней торговли, начавшаяся еще в 1989—1990 годах и резко ускорившаяся в конце 1991 года — начале 1992 года, значительно повысила степень открытости российской экономики. Поэтому спустя короткое время после освобождения цен мировые рынки стали существенно влиять на динамику стоимости многих российских товаров. Во многих случаях не внутренний спрос, а именно уровень цен на мировых рынках стал определять тенденции в ценообразовании. В результате цены на товары, пользующиеся спросом за пределами России, и прежде всего, на топливо и сырье, стали расти опережающими темпами.<ref>''[[Дмитрий Борисович Кувалин|Кувалин Д. Б.]]'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]</ref> Однако организационно-технологическая структура российской экономики, складывавшаяся в течение многих десятилетий, была приспособлена к совершенно другой системе цен. При этой системе низкие цены на ряд ресурсов, в том числе на сырье и энергию, компенсировали недостаточный технологический уровень производства во многих конечных отраслях, что позволяло обеспечивать положительную экономическую динамику и достаточно стабильное финансовое положение предприятий. Следовательно, более-менее гладкий переход к новым ценовым соотношениям был возможен только в случае предварительной структурно-технологической перестройки национальной экономики. Однако никаких попыток технологической реструктуризации в стране не предпринималось. Как следствие, опережающий рост цен на базовые ресурсы резко осложнил положение производителей в большинстве перерабатывающих и обрабатывающих отраслей, непропорционально быстро увеличив их издержки. Некоторые из этих отраслей (лёгкая промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство) очень скоро превратились в хронически убыточные.<ref>''[[Дмитрий Борисович Кувалин|Кувалин Д. Б.]]'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]</ref> До 1992 года благодаря монополии внешней торговли весь рентный доход, обусловленный поддержанием в России низких цен на сырьё, поступал государству. Некоторая часть его терялась из-за неэффективности и коррумпированности государственных чиновников, а остальное тратилось на нужды бюджета. Очевидные недостатки такого механизма послужили аргументом в пользу шоковой либерализации цен и внешней торговли. Расчёт был на то, что как только внутренние цены уравняются с мировыми, рентный доход исчезнет, экспортеры приобретут эффективнвные рыночные стимулы, отпадёт необходимость в государственном вмешательстве, а значит, не будет и потерь. Эта логика некорректна даже если отвлечься от непосредственного влияния либерализации внешней торговли на внутреннее производство. Она не учитывает, что для установления равновесия после либерализации требуется значителвное время, исчисляемое годами для такой страны, как Россия, с ее масштабами и слабыми связями между регионами. В переходном режиме частные фирмы получают рентные доходы, от которых отказалось государство. Хотя эти доходы исчезают со временем, они столь велики в начальный период, что приводят к фантастически быстрому обогащению тех, кто оказался «в нужное время в нужном месте». Механизмы реинвестирования доходов ещё не созданы, а потому они тратятся на потребление небольшой группой частных лиц. Масса населения нищает.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://ecsocman.edu.ru/text/16452016/ Институциональные ловушки и экономические реформы] // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 2</ref> Либерализация внешней торговли России была осуществлена в 1992 году одновременно с [[Либерализация цен в России|либерализацией внутренних цен]], задолго до того как эти цены приблизились к своим равновесным значениям. Шоковая трансплантация стандарта, характерного для развитых экономик, привела к двум основным последствиям. Во-первых, продажа ряда сырьевых ресурсов — нефти, топлива, цветных металлов — в условиях фантастической разницы мировых и внутренних цени, сравнительно низких экспортных тарифов и слабого таможенного контроля стала необыкновенно прибыльной, обеспечивая доходность в десятки тысяч процентов. При такой доходности вложения в развитие производства потеряли всякий смысл, целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям. Это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства. Во-вторых, поток относительно дешевых потребительских товаров из [[Польша|Польши]], [[Турция|Турции]], [[Китай|Китая]], [[Западная Европа|Западной Европы]] устремился в Россию, заполнив пустые до того полки магазинов и в то же время совершенно обрушив российскую [[лёгкая промышленность России|лёгкую промышленность]]: в 1998 году она производила менее 10 % дореформенного уровня. Этот поток поддерживался политикой укрепления рубля, проводившейся Центральным Банком вплоть до 1998 года.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf «Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия»] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref><ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://members.tripod.com/VM_Polterovich/SovrSostTeorRefENSR2008_1.pdf Современное состояние теории экономических реформ] // Экономическая наука современной России, 2008, № 1(40)</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы