Конференция ООН по торговле и развитию

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, UNCTAD) — основной орган Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли и развития. ЮНКТАД была учреждена на состоявшейся в 1964 году в Женеве первой сессии Конференции в целях содействия ускорению экономического роста и развития, в первую очередь развивающихся стран (Резолюция 1995 (XIX) Генеральной Ассамблеи ООН).

ЮНКТАД является универсальным и глобальным форумом для рассмотрения и выработки рекомендаций по проблематике развития и взаимосвязанных вопросов торговли, финансов, задолженности, инвестиций, передачи технологий путем «макроэкономического анализа, обсуждения проблем, формирования консенсуса и проведения переговоров на межправительственном уровне, контроля осуществления деятельности и мероприятий по реализации принятых решений, а также технического сотрудничества».

В соответствии с мандатом ЮНКТАД также предписывается выступать с конструктивными подходами, рекомендациями и политическими инициативами по вопросам, рассматриваемым и другими международными организациями. При этом ЮНКТАД обязана играть ведущую роль в проработке и достижении консенсуса по новым вопросам повестки дня в области международной торговли и их последствий в первую очередь для развивающихся и переходных стран, в содействии их адаптации к новым торговым условиям и интеграции в мировую торговую систему.

По состоянию на сентябрь 2002 года членами ЮНКТАД является 191 государство. В ее работе также принимают участие многие межправительственные и неправительственные организации. Секретариат ЮНКТАД расположен в Женеве.

Важную роль для будущей деятельности ЮНКТАД играют резолюции 50-й и 51-й сессий ГА ООН (50/95 и 51/167), подчеркнувшие, помимо прочего, важность полной интеграции стран переходного периода в мировую торгово-экономическую систему, особенно путем улучшения доступа на рынки их экспорта, упразднения дискриминационных тарифов и нетарифных ограничений и расширившие мандат ЮНКТАД для работы в этом направлении, в том числе и по оказанию прямого технического содействия этой группе стран, включая подготовку к переговорам в рамках ВТО.

Высшим органом ЮНКТАД является ее сессия (Конференция), которая созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров с целью определения основных принципов политики и принятия решений по программе работы. С 1964 года было проведено десять конференций: 1964 год (Женева), 1968 год (Дели); 1972 год (Сантьяго, Чили); 1976 год (Найроби); 1979 год (Манила); 1983 год (Белград); 1987 год (Женева); 1992 год (Картахена, Колумбия); 1996 год (Мидранд, ЮАР); 2000 год (Бангкок, Таиланд).

В соответствии с программными целями ЮНКТАД на Конференции в Мидранде был реформирован межправительственный механизм ЮНКТАД в направлении большей транспарентности, гибкости и компактности. С 1996 года межправительственный механизм ЮНКТАД включает в себя одну (а не две, как раньше) ежегодную регулярную осеннюю сессию Совета по торговле и развитию (СТР), в рамках которой предусмотрено проведение однодневного сегмента высокого уровня для обсуждения основного пункта повестки дня. СТР руководит работой в периоды между сессиями Конференции. До трех раз в год проводятся исполнительные сессии СТР (продолжительностью в 1 день) для рассмотрения, в основном, институциональных и управленческих вопросов, а также срочных вопросов, которые, по общему мнению, не могут быть отложены до очередной сессии. Специальные сессии СТР созываются по решению Совета или требованию большинства членов Совета, Конференции или Генеральной Ассамблеи ООН. Расширены полномочия бюро СТР, которое в качестве постоянного органа регулирует работу ЮНКТАД в период между ежегодными сессиями СТР. Созданы 3 постоянные комиссии (вместо 20 бывших комитетов и рабочих групп):

По торговле товарами, услугами и по сырьевым товарам; По инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам; По предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию. Определено максимальное общее количество и продолжительность совещаний экспертов, созываемых комиссиями ежегодно (не более 10, до 3-х дней каждое).

Секретариат ЮНКТАД имеет штат около 400 человек (из них 9 граждан России). Его возглавляет Генеральный секретарь, назначаемый Генеральным секретарем ООН. Этот пост с 15 сентября 1995 года занимает Рубенс Рикуперо (Rubens Ricupero, Бразилия), срок его полномочий истекает 15 сентября 2003 года.

Бюджет организации формируется из отчислений регулярного бюджета ООН и внебюджетных ресурсов (в 2001 году — около 45 и 24 млн.долларов США, соответственно).

Россия в течение ряда последних лет, включая и 2003 год, избиралась в состав бюро СТР в качестве одного из вице-председателей. На протяжении многих лет, в том числе и в 2003 году, Россия является членом Рабочей группы (РГ) по среднесрочному плану и бюджету по программам (всего 19 членов).

Прошедшая в феврале 2000 года в Бангкоке (Таиланд) X-я Конференция ЮНКТАД стала крупной вехой в ее деятельности, определив, с учетом новых мировых экономический реалий, место и роль ЮНКТАД в системе международных организаций социально-экономического спектра. Основные дискуссии велись вокруг главного вопроса повестки дня — «Стратегия развития во все более зависимом мире: учет уроков прошлого для превращения глобализации в эффективный инструмент развития всех стран и народов». Представители развивающихся стран, в частности, отметили, что, несмотря на большие потенциальные возможности, глобализация не принесла ожидавшегося улучшения экономического положения для большинства развивающихся стран. Напротив, она создала серьезные проблемы, увеличив риск нестабильности и маргинализации. Возрос разрыв в доходах между развитыми и развивающимися странами. Масштабы нищеты приобрели угрожающий характер. Поэтому процессами глобализации необходимо управлять и направлять их на решение насущных проблем.

Была выражена озабоченность сокращением официальной помощи для целей развития, которая для многих наименее развитых стран остается жизненно важным источником финансирования экономического роста. В этой связи обращалось внимание на необходимость увеличения официальной помощи до намеченных ООН целевых показателей в размере 0,7 % ВВП промышленно развитых стран.

Основным препятствием развитию, по мнению «Группы 77», является бремя внешнего долга. Высокий процент ВВП, идущий на обслуживание долга, представляет собой опасность для социальной и политической стабильности.

Касаясь вопросов международной торговли, представители «Группы 77», указывали на то, что выгоды от существования многосторонней торговой системы продолжали обходить стороной многие развивающиеся страны, а процесс либерализации в секторах, представляющих для них наибольший интерес, продвигается крайне медленно.

Точка зрения большинства развитых стран по основной тематике сессии была изложена в выступлении представителя Европейского Союза. В нем, прежде всего, подчеркивались преимущества и положительные стороны глобализации, заключающиеся в росте объемов торговли и инвестиций, улучшении условий для более эффективного осуществления международного разделения труда. Повторялись также известные положения о том, что демократия, правопорядок, уважение прав человека и основных свобод, ответственное управление и внутренняя политика, базирующаяся на поощрении частного предпринимательства, конкуренции и учитывающая социальные аспекты, являются важнейшими факторами для достижения успехов и экономического развития. На примере недавних финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке показывалась необходимость для развивающихся стран совершенствования банковской системы, улучшения ее транспарентности, обеспечения роста внутренних сбережений, оптимального распределения ресурсов.

В достаточно сдержанных тонах и с определенными оговорками была выражена готовность со стороны развитых стран поддержать усилия развивающихся государств в их интеграции в мировую экономику, содействовать сокращению нищеты, облегчению долгового бремени, предоставить беспошлинный и свободный от количественных ограничений доступ на рынки для товаров наименее развитых стран. Признавалась важность источников финансирования для обеспечения программ развития, при этом обращалось внимание на повышение эффективности использования официальной помощи, выделяемой на нужды развития.

Таким образом, на сессии выявились достаточно серьезные разногласия между развитыми и развивающимися странами в понимании многих экономических явлений последних лет и подходах к решению ряда существующих проблем.

Для России участие в сессии, помимо подтверждения своей роли как активного члена международного экономического сообщества, представляло также важный элемент переговорного процесса по присоединению к ВТО и подготовке к новому раунду многосторонних переговоров. В выступлении российской делегации была дана взвешенная оценка процессам глобализации, подчеркнута важность управления ими, с тем, чтобы предотвратить непредсказуемые и отрицательные последствия и превратить глобализацию в фактор, консолидирующий мировое сообщество. Россия высказалась за последовательное проведение открытой и предсказуемой торговой политики, за дальнейшее улучшение режима международной торговли на основе правил ВТО, за предоставление всем равных прав для участия в мировой политике, против дискриминационных ограничений и предъявления новым присоединяющимся к ВТО странам завышенных требований.

Несмотря на существенные в ряде случаев разногласия между основными группами стран, на сессии удалось согласовать и принять общий документ — План действий ЮНКТАД на последующий четырехлетний период.

В Плане дается оценка влияния глобализации на ход развития, рассматриваются результаты основных международных экономических конференций, анализируется выполнение ряда инициатив и программ, касающихся развивающихся и наименее развитых стран. Важное место занимают вопросы международной торговли, в том числе такие, как либерализация, условия доступа на рынки, реализация особого и дифференцированного режима для развивающихся стран, положение на рынках сырьевых товаров, услуг, условия конкуренции. В нем также формулируется роль ЮНКТАД и определяются задачи ее последующей деятельности. Важное значение придается работе по проблематике иностранных инвестиций, помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в деле их более полной интеграции в международную торговую систему, содействие развитию электронной торговли, реализации программ технического сотрудничества. Положение о том, что ЮНКТАД будет оказывать техсодействие также и странам с переходной экономикой, может представлять практический интерес для России.

На сессии была также принята Бангкокская декларация. В ней подытожены результаты работы Конференции, обращается внимание на остающиеся нерешенными важнейшие проблемы последних десятилетий — нищету и растущее неравенство между странами и внутри них, констатируется моральная ответственность участников за создание лучшей и более справедливой мировой экономической системы. В Декларации содержится призыв ко всем странам сообща превратить в реальность надежды на лучшее будущее, появившееся в результате проведения Конференции.

Работа ЮНКТАД в 2001—2002 годы была ориентирована на реализацию решений Бангкокской конференции ЮНКТАД-Х по многим жизненно важным для развивающихся стран и стран с переходной экономикой направлениям. СТР при активном участии российской делегации провел большую подготовительную работу по проведению межправительственного среднесрочного обзора деятельности ЮНКТАД на совещании высокого уровня в Бангкоке (Таиланд) в период с 29 апреля по 3 мая 2002 года. Среднесрочный обзор охватил три сегмента: обзор эффективности и функционирования межправительственного механизма, анализ хода осуществления обязательств и программы работы, согласованных в Бангкокском плане действий, и подготовка политического заявления об основных изменениях и событиях, имеющих последствия для ЮНКТАД.

Последняя Сессия Совета по торговле и развитию (СТР) ЮНКТАД прошла в Женеве с 7 по 18 октября 2002 года под знаком озабоченности большинства развивающихся стран обострением международной обстановки, которая, как заявил Генсек ЮНКТАД Р.Рикуперо, таит в себе две опасности: проблемы развития в международных дискуссиях могут уйти на второй план, уступив место политическим и организационным вопросам; может замедлиться процесс создания условий, необходимых развивающимся странам и странам с переходной экономикой для обеспечения их развития.

На Сегменте высокого уровня, темой которого были решения министерской конференции ВТО в Дохе в контексте развития, выступил Гендиректор ВТО Супачай Панитчпакди. Он выделил три основные составляющие программы работы в целях развития: текущие переговоры торгового раунда, техсодействие в области торговли и интеграция торговых инструментов в стратегии развития. К ключевым темам развития на переговорах торгового раунда ВТО Супачай Панитчпакди отнес: сельское хозяйство, связь между соглашениями ТРИПС и здравоохранением, специальный и дифференцированный режим для Развивающихся стран и проблемы выполнения ряда соглашений Уругвайского раунда.

Делегации как развитых, так и развивающихся стран отметили необходимость концентрации усилий ЮНКТАД на реализации положений министерской декларации в Дохе, направленных на достижение целей развития.

Развивающиеся страны и особенно НРС выступили с требованием увеличения всех видов помощи со стороны международного сообщества и расширения доступа на рынки развитых стран, постепенного отказа от сельхозсубсидий и ужесточения правил по применению антидемпинговых и компенсационных мер, а также стандартов и норм, препятствующих экспорту из развивающихся стран.

Развитые страны причинами недостаточных темпов развития считают непоследовательность в политике либерализации рынков, недостатки в создании благоприятного климата для частного иностранного капитала, низкую эффективность управления и использования предоставляемой помощи. Страны-доноры отклонили предложение об увеличении размеров официальной помощи на цели развития, подчеркнув, что в перспективе основным источником развития национальных экономик должны стать внутренние ресурсы и сбережения стран.

Российская делегация выступила по всем основным вопросам сессии (торговля и развитие, глобализация, тенденции после министерской конференции ВТО в Дохе, техсодействие). Акцентировали внимание на вкладе России в решение проблем развития (списание долгов, преференциальный торговый режим для развивающихся и наименее развитых стран).

Отвечая на наше выступление, в котором мы, в частности, остановились на проблемах присоединяющихся стран (продолжительные сроки присоединения, чрезмерные требования по открытию рынка, навязывание обязательств «ВТО-плюс»), Супачай Панитчпакди признал, что эти факты имеют место. Они сейчас обсуждаются в контексте соответствующих решений Дохи по совершенствованию процедур присоединения. По его мнению, членами ВТО должны становиться страны, готовые следовать правилам и принципам организации.

Положительно оценив в целом деятельность ЮНКТАД в области техсодействия, мы отметили некоторое уменьшение его объемов в 2001 году. Выступили за более сбалансированное распределение техсодействия между регионами и продолжение его оказания совместно с МТЦ и ВТО странам, находящимся в процессе присоединения к ВТО.

После проведения в начале 2003 года седьмых сессий трех существующих Комиссий ЮНКТАД в середине марта 2003 года на тридцать первой исполнительной сессии СТР предполагается утвердить отчеты Комиссий и начать процесс подготовки к ЮНКТАД XI, проведение которой намечено на первую половину 2004 года в Бразилии.

В условиях, когда Россия находится в процессе присоединения к Всемирной Торговой Организации (ВТО), ЮНКТАД остается для нас практически единственным международным форумом, в рамках которого мы можем обсуждать вопросы международной торговли с учетом наших интересов. Реализация экономических реформ ставит перед Россией ряд проблем, имеющих аналоги в международной практике. Уникальная информационная база ЮНКТАД, аналитические разработки, ориентация на обмен национальным опытом, дают возможность России воспользоваться передовым опытом развитых и особенно динамично развивающихся стран в вопросах структурной перестройки, приватизации, стабилизации валютно-финансовой системы, решения проблем задолженности, эффективного использования финансовой и экономической помощи, региональной экономической интеграции.

Для России значительный интерес имеют сравнительно новые направления деятельности ЮНКТАД: поиск новых торговых возможностей, возникающих в результате реализации достигнутых соглашений; торговля услугами и поиск путей повышения эффективности участия в ней развивающихся стран и стран переходного периода; роль региональных экономических и торговых группировок и их влияние на неучаствующие страны; новые и формирующиеся вопросы в повестке дня международной торговли, еще не регулируемыми многосторонними соглашениями, такие как: торговля и инвестиции, торговля и окружающая среда, конкуренция, ограничительная деловая практика.

Помимо перечисленных, практический интерес для нас продолжают представлять Всеобщая система преференций, торговая эффективность, торговля сырьевыми товарами, взаимодействие между торговой политикой, валютно-финансовыми вопросами и проблемами задолженности, то есть области, где ЮНКТАД зарекомендовала себя в качестве авторитетной международной организации.

В настоящее время, до вступления России в ВТО, а также учитывая, что пока еще не решено, когда и в какой мере такие новые сферы как взаимосвязь торговли и охраны окружающей среды, конкуренция и ограничительная деловая практика, многостороннее инвестиционное сотрудничество станут предметом рассмотрения в ВТО, мы поддерживаем их рассмотрение в ЮНКТАД в тесном сотрудничестве с другими международными организациями. Здесь Россия сможет оказывать определенное влияние на их рассмотрение, выработку рекомендаций и формирование консенсуса в плане готовности этих проблем для разработки соглашений в рамках многосторонних торговых переговоров по линии ВТО. Корректировка нашей позиции будет определяться нашей заинтересованностью и готовностью в перспективе принять на себя обязательства (в ходе переговорного процесса и после вступления в ВТО) по выполнению решений, кодифицированных в ВТО по этим направлениям, то есть когда они будут носить уже обязательный характер, в том числе и для нас.

В связи с перестройкой межправительственного механизма ЮНКТАД, включением в новую программу его деятельности таких вопросов, как роль и функционирование региональных экономических группировок, приватизация, ограничительная деловая практика и конкуренция, внешняя задолженность, международные стандарты и отчетность, настоятельно встаёт вопрос о более активном участии России в работе трех существующих Комиссий и ежегодно проводящихся десяти Экспертных рабочих групп. Чтобы обеспечить наше участие и максимальную отдачу, эффективно использовать новые возможности ЮНКТАД, требуется тесное сотрудничество и координация деятельности федеральных министерств и ведомств (Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минимущество, МАП) при работе с ЮНКТАД, глубокая экспертная проработка наших позиций.

Учитывая, что в последнее время ЮНКТАД активизирует работу с неправительственными организациями и деловыми кругами, целесообразно проработать вопрос о привлечении к работе в ЮНКТАД и включении в состав российских делегаций на ее рабочие органы представителей неправительственных организаций, ассоциаций предпринимателей, особенно мелкого и среднего бизнеса, представителей академических, деловых и финансовых кругов.

Головным ведомством по сотрудничеству России с ЮНКТАД является Минэкономразвития России (Департамент торговой политики и многосторонних торговых переговоров. В МИД России сотрудничеством с ЮНКТАД занимается Департамент экономического сотрудничества.

[править] Ссылки

[править] Примечания

Личные инструменты