Редактирование Катастрофы в СССР (1970-1991) (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== 1980 год == Ряд чрезвычайных природных событий 1980 года начался весенними возвратами холодов. В Башкирии заморозками были повреждены сельскохозяйственные посевы на площади 307,2 тыс. га. 28 мая заморозками на почве в [[Омская область|Омской области]] (-8 °C) в районе Седельниково были повреждены все посевы яровой пшеницы, в районе станции Тара — 75 % площадей озимых посевов.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref> Крупной аварией стал открытый выброс газа и конденсата на разведочной наклонно-направленной скважине (Кумжа-9) в дельте реки Печоры в Заполярье, длившийся с конца ноября 1980-го по май 1987 года. Шесть с половиной лет скважина ежесуточно выбрасывала в атмосферу газ и конденсат. И хотя газ горел, а кратер был обвалован и отрезан от Печоры дамбой, несомненно, это был значимый удар по окружающей среде. Скважина Кумжа-9 была забурена в сентябре 1978 г. В ноябре 1980 г. образовался свистящий с околозвуковой скоростью фонтан природного газа, который выбрасывал около 1,5 млн куб. м газа в сутки. Скважину, которая выполнила свою задачу, необходимо было заглушить, законсервировать, чтобы передать потом в фонд действующих на баланс государства. Но начальник партии по результатам исследования состояния скважины отказался глушить ее. И у него для этого было достаточно тревожных оснований: насосно-компрессорные трубы лежали на забое, эксплуатационная колонна была нарушена (то есть была негерметична), и газ был в межколонном пространстве. Скважина работала на три отвода, с общим дебитом более 3 млн куб. м в сутки. В принципе это была аварийная ситуация, и работы должны были вести горноспасатели, военизированная часть. Но северные геологоразведчики, к сожалению, не всегда спешили вызывать «скорую помощь», надеясь на свой опыт и на вечное российское «авось». Начальник работ, главный инженер и исполняющий обязанности главного геолога решили заглушить скважину «задавкой» в лоб. Закрыли задвижки, приготовили емкости с раствором хлористого кальция и цементировочными агрегатами ЦА — 320 начали закачивать цементный раствор, надеясь на то, что техническая колонна выдержит — при опрессовке она держала и более высокое давление. Закачали одну емкость, стравливая газ до появления раствора. И вдруг увидели: из-под снежного покрова около устья скважины появились фонтанчики грязи, то есть газ появился за колоннами: это возникли грифоны — очень опасное явление. Пришлось заглушить электростанцию. И буровая погрузилась во тьму. С трудом удалось открыть все 3 заглушки. Первый факел уже горел, второй разгорелся, третий зажгли. А из устья скважины, между колонной и землей газ продолжал свистеть на сверхзвуке, выбрасывая все, что встречалось на пути. 113 Прилетевшие спасатели обнаружили, что наклонная техническая колонна была нарушена, вероятно, протерта тысячами спусков бурильного инструмента и забетонирована. С первых дней аварии на скважине Кумжа — 9 действовал штаб по борьбе с выбросом газа. Расследование аварии установило целый комплекс грубейших нарушений, допущенных при бурении, цементаже и испытании скважины. К сожалению, первые попытки ликвидировать аварию успеха не дали. После безрезультатных работ наиболее возможным был признан путь возобновления работ в самой аварийной скважине. Была отсыпана площадка и смонтирована буровая вышка для работ в эксплуатационной колонне по извлечению насосно- компрессорных трубок. Когда извлекли их на несколько десятков метров, увеличилось выделение газа из эксплуатационной колонны. Решили спустить в эксплуатационную колонну «пакер» — агрегат для герметизации скважины. С его помощью надеялись загерметизировать колонну и попытаться закачивать жидкость для «задавки» пласта. И в это время, при очередной попытке извлечь трубки из колонны, произошло резкое увеличение газовыделения из нее, а вокруг скважины стали появляться грифоны, угрожающие безопасности бойцов отряда. Стало очевидным, что ликвидировать фонтан можно будет, лишь соединившись на глубине с аварийной скважиной. Были составлены проекты бурения специальных скважин Кумжа—26 и Кумжа-27 — для соединения с аварийным стволом скважины Кумжа-9 и последующего глушения фонтана. Из ствола скважины № 27 была пробурена целая «гребенка» коротких поисковых стволов в разные места предполагаемого «конуса допуска» аварийной скважины. Но все было безрезультатно. Министерством геологии было решено отказаться от дальнейшего поиска аварийного ствола скважины, добурить скважину Кумжа-27 до газового пласта и попытаться закачать в него массу воды. Этот план был реализован полностью: на берегу и на баржах были установлены мощные насосы, и прямо из Печоры в течение нескольких месяцев в пласт закачали десятки тысяч тонн воды. Но реальный аварийный ствол находился на значительном удалении от расчетного. Надо было все начинать сначала. Дальнейшее научное наблюдение и контроль взялся вести профессор В. И. Векслер, геофизик, разработчик новых технологий наземной и скважинной геофизики. В свое время с его участием были потушены факелы аварийных скважин в Узбекистане, Афганистане, на Сахалине, Ямале, Ненецком автономном округе. Прежде всего стали отсыпать дамбу, перегораживающую протоку Печоры — Малый Гусинец, выше и ниже кратера, который также был обвалован, с целью локализации возможного загрязнения. Одновременно с 1981 по 1987 год пробурили четыре наклонные скважины специального назначения и от них отвели восемь стволов. Но ликвидировать аварию снова не удалось. В четвертой наклонной скважине 27-бис после бурения нескольких поисковых стволов аппаратура нащупала металл аварийного ствола и определила координаты. И с этого момента буровики начали работы навстречу аварийной скважине. В марте 1987 года на глубине 1003 метра удалось выйти на ствол аварийной скважины. Был составлен план по прорезанию и дальнейшему ее "глушению «. 25 мая скважина Кумжа-9 была задавлена и зацементирована до устья. На месте аварии образовался кратер, заполненный водой. „Никто в мире не делал этого ни по дальности, ни по глубине забоя поисковой скважины. То была величайшая победа человека над разбуженной стихией!“ — такую оценку дал В. И. Векслер тому, что было сделано на Кумже. По данным Управления Печорского округа Госгортехнадзора РФ, фактические затраты на ликвидацию Кумжинской аварии, с учетом переоценки на 1 июля 1996 г., составили 10 млрд 63 млн руб.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы