Редактирование Катастрофы в СССР (1970-1991) (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Железнодорожные катастрофы === 4 июня 1988 года в 09:40 утра вблизи переезда в 320 м от железнодорожной станции Арзамас-1 в Нижегородской области произошёл мощный взрыв трёх вагонов грузового поезда, загруженных промышленными взрывчатыми веществами. В этих вагонах находились 93 ящика инициирующего вещества — гексогена, 35 т тротиловых шашек ТЛ-400 и ряд других детонирующих веществ, всего 117,7 т. На месте взрыва образовалась огромная воронка эллипсовидной формы размером 85 на 28 м и глубиной от 10 до 30 м. Над эпицентром взрыва появился серо-розовый «гриб» высотой 200—300 м. Гриб держался в воздухе в течение 7 — 8 минут и был виден на расстоянии нескольких километров. Взрывом было уничтожено 12 вагонов грузового поезда и две секции локомотива. Ударная волна вызвала сильные разрушения в радиусе до 4 км. В радиусе 400 м были полностью разрушены жилые здания III—IV степени огнестойкости и образовалась зона сплошных завалов. Наибольшее расстояние, где здания были полностью разрушены, составило 900—950 м. В зоне сплошных разрушений опоры линий электропередачи были сломаны, провода оборваны. При взрыве произошел разброс на значительное расстояние обломков рельс и гравия. Серьезным разрушениям подверглись станционные сооружения и городское хозяйство. Здание вокзала, пристанционные постройки и железнодорожный переезд были разрушены. Полное разрушение получили также 84 дома, сильное разрушение — 52 дома, среднее и слабое — 239 домов. Поврежденными оказались 49 детских садов, 4 школы, 2 больницы, 69 магазинов и другие объекты. В результате взрыва погиб 91 человек, 744 получили телесные 124 повреждения, из них 484 — легкие ранения. Было госпитализировано 333 человека. Материальный ущерб понесли 1022 семьи (2269 человек), остались без крова 700 семей. Общий ущерб, нанесенный взрывом хозяйству и населению города, превысил 120 млн руб. (в ценах 1988 года). Как было установлено, причиной взрыва явилась недопустимая правилами погрузки и перевозки разрядных грузов совместная перевозка инициирующих и детонирующих взрывчатых веществ, а также нарушения правил их загрузки по типам, укупорке и креплению.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref> В августе 1988 года у станции Бологое Октябрьской железной дороги произошло столкновение пассажирских поездов. В этой аварии погиб 31 человек и 182 получили травмы различной степени тяжести.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref> В октябре 1988 года жизнь преподнесла стране невероятное трагическое совпадение — практически повторилась июньская катастрофа того же года в Арзамасе со взрывом на железной дороге. 5 октября в 04:32 по местному времени (02:32 по московскому) на станции [[Свердловск-Сортировочный]] при совершении манёвров грузового поезда произошёл взрыв двух вагонов, в которых находилось 41 тонна [[гексоген]]а и почти 48 тонн [[тротил]]а с массой заряда в пересчёте на тротиловый эквивалент 104 тонн. Основным поражающим фактором при взрыве была ударная воздушная волна. На объекты также было оказано сейсмическое воздействие. Основной причиной взрыва явились халатность железнодорожного диспетчера, грубые нарушения правил производства маневровых работ и обращения с вагонами, содержащими разрядный груз. В результате взрыва погибли 6 человек, 1021 человек получил травмы, 156 из них были госпитализированы. Относительно небольшие потери по сравнению с потерями людей в Арзамасе, не соответствующие силе взрыва, объясняются ночным временем, когда в близлежащих к станции предприятиях, учреждениях и в учебных заведениях отсутствовали люди. В результате взрыва возникли огромные разрушения. Были разрушены верхние строения путей — рельсы на протяжении 400 м; земляное полотно (насыпь) с образованием воронки диаметром 45-50 м и глубиной 8-10 м; вся контактная сеть на территории станции; склад топлива объемом 8 тыс. куб. м с различными горюче-смазочными материалами; завод специальных изделий и восстановительный поезд; различные железнодорожные конторы, баня, здание столовой и технической библиотеки, хлебозавод, милиция, а главное — 12 жилых домов. Получили частичные разрушения локомотивное и вагонное депо, пожарный поезд, различные здания подразделений железной дороги и 44 дома. Повреждения различной степени получили 60 школ, 87 детских садов, 23 больницы, 140 магазинов, 69 столовых, 20 тыс. квартир в 1557 домах и более 100 других объектов. Серьёзный ущерб был нанесен коммунальному хозяйству, системам жизнеобеспечения. Общий ущерб катастрофы почти в два раза превысил ущерб в Арзамасе и составил 236 млн руб. Для ликвидации последствий этой катастрофы были проведены аварийно-спасательные и другие неотложные работы под общим руководством областной постоянной чрезвычайной комиссии. Этими работами было осуществлено спасение людей, находящихся в разрушенных и поврежденных зданиях; оказание им первой медицинской помощи и эвакуация их в медицинские учреждения; отселение населения из очага поражения; локализация последствий катастрофы на железнодорожной станции, прилегающей к ней территории и в жилой зоне; проведение большого объёма неотложных аварийно-восстановительных работ на железной дороге, электрических, водопроводно- канализационных, тепловых и газовых сетях; большой комплекс мер по жизнеобеспечению выводимого из районов постоянного проживания населения и участников работ. В выполнении этих задач, и особенно в восстановлении разрушенного, Свердловской области оказали помощь другие области, края и автономные республики страны.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref> 1 февраля 1989 года в 00:25 в Ярославле на перегоне Приволжье-Филино в 150 м от железнодорожного моста через Волгу произошло крушение грузового поезда. Сошли с рельсов 7 вагонов и цистерн, в том числе 3 цистерны с ракетным горючим — [[гептил]]ом, имеющим первый класс токсичности. Из одной цистерны произошла утечка 750 л жидкости, из-за чего образовался очаг химического заражения площадью свыше 5 тыс. кв. м. В зоне угрозы поражения оказалось около 3 тыс. человек населения города. Ликвидация последствий крушения была проведена в короткие сроки, что не позволило получить более тяжелые последствия и попасть гептилу в Волгу. Через 15 часов дегазация очага была завершена. Вывоз заражённого грунта завершился через 18 суток.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref> 3 июня 1989 года на участке Аша — Уфа Куйбышевской железной дороги около деревни Улу-Теляк в Башкирии произошла одна из крупнейших техногенных катастроф в России, явившаяся следствием трагического сочетания обстоятельств. В зоне скопившихся на местности 4 тыс. тонн углеводородой смеси, образовавшейся в результате разрыва трубы продуктопровода [[Западная Сибирь — Урал — Поволжье]], предположительно от искрения токоприёмника локомотива возник пожар, и произошёл объёмный взрыв, энергия которого соответствовала взрыву тротила массой около 300 т. После взрыва на продуктопроводе, проходящем в 900 м от железнодорожного полотна, возник пожар, охвативший зону в 250 га. В этой зоне оказались два встречных пассажирских поезда Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и Адлер-Новосибирск (17 вагонов). Всего в поездах предположительно находилось около 1300 человек. Ударной волной взрыва от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 вагонов одного и 6 — другого). Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. На месте катастрофы было обнаружено 259 погибших, а останки около 200 человек не удалось разыскать и идентифицировать, предположительно они сгорели в вагонах. В специализированные лечебные учреждения были доставлены 866 человек, из них 623 с ожогами и травмами. В первые минуты на помощь бедствующим пришли те пассажиры поездов, которые пострадали меньше. Многие члены поездной бригады и пассажиры, несмотря на собственные раны и ожоги, старались спасти людей и оказать им посильную помощь. Первыми из организованных спасателей на помощь пострадавшим пришли примерно в 00 час. 30 мин. Четвертого июня формирования гражданской обороны Иглинского района Башкирии. Около 2 часов ночи к месту катастрофы прибыли военнослужащие воинской части из поселка Урман. К 3 часам ночи — два пожарных и один аварийно-восстановительный поезда. С 3 час. 30 минут к работам приступили службы гражданской 130 обороны Башкирии — охраны общественного порядка, противопожарная и медицинская, а также личный состав воинских частей Уфимского гарнизона. Срочно начались аварийно-спасательные работы на месте трагедии и восстановительные работы на железнодорожной магистрали. На первом этапе спасательных работ пострадавшие были эвакуированы в лечебные учреждения города Ата, станции Улу-Телук и поселка Иглино. Проводилось тушение горящих вагонов и загоревшегося леса, осуществлялись розыск и погрузка в прибывшие вагоны-рефрижераторы тел погибших, велись прочесывание местности для поиска пострадавших и расчистка места катастрофы. Для установления причин катастрофы и оказания помощи пострадавшим на месте трагедии с утра 4 июня работала Правительственная комиссия во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым. Были привлечены дополнительные силы и средства, особенно медицинские, из крупных городов. В Челябинске, в лечебном корпусе ожогового центра была организована работа по оказанию помощи раненым. Сотни людей добровольно сдавали кровь и собирали денежные средства для пострадавших. Осуществлялось информирование пострадавших и их близких, а также родственников погибших, что особенно было трудно, так как судьба около 200 пассажиров оказалась неизвестной.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref> 22 декабря 1990 года на станции Ельниково Белгородского отделения Южной железной дороги в 21 час. 20 мин. произошло последовательное столкновение двух пассажирских поездов с грузовым поездом. В конце состава грузового поезда находились 4 цистерны со сжиженным изопентаном. Этот грузовой поезд, движущийся в сторону Курска, не успел освободить главный путь, чтобы пропустить пассажирский поезд Кисловодск — Ленинград, движущийся в том же направлении по второму главному пути. Неисправная система информации о движении поездов показала дежурному по станции, что товарный состав освободил главный путь и стрелку можно переводить. Стрелка переключилась в тот самый момент, когда последний вагон грузового поезда был еще на главном пути. В результате первая колесная пара пошла по боковому пути, а последняя пара — по главному. Вагон развернуло, и он лег поперек пути, по которому на большой скорости шел пассажирский поезд. Локомотив пассажирского поезда на полном ходу столкнулся с опрокинувшимся вагоном, пробил еще две цистерны с изопентаном грузового поезда, которые воспламенились. Горящая жидкость стала бить по вагонам пассажирского поезда, которые катились по инерции. Так как локомотив от удара отбросило на встречный (первый) путь, по которому приближался пассажирский поезд Москва — Новороссийск, столкновения встречного поезда с локомотивом избежать не удалось, несмотря на экстренное торможение. Пассажирские вагоны и этого поезда от бьющей из разбитых цистерн горящей жидкости тоже загорелись. В результате катастрофы сгорело 17 пассажирских вагонов, было повреждено 2 локомотива, разбито 2 цистерны и 1 полувагон, было повреждено 600 м путей и контактной сети. Погибли 11 человек, из них на месте происшествия скончались 8 человек, трое умерли уже в больнице, 53 человека с тяжелыми травмами были госпитализированы. Движение поездов было восстановлено утром 24 декабря по одному пути и после обеда 25 декабря по другому пути. Эта катастрофа нанесла ущерб на сумму более 2,36 млн руб.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref> 7 января 1991 года в Бурятии у станции Онохой в грузовом поезде сошли с рельс 18 цистерн с дизельным топливом вместимостью по 120 т каждая. Значительная часть топлива вытекла на грунт, и возник пожар. Площадь загрязнения составила 6 тыс. кв. м. 3 августа в Калининградской области на неохраняемом переезде произошло столкновение поезда с автомобилем ЗиЛ-130, в котором погибли 7 человек, 28 получили ранения. 29 августа в Ростовской области столкнулись грузовой поезд и автобус, что явилось причиной гибели трех и увечий 17 человек.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы