Редактирование Катастрофы в СССР (1970-1991) (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== 1986 год == Наступил 1986 год — год [[Чернобыльская авария|Чернобыльской катастрофы]]. Первая крупная авария в стране в этот год произошла 18 марта рано утром на Киришском нефтеперерабатывающем заводе (Ленинградская область). При заполнении резервуара емкостью 10 тыс. т из-за оплошности операторов произошел перелив бензина, и в обваловании резервуара вспыхнули пары топлива, загорелся и сам резервуар. Огонь повредил автоматическую систему управления задвижками, поэтому открыть их для перекачки бензина в соседний резервуар было невозможно. Учитывая сложность пожара и реальную угрозу городу Кириши, на его ликвидацию были брошены все силы городского гарнизона, из Ленинграда на помощь были направлены 23 основных и специальных пожарных автомобиля и 20 т пенообразователя. Чтобы приблизиться к резервуару, пришлось насыпать дамбу из песка и щебня. Пожарные работали стоя по грудь в смеси воды и бензина. Двое суток продолжалось охлаждение резервуара и горящих задвижек водой, после чего была предпринята пенная атака внутрь горящего резервуара. Для этого газорезчиками в стенке резервуара было вырезано отверстие размерами 2,5х1,5 м. Пенная атака с использованием 23 станций ГПС-600 и 2 станций ГПС-2000 ликвидировала горение внутри резервуара. Тушение тяжелейшего по своей сложности пожара продолжалось 85 часов. Девять раз огонь испытывал пожарных сильными вспышками паров бензина, при этом 119 площадь горения достигала 8000 кв. м. На боевых участках сгорело значительное количество пожарных рукавов и пожарно-технического оборудования. В ходе тушения пожарные неоднократно проявляли примеры настоящего героизма, смекалки, нестандартных технических решений. 19 наиболее отличившихся работников пожарной охраны были награждены орденами и медалями.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref> В 1986 году страна пережила и тяжелейшее кораблекрушение. 31 августа пароход „Адмирал Нахимов“ — крупный пассажирский лайнер, оставив Новороссийск, покидал Цемесскую бухту. В это время в Новороссийск шло грузовое судно (сухогруз) „Петр Васев“ с грузом ячменя из Канады. Курсы парохода и грузового судна вблизи входа в бухту пересекались под прямым углом. В 23 часа 12 минут сухогруз протаранил пароход. Особая цилиндрическая носовая насадка, предусмотренная для преодоления сопротивления водной массы при движении сухогруза, врезалась в борт лайнера и в считанные секунды образовала в его корпусе пробоину площадью около 90 кв. м. Сразу оказались заполнены водой два-три отсека парохода, и лайнер быстро начал погружаться в воду правым бортом. Через 7-8 минут после столкновения пароход „Адмирал Нахимов“ затонул. На его борту находились 897 пассажиров и 346 членов экипажа. В результате спасательных работ из воды были спасены 820 человек. В течение первых суток после катастрофы были подобраны с поверхности воды и береговой черты тела 79 погибших. В корпусе затонувшего парохода и на грунте в районе катастрофы остались 344 человека, из них 279 погибших вскоре были подняты водолазами. Всего в этой катастрофе погибли 423 человека. Отчего же произошла катастрофа? Экипаж лайнера, обнаруживший встречный сухогруз, в соответствии с правилами должен был уступить ему дорогу, а сухогруз должен был идти прежним курсом, не меняя скорости. Кроме того, суда, выходящие из Цемесской бухты, в соответствии с действующими здесь правилами должны придерживаться правой (западной) части бухты, а входящие суда — левой (восточной) стороны, если смотреть с берега. Однако пароход „Адмирал Нахимов“ выходил не прямо в море, чтобы потом повернуть в сторону Кавказского побережья, а сразу проложил курс вблизи мыса Дооб в восточном направлении, то есть выходил не по своей акватории бухты. Капитан парохода не захотел действовать по правилам, не изменил курс и вступил в радиотелефонные переговоры с капитаном сухогруза и береговым постом регулирования судов. При посредничестве берегового поста он договорился о том, что, вопреки требованиям правил, пароход будет следовать прежним курсом и с той же скоростью, а сухогруз уступит ему дорогу, после чего капитан парохода ушел в свою каюту, поручив управление кораблем вахтенному — второму помощнику. Вахтенный лайнера, понимая незаконность договора капитанов лайнера и сухогруза, неоднократно вызывал по радиотелефону капитана сухогруза и вновь просил подтвердить, что он уступит дорогу. Последнее подтверждение, что сухогруз уступит дорогу лайнеру, было получено за 7 минут до столкновения. Вместе с тем вахтенный лайнера, видя, что сухогруз не принял никаких действий, начал менять курс влево, стараясь уйти от опасности, что также является нарушением правил, которое предусматривает, что изменение курса и скорости должно быть значительным и заметным. Капитан сухогруза, хотя и согласился нарушить правила в пользу лайнера в условиях, когда визуально не видел лайнера, наблюдал за окружающей обстановкой только по экрану системы автоматической радиолокационной прокладки, где реальные суда представлены в виде светящихся точек. Поэтому не смог связать воедино картинку на экране радиолокатора с реальной действительностью. Лишь в 23 час. 05 мин. под воздействием просьб с лайнера и видя обстановку визуально, он приказал снизить скорость до среднего, хотя дистанция между судами не превышала двух миль и необходимо было дать полный задний ход. Когда потом и был дан такой ход назад, время было упущено и гигантское судно по инерции на большой скорости двигалось на лайнер. После столкновения на пароходе погас свет, судно начало крениться на правый борт. С лайнера не успели спустить большую часть спасательных средств (шлюпки и плоты), они ушли вместе с кораблем на дно. Гибель многих людей произошла потому, что из нижних кают пассажиры не смогли и не успели быстро выбраться, не зная путей эвакуации. Из пассажиров на верхних палубах погибли те, кто не умел плавать, так как большинство оказались в воде без спасательных поясов. Для спасательных работ было привлечено 60 плавающих средств, 20 вертолётов, 80 водолазов. Первым на место гибели лайнера подошел лоцманский катер ЛК-90, команда которого спасла 84 человека. Подошедший военный пограничный катер спас 146 пассажиров. К 9 часам утра были спасены все, кто находился в воде. Далее проводились только водолазные работы. Позднее капитаны лайнера и сухогруза были признаны виновными в столкновении судов и осуждены к лишению свободы.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref> В 1986 году произошла еще одна катастрофа на море. 6 октября в Атлантическом океане в районе Бермудских островов из-за пожара и последующего поступления забортной воды внутрь корпуса атомной подводной лодки К-219 она потеряла плавучесть и затонула на глубине более 5500 м. Погибли 4 моряка. Причиной пожара на лодке явилась разгерметизация одной из ракетных шахт, приведшая к нарушению прочности топливных баков баллистической ракеты и выхода компонентов топлива в отсеки. Перед аварией на лодке в течение 30 суток находился в работе лишь один реактор. В процессе борьбы за живучесть лодки был запущен второй реактор, но когда возник пожар, оба реактора были заглушены всеми штатными поглотителями. Таким образом, в последующем была обеспечена ядерная безопасность. Однако на затонувшей лодке остались боеприпасы. На момент гибели лодки в ракетных шахтах субмарины было 15 баллистических ракет с ядерными боеприпасами. Одну шахту на подводной лодке заглушили ранее, до выхода ее в море, а ракету выгрузили, так как произошла авария. В торпедных аппаратах остались 2 ядерные и 4 обычные торпеды, еще 12 в обычном снаряжении торпед остались лежать на стеллажах. Летом 1986 года на территории Прибайкалья было отмечено 1565 лесных пожаров, из-за которых выгорел лес на площади 5,55 млн га. В августе-сентябре произошла вспышка дизентерии в Ростове-на-Дону, во время которой заболели 483 человека. В 1986 году активно проявили себя карстовые процессы в Пермской области. Близ города Березняки на калийном руднике № 3 образовался провал 40 на 80 м и глубиной более 150 м. В рудник прорвались карстовые воды. Это привело к разрушению рудника и прекращению разработки месторождения.<ref>[http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/3/d-2216/7z-docs/1.pdf Россия в борьбе с катастрофами. Книга 2] // Деловой Экспресс, 2007</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы