Редактирование Каспийский регион (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Россия в Каспийском регионе == При всей разнонаправленности интересов участников каспийского расклада их результирующая позволяет России сохранить и упрочить свою экономическую и политическую роль в регионе. Уверенность в этом подкрепляется объективным потенциалом России, ее непосредственным присутствием в регионе, совмещением ею сразу трех важных характеристик — ресурсообладателя, ресурсопотребителя и транзитной страны для нефти и газа Каспия. Кроме того, не следует забывать о роли российских энергетических компаний, которые видят для себя на Каспии дополнительные ресурсы роста. В настоящее время все «гранды» российского нефтегазового сектора представлены на Каспии. При этом они входят в альянсы как с зарубежными компаниями, так и между собой. Показательным примером является учреждение более года назад Каспийской нефтяной компании, в уставном капитале которой на паритетных началах участвуют ЮКОС, «Лукойл» и «Газпром». В отличие от зарубежных, российские компании гораздо более склонны работать в ситуации недостаточно развитой бизнес-инфраструктуры пост-советских республик; они в силу своей объективной приближенности к региону лучше понимают положение в политических и экономических элитах каспийских стран. Ещё одним конкурентным преимуществом является то, что российская федеральная власть к рубежу 1999—2000 гг. включила регион Каспия в число своих внешнеполитических приоритетов. Начиная с 1991 года можно выделить несколько периодов в политике России на Каспии. В 1991—1994 гг. российская внешнеполитическая элита фактически игнорировала проблему Каспия, которая находилась за пределами приоритетов российской дипломатии. Россия, не замечая новых политических реалий, исходила из незыблемости правового статуса Каспия и не была готова к наращиванию активности на этом направлении. Российские нефтяные компании, за исключением делавшего первые шаги в этом направлении «Лукойла», также не были готовы к выходу в регион. Вместе с тем, активизация новых независимых государств, в частности Азербайджана, привлекающего международное экономическое и политическое внимание к потенциальным энергоресурсам, заставила Россию выйти из состояния фактического игнорирования каспийской проблематики. В период 1994—1997 гг. внешняя политика проходит путь от простого осознания того, что разработка нефти и газа Каспия может подорвать позиции России в регионе и осложнить ее положение на мировом энергетическом рынке, до поиска инструментария по снижению возможных рисков. Главным элементом этого инструментария многим тогда виделась максимальная монополизация транзита энергоресурсов из зоны Каспия, вывод транзитных потоков на территорию России. Российский бизнес также активизирует свою работу на Каспии, заметными игроками в регионе становятся «Транснефть», «Газпром» и «Роснефть». В связи с ориентацией на монополизацию энерготранзита задачи первой из этих компаний вполне очевидны. «Газпром» же, начинавший реализацию транс-черноморского проекта «[[Голубой поток]]», своей деятельностью фактически создавал российскую альтернативу энергетическим устремлениям Турции на Каспии. Отсчет следующего этапа можно начать с 1998 г., когда, подписав соглашение с Казахстаном, Россия фактически признала раздел Каспия на национальные сектора, что, в частности, облегчило ее политическое взаимодействие по поводу энергоресурсов с прикаспийскими государствами СНГ. Параллельно с этим, правда, чрезвычайно медленными темпами, началось осознание того, что попытка максимально монополизировать транзит энергоресурсов может ударить по интересам самой России. Выводя через свою территорию значительные объемы каспийской нефти и газа на европейский рынок, Россия сама создает себе конкурентов на этом важнейшем для нее направлении, снижает цены и лишается прибыли от продажи собственно российских углеводородов. В этот период приходит понимание того, что контроль над каспийскими энергоресурсами может и должен осуществляться с применением более изощренного политико-экономического инструментария, с максимальным подключением российского бизнеса. Тем более, что к этому моменту и такая крупная компания, как ЮКОС, вышла в регион. Как представляется, к 2000 г. было достигнуто максимально широкое и многогранное видение каспийской проблематики, что получило свое официальное закрепление. В Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 года, в отличие от аналогичного документа 1993 года, где нет упоминания Каспия вообще, этот регион определяется как один из приоритетов достаточно высокого уровня. В документе отмечается, что «…Россия будет добиваться выработки такого статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга». Очевидно, что этот тезис далеко не исчерпывает всей проблематики Каспия, но даже символическое появление того или иного нового аспекта в традиционно скупых на детали российских внешнеполитических документах такого уровня должно восприниматься достаточно серьезно. Отрадно также, что внешнеполитическая элита воспринимает каспийский сюжет не в отрыве от общей ткани международных отношений, а вписывает его в широкий контекст международных отношений, в частности, так называемого «Большого Средиземноморья». В Концепции декларируется, что «рассматривая Большое Средиземноморье как связующий узел таких регионов, как Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря (курсив мой — А. М.), Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что будет способствовать продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей (курсив мой — А. М.)». Подобный широкий подход объективно приближает Россию к сценарию восприятия Каспия, принятому в США и ЕС1, и, как следствие, дает возможность лучше понять намерения этих внерегиональных игроков в зоне Каспия. В этой ситуации возникает пока еще редкий для России, но многообещающий союз бизнеса и государства, устремленный в одном направлении. Кстати, только государственное вмешательство сможет разрешить одну из наиболее серьезных проблем, стоящих перед Каспием, — установление его современного правового статуса. В период после 2000 г., связанный с общей активизацией политики нового Президента России В. В. Путина на пост-советском направлении, Каспию уделяется повышенное внимание, о чем свидетельствует, в частности, назначение в том же году спецпредставителем по вопросам Каспия в ранге заместителя министра иностранных дел В. И. Калюжного. Серьезным достижением этого этапа стало завершение строительства трубопровода КТК Тенгиз — Новороссийск. В свете общего улучшения отношений с западными партнерами происходит «потепление» официальной позиции в отношении таких проектов, как ТRАСЕСА.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы