Редактирование: История строительства в России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== X век == {{main|Строительство на Руси в X веке}} Каменное строительство началось на Руси в конце X века. В 989 году русский князь [[Владимир I]] заложил в [[Киев]]е [[храм Успения Богородицы]], так называемую Десятинную церковь. Строительство было завершено в 996 году. == XI век == {{main|Строительство на Руси в XI веке}} В XI веке развивается каменное храмовое строительство. Византийскими архитекторами при [[Ярослав Мудрый|Ярославе Мудром]], вероятно, около 1037 года был построен Софийский собор в Киеве. Также в XI веке, уже после киевского Софийского собора, были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде. В деревянной стене, защищавшей Киев, были построены в 1030-х годах каменные Золотые ворота. В 1044 году были построены каменные укрепления детинца [[Новгород]]а. == XII век == {{main|Строительство на Руси в XII веке}} При Юрии Долгоруком была воздвигнута церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше рядом с Суздалем. При Андрее Боголюбском было развёрнуто мощное каменное строительство. == XIII век == {{main|Строительство на Руси в XIII веке}} После Батыева нашествия до конца XIII века в Новгороде строят только крепости и деревянные церкви. Ни один каменный храм не был воздвигнут до 1292 года (церковь Николы на Липне). == XIV век == {{main|Строительство на Руси в XIV веке}} Иван Калита в 1320-е годы начинает в Москве строительство каменных храмов. Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 году белокаменной крепости — Кремля. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов. Для возведения такой крепости требовалось огромное богатство: тысячи саней должны были ежедневно возить камень из Мячкова (30 километров от Москвы) в Москву, сотни строителей должны были трудиться ежедневно: ведь Кремль строили «безпрестани». Недаром новый Кремль резко повысил престиж московского князя: к известию о строительстве летописец отнес общую характеристику политики Дмитрия, который «всех князей русских привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся воле его, а на тех нача посегати». В XIV веке в Новгороде строится много посадских, сравнительно небольших храмов, из которых наиболее известны церкви Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата на Федоровом ручье. == XV век == {{main|Строительство на Руси в XV веке}} В XV веке идёт интенсивное строительство в Москве. В 1479 году архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государства — Успенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности власти великих владимирских и великих московских князей. == XVI век == {{main|Строительство в России в XVI веке}} Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI века. При [[Елена Глинская|Елене Глинской]] к Московскому Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, защищавшее центральную часть посада. В 1550-х годах было начато строительство Засечной черты — оборонительной линии из лесных засек, крепостей и естественных преград. Со второй трети XVI века в каменное зодчество проникает из народной деревянной архитектуры шатровый стиль. Его шедевром и одновременно наиболее ранним образцом является церковь Вознесения в селе Коломенском (ныне в черте Москвы). В 1554—1561 годах архитекторы закончили на [[Красная площадь|Красной площади]] строительство [[Собор Покрова|собора Покрова]]. Эту церковь по одному из позднее пристроенных приделов чаще называют храмом Василия Блаженного. Это вершина русского зодчества XVI века. В конце XVI века «городовых дел мастер» [[Фёдор Савельевич Конь]] возвёл кольцо укреплений «[[Белый город|Белого города]]» длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего [[Бульварное кольцо|Бульварного кольца]] Москвы). В самом конце XVI века была создана последняя внешняя линия укреплений Москвы — «Скородом», деревянные стены на Земляном валу (проходил по линии нынешнего [[Садовое кольцо|Садового кольца]]). == XVII век == {{main|Строительство в России в XVII веке}} Строительство [[Белгородская засечная черта|Белгородской засечной черты]], создававшей сеть укреплений между Белгородом и Доном, началось в 1635 году и продолжалось почти два с половиной десятилетия: в 1630-х годах было сооружено 10 городов, в 1640-х — 18. В XVII веке был построен грандиозный [[Ростовский кремль]]. К общественным постройкам в Москве, сооружённым в конце XVII века, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683), а также Монетного двора. === Транспорт === Важная роль в истории России, в развитии ее социально-экономических, культурных, политических связей принадлежит [[Московско-Сибирский тракт|Московско-Сибирскому тракту]], начало строительства которого относится к XVII веку. === Храмы === Никон сразу же после вступления на патриаршество в 1652 году запретил строительство шатровых храмов. Он хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности предшествующих веков и образцом для подражания считал Успенский собор в Кремле. Первым по заказу Никона на одном из островов Валдайского озера был построен Валдайский Иверский монастырь. Огромные оконные проемы в пятиглавом соборе свидетельствовали об отступлении от канонов зодчества XVI века Отступления прослеживаются и во внутреннем убранстве храма — при его отделке использовались многоцветные изразцы. В 1685 году завершилось строительство Новоиерусалимского монастыря. === Стройматериалы === В XVII веке увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича. == XVIII век == {{main|Строительство в России в XVIII веке}} В 1701 году началось строительство Арсенала в Кремле. В 1704 году в Санкт-Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались корабли Балтийского флота. Указом 1714 года было запрещено использование кирпича в качестве строительного материала повсюду, за исключением Санкт-Петербурга. По плану Миниха было осуществлено строительство нескольких оборонительных линий вдоль южной и юго-восточной границ России. В 1762 году была учреждена «[[Комиссия строительства столичных городов]]». Наиболее знаменитое творение Баженова — сооружённый в 1784—1786 годах в Москве [[Пашков дом]]. === Транспорт === В 1763 г. на Алтае русский изобретатель К. Д. Фролов построил на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов чугунную дорогу на опорах, по металлическим рельсам (лежням) которой впервые перемещались вагонетки, груженые рудой.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> На Александровском (позже — Онежском) чугуноплавильном и пушечном заводе в Петрозаводске под руководством инженера-строителя А. С. Ярцева в 1788 г. была сооружена чугунная дорога длиной 175 м с канатной тягой. === Промышленность === В 1701—1704 годах на Урале были построены четыре крупных металлургических завода, выпускавших железо, чугун, ядра и пушки. «Бергпривилегия» (1719 год) разрешила строить заводы всем без исключения жителям России и иностранцам. == XIX век == {{main|Строительство в России в XIX веке}} После пожара 1812 года интенсивно отстраивалась Москва. О. И. Бове, назначенный в 1813 г. главным архитектором Комиссии для строений г. Москвы, возводит целостные городские ансамбли в духе «московского ампира». Им построены первые торговые ряды на Красной площади (1815), здания Большого и Малого театров (1821—1824). Доменико Жилярди в 1817—1819 гг. заново отстраивает разрушенный пожаром Московский университет. По его проекту был построен великолепный дом Луниных (1823). А. А. Бетанкур совместно с О. И. Бове в 1817 г. возвели здание Манежа, оформление которого символизирует подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 г. 1830-е — 1850-е годы знаменуют упадок классицизма в русской архитектуре. В моду входят [[псевдорусский стиль]] и [[псевдоготика]], проявляется интерес к византийскому стилю и [[барокко]]. Создателем эклектического [[русско-византийский стиль|русско-византийского стиля]] был [[К. А. Тон]], по проектам которого были возведены Большой дворец (1839—1849) и Оружейная палата (1844—1851) в [[Московский Кремль|Московском Кремле]], здание вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге, в 1838 году начато строительство храма Христа Спасителя в Москве (завершено в 1883 году). А. П. Брюллов культивировал в архитектуре формы псевдоготики, А. И. Штакеншнейдер — формы барокко. Штакеншнейдером были построены в Петербурге великокняжеские Мариинский (1838—1844) и Николаевский (1853—1861) дворцы, где архитектор использовал разные историко-архитектурные стили. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое выражение в архитектуре [[А. А. Монферран]]а. Главные его сооружения — [[Исаакиевский собор]] (1818—1858) и [[Александровская колонна]] (1830—1834) в Санкт-Петербурге. === Транспорт === В первой половине XIX века началось строительство шоссейных дорог. В 1806—1809 годах горный инженер Петр Козьмич Фролов на Змеиногорском руднике на Алтае построил чугунную рельсовую дорогу с конной тягой. Это инженерное сооружение длиной 1867 м с шириной колеи 1067 мм располагалось на местности со сложным рельефом. Большое стратегическое и экономическое значение имело завершение к 1814 году строительства Военно-грузинской дороги, связавшей Владикавказ с Тифлисом. Первая в России рельсовая дорога с паровой тягой была построена на Урале в 1833—1836 годах.<ref>[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1_1414427310.pdf История железнодорожного транспорта России]</ref> Открытие первой в России железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом протяжённостью в 25 верст относится к 1837 году. В 1851 году завершилось строительство Петербургско-Московской железной дороги, продолжавшееся восемь лет, а в 1859 году была сдана в эксплуатацию железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Варшавой. Вся транспортная система (строительство каналов, шоссейных и железных дорог) вплоть до отмены крепостного права строилась исключительно государством. В 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Отдельные её участки были окончены уже в 1900 году. == XX век == {{main|Строительство в России в XX веке}} В 1920 году был принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). В нем предусматривалось строительство нескольких десятков новых тепловых и гидроэлектростанций. В декабре 1926 года вступила в строй Волховская ГЭС — самая крупная в то время электростанция в стране. В 1926—1927 годах развернулось строительство сотен новых предприятий. Среди них были такие крупные объекты, как Днепровская гидроэлектростанция, Туркестано-Сибирская железная дорога, Сталинградский тракторный завод, Ростовский и Саратовский заводы сельскохозяйственных машин, Керченский завод черной металлургии, медеплавильные заводы в Закавказье. В 1927 году началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, призванной соединить хлебные и лесные районы Западной Сибири с хлопководческими районами Средней Азии и сыграть важную роль в экономическом развитии восточных областей страны. Первая в СССР АЭС, Обнинская под Москвой, мощностью 5 МВт, вступила в строй летом 1954 года. С 1970 по 1985 годах в СССР было введено в строй более 31 млн квартир. == Ссылки == * [https://ruxpert.ru/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B Крупные российские проекты] == Примечания == {{примечания}} {{История строительства в России}} {{Строительство в России}} {{История экономики России}} [[Категория:История строительства в России| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:История строительства в России
Шаблон:История экономики России
Шаблон:Примечания
Шаблон:Строительство в России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы