Редактирование Иностранные инвестиции в автомобильной промышленности России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Daimler AG == Два немецко-российских СП, созданные концерном Daimler AG и заводом КамАЗ в Набережных Челнах, в ближайшем будущем способны занять практически все ниши в секторе иностранной коммерческой техники, кроме начального класса грузовиков грузоподъемностью до 6 тонн. И для развития альянса КамАЗ-Daimler в России это не предел. Собирать легковые иномарки в России, тем самым обходя пошлины и завоевывая симпатии покупателей и госчиновников, автопроизводители начали еще до кризиса 1998 года. Сейчас число легковых автосборочных производств у нас в стране дошло до десяти и продолжает стремительно расти. Эффективность подобных проектов подтверждается и продажами: из десяти наиболее продаваемых легковых автомобильных брендов девять имеют сборочные заводы в России. А вот рынок грузовых автомобилей пока в числе отстающих. Если до кризиса у нас по отверточной технологии худо-бедно собирались некоторые модели грузовиков, то сейчас эти производства простаивают. Однако и здесь наметились позитивные сдвиги — вошедший в капитал КамАЗа концерн Daimler AG подготовил к запуску сразу две сборочные линии по выпуску средних и тяжелых грузовиков иностранного производства. Немцы пришли в Набережные Челны задолго до второй половины 2009 года, когда было подписано соглашение о покупке 10 % акций Камского автозавода. Daimler и раньше заказывал на КамАЗе некоторые комплектующие для грузовиков Mercedes-Benz. Говорят, при этом стандарты качества выдерживались не ниже немецких. Видя перспективы развития рынка грузовиков в России и потенциал Камского завода, Daimler даже подумывал о покупке у «Тройки Диалог» пакета акций в 42 % (в этом случае он стал бы самым крупным держателем акций КамАЗа). Но «развод» с концерном Chrysler и кризис сделали немцев более осторожными и экономными. Сделка оказалась на грани срыва. А после того, как в самый разгар кризиса, осенью 2008 года, российское правительство утвердило очередное повышение пошлин на новые иномарки, немцы дрогнули. В итоге в декабре 2008 года за 300 млн евро (250 млн сразу и еще 50 млн в 2012 году в случае получения КамАЗом прибыли от основной деятельности) был выкуплен 10−процентный пакет акций. Летом 2010 года Daimler приобрел у «Тройки Диалог» еще 1 %, а ЕБРР купил 4 %, которые в перспективе также могут быть переданы немцам. Едва оформив сделку, Daimler и КамАЗ учредили на паритетных началах два СП, которые, невзирая на экономические проблемы, подготовили к запуску в Набережных Челнах крупноузловую сборку грузовиков. СП «Фузо КамАЗ Тракс Рус» в апреле этого года начало производство среднетоннажных японских грузовичков Fuso Canter (подразделение Mitsubishi Fuso входит в состав концерна Daimler). В конце сентября планируется старт в Набережных Челнах сборочного завода СП «Мерседес-Бенц Тракс Восток», которое займется сборкой больших грузовиков Mercedes Actros и Axor, а в перспективе возможно и освоение среднетоннажных моделей Atego. Производители не скрывают, что работают прежде всего на перспективу. По итогам 2009 года казалось, что продажи коммерческой техники как отечественного, так и иностранного производства просто встали. Если легкие грузовики и фургоны еще кое-как продавались (13 637 штук в 2009 году против 15 808 в 2008−м), то сбыт грузовиков массой свыше 16 тонн упал в пять раз (с 23 702 до 4673 единиц) и откатился до уровня 2005 года. Но в 2010 году продажи значительно улучшились. Как считает генеральный директор ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» и председатель комитета производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса Борис Биллих, «рынок коммерческого транспорта в первые два квартала 2010 года подавал сигналы роста. Частично это результат замедления в первом полугодии 2009 года, но мы видим и признаки реального восстановления. Рост в сегменте средних и тяжелых грузовиков — это первый признак более устойчивых показателей в промышленном секторе и потребительской сфере в России». В СП «Фузо КамАЗ Тракс Рус» стороны вложили 350 млн рублей и построили линию, способную производить до 7 тыс. грузовиков в год, причем пока будут выпускаться автомобили всего в одной версии — Fuso Canter (грузовик с односпальной кабиной, рассчитан в первую очередь на городские перевозки от логистических центров на окраине до розничных точек продаж в центре города). Розничная цена грузовика составляет около 1,2 млн рублей, что значительно дешевле европейских моделей. Аналогичная цена только у главного конкурента Fuso — среднетоннажного Isuzu (собирается в Татарии на мощностях компании Sollers в ОЭЗ Елабуга), дешевле можно купить лишь ГАЗ «Валдай» и «Бычок» (около 700 тыс. рублей) или корейский Hyundai (1 млн рублей). Сам факт того, что российско-немецкое СП выпускает машины японской марки, хорошо сказывается на их популярности, так как у потребителей сформировалось хорошее отношение к подержанным японским праворульным грузовикам (эксперты высоко оценивают их надежность и выносливость, которая позволяет эксплуатировать праворульные модели десятилетиями даже в условиях дальневосточного бездорожья и сурового сибирского климата). Российская сборка при этом дает возможность удешевить машину, да и затраты на транспортировку комплектующих значительно ниже, чем на транспортировку готовых машин. К 2012 году СП планирует перейти с отверточной сборки SKD (Semi Knocked Down) на полноценное производство со сваркой и окраской кабины и рамы CKD (Complete Knocked Down). В это же время власти планируют ввести нормы «Евро-4», что потребует дополнительного пересмотра модельного ряда и, возможно, инвестиций в производство, хотя в Европе аналогичные машины уже продаются, ведь Старый Свет вовсю готовится к нормам «Евро-5», а конструкторы уже обсуждают стандарт «Евро-6». Целевой аудиторией Fuso Canter обещают стать потребители из Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, где выстраивается привычная иностранцам инфраструктура логистических комплексов, когда до склада товар доставляется фурами, а по городу его развозят малотоннажной техникой. Таким образом, на крупные мегаполисы должно прийтись около 80 % продаж. А вот освоение Дальнего Востока гендиректор СП «Фузо КамАЗ Тракс Рус» Альберт Ягудин планирует начать несколько позже, когда регион начнет выходить из кризиса, уже ввезенные подержанные грузовики с правым рулем отработают свой ресурс, а бизнес успеет накопить средства для закупки новых машин. Запускаемое 30 сентября 2010 года СП «Мерседес-Бенц Тракс Восток» обошлось сторонам несколько дороже — каждая вложила по 5,9 млн евро, при этом мощности его рассчитаны только на 4,5 тыс. машин в год при двухсменном графике работы. Зато линия получилась более гибкой, она позволяет производить большие грузовики двух моделей (как уже упоминалось, это Actros и Axor). Причем все машины будут собираться для конкретных заказчиков, с учетом их особых нужд. Будут предложены как магистральные тягачи, так и коммунальная и строительная техника самого разного профиля. СП также займется импортом всех остальных моделей грузовиков Mercedes-Benz. По словам Бориса Биллиха, Россия нуждается в тяжелых грузовиках значительно больше, чем Европа, которая меньше по площади и при этом обладает хорошо развитой сетью железных дорог. Ведь если сравнивать стоимость транспортировки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, то последний однозначно дешевле. Однако он требует более дорогостоящей инфраструктуры, которой у нас зачастую просто нет и неизвестно, когда появится, да и скорость перевозок по железной дороге все-таки уступает автомобильной. Чтобы нарастить долю рынка, грузовики Mercedes планируется начать продавать через дилерскую сеть КамАЗа, которая имеет значительно больший охват, чем у иностранных конкурентов. Как сообщил г-н Биллих, в настоящее время СП имеет 17 авторизованных дилеров и 12 сервисных станций, а до конца года число продавцов должно увеличиться до 30-40. Причем от 5 до 10 из них придется на Сибирь, включая Хабаровск, Магадан и Владивосток, где сейчас новые европейские грузовики не продаются совсем, а господствует подержанная японская техника с правым рулем и новые китайские грузовики, которые традиционно очень дешевы, но и недолговечны. Следующим шагом на пути закрепления любой автомобильной компании в стране должна стать локализация производства, которая в перспективе обеспечит снижение цены, а значит, и увеличение доли рынка. Но пока немцы не торопятся переходить на российские комплектующие, хотя потенциал для этого есть. В одной только Татарии есть уже три иностранных грузовых производства: Mercedes, Fuso и Isuzu, да и КамАЗ наверняка был бы не против получать качественные комплектующие по хорошим ценам. Однако, как показывает практика, в легковом секторе иностранные производители комплектующих подтягиваются в российские промышленные регионы с отставанием в три-четыре года, когда сборочные заводы выходят на расчетную мощность и уже имеют портфель заказов. Тогда проще оценивать реальные потребности рынка и рассчитывать будущее производство. Пока же резервы локализации производства у обоих СП связаны в первую очередь с возможностями самого КамАЗа. Однако пока объемы выпуска иностранных грузовиков невелики, производство отечественных комплектующих получается не очень рентабельным. Борис Биллих уверен, что если локализовать производство слишком быстро, то себестоимость собираемых машин получится даже выше, чем у импортированного аналога. Таким образом, первым покупателям российских Mercedes и Fuso достанутся сравнительно дорогие машины, но с высоким процентом иностранных комплектующих. С развитием же производства цена должны снизиться, а доля российских деталей будет увеличиться. Никаких ограничений для дальнейшего развития сотрудничества и расширения модельного ряда не существует. Поэтому не исключено, что в обозримом будущем, когда российский автомобильный рынок оправится от кризиса, мы сможем увидеть не только коммерческие, но и легковые автомобили и даже автобусы с традиционным шильдиком «Мерседеса» и штампом «Сделано в России».
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы