Редактирование Инновации в России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Виды инноваций == === Технологические === [[Изображение:INNPRRF.png|thumb|350px|right|Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства России, в %]] [[Изображение:INTHZTRF.png|thumb|350px|right|Затраты на технологические инновации промышленном производстве России в 2000—2009 годах, в млрд рублей]] {{main|Технологические инновации в России}} Согласно определению, данному на сайте [[Росстат]]а, технологические инновации — это деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением:<ref>[http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/innov2312.ppt Статистика инноваций в России] // Росстат, 2010</ref> * технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; * технологически новых или значительно усовершенствованных услуг; * новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг. В 2009 г. наблюдался существенный рост затрат на технологические инновации: их величина составила 358.9 млрд руб., что на 27 % превосходит уровень 2008 г. В целом за период 1995—2009 годов объёмы таких затрат, рассчитанные в постоянных ценах, утроились.<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref> Интенсивность затрат на технологические инновации в промышленном производстве России (то есть их доля в общем объёме продаж промышленной продукции) в 2009 году значительно превысила показатели прошлых лет и составила 1,9 %. Максимальные значения данного индикатора, соответствующие среднеевропейским, отмечаются в высокотехнологичных секторах (4,0 %). Передовые позиции среди них занимают производители летательных аппаратов (4,6 %), медицинской техники и приборов (4,4 %), офисного оборудования (4,3 %). Выделяется еще ряд отраслей, относящихся к среднетехнологичным, — металлургия (4,4 %), химическое производство (3,4 %) и автомобилестроение (3,0 %). В целом по уровню интенсивности инвестиций в технологические инновации Россия отстает от ведущих европейских стран (для сравнения: в Швеции он достигает 5,5 %, в Германии — 4,7 %), опережая лишь Болгарию, Исландию, Литву, Грецию и Турцию (0,4-1,3 %).<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref> Многолетними лидерами по масштабам инвестиций в технологические инновации являются добывающие отрасли, а также среднетехнологичные сектора: металлургия, химия, нефтепереработка, автомобильное производство и др. Их суммарный вклад превышает три четверти общих затрат такого рода, причем почти весь прирост затрат на инновации в 2009 г. был обеспечен предприятиями именно этих отраслей.<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref> Структура затрат по видам инновационной деятельности отличается серьезными диспропорциями: более половины (51.2 %) средств, направляемых на технологические инновации, расходуется на покупку машин и оборудования. Заметно отстают от них расходы на ИР, которые устойчиво занимают второе место в составе инновационных затрат. Значительный рост затрат на ИР зафиксирован в 2009 г., их удельный вес в общем объёме инвестиций в технологические инновации вырос до 27 % по сравнению с 15 % в 2008 г. В сфере добычи полезных ископаемых он составил 76 %, производстве телекоммуникационной аппаратуры — 48 %, медицинской техники и приборов — 47 %. В среднем по высокотехнологичным секторам этот индикатор был равен 28.4 %, среднетехнологичным высокого и низкого уровней — 15.9 и 2.9 %, низкотехнологичным — 9.0 %.<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref> Международные сопоставления показывают, что в ряде государств Западной Европы расходы на ИР в 1.5-2 раза (Бельгия, Исландия, Люксембург), а иногда и более превосходят инвестиции в приобретение машин и оборудования. Так, это соотношение в Швеции составило 5:1, Дании и Нидерландах — 4:1. В странах Восточной Европы оно чаще смещено в пользу инвестиций в основной капитал, что особенно заметно в Болгарии (1:19), Эстонии (1:8), Польше и Словакии (1:7).<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref> При всем разнообразии возможных форм и механизмов финансирования инновационной деятельности основным его источником являются собственные средства предприятий: 87 % — в 1995 г. и 74 % — в 2009 г. Совокупная бюджетная поддержка обеспечивает 3.4 % указанных затрат, причем большая их часть сосредоточена в высокотехнологичных секторах. Резко вырос в 2009 г. объём иностранных инвестиций, привлеченных в российскую инновационную сферу (в основном в производство электроэнергии, газа и воды — 77 %), а их доля в затратах на технологические инновации достигла 3.5 % (в 2008 г. — 0.1 %).<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref> === Организационные === {{main|Организационные инновации в России}} Согласно определению, данному на сайте [[Росстат]]а, организационные инновации — это «реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей».<ref>[http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/innov2312.ppt Статистика инноваций в России] // Росстат, 2010</ref> Организационными инновациями в 2009 году занимались 896 организаций промышленного производства, или 3.7 % от их общего числа. Наиболее активными оказались нефтепереработка (15.3 %), а также высокотехнологичные сектора, где соответствующие индикаторы заметно выше средних (производство летательных аппаратов — 18.7 %, аппаратуры для радио, телевидения и связи — 11.4 %, компьютеров — 10.3 %). Среди других отраслей выделяются производство химических продуктов (9.8 %), автомобилей (9.2 %), металлургия (8.8 %).<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref> Российские предприятия чаще всего практикуют такие организационные изменения, как внедрение систем контроля качества и сертификации продукции; реализация мер по развитию персонала (включая организацию корпоративного обучения и повышения квалификации работников); внедрение современных методов управления на основе ИКТ; совершенствование организационных структур.<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref> === Маркетинговые === {{main|Маркетинговые инновации в России}} Согласно определению, данному на сайте [[Росстат]]а, маркетинговые инновации — это «реализация новых или значительно улучшенных изменений дизайна и упаковки продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий».<ref>[http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/innov2312.ppt Статистика инноваций в России] // Росстат, 2010</ref> Маркетинговые инновации в 2009 г. осуществляли 593 организации промышленного производства (2.4 % от их общего числа). В высокотехнологичных секторах значения данного показателя в два с половиной раза выше (5.9 %), а лидерами выступают производители фармацевтической продукции (9.3 %) и летательных аппаратов (6 %). В группе низкотехнологичных отраслей, где средний уровень маркетинговой активности составляет 2.6 %, выделяются производства изделий из кожи (5.5 %) и табачных изделий (5 %). Пассивную позицию занимают добывающие компании (0.2 %): сохранявшийся вплоть до кризиса спрос на их продукцию не стимулировал к реализации новых маркетинговых стратегий.<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref> Степень распространения отдельных видов маркетин-говых инноваций в различных секторах примерно одинакова. Наиболее популярны методы, направленные на расширение состава потребителей либо рынков сбыта, и новые приемы продвижения товаров. В то время как предприятия высокотехнологичных отраслей часто отдают предпочтение введению новых концепций презентации товаров, в низкотехнологичных, ориентированных на выпуск товаров массового потребления, большое внимание уделяют изменениям в упаковке и дизайне.<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref> === Экологические === {{main|Экологические инновации в России}} Согласно определению, данному на сайте [[Росстат]]а, экологические инновации — это «новые и значительно усовершенствованные товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, способствующие повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду».<ref>[http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/innov2312.ppt Статистика инноваций в России] // Росстат, 2010</ref> В 2009 году в российской статистике впервые проведено обследование экологических инноваций. Их практиковали 15,5 % предприятий, имевших за трёхлетний период завершенные инновации. Самые высокие показатели относятся к среднетехнологичным секторам, в состав которых входят такие экологически вредные производства, как производство кокса и нефтепродуктов (39 %), металлургия (35 %), химия (34 %). Кроме того, заметно выделяется табачное производство (67 %), где осуществлялся интенсивный переход на новые технические регламенты.<ref>[http://mon.gov.ru/files/materials/8555/11.06.01-rii.pdf Российский инновационный индекс] // Под ред. [[Л. М. Гохберг]]а. — М. : Национальный исследовательский университет «[[Высшая школа экономики]]», 2011</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы