Редактирование Инвестиционная политика России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Структура притока ПИИ в России == Согласно официальной статистике по ПИИ, Россия продолжает отставать как по количеству, так и по составу ПИИ в сравнении с другими промышленно-развитыми странами, включая страны с переходным типом экономики в Центральной и Восточной Европе. Врезка 2.1. Источник данных по российским ПИИ Статистика ПИИ в целом соответствует международным стандартам. Центральный банк РФ (ЦБР) предоставляет годовые и квартальные статистические данные по прямым иностранным инвестициям в своих отчетах по платежному балансу. Федеральная служба государственной статистики (ФСГС), ранее Государственный комитет по статистике (Госкомстат), публикует годовую статистику по прямым иностранным инвестициям с разбивкой по странам и секторам-получателям. Цифры ФСГС/Госкомстат по совокупному объему притока ПИИ обычно выше, чем у ЦБР. Разница получается за счет отличий в методах получения данных и в конечном итоге из-за основополагающей разницы в целях. ФСГС/Госкомстат полагается на таможенную статистику и специальные анкеты, а ЦБР, хотя и принимает во внимание данные ФСГС/Госкомстата, также основывается на собственной системе мониторинга операций по счету капитала банков, благодаря обязательной отчетности для целей валютного контроля. Разница между данными ФСГС/Госкомстата и ЦБР также объясняется тем, что в соответствии с методологией МВФ ФСГС/Госкомстат включает «вторичные инвестиции» (то есть инвестиции, произведенные на территории России российскими структурами с 5-% иностранным участием) в состав совокупного объема ПИИ. Обычно более высокая величина, показываемая ФСГС/Госкомстатом, включает в категорию прямых иностранных инвестиций проекты, чье финансирование подразумевает платежи российским структурам за рубежом, а они исключаются из статистики платежного баланса, которую готовит ЦБР. В России существуют различные мнения относительно того, какая из цифр в большей мере отражает реальные тенденции в ПИИ. Статистика ФСГС/Госкомстата содержит больше информации по детальному составу ПИИ и включает в себя крупные проекты с участием иностранных предприятий, которые не отражаются, если не сопровождаются потоком средств в Россию. С другой стороны, статистику ЦБР можно считать более четким показателем эффекта ПИИ для международной финансовой позиции России. * Разница между статистикой ФСГС/Госкомстата и Центрального банка в процентах от величины ЦБР. Источники: Центральный банк России, ФСГС/Госкомстат. Следует помнить, что ПИИ составляют незначительную часть иностранных инвестиций в соответствии с определением, применяемым в России, так как значительная часть иностранных инвестиций классифицируется как «прочие инвестиции», то есть товарные и иные кредиты. Официально принятое в России определение ПИИ в некоторых отношениях более ограничительное, чем принятое в других странах. С другой стороны, портфельные инвестиции составляют обычно гораздо меньший компонент иностранных инвестиций, чем ПИИ. === Приток ПИИ колеблется вокруг сравнительно невысокого уровня === В соответствии со статистикой ЦБР, официально отмечается увеличение притока ПИИ с 690 млн долларов США в 1994 году до максимального уровня в 4 млрд 864 млн в 1997 году, после чего он упал до 2 млрд 761 млн долларов в период экономического кризиса в 1998 г. С тех пор до 2002 года совокупный приток оставался практически неизменным, затем вырос до 3 млрд 442 млн в 2002 году и резко сократился до 1 млрд 144 млн долларов в 2003 г. (оценки ФСГС/Госкомстата, особенно за 2003 год, заметно отличаются, см. абзац ниже). При рассмотрении этой статистики, однако, не следует забывать, что (а) при таком низком уровне приток ПИИ на цифры конкретного года будут сильно влиять один — два крупных проекта, а также, что (б) существуют значительные расхождения между данными ЦБР и ФСГС/Госкомстата, которые подчас говорят о совершенно противоположных результатах. Статистика ЦБР на основе платежного баланса за весь 2003 год показывает приток ПИИ в размере 1 млрд 144 млн долларов США1, результат, который, как считается, стал следствием усиления страхов иностранных инвесторов в отношении делового климата в России после того, как объектом расследования по обвинению в [[Уклонение от налогов в России|уклонении от уплаты налогов]] была выбрана нефтяная компания ЮКОС и был арестован ее руководитель и крупнейший акционер. Поскольку Центральным банком РФ в 2002 году зарегистрирован приток ПИИ в объеме 3,4 млрд долларов, оценка за 2003 год говорит об обвале чистого притока ПИИ в Россию. 19 Однако, это падение в чистой величине, возможно, является результатом резкого прироста в оттоке капитала во второй половине 2003 г., а не обвальным падением притока. В первых трех кварталах 2003 г. Центральным банком РФ отмечается приток ПИИ в объеме 2 миллиарда, всего лишь на 16,7 % меньше, чем 2,4 млрд за год до этого, что говорит о том, что отток произошел в последнем квартале года. Официальные данные национальной статистической службы, ФСГС/Госкомстата, рисуют диаметрально иную картину, нежели данные Центрального банка: в 2003 году в страну пришло 6 млрд 781 миллионов, на 69,4 % больше, чем в 2002 г. Основная причина такого отличия в сумме поступивших ПИИ — и в направлении тренда — лежит в заключении сделки по созданию совместного предприятия между крупной иностранной нефтяной компанией и российской нефтяной компанией, которая привела к притоку средств в российскую структуру на Кипре, что вызвало увеличение запасов ПИИ, по терминологии ФСГС/Госкомстата, которое не сопровождалось притоком средств в Российскую Федерацию и поэтому не было зафиксировано ЦБР в 2003 году. === Основные источники поступлений ПИИ в Российскую Федерацию: страны ОЭСР и Кипр === Совокупный приток ПИИ к концу 2003 года официально показан ФСГС/Госкомстатом в объеме 26,1 млрд долларов США. Преимущественная часть его, 80 %, зарегистрирована как поступившая из 10 стран. Крупнейшим источником показан Кипр, на долю которого пришлось 19,3 % общей величины, и большая часть этих поступлений практически однозначно возвращающийся капитал, вывезенный ранее, или прошедшие по кругу инвестиции из самой России; остальная часть включает, наверное, ПИИ, косвенно поступающие из других стран. США, как крупнейшая экономическая держава и основной поставщик глобальных ПИИ, показаны на втором месте, с 16,4 % ПИИ, поступившими в Россию. Инвестиции с британских Виргинских островов, которые, по данным, составили 2,7 % от совокупных ПИИ, как и в случае с Кипром, по большей части перенаправлены из других регионов. Неизвестная и, возможно, немалая доля ПИИ из других источников, например, Нидерландов, Швейцарии и Люксембурга, скорее всего, также имеет своим происхождением Россию. На это указывает, в частности, объем совокупных оттоков ПИИ из России в Нидерланды за тот же период, составивший 17,7 % от общей величины. Приток ПИИ из Содружества независимых государств (СНГ) незначителен. С другой стороны, на долю стран СНГ приходится 36 % совокупного оттока ПИИ из России к концу сентября 2003 г.2. Распределение оттоков между странами СНГ было чрезвычайно неравномерно: на конец 2003 года Беларусь освоила 25,6 % совокупного оттока ПИИ из России, а вторым крупнейшим получателем — 5,3 % — стала Молдова. Другие страны СНГ получили относительно небольшие потоки ПИИ из России. === Неравномерное географическое распределение ПИИ в России === ПИИ неравномерно распределены по территории Российской Федерации. Центральный федеральный округ (в который входит Москва, основной магнит для ПИИ) привлек 55,6 % поступивших ПИИ в 2002 г.3. Вторым крупнейшим реципиентом стал Дальневосточный федеральный округ (там ПИИ идут в основном на Сахалин) — 18,1 %. В конце списка огромный Сибирский федеральный округ, получивший лишь один % всех российских ПИИ. Среди 89 субъектов Российской Федерации существует также чрезвычайно неравномерное распределение ПИИ. В 2002 году столица, Москва, вместе с соседней Московской областью, получила 55,4 % общероссийской величины (остальные 16 субъектов в Центральном федеральном округе получили 0,2 % на всех), а Сахалинская область, крупнейший центр нефтяной и газовой отрасли, получила 17 %. За ней следуют два крупных нефте- и газодобывающих центра, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ: соответственно, 4,2 и 3,3 процента. Несколько крупных столичных территорий привлекли непропорционально крупные суммы иностранных инвестиций, ПИИ напрямую не связаны с уровнем концентрации населения. Это ясно из сравнения между ПИИ и населением в семи федеральных округах, на которые поделена федерация. В 2002 г. Дальневосточный федеральный округ, в котором живет 4,9 % населения Российской Федерации, получил 18,1 % всех ПИИ в стране, в результате показатель ПИИ на душу населения составил 108,3 доллара. Этот высокий показатель полностью обусловлен одним единственным регионом, Сахалинской областью, где подушевой показатель ПИИ составил 1 245 долларов; в других регионах Дальнего Востока ПИИ в среднем составили менее 4 долларов на душу населения. Центральный федеральный округ, место обитания 25,3 % всего населения страны, освоил 55,6 % поступивших ПИИ, а подушевой показатель составил 145,65 доллара, причем в Московской области он достиг 88,9 доллара, в Калужской области — 34,02 доллара; в других областях Центрального федерального округа усредненный показатель составил 5,04 доллара. Самый низкий показатель ПИИ на душу населения для всех федеральных округов — 2,06 — был отмечен в Сибири. === Отраслевой состав ПИИ: преобладание добывающих отраслей === Классификация, которую использует ФСГС/Госкомстат для описания отраслевой структуры поступающих ПИИ, отличается от принятых в других странах, поэтому прямые сравнения со структурой ПИИ в других странах-получателях невозможны. Тем не менее, 22 общие категории, используемые в официальной статистике, явным образом говорят о том, что ПИИ в Российской Федерации имеют серьезный перекос в сторону нефтедобычи, которая, как показывают данные, составляла свыше четверти от общей величины в 2003 г., и распределения продуктов питания, на долю которого пришлась одна пятая всех ПИИ. Хотя «промышленность», как говорит статистика, получила почти половину всех ПИИ за этот период, самым большим компонентом этой категории является топливо, свыше 98 % которого обычно составляет нефтедобыча, и на его долю пришлось 56,1 % всех промышленных ПИИ в 2003 г., при этом ключевые производственные сектора получили меньшую долю ПИИ, например, машиностроение и металлообработка (9,4 %), а также химическая и нефтехимическая отрасль (2,8 %). Другие крупные сектора экономики получают относительно небольшую долю поступающих ПИИ, в том числе финансовые отрасли4 (5,4 %), строительство (4,2 %), транспорт (4,8 %) и связь (2,8 %). Распределение поступающих ПИИ отражает, помимо других факторов, степень открытости каждого сектора: добыча газа, например, привлекает гораздо меньше иностранных инвестиций, чем нефтедобыча, так как в ней доминирует монополия «Газпрома». Такое распределение находит свое отражение и в конкретных проектах, крупнейшие из них относятся к нефте- и газодобыче, и к розничной продаже, например, сетям гипермаркетов. === Сравнительно низкий уровень притока ПИИ в России === Показатель ПИИ в России остается невысоким, по сравнению с показателем для стран ОЭСР. В 2003 году совокупный приток ПИИ в объеме 1 млрд 144 млн долларов оказался ниже всех, кроме шести небольших стран ОЭСР5, а по подушевому притоку ПИИ в размере 27,6 долларов в 2002 г. (цифра Центрального банка РФ) Россия была позади всех стран организации. Структура потоков ПИИ между странами ОЭСР также разительно отличается от структуры притока ПИИ в Россию тем, что отраслевая дифференциация шире и более сбалансирована. Следует также отметить, что международные сделки по слияниям и присоединениям с участием секторов услуг стран «новой экономики», которые в последние годы приобрели особую важность в потоках ПИИ между странами ОЭСР, играют гораздо меньшую роль в России, хотя российской правительство и принимает меры, которые, как утверждается, направлены на повышение инвестиционной привлекательности этих секторов. Более уместно сравнение со странами переходной экономики в Центральной и Восточной Европе, которые начали преобразование централизованной плановой экономики в рыночную примерно в то же время, что и Россия, и которые, как бывшие члены Организации Варшавского договора и СЭВ, происходят из гораздо более схожих с Россией политических, экономических и институциональных условий. Наиболее успешными, с точки зрения общеэкономического развития и, как части такого развития, привлечения ПИИ, являются центрально-европейские страны, вступившие в ОЭСР. Все эти страны на каком-то этапе обогнали Россию по совокупным притокам ПИИ, несмотря на несоизмеримо меньшее население и территорию. Польша не один год привлекает больше ПИИ, чем Россия, получая в 1994—2003 гг. в среднем за год до 5,2 млрд долларов, по сравнению с 2,6 млрд долларов США в России. За этот период Словацкая республика освоила меньше России (в год в среднем 1,1 млрд долларов), Чехия получила 3,8 млрд, а Венгрия 3,3 млрд долларов. Однако из-за разницы в уровне населения показатель ПИИ на душу населения в России регулярно оказывается значительно ниже, чем во всех центрально-европейских странах с переходным типом экономики. Так, например, подушевой показатель ПИИ в России составлял всего 27,6 доллара в 2002 году, в последнем году, по которому имеется сопоставимая статистика по всем этим странам, а также типичном году, в котором сопоставимые цифры колебались между 88,6 доллара в Венгрии и 817,8 доллара в Чехии. Только часть этой разницы можно отнести за счет близости центрально-европейских стран с переходной экономикой к основным инвестирующим странам Западной и Центральной Европы (и их будущему членству в Европейском Союзе6); Их привлекательность также объясняется большей степенью развитости институциональных основ. Кроме того, поступающие в переходную экономику стран Центральной Европы ПИИ предназначены для производственного сектора и сектора услуг, а не для добывающего сектора, как в России. Те центрально-европейские страны, что привлекли больше ПИИ в пересчете к ВВП, — Венгрия, Польша и Чехия, — характеризуются более высокими темпами экономического роста. Иногда считается, что причинно-следственная связь между показателем ПИИ к ВВП и темпами роста ВВП может иметь обратное направление, то есть высокий рост привлекает инвестиции. Однако, это утверждение не распространяется на Россию, где порядок притока ПИИ в экономику не изменился в ответ на относительно быстрый экономический рост после 1998 г. Россию с ее скромными успехами в привлечении ПИИ часто сравнивают с Китаем, который стал крупнейшим в мире получателем ПИИ в 2003 г.: тогда в страну второй год подряд поступило свыше 50 миллиардом долларов ПИИ. Китай в этом отношении неоднократно обгонял Россию, освоив в 2002 году в 13 раз больше совокупных ПИИ, чем Россия. Однако следует помнить, что Китай стал открытым для иностранных инвестиций на десять лет раньше, чем Россия. Если приток ПИИ в Россию в середине 90-х гг. сравнить с показателем Китая в начале 80-х гг., оказывается, что оба показателя имеют сходный порядок. Однако, это не должно давать оснований для самоуспокоения относительно небольшим притоком ПИИ в Россию: пока нет конкретных причин ожидать, что российские ПИИ станут расти также резко, как в Китае с 1992 года. Сравнение между притоками ПИИ в Россию и в Китай также оказывается менее разительным, если ПИИ сравнивать в расчете на душу населения. Подушевые поступления ПИИ в России в среднем оказываются лишь чуть больше половины показателя Китая в 1992—2001 гг., а в 1997 году почти сравнялись с ним.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы