Редактирование Инвестиционная политика России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== России нужно больше прямых иностранных инвестиций === Российская Федерация, крупнейшая страна мира, занимающая площадь в 17 млн квадратных километров, с 144 миллионами населения, привлекает относительно немного прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Такие скромные результаты в привлечении ПИИ Россией особенно заметны при сравнении с другими странами с переходной экономикой в Европе, получившими гораздо больше ПИИ в расчете на размер населения и, кроме того, демонстрирующими положительную корреляцию между притоком ПИИ и темпами роста ВВП. К концу 2003 года в России совокупный приток ПИИ составил 26,1 млрд долларов США, что меньше половины полученного Китаем только в 2003 году и гораздо ниже сопоставимых абсолютных величин в Чехии и Польше. Соотнесенная с населением, эта величина оказывается значительно ниже показателя притока ПИИ на душу населения, отмеченного для этого же периода всеми четырьмя центрально-европейскими странами-членами ОЭСР, в которых, как и в России, существует экономика переходного типа. Низкий приток ПИИ для России является проблемой, поскольку страна страдает от низкого уровня капитальных вложений, сдерживающих потенциал экономического роста. Валовой прирост основного капитала упал с трети ВВП в 1989 году до 14,4 % в 1999 г. и с тех пор поднялся только до 17,9 % в 2002 г. Эта цифра незначительно отстает от показателя более развитых стран, например, стран ОЭСР (21 % в 2002 г.), но она существенно меньше, чем соответствующий показатель в странах с сопоставимым уровнем экономического развития, которые проходят через бурный период роста, как, например, Китай (42,2 % в 2002 г.) или Малайзия (43 % в период до азиатского экономического кризиса 1998 года).1 В то же время отмечалось устойчивое сокращение сбережений с 35 % в 1989 до 21 % в 2002 г.2. Однако, поскольку темпы прироста основного капитала сокращались быстрее, чем скорость накопления сбережений, при переходе к рыночной экономике соотношение сбережений к инвестициям оставалось выше 100 % и соответствовало постоянному положительному сальдо по текущим операциям. Проблемой была не столько нехватка внутренних сбережений для финансирования инвестиций, сколько отсутствие доверия российских инвесторов к деловой среде в России, о чем говорит значительный отток капитала на протяжении почти всего периода. Этот отток свидетельствует о том, что целый ряд отечественных инвесторов предпочитают работать в хозяйственных условиях других стран, а также что инвестиционная среда в России оказывается недостаточно конкурентоспособной для привлечения равноценных притоков из-за рубежа. Такой вывод следует смягчить замечанием о том, что неизвестная и, вероятно, значительная доля внешних инвестиций, 8 направленных из России, возвращается обратно для вложений в страну. Эмпирические исследования показывают, что иностранные инвестиции в России определяются в первую очередь вовсе не спросом, а в значительной мере зависят от показателей реформ и либерализации, в том числе, критериев, оценивающих степень реформирования предприятий, политику в области конкуренции и объем валютных резервов, а также собираемость налогов. 3 Неудачи России в привлечении крупных внутренних и внешних инвестиций не отражают отсутствие инвестиционных возможностей. Рост реального ВВП за последние пять лет после кризиса 1998 года составил в среднем более 6 % в год; это был период, когда потребление домашними хозяйствами росло в среднем почти на 36 % в год. На приток ПИИ в Россию, в отличие от центрально-европейских стран с переходной экономикой, этот рост благосостояния почти не влиял. Прямые иностранные инвестиции необходимы для повышения производительности российской промышленности. Низкая, по международным стандартам, производительность, характерная для прежней централизованной экономики, продолжает существовать во многих секторах, особенно там, где нет или мало иностранной собственности, отсутствуют сравнительные преимущества, и доля экспорта в общем объеме производства незначительна. Секторы промышленности, получившие значительные иностранные инвестиции, например, табачная или пивоваренная, оказались среди отраслей с самыми высокими темпами роста производительности. Производительность труда в 1997—2002 гг. выросла в табачной промышленности на 74,8 %, а в пивоварении на 119,7 %, в отличие от преимущественно чисто российских секторов, например, электроэнергетики, газовой отрасли и производства зерна, где производительность в этот же период упала, соответственно, на 12,5; 27 и 10,3 %. Как показывают последние исследования, производительность иностранных предприятий оказывается выше производительности российских; кроме того, отмечен некоторый эффект воздействия со стороны фирм с иностранным участием на отечественные предприятия.5 Этот эффект воздействия в регионах усиливается благодаря высшему образованию.6 Повышение производительности особенно важно для России, так как страна в значительной степени зависит от доходов топливного экспорта, которые подталкивают к росту обменный курс (благодаря положительному сальдо текущих операций, составившему в среднем 33,7 млрд долларов США в 1999—2002 гг.7, в результате благоприятной торговой конъюнктуры) и лишают неторгуемые отрасли международной конкурентоспособности. Как отмечалось в подготовленном ОЭСР «Экономическом обзоре России за 2004 г.»8, «нересурсный товарный сектор должен повысить производительность и существенно сдерживать рост издержек на рабочую силу в единице продукции, чтобы оставаться конкурентоспособным в экспорте или, по крайней мере, в борьбе с импортом». Пока ПИИ не стали значительным подспорьем в решении этой проблемы, так как их отраслевое распределение по-прежнему имеет слишком сильный уклон в пользу нефтедобычи, на долю которой приходится свыше половины всех нефинансовых ПИИ в России и которая, в результате, далеко обгоняет по ПИИ все производственные отрасли и сектор услуг вместе взятые. Поэтому ПИИ пока и не играют по-настоящему эффективной роли в поддержке попыток государства диверсифицировать экономику и отказаться от излишней зависимости от добычи углеводородов, и это, в какой-то степени, усугубляет 9 проблему. Поэтому России необходимо привлекать больше ПИИ в другие секторы экономики. Помимо своего низкого, по международным стандартам, уровня, приток ПИИ в Российскую Федерацию очень неравномерно распределен в географическом отношении: один из шести федеральных округов поглощает более половины совокупного притока, а многие регионы получают ничтожно малое количество. Как и в случае отраслевого распределения ПИИ, такое несбалансированное региональное распределение практически всегда ведет к усилению неравномерности географического развития, вместо того, чтобы ее смягчать. Избыточная концентрация ПИИ в небольшом регионе огромного пространства суши, занимаемого Россией, в котором широко распределены перспективные для разработки ресурсы, также не является самым эффективным или результативным способом поддержания устойчивого экономического роста. Низкий уровень ПИИ в России вызван не столько прямыми формальными ограничениями, — российские законы с начала 90-х гг. становятся все более открытыми для иностранных инвестиций, — сколько институциональными факторами, которые влияют также на отечественные предприятия. Высокие барьеры на пути вхождения во многих секторах отпугивают не только иностранных инвесторов, но и сдерживают создание малых и средних российских предприятий, что ведет к высокому уровню отраслевой концентрации и помогает выжить монополиям советских времен (хотя и приватизированным). Тем не менее, России удалось далеко шагнуть в том, что касается открытия экономики для иностранных инвестиций. Постсоветским режимом унаследована структура экономики, которая семьдесят лет оставалась закрытой для внешнего мира; внешняя торговля в ней играла второстепенную роль, а иностранные инвестиции были незначительными. Открытие российской экономики иностранным инвестициям было частью стратегии ускоренного переключения с плана на рынок. В результате, многочисленные формальные препятствия иностранным инвестициями были ускоренным образом ликвидированы, что позволило в середине 90-х гг. обеспечить значительный рост притока ПИИ: он достиг максимума в 4,9 млрд долларов США в 1997 г., за год до экономического кризиса. С тех пор объем колебался около отметки в 3 млрд долларов США. В 1994 году Российская Федерация приняла новую конституцию, которая открыто защищает собственность и иные экономические права иностранных инвесторов. За этим последовало принятие в 1995 году Гражданского кодекса, а в 1996 году утверждение законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, и о банкротстве. Закон, регулирующий инвестиции в основной капитал, принятый в 1998 году и дополненный в 2000 г., содержал статью, особо отмечавшую, но не расширявшую права иностранных инвесторов, уже заложенные в Гражданском кодексе и других законах, регулирующих хозяйственную деятельность. Закон, собственно регулирующий иностранные инвестиции в России, был принят в 1999 году и дополнен в 2002 и 2003 гг. Этим законом предусмотрены равные условия для отечественных и иностранных инвесторов, а также право осуществлять инвестиционную деятельность в любой форме, разрешенной законом. Он гарантирует компенсацию в случае экспроприации, разрешает репатриацию прибыли и капитала, а также содержит положение, предоставляющее защиту от увеличения сумм обязательных платежей по некоторым крупным проектам с иностранными инвестициями. Россия подписала двусторонние инвестиционные договоры и договоры об избежании двойного налогообложения со многими странами ОЭСР и другими странами, а также 10 подписала (хотя пока не ратифицировала) Договор Европейской энергетической хартии (см. Приложение 3).
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы