Редактирование Инвестиционная политика России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== [[Налоговая реформа в России (2000-2008)|Налоговая реформа]] и налоговые льготы для иностранных инвестиций === Одна из основных реформ, проходивших во время составления исследования 2001 года, касалась российской [[Налоговая система России|налоговой системы]]. Основываясь на своём знании действовавшей в 1990-х годах системы, инвесторы громко протестовали против налогового бремени, которое образовывалось не столько в связи с применением ставок налогообложения, сколько в результате избыточности взимаемых налогов и методов определения налогооблагаемой базы. Многие структурные аспекты системы имели характерное предубеждение против хозяйственной деятельности, а отрицательное воздействие такого предубеждения на предпринимателей, как отечественных, так и иностранных, усиливалось частыми изменениями в правилах и нормах регулирования. После попыток в период между [[1993]] и [[1996 год]]ами провести выборочную реформу, начиная с [[1998 год]]а предпринимались усилия по полной перестройке системы местного, регионального и федерального налогового законодательства, которые привели к появлению более эффективной и удобной для пользователей — как налогоплательщиков, так и собирающих налогов органов — системы. Центральный элемент новой системы, Налоговый кодекс, должен был постепенно свести воедино весь комплекс норм, составляющих правовую систему российской налоговой системы, включая общие правила и правила расчёта и внесения платежей по федеральным, региональным и местным налогам. Налоговый кодекс имеет преимущественную силу по отношению ко всем остальным налоговым нормативам. Часть I [[Налоговый кодекс РФ|Налогового кодекса РФ]], которая вступила в силу [[1 января]] [[1999 год]]а, закрепила общие основы налогообложения, то есть принципы налогообложения, определения и процедуры налогового администрирования, включая защиту прав налогоплательщика от обратного действия налогового законодательства и ответственность за налоговые нарушения. Часть II Кодекса, устанавливающая правила исчисления и уплату конкретных налогов, вступила в силу с 1 января 2001 года и первоначально состояла из четырёх глав, касавшихся [[НДС в России|НДС]], [[акцизы в России|акцизов]], [[подоходный налог с физических лиц в России|подоходного налога с физических лиц]], а также нового [[единый социальный налог в России|единого социального налога]]. В соответствии с Главой об НДС Налогового кодекса, НДС сохранял свою прежнюю ставку в 20 %, однако число пользующихся льготами по НДС налогоплательщиков было сокращено, и было разрешено полное возмещение НДС по завершённым основным фондам, что снижало стоимость инвестиций в основные фонды. В соответствии с Главой Налогового кодекса о подоходном налоге с физических лиц ставка была сокращена до 13 % для резидентов (лиц, проводящих 183 и более дней в России в конкретный календарный год, независимо от гражданства) и до 30 % для нерезидентов. Новый единый социальный налог заменил собой несколько отдельных социальных платежей, в совокупности доходивших ранее до 38,5 % от фонда заработной платы. Совокупная ставка социальных платежей 27 (кроме отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве) была понижена: единый социальный налог взимается по регрессивной шкале, причем максимальная ставка составляет 35,6 %, а низшая — 2 %, она распространяется на работодателей, выплачивающих среднюю зарплату от 2500 рублей (менее 100 долларов) в месяц. Значительная часть единого социального налога, как и прежде, перечисляется в государственный [[пенсионный фонд РФ|пенсионный фонд]]. С 1 января 2002 года в действие вступила глава, посвящённая налогу на доходы предприятий (налогу на прибыль), которая действует также в отношении банков и других финансовых институтов; в главе для всех предприятий была установлена плоская ставка налога на прибыль в размере 24 %, которые делятся между федеральными, региональными и местными бюджетами. Было отменено также ранее широко распространённое использование налоговых льгот и специальных благоприятных налоговых режимов на всех бюджетных уровнях. Наконец, был введён либеральный режим для удерживаемого из источника налога на доходы иностранных компаний из российских источников. Нормы отнесения затрат с января 2002 года также были расширены, допуская полный вычет из налогооблагаемой базы большинства основных хозяйственных расходов. Хотя по-прежнему действует некоторые ограничения на возможность вычета некоторых расходов, в большинстве своём эти ограничения похожи на ограничения на вычет затрат, действующие во многих промышленно-развитых странах. Это отличается от ситуации, существовавшей до 1 января 2002 года, когда из-за ограничений на вычет некоторых хозяйственных затрат налогооблагаемая база российского налога на прибыль была больше, чем сопоставимая налогооблагаемая база налога на прибыль в других промышленно-развитых странах, в результате чего действительная ставка налога на прибыль оказывалась выше того, что можно было бы ожидать от номинально установленной ставки. На самом деле, многие из этих затрат, которые имели ограниченную возможность для отнесения на налогооблагаемую базу, были основными расходами, которые предприятия производили в условиях перехода от командной к рыночной экономике. Часть II Налогового кодекса теперь содержит главы, посвящённые федеральному налогу с физических лиц, региональным налогам и специальным налоговым режимам. Налоговый кодекс будет в дальнейшем расширен за счет добавления в ближайшие несколько лет новой главы по региональному налогу на имущество, а также новых глав по остальным федеральным, региональным и местным налогам. Налоговые льготы по ПИИ, за исключением местного уровня, последнее время стали терять своё значение. Усилия по их ограничению и распространению на всех инвесторов сопоставимы с рекомендациями «Перечня мер политики по прямым иностранным инвестициям ОЭСР». Важно, что меры по снижению зависимости от специальных налоговых льгот были задуманы как составная часть более широкой реформы в целях создания справедливого и прозрачного, с широкой базой, налогового режима для инвестиций, как иностранных, так и внутренних. В исследовании 2001 года были сформулированы ещё две рекомендации по направлениям, где требуются дальнейшие меры: * повышение справедливости и эффективности функции налогового принуждения путём модернизации средств налогового администрирования, подготовки налоговых инспекторов и обучения судей рассмотрению налоговых споров. * устранение условий, которые в настоящее время открывают перед государственными чиновниками, несущими весьма ограниченную ответственность, широкие возможности для вымогательства. Хотя новый Налоговый кодекс существенно проясняет роль и полномочия налоговых инспекторов и налоговых органов, предоставляет налогоплательщикам значительно расширенные права, налоговое принуждение остаётся политизированным и нередко произвольным. На практике проблемой в этой области является то, что налоговые инспекторы выполняют двойную функцию: им поручено не только обеспечивать соблюдение налогового законодательства, но и выполнение бюджетных заданий по сбору налогов. Хотя такое сочетание функций не является необычным, то, как это осуществляется в России, побуждает инспекторов начислять больше налогов даже тогда, когда для этого нет оснований, и не создаёт стимулов для налоговых возвратов налогоплательщикам по удержанным у источника или переплаченным налогам. Было бы предпочтительнее сконцентрировать усилия налоговых органов на обеспечении соблюдения налогового законодательства и выполнении налогоплательщиком его положений. С этой целью следует предложить более чёткие рекомендации по нормам, которые следует применять в отношении проверок и аудита для уменьшения дискреционных полномочий конкретных инспекторов в этой области. Следует ввести строгие санкции в отношении чиновников, отвечающих за сбор налогов, за начисление дополнительных налогов без достаточных оснований и за несвоевременную выплату налоговых возвратов. С этим связан и другой источник многочисленных жалоб со стороны иностранных инвесторов: возврат удержанных или переплаченных сумм. Известны случаи, когда налоговая служба либо сама признавала, либо российским судом была вынуждена признать обязательство по возврату суммы, но отказывалась это сделать или затягивала процесс заведомо необоснованными обжалованиями и дополнительными претензиями. В тех случаях, когда суммы возврата исчисляются в рублях, такие проволочки могут вылиться в непропорционально серьезные последствия для иностранных инвесторов из-за риска колебаний обменного курса. В некоторых случаях налогоплательщики имеют право требовать проценты на задержанные возвраты средств, которые могут в некоторой степени компенсировать дополнительный валютный риск. Это проблема актуальна и для экспортеров, которые имеют право требовать возврата НДС, уплаченного в связи с приобретением и/или производством экспортных товаров. Только в чрезвычайно редких случаях налогоплательщики могут получить возврат без продолжительного и дорогостоящего судебного разбирательства. При изучении недостатков налогового администрирования в России важно помнить, что налоговая система была создана только в начале 1990-х годов и прошедшего времени было недостаточно, чтобы устоялись административные подходы. Отсутствие культуры уплаты налогов после более, чем 70 лет советской власти, усиленное бытующим мнением, что горстка людей получила непропорционально огромное богатство благодаря приватизации государственных предприятий, означает наличие широко распространённого и упорного нежелания платить налоги и ведёт к широкомасштабным уклонениям от уплаты налогов, особенно НДС. На требуемые изменения в культуре, необходимые для полной реализации регулярной налоговой системы, уйдёт многих лет. Администраторам приходится работать в трудных и сложных условиях, и им помогли бы более углубленные знания о современной налоговой практике, чтобы понять, какие потребуются изменения для эффективного внедрения системы налогообложения. В исследовании 2001 года также содержалась рекомендация по установлению такого налогового режима для нефтяного и газового сектора, который бы способствовал привлечению новых инвестиций и обеспечивал достаточный доход государству. Глава Налогового кодекса о соглашениях о разделе продукции (СРП), введённая в действие в июне 2003 года, на самом деле лишает смысла создание новых СРП, так как предлагает специальный налоговый режим только для СРП по низкодебитным месторождениям и вводит в таком специальном режиме весьма ограниченные налоговые льготы. Налог также отменяет специальное освобождение от НДС на поставки подрядчикам СРП. Снизив привлекательность инвестиций для СРП, новая мера на самом деле говорит о том, что власти пытаются ограничить применение специального налогового режима конкретными видами инвестиций и двигаются в сторону более широкой базы для системы налогообложения. ==== Перечень изменений в налоговой области в течение 2003 года ==== * отмена налога с пользователей дорогами (последний оборотный налог) с 1 января 2003 г. * ликвидация самостоятельных органов федеральной налоговой полиции с 1 июля 2003 г. (налоговая полиция была преобразована в подразделение Министерства внутренних дел, со значительным сокращением штатов и ограничением полномочий). * отмена налога с продаж и некоторых мелких местных (муниципальных) налогов с 1 января 2004 г. * снижение ставки НДС до 18 % с января 2004 г. * отказ с 1 января 2004 года от акциза на природный газ (будет компенсирован увеличением налога на восстановление недр и изменением взимания экспортной таможенной пошлины на газ — переход с фиксированной на адвалорную ставку в 30 %). * ожидаются изменения в имущественном налоге (снижение налогооблагаемой базы только для основных фондов и повышение максимальной ставки до 2,2 %) (утверждены парламентом и должны быть подписаны президентом). * сокращён период действия региональных и местных инвестиционных налоговых льгот, предоставленных до 1 июля 2001 года по прежним нормам на неограниченный срок в отношении регионального и местного налога на инвестиции. * принята новая Глава 264 Налогового кодекса «Система налогообложения в соглашениях о разделе продукции», которая вступила в силу с 10 июня 2003 г. * приняты поправки в Налоговый кодекс, повышающие порог для не облагаемого налогом банковского % на рублевые вклады в целях обложения подоходным налогом физических лиц (100 % ставки рефинансирования ЦБР — ранее 75 % этой ставки). * принято решение [[Конституционный суд РФ|Конституционного суда]] об уголовной ответственности за уклонение от ответственности (Статья 199 Уголовного кодекса РФ): туманное определение «уклонение от налогов иными средствами» была признана соответствующей, с некоторыми оговорками, Конституции, то есть на деле была поддержана действующая в настоящее время порочная практика применения уголовной ответственности за налоговые преступления. * выпущено информационное письмо [[Высший арбитражный суд РФ|Высшего арбитражного суда]] по применению Части I Налогового кодекса, включая разъяснения по нормам трансфертного ценообразования (помимо прочего, поддерживается позиция о том, что филиалы компании могут быть судом признаны «не связанными»). * правительством обсуждается введение специальных банковских счетов для расчетов по НДС для того, чтобы обуздать уклонение от НДС путём создание фирм-однодневок.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы