Материал из Documentation.
Импортозамещение в России — процесс создания новых или развития существующих производств и технологий в России, предназначенных для замещения импортируемых товаров, услуг и технологий. Импортозамещение, как правило, осуществляется в форме локализации на территории России производств и технологий, воспроизведения технологий.[1]
Для стимулирования замещения импорта российскими товарами применяется, в частности, таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование и другие виды господдержки производств в России.
По состоянию на декабрь 2020 года государственные программы импортозамещения действуют в России в 22 отраслях, в частности в фармацевтической промышленности, медицинской промышленности, радиоэлектронике, транспортном секторе, строительной отрасли и металлургии, затрагивая в общей сложности около 2 тыс. видов товаров.[2]
-
Значительное импортозамещение наблюдалось в России после сильной девальвации рубля, произошедшей в 1998 году. В 1998 году объём импорта в Россию сократился на 20 % (до $74 млрд), в 1999 году — ещё на 28 % (до $53 млрд). При этом возросший после кризиса спрос на отечественную продукцию был достаточно легко удовлетворён на экстенсивной основе за счёт незагруженных производственных мощностей. Вызванное девальвацией снижение импорта стало важнейшим фактором экономического роста. Особенно сильное благотворное влияние фактор импортозамещения оказал на обрабатывающие производства в 1999—2000 годах. По оценке ряда экономистов, рост ВВП и промышленного производства в России, произошедший в 1999 году, на 25 % был обязан процессу импортозамещения.[3][4][5][6]
В дальнейшем импортозамещение продолжилось, но уже было менее интенсивным. Дополнительный толчок ему дал экономический кризис 2008—2009 годов, сопровождавшийся значительным падением курса рубля. Импортозамещение, в частности, коснулось отдельных видов пищевой продукции (например, мяса, подсолнечного масла, сахара), а также автомобилей (импорт готовых машин заменяется их сборкой в России со значительной локализацией). Отдельно следует отметить импортозамещение украинской продукции. Рост российского производства стальных труб, железнодорожных вагонов, компонентов для авиационной и ракетной техники привёл к постепенному сворачиванию их импорта из Украины.
Политическое руководство России положительно оценивает импортозамещение, особенно в стратегически важных отраслях, в то же время выступая против полного ограничения импорта. В частности, 27 мая 2009 года Путин заявил, что против тотального импортозамещения и считает его необходимым только в стратегически важных отраслях экономики. «Не считаю, что импортозамещение — это самоцель», — сказал Путин. По словам Путина, также неприемлемы рассуждения о том, что в России производят товары не хуже, чем за рубежом. «Это уже порочный подход к решению проблемы инновационного развития. Что значит не хуже. Мы должны делать дешевле и лучше. Или вообще не делать. Может быть легче купить?», — сказал Путин. Он отметил, что когда речь идет об обороноспособности государства и тех сферах деятельности, без которых невозможно обеспечить его существование, нужно «даже задорого, но производить у себя». «Если мы говорим в целом об экономике, то нет смысла заниматься импортозамещением, если можно купить задешево. Если мы все время будем стремиться догонять, мы всегда будем в отстающих», — заявил Путин.[7]
Динамика доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли в России в с I квартала 2005 года по II квартал 2017 года, в %
5 ноября 2009 года Путин заявил, что программы импортозамещения действуют во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего там, где у России имеются очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырьё, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт. Путин привёл в качестве примеров таких отраслей лесную промышленность, лёгкую промышленность, фармацевтику, автомобилестроение. По мнению Путина, импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешёвый качественный продукт за границей. Но в некоторых случаях Россия должна уделять внимание импортозамещению. Потому что даже там, где на первый взгляд не пахнет, скажем, обороной и безопасностью, в конечном итоге многие вещи, связанные с оборонкой, лежат в сфере гражданского производства. Путин подчеркнул, что цель — это не закрытие внутреннего рынка и консервация отсталости, а, наоборот, создание по-настоящему конкурентоспособных новых производств, выпускающих качественные и востребованные потребительские товары. Например, уже сегодня автомобили, выпускаемые в России, особенно с участием зарубежных инвесторов, полностью соответствуют мировым стандартам качества.[8]
В марте 2012 года заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов заявил, что наблюдаемое в последнее время замедление темпов роста импорта в Россию является результатом осмысленной экономической политики государства по поддержке внутреннего производителя и импортозамещению. Бессонов сказал: «В последние месяцы импорт вообще перестал расти. Мы вытесняем импорт, и это следствие нашего экономического подъёма. Яркий пример тому — автопром. Поддержка внутреннего производства привела к тому, что легковые автомобили, сделанные в России, по объёму превзошли докризисный уровень, а импорт при этом достиг лишь 50 % от того, что было на пике перед кризисом. В стоимостном выражении развитие автопрома сократило импорт примерно на $20 млрд за год. Аналогичная ситуация наблюдается и в сельском хозяйстве». По мнению Бессонова, в настоящее время имеет место долгосрочная позитивная тенденция импортозамещения, и, если рост импорта продолжится, то он будет не «вредным», а «полезным» — инвестиционным.[9]
В конце 2013 и в 2014 году курс рубля значительно снизился, что способствовало импортозамещению. Это проявилось в снижении импорта и высоким темпам роста в ряде отраслей, ориентированных на внутренний рынок.[10]
В начале 2014 года произошёл кризис в международных отношениях, связанный с событиями вокруг Украины. Ряд западных стран объявили о возможном введении жёстких санкций в отношении российской экономики. Это активизировало процесс импортозамещения в России, в том числе и на уровне государственной политики. В марте Дмитрий Медведев обозначил импортозамещение как один из приоритетов для России. По словам Медведева, потенциал страны позволяет производить самостоятельно большой спектр товаров. «Всего делать невозможно. Глобальная экономика, глобальные технологии развиваются, но очень многие вещи, которые мы покупаем, мы способны делать сами», — сказал он.[11][12] В августе 2015 года была образована Правительственная комиссия по импортозамещению.
Во II квартале 2015 года доля импорта в объёме розничных продаж в России опустилась до 34 % — рекордно низкого уровня за последнее десятилетие. Во II квартале 2017 года этот рекорд был побит — доля импорта снизилась до 33 %.[13]
[править] Государственная политика
[править] Отраслевые программы импортозамещения
Во исполнение антикризисного плана от января 2015 года (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р) в апреле 2015 года года Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. В рамках подготовленных программ запланированы мероприятия в таких отраслях промышленности, как:[14]
- фармацевтическая промышленность (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 656);
- тяжелое машиностроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 654);
- программное обеспечение (приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2015 г. № 96)
- авиастроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 663);
- судостроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 661) и т. д.
Как сообщил на брифинге по итогам правительственного совещания в начале апреля 2015 года зампред правительства Аркадий Дворкович, в рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тыс. проектов. Директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин добавляет, что реализация этих программ позволит даже в самых чувствительных секторах, например, станкостроении, сократить импортозависимость.[15]
[править] Фонд развития промышленности
-
Одной из мер государственной финансовой поддержки импортозамещения стало выделение правительством, за счёт средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению. С августа 2014 года действует Фонд развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии. Бюджет фонда: 20 млрд рублей. По данным фонда, с января по апрель 2015 года поступило более 800 заявок на общую сумму порядка 280 млрд рублей от разных компаний. Фонд предоставляет промышленным предприятиям заём на срок от пяти до семи лет по ставке 5 % годовых. Предприятия-заёмщики должны соответствовать ряду требований:[16]
- иметь положительную кредитную историю;
- сумма займа должна быть обеспечена чистыми активами заявителя или предоставленным обеспечением, например, гарантией банка;
- финансируемый проект должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.
Правительство России достаточно активно пользуется правом ограничивать закупки товаров, происходящих из иностранных государств.[17]
Ограничены закупки отдельных видов товаров иностранного производства, таких, как медицинские изделия, товары машиностроения и лёгкой промышленности, а также товаров, закупаемых для целей обороны страны (постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102, постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791, постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656, постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224).[18]
[править] Примеры импортозамещения в новейшей истории
[править] Пищевая продукция
Динамика трёх показателей мяса и мясопродуктов в России (потребления, производства и чистого импорта) в 1992—2016 годах, в млн тонн
Динамика соотношения двух показателей, импорта овощей и бахчевых культур в Россию и производства овощей и бахчевых культур в России, в 1990—2012 годах, в %
-
В январе 2010 года министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник заявила, что импортозамещение становится одной из стратегических задач российского агропромышленного комплекса. Наряду с инновациями, формированием инфраструктуры продовольственного рынка, модернизацией материально-технической базы, развитием малого бизнеса, её решение будет способствовать дальнейшему устойчивому развитию отрасли.[19]
Одним из результатов происходившего в последние годы импортозамещения стало то, что производство кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков для внутреннего рынка к 2007 году было практически полностью перенесено в Россию.[20][21] Импортозамещение также происходило на рынке мясной продукции, овощей, сахара, подсолнечного масла и многих других видов продовольствия.
В III квартале 2015 года доля импорта в объёме розничных продаж продовольствия в России опустилась до 27 % — рекордно низкого уровня за последнее десятилетие.[22]
[править] Мясная продукция
-
В последние годы в России произошло сильное импортозамещение на рынке мяса и мясных продуктов. После 2008 года мясной импорт в Россию стал падать при продолжающемся интенсивном росте внутреннего производства. В результате в 2011 году импорт мяса и мясопродуктов в Россию составил 2,69 млн тонн, что равнялось лишь 36 % от российского производства этой продукции (в 2008 году он составлял 52 %).[23]
В 2013 году снижение импорта мяса в Россию при одновременном росте внутреннего производства продолжилось. В конце октября 2013 года ФТС сообщила, что с начала года в Россию было импортировано 1,25 млн тонн мяса, что на 13 % меньше, чем за прошлогодний аналогичный период. Импорт говядины снизился на 16 % — до 431 тыс. тонн, свинины — на 15 %, до 479 тыс. тонн, мяса птицы — на 6 %, до 343 тыс. тонн. В свою очередь, Минсельхоз сообщил, что за первые девять месяцев года производство скота и птицы[24] составило 8,12 млн тонн, что на 6 % больше прошлогоднего показателя.[25][26]
На рынке готовых мясных изделий импорт был почти полностью вытеснен продукцией российского производства. В июне 2012 года глава Мясного союза Мушег Мамиконян заявил, что введённые более десяти лет назад защитные меры от импорта готовых мясных изделий привели к максимальному импортозамещению на российском рынке мясопродуктов, и доля продукции российского производства на рынке в настоящее время составляет более 95 %. По мнению Мамиконяна, импортозамещение и экспорт мясной продукции стали возможны в последнее время благодаря защите рынка от импорта и снижению стоимости привлечения финансов для производства (например, субсидированию из бюджета процентных ставок по кредитам).[27]
[править] Овощи и бахчевые культуры
-
В последние годы импорт овощей и бахчевых культур в Россию значительно снизился при одновременном росте их производства в России. В результате, если в 2008 году соотношение импорта к производству составляло 32 %, то к 2012 году оно опустилось почти два раза (до 17 %).[28]
В середине 2013 года отмечалось, что за последнее время Россия сократила импорт овощей борщового набора более чем в два раза, а картофеля — более чем в пять раз. Руководитель проекта АПК-Информ Татьяна Гетьман тогда заявила: «Снижение импорта овощей борщевого набора в Россию обусловлено бурным развитием внутреннего их производства в Российской Федерации и серьёзными инвестициями в инфраструктуру хранения, доработки и упаковки продукции в 2008—2012 годах. Продолжая пристально следить за развитием этого сегмента плодоовощного бизнеса в России, мы можем спрогнозировать, что уже через пять лет Россия сможет почти полностью отказаться от импорта капусты и свеклы, а также еще более резко сократить импорт лука, моркови и картофеля, благодаря развитию внутреннего производства».[29]
[править] Подсолнечное масло
-
Ярким примером импортозамещения в России является подсолнечное масло. Во второй половине 1990-х годов его средний импорт в Россию составлял более 250 тыс. тонн в год при среднем производстве в России 800 тыс. тонн в год. К 2011 году импорт сократился до 90 тыс. тонн за год, то есть в два с лишним раза, а его российское производство составило 2,5 млн тонн в год, увеличившись в три раза.[30][31]
-
Импорт сахара-сырца в Россию достиг пика в 1999 году, составив 5,8 млн тонн, что в три с лишним раза превысило внутрироссийское производство сахара (1,7 млн тонн). В 2000-х годах произошёл значительный рост производства сахара при одновременном падении его импорта. В 2011 году импорт составил 2,3 млн тонн, а производство — 4,8 млн тонн. Таким образом, сахар-сырец отечественного производства стал доминировать на российском рынке, потеснив импорт.[32][33]
[править] Металлургическая продукция
-
-
По состоянию на начало 2000-х годов российские предприятия были не в состоянии выпускать трубы большого диаметра (ТБД) для строительства магистральных газо- и нефтепроводов. Высокотехнологичную трубную продукцию «Газпром», «Транснефть» и нефтяники также были вынуждены закупать за рубежом. К началу 2008 года ситуация изменилась кардинальным образом, в России создано современное производство ТБД по законченному циклу.[34]
Если в 2003 году «Газпром» закупал у российских производителей меньше половины труб, а остальное вынужден был импортировать, то в 2006—2007 годах на трубы российского производства пришлось уже более 75 % закупок, а к 2013 году — около 95 %.[35][36]
-
В России до 2013 года не было технологии дифференцированной закалки 100-метровых рельсов, при которой продукция получала определённые эластичные свойства.[37] В связи с этим качество рельсов российского производства не в полной мере удовлетворяло требованиям компании «Российские железные дороги», в особенности для высокоскоростного движения. По этой причине компания вынуждена приобретать японские рельсы для скоростных магистралей, в частности, Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Хельсинки.[38][39]
В 2013 году из 950 тыс. тонн рельсов, которые закупила компания «РЖД», 20 % были импортными.[40]
Российские металлургические компании Evraz и «Мечел» провели модернизацию своих производств, после чего стали располагать станами для прокатки длинных рельсов по новейшим технологиям. Всего на модернизацию «Мечел» потратил $750 млн, а Evraz — более $500 млн. В частности, в июле 2013 года на Челябинском металлургическом комбинате (входит в состав «Мечела») был запущен универсальный рельсобалочный стан. Стан производит железнодорожные рельсы с усиленными прочностными характеристиками для высокоскоростного движения. Таких рельсов в России раньше не производили, их покупали за границей. Производственная мощность стана — 1,1 млн тонн готовой продукции в год. Объём инвестиций — более 20 млрд рублей.[41][42][43]
С января 2014 года компания «РЖД» перестала импортировать рельсы, поскольку российские производители, проведя модернизацию производств, начали выпускать рельсы с нужными характеристиками.[44]
[править] Лифтовые канаты
В 2011 году на череповецкой площадке компании «Северсталь» была запущена новая канатная машина. Ввод в эксплуатацию нового оборудования позволил группе «Северсталь-метиз» первой в России изготовить лифтовые канаты по европейскому стандарту.[45] Ранее эти канаты завозились на территорию России в основном из Украины, отдельные поставки осуществлялись из европейских стран. По состоянию на 2013 год, в числе потребителей «Северсталь-метиза» основные российские лифтовые заводы — «Карачаровский механический завод» (КМЗ), «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ), «Пышминский лифтостроительный завод» и белорусский «Могилёвлифтмаш».[46]
[править] Железнодорожная техника
Пассажирский электровоз ЭП20
-
[править] Электропоезда
В последние советские годы по дорогам СССР массово ходили электропоезда, производимые за пределами РСФСР. Рижский вагоностроительный завод выпускал несколько моделей электропоездов, самым массовым из которых был ЭР2, их произведено в различных модификациях порядка 7 тыс.[47]
Первый электропоезд российского производства — сначала только один вагон, аналогичный рижскому ЭР29 и вцепляемый в тот же рижский электропоезд ЭР2 — был построен на Демиховском машиностроительном заводе в 1993 году, и в том же году — поезд ЭТ2 в Торжке. В настоящее время в России разработаны и серийно производятся отечественные электропоезда различных моделей. Так, в 2013 году компания «Уральские локомотивы» завершила строительство завода в Верхней Пышме (Свердловская область), который сейчас выпускает электропоезда «Ласточка».[48][49]
[править] Дизель-поезда
Эти работники пригородных и межобластных маршрутов в РСФСР не производились. Основным дизель-поездом железных дорог СССР был венгерский поезд Д-1 завода Ganz-MÁVAG. Их в СССР в 1964—1988 годах было поставлено 605 составов (плюс 89 составов его предка серии Д), 2540 вагонов — 1210 моторных и 1330 прицепных. С 1982 года прицепные вагоны для этих поездов выпускались в Румынии. Вторым по значимости были дизель-поезда, производимые Рижским вагоностроительным заводом, их список — ДР-1: 55 составов базовой модели, 211 модели А, 80 модели П.[50]
В 1997 году на мытищинском заводе был начал выпуск первого отечественного дизель-поезда нового поколения РА1 (произведен 91 поезд), с 2005 года — РА2 (более 100 поездов). В 2011 году был начат выпуск поезда ДП-С. Таким образом, Россия не только ушла от ввоза дизель-поездов, наладив их собственное производство с нуля, но перешла к их экспорту.[51][52]
[править] Пассажирские электровозы
Собственно пассажирские электровозы не разрабатывались и не выпускались не только в РСФСР, но и в СССР вообще. Из-за этого пассажирские поезда обслуживались переделанными грузовыми электровозами (грузопассажирскими). Основными пассажирскими электровозами в СССР были чехословацкие электровозы Шкода (в основу их положен электровоз швейцарской фирмы Винтертур с приводом фирмы Сешерон, чехи закупили у них лицензию на производство). СССР закупал их массово. Кроме того, СССР закупал электровозы в ФРГ и во Франции.[53]
В настоящее время все пассажирские электровозы разработаны и производятся в России. Электровоз ЭП1 производится с 1999 года, ЭП2К — с 2006 года, ЭП20 — с 2011 года. Таким образом, Россия разработала и серийно производит то, чего раньше не производила, а импортировала.[54][55]
[править] Пассажирские вагоны дальнего следования и вагоны-рестораны
Всего по состоянию на 1985 год только из ГДР были импортированы почти 30 тыс. вагонов — 22,2 тыс. вагонов завода Аммендорф и 5,2 тыс. — Гёрлиц.[56]
В настоящее время Россия полностью ушла от импорта пассажирских вагонов и всё производит сама.[57]
[править] Вагоны класса RIC
Международные вагоны никогда не разрабатывались и не производились ни в Российской империи, ни в СССР, все были только импортными.[58]
В настоящее время Россия полностью ушла от их импорта, разработала и серийно производит вагоны класса RIC.[59]
[править] Пассажирские вагоны для узкоколейных железных дорог
Базовым пассажирским вагоном узкоколейных железных дорог в СССР был закупаемый в Польше вагон, производимый компанией Pafawag, серии 1Aw/2Aw/3Aw. Всего их было закуплено 560 единиц.[60]
В настоящее время Россия перешла к собственной разработке и выпуску пассажирских вагонов для узкоколейных дорог, их в частности производит Камбарский машиностроительный завод в Удмуртии.[61]
[править] Химическая продукция
-
[править] Полипропилен
-
По состоянию на 2012 год российский рынок полипропилена являлся дефицитным. В 2012 году производство полипропилена в России составило свыше 660 тыс. тонн, при этом спрос превысил 880 тыс. тонн.[62]
В апреле 2013 года в Омске состоялось открытие завода группы компаний «Титан» по производству полипропилена. Мощность завода — 180 тыс. тонн год. Завод выпускает импортозамещающую продукцию, которую можно использовать для производства строительных и отделочных материалов, труб и других изделий для нужд ЖКХ. Этот завод — единственное российское предприятие, способное выпускать около 100 марок полимерной продукции. Предприятие строилось 7 лет, объём инвестиций в него превысил 11 млрд рублей.[63]
В октябре 2013 года в Тюменской области открылся завод «Тобольск-Полимер». Он стал крупнейшим в России производством полипропилена.[64][65]
В результате открытия новых заводов произошло значительное импортозамещение на рынке полипропилена. Если в 2012 году импорт полипропилена в Россию составлял 276 тыс. тонн, то в 2015 году — 138 тыс. тонн.[66][67] При этом объём российского производства полипропилена за тот же период увеличился с 661 тыс. тонн до 1,28 млн тонн, то есть почти в два раза.[68][69] Россия не только вытеснила импорт, но и стала крупным экспортёром полипропилена.
[править] Поливинилхлорид
-
В 2013 году потребление поливинилхлорида (ПВХ) в России превысило 1 млн тонн. При этом объём производства составил чуть более 600 тыс. тонн.[70] Таким образом, значительную долю в потреблении ПВХ составил импорт.
В сентябре 2014 года в городе Кстово (Нижегородская область) состоялась церемония открытия нового производственного комплекса по выпуску ПВХ «РусВинил». «РусВинил» стало одним из крупнейших в России и мире производств по выпуску ПВХ. Проектная мощность комплекса составляет 330 тыс. тонн ПВХ и 225 тыс. тонн каустической соды в год. Инвестиции в создание комплекса составили более 60 млрд рублей. Пуск «РусВинила» способствует решению важной задачи по импортозамещению поливинилхлорида на российском рынке, а также направлен на развитие более глубокой переработки и потребления нефтехимической продукции.[71]
В январе-апреле 2015 года импорт суспензионного поливинилхлорида (ПВХ-С) на российский рынок сократился более чем в 20 раз. При этом экспорт суспензии за эти четыре месяца вырос в 10 раз. Всего в Россию было импортировано 3,2 тыс. тонн суспензионного поливинилхлорида, тогда как годом ранее — 70 тыс. тонн. Столь существенное снижение импорта объясняется запуском «РусВинила» и удорожанием зарубежной продукции вследствие ослабления рубля.[72]
-
Ранее реактивные учебно-боевые самолёты для отечественных ВВС поставляла Чехословакия (L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос»). В настоящее время Россия сама производит и экспортирует реактивный учебно-боевой самолёт Як-130.[73]
[править] Вертолётная техника
-
В 1990-е годы вертолётное двигателестроение подверглось сильному влиянию деструктивных процессов, связанных с распадом СССР, поскольку ключевые предприятия-производители и разработчики остались вне границ России. На Украине оказался промышленный гигант отрасли — «Мотор Сич» и один из разработчиков моторов — ГП «Ивченко-Прогресс». В России осталось единственное КБ, которое имело серьёзный опыт проектирования вертолётных двигателей и вспомогательного оборудования — петербургское ОАО «Климов».[74]
В России отсутствовала технологическая база для серийного производства двигателей серии ТВ3-117, которые устанавливались на 95 % вертолётов, спроектированных ОКБ М. Л. Миля и ОКБ Н. И. Камова. Основным поставщиком этих двигателей было украинское предприятие «Мотор Сич». ОАО «Климов» по состоянию на 2010 год могло ежегодно собирать из украинских комплектующих от 50 до 100 вертолётных двигателей серии ТВ3-117 первой категории. Под своей маркой ОАО «Климов» выпускал лишь небольшие партии моторов ТВ3-117 для обеспечения нужд Министерства обороны России и других силовых ведомств. На 2010 год «Климовым» было освоено около 30 % полного цикла производства этих двигателей. На базе ТВ3-117 «Климов» разработал модификацию этого двигателя — ВК-2500. В 2000—2001 годах двигатель завершил сертификационные и государственные стендовые испытания. Основная часть деталей для ВК-2500 производилась на Украине компанией «Мотор Сич», однако некоторые специфические агрегаты изготавливались в Санкт-Петербурге.[75]
В конце 2004 года на Украине произошла «оранжевая революция», после чего российско-украинские отношения резко обострились.
В 2005 году было дано поручение президента России Путина (№ 2704 от 09.04.2005), за которым последовали два поручения правительства РФ (№МФ-П-7-189СС от 14.04.2005, а также №МФ-П-7-241С от 07.05.2005), приказы Минпромэнерго (№ 13 от 22.01.2008) и Минпромторга (№ 403 от 10.12.2008), предписывающие организовать полный цикл производства вертолётных двигателей на территории России.[76]
Компании «Оборонпром» и «Объединённая двигателестроительная корпорация» приняли решение организовать полный цикл производства вертолётных двигателей на ОАО «Климов».[77] В 2011 году началось строительство нового конструкторско-производственного комплекса.[78]
В октябре 2014 года компания «Климов» ввела в строй в Санкт-Петербурге первую очередь нового конструкторско-производственного комплекса «Петербургские моторы». В течение 3 ближайших лет планируется довести мощность предприятия до 600 вертолётных двигателей ежегодно. За счёт нового завода планируется более чем вдвое увеличить объёмы производства двигателей, полностью обеспечив потребности российского рынка в них. Программа импортозамещения предусматривает изготовление на территории России всех комплектующих изделий и окончательную сборку двигателей.[79][80][81][82]
В октябре 2014 года было сообщено, что холдинг «Вертолёты России» подготовил к отгрузке в воинские части ВВС РФ модернизированные вертолёты Ми-8АМТШ-В, произведённые на Улан-Удэнском авиационном заводе с учётом курса на импортозамещение. В целях снижения зависимости от зарубежных поставщиков все вертолёты Ми-8АМТШ-В оснащены современным оборудованием российского производства. На вертолёте установлены более мощные двигатели ВК-2500-03 производства компании «Климов». Двигатели ВК-2500-03 отличаются улучшенными характеристиками, что позволяет заметно повысить надёжность и безопасность боевого применения и в целом лётно-технические характеристики вертолета. Кроме того, увеличенный ресурс российских двигателей благоприятно скажется на стоимости эксплуатации вертолетов. Ещё одним направлением модернизации стала замена вспомогательной силовой установки АИ-9В украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП «Аэросила». ТА-14 имеет более высокую мощность энергоустановки, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска (6000 м против 4000 м у АИ-9В). Таким образом, возможности вертолета при эксплуатации в высокогорной местности и автономном базировании существенно возросли. Генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Александр Михеев тогда заявил: «Результаты этой работы [по импортозамещению] на примере Ми-8АМТШ-В свидетельствуют о том, что применение российского оборудования в ряде случаев позволяет добиться существенных улучшений характеристик вертолета».[83]
9 октября 2014 года гендиректор «Вертолётов России» Александр Михеев заявил, что российские военные вертолёты комплектуются только отечественными двигателями, украинские агрегаты поставляются только на коммерческие и гражданские вертолёты.[84]
[править] Ракетная техника
-
В 2011 году, с целью дальнейшего отказа от импорта украинских ракетных двигателей Р95 компании «Мотор Сич», на российском НПО «Сатурн» было начато производство аналогичных двигателей 36MT.[85][86]
Если раньше систему прицеливания для ракетного комплекса «Тополь» поставлял ЦКБ «Арсенал» (Киев), то теперь она заменена на российский, превосходящий по качеству аналог московского Научно-производственного центра автоматики и приборостроения.[87]
В феврале 2015 года официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков заявил, что ракеты-носители «Зенит» украинского производства больше заказываться не будут, а те космические аппараты, которые планировалось запустить с их помощью, будут доставлены на орбиту с помощью новейших российских ракет семейства «Ангара». «Наша промышленность только что завершила создание современной ракеты, которая позволяет выполнять любые задачи, и мы посчитали, что нет больше смысла закупать ракеты на Украине», — пояснил Буренков.[88]
-
В последние годы в России наблюдается импортозамещение на рынке автомобилей. Импортозамещению способствуют такие факторы, как соглашения о промсборке (о производстве иномарок в России), утилизационный сбор, ослабление курса рубля. В 2009—2012 годах доля локально выпущенных иномарок на российском рынке выросла почти вдвое — до 44 %.[89]
В общих продажах автомобилей Renault в России на автомобили местного производства приходится около 95 %. В 2012 году около 60 % всех проданных в России автомобилей концерна Volkswagen было произведено здесь же. «Мы ожидаем, что в последующие годы эта доля будет расти», — заявил представить Volkswagen’а.[90]
По прогнозу «Автостата», доля импорта на автомобильном рынке будет снижаться как минимум до 2017 года (до 32 %).[91]
-
В середине 2012 года отмечалось, что интенсивное развитие малого судостроения, особенно в Санкт-Петербурге и Казани, за последние пять лет привело к эффективному импортозамещению на российском рынке маломерных судов. По оценкам специалистов, доля отечественной продукции достигла 60 %, а в сегменте до 7 метров уже превысила 80 %.[92]
В период с 2011 по 2016 год производство листового термополированного стекла в России выросло с 212,4 млн м2 до 250,9 м2 (на 18 %), при этом импорт данной продукции в Россию за тот же период сократился с 30,8 млн м2 до 9,3 млн м2 (в 3 раза). Россия стала чистым экспортёром стекла с объёмом чистого экспорта 50 млн м2 в 2016 году.[93]
Импортозамещению способствовало открытие в России новых стекольных производств. В частности, в 2012 году был открыт завод «Гардиан Стекло Ростов» (Ростовская область), в 2013 году — завод «Тракья Гласс Рус» (Татарстан) и Каспийский завод листового стекла (Дагестан).[94]
-
3 марта 2013 года новая бумагоделательная машина группы «Илим», построенная в рамках инвестиционного проекта «Большая Коряжма», выпустила свою первую бумагу. В результате реализации проекта в Коряжме начала работу самая современная в России бумагоделательная машина, которая будет производить более 150 тыс. тонн офисной бумаги. С осени 2013 года компания начала выпуск чистоцеллюлозной мелованной бумаги, что сделало группу первым и единственным российским производителем этой продукции. Председатель совета директоров группы «Илим» Захар Смушкин заявил: «Новое бумажное производство — это только первый значительный шаг развития нашего комбината в Коряжме. Мы последовательно идем по пути увеличения в Коряжме производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на потребности российского рынка и импортозамещение. И эта работа будет продолжена».[95][96][97]
-
По состоянию на ноябрь 2013 года все 20 российских заводов, производящих оптико-волоконный кабель, закупали практически всё оптическое волокно для него за рубежом.[98]
Осенью 2013 года в Саранске началось строительство завода «Оптиковолоконные системы» — первого в России крупного предприятия по производству оптоволокна.[99] Объём инвестиций в строительство завода составил в 2,7 млрд рублей.[100]
25 сентября 2015 года новый завод был открыт.[101] При выходе на проектную мощность он будет производить ежегодно 2,4 млн км волокна, что позволит занять от 20 до 30 % всего российского рынка.[102]
[править] Электросетевое оборудование
-
В феврале 2012 года отмечалось, что на сегодняшний день доля импортного оборудования в электросетевом комплексе составляет более 50 %, а магистральном сетевом комплексе (220 кВ и выше) — около 70 %. До последнего времени в России часть оборудования (например, комплектные распределительные устройства (КРУЭ) 220 кВ и выше, отдельные виды трансформаторов, кабелей) в России не выпускались.[103]
Для исправления ситуации органы государственной власти, энергокомпании предпринимают активные меры, направленные как на развитие производства оборудования российскими заводами, так и на привлечение в страну ведущих мировых производителей оборудования с обязательным условием обеспечения высокого уровня локализации производства. В частности, компания Hyundai открыла в городе Артём (Приморский край) завод по производству КРУЭ (запущен в 2013 году). При этом в течение трех-пяти лет предполагается локализовать производство комплектующих для нового предприятия до 70 %. В конце сентября 2011 года ОАО «Силовые машины» и корпорация Toshiba приступили к строительству завода по производству трансформаторов в посёлке Металлострой (Санкт-Петербург). Начало выпуска продукции планируется на 2014 год, одним из основных покупателей оборудования трансформаторного завода станут российские сетевые компании. Также обсуждаются варианты строительства своих заводов в России компанией Альстом.[104][105][106][107]
-
- Назарчук Е. Н. «Импортозамещающая стратегия развития российских предприятий». Инновационное развитие экономики: Материалы междунар. научно-практич. конф. Ярославль: 2005
Импортозамещение в России
|
История
| 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
|
Виды продукции
| Пищевая продукция • Металлургическая продукция • Машиностроительная продукция (Авиационная техника, Вертолётная техника, Ракетная техника, Ракетные двигатели) • Химическая продукция (Лекарства) • Энергоносители
|
ЦФО
| Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
|
СЗФО
| Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
|
ЮФО
| Адыгея • Калмыкия • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область
|
КФО
| Крым • Севастополь
|
СКФО
| Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
|
ПФО
| Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский край • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
|
УФО
| Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
|
СФО
| Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский край • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
|
ДФО
| Якутия • Камчатский край • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ
|
Прочее
| Импортозамещение украинской продукции • Импортозамещение в «Газпроме» • Импортозамещение в «Транснефти» • Импортозамещение в «ФСК ЕЭС»
|
Импорт в Россию
|
История
| IX век • X век • XI век • XII век • XIII век • XIV век • XV век • XVI век • XVII век • XVIII век • XIX век • XX век • XXI век
|
Нефть и нефтепродукты
| Нефть • Нефтепродукты (Бензин, Дизельное топливо, Керосин, Мазут)
|
Пищевая продукция
| Алкоголь (Вино, Виски, Водка) • Безалкогольные напитки (Квас) • Зерно (Горох, Гречиха, Кукуруза, Овёс, Рис, Рожь, Пшеница, Ячмень) • Капуста • Картофель • Кондитерские изделия • Крахмал • Крупа • Макаронные изделия • Мёд • Минеральные воды • Моллюски • Молоко и молочные продукты • Мороженое • Мука • Мясо и мясопродукты (Говядина, Мясо птицы, Свинина) • Пиво • Подсолнечное масло • Ракообразные • Рыба • Сахар • Семена подсолнечника • Семена рапса • Соевое масло • Солод • Сыр • Томаты • Уксус • Чай • Доля импорта на российском рынке
|
Химическая продукция
| Азотная кислота • Аммиак • Бензол • Зубная паста • Карбид кальция • Карбонаты • Лакокрасочные материалы • Лекарства • Метанол • Минеральные удобрения (Азотные, Калийные, Смешанные) • Моющие средства • Мыло • Пластификаторы • Пластмассы • Полипропилен • Полиэтилен • Серная кислота • Сернокислый натрий • Сера • Силикаты • Синтетические красители • Синтетический каучук • Синтетические смолы • Сода • Стирол • Углерод • Фенол • Этилен
|
Металлургическая продукция
| Алюминиевый прокат • Алюминий • Бронзовый прокат • Вольфрам • Железная руда • Золото • Кобальт • Магний • Медный прокат • Медь • Металлокорд • Никелевый прокат • Никель • Олово • Платина • Свинец • Свинцовый прокат • Сталь • Стальной прокат • Трубы из чёрных металлов (Стальные трубы) • Титан • Ферросплавы (Ферромарганец) • Цинк • Цинковый прокат • Чугун
|
Военная авиатехника
| Вертолёты • Самолёты (Истребители, Штурмовики)
|
Прочие вооружения
| Военно-морские вооружения • Средства ПВО • Танки
|
Авиационная техника
| Вертолёты (Военные, Гражданские) • Самолёты (Военные, Гражданские) • Гражданская авиатехника (Вертолёты, Самолёты) • Военная авиатехника (Вертолёты, Самолёты)
|
Железнодорожный подвижной состав
| Вагоны (Грузовые, Пассажирские)
|
Прочая машиностроительная продукция
| Автобусы • Автомобили (Легковые, Грузовые) • Автопогрузчики • Бульдозеры • Велосипеды • Весы • Генераторы • Двигатели (Внутреннего сгорания, Турбовинтовые, Турбореактивные, Электродвигатели) • Железнодорожные локомотивы • Комбайны • Компрессоры • Контрольно-кассовые машины • Краны • Кузнечно-прессовые машины • Лифты • Металлургическое оборудование • Микроскопы • Микросхемы • Морозильники • Мотоблоки • Мотокультиваторы • Мотороллеры • Мотоциклы • Насосы • Печатное оборудование • Плавучие средства • Подшипники • Прядильные машины • Пылесосы • Радиоприёмники • Станки (Металлорежущие, Ткацкие, Токарные) • Стиральные машины • Счётчики воды • Счётчики газа • Счётчики электроэнергии • Телевизоры • Тепловозы • Тракторные косилки • Тракторные культиваторы • Тракторные плуги • Тракторные сеялки • Тракторы • Трансформаторы • Троллейбусы • Турбины • Угольные электроды • Фотоаппараты • Хлебопекарные печи • Холодильники • Холодильное оборудование • Часы • Швейные машины • Экскаваторы • Электрические аккумуляторы • Электрические изоляторы • Электрические счётчики • Электровозы • Электродуховки • Электрокофемолки • Электромиксеры • Электромясорубки • Электроплитки • Электросоковыжималки • Электроутюги • Электрочайники
|
Целлюлозно-бумажная продукция
| Бумага • Картон • Обои • Целлюлоза
|
Продукция деревообработки
| Дверные блоки • Древесноволокнистые плиты • Древесностружечные плиты • Оконные блоки • Пиломатериалы • Фанера
|
Стройматериалы
| Керамическая плитка • Кирпич • Оконное стекло • Цемент • Цементно-стружечные плиты • Черепица • Шифер
|
Продукция лёгкой промышленности
| Блузки • Брюки • Ковры и ковровые изделия • Костюмы • Куртки • Обувь • Палатки • Пальто • Папки • Платья • Портфели • Рюкзаки • Сумки • Ткани • Трикотажные изделия • Чулочно-носочные изделия • Швейные изделия • Юбки
|
Мебель
| Диваны • Диваны-кровати • Кресла • Кровати • Матрасы • Столы • Стулья • Шкафы
|
Прочие товары
| Алмазы • Древесина • Кокс • Линолеум • Лыжи • Пластмассовые изделия • Полиэтиленовые трубы • Природный газ • Сланцы • Табачные изделия (Сигареты) • Торф • Уголь • Удобрения • Урановая продукция • Шины (Для легковых автомобилей, Для грузовых автомобилей) • Электроэнергия • Ядерное топливо
|
Услуги
| Государственные • Компьютерные и информационные • Страховые • Строительные • Транспортные (Водный транспорт, Воздушный транспорт) • Услуги в сфере культуры и отдыха • Услуги связи • Финансовые
|
Европа
| Австрия • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Румыния • Сан-Марино • Северная Македония • Сербия • Словакия • Словения • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
|
Азия
| Абхазия • Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • Китай • КНДР • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Палестина • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Южная Корея • Южная Осетия • Япония
|
Америка
| Ангилья • Антигуа и Барбуда • Аргентина • Аруба • Багамы • Барбадос • Белиз • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Колумбия • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Парагвай • Перу • Сальвадор • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • Сент-Люсия • США • Суринам • Тринидад и Тобаго • Уругвай • Чили • Эквадор • Ямайка
|
Африка
| Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • ДР Конго • Египет • Замбия • Западная Сахара • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • ЦАР • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эсватини • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан
|
Австралия и Океания
| Австралия • Новая Зеландия • Палау • Вануату • Кирибати • Маршалловы Острова • Науру • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы Острова • Тонга • Тувалу • Федеративные Штаты Микронезии • Фиджи
|
ЦФО
| Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
|
СЗФО
| Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
|
ЮФО
| Адыгея • Калмыкия • Крым • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область • Севастополь
|
СКФО
| Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
|
ПФО
| Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
|
УФО
| Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
|
СФО
| Алтай • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
|
ДФО
| Бурятия • Якутия • Забайкальский край • Камчатский край • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ
|
Импортозамещение
| Пищевая продукция • Металлургическая продукция • Машиностроительная продукция • Химическая продукция • Энергоносители
|
Прочее
| Доля импортной продукции на российском рынке • Импорт из СНГ • Импорт высокотехнологической продукции • Транспортировка импортируемых в Россию товаров • Владимир Путин и импорт в Россию • Импорт Россией транспортных услуг из стран постсоветского пространства
|
Статьи
|
Россия
| Место среди стран мира • Список позиций среди стран мира • Лидирующие позиции в мире • Первое место России среди стран мира • Россия в международных рейтингах • Россия как опережающая страна • Вузы России в международных рейтингах • Наука • Северный Кавказ • Ангара • Су-57 • Комплектующие и материалы МС-21 • Характеристики МС-21 • РД-191 • ВК-2500 • Минфин • Министерство образования и науки • Президентская программа подготовки управленческих кадров • Религии на Северном Кавказе • Траурные дни • Наводнения • Лесные пожары • Сброс сточных вод • Несчастные случаи на аттракционах • Случаи захватов самолётов • Беспризорники • Баженовская свита • Список регионов по числу телевизоров на одно домохозяйство • Российские фильмы — лауреаты Каннского фестиваля • Земельный кодекс • МФЦ
|
Экономика России
| Валовой национальный доход • Валовые национальные расходы • Расходы на конечное потребление • Оборонно-промышленный комплекс • Высокотехнологический комплекс • Рыболовство • Строительство (Жилищное, Автодорожное, Стоимость жилищного строительства, Оконная индустрия, Крупные стройки) • Канализация (Централизованные системы, Очистные сооружения) • Мобильная связь • Интернет • IT-сектор • Туризм • Торговля (Розничная торговля) • Трудовые ресурсы • Валовое накопление основного капитала • Особые экономические зоны • Нанотехнологии • Инновации (Технологические, Экологические) • Малое предпринимательство • Модернизация экономики • Производительность труда • Безработица • Список регионов по уровню безработицы • Основные фонды • Фондоотдача • Доходы населения • Заработная плата • Пенсии • Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум • Бартер • Крупнейшие производители • Монополизм (Картельные соглашения) • Жильё (Благоустройство) • Приватизация • Раздаточная экономика • Технологическое отставание • Межрегиональная дифференциация по уровню экономического развития • Доля России на мировом рынке • Список продукции, производящейся в России • Список проектируемых и строящихся производств в России • Рынок машин и оборудования • Рынок молока и молочных продуктов • Лоббизм российских компаний • Льготы, предусмотренные для молодежи и студентов • Подземные хранилища природного газа • Экономические рекорды
|
ВВП России
| Структура ВВП • Список регионов России по ВРП на душу населения
|
Промышленность России
| Обрабатывающая промышленность (Конкурентоспособность) • Металлургия (Чёрная, Сталелитейная промышленность, Производство рельсов, Цветная, Алюминиевая промышленность, Цинковая промышленность) • Химическая промышленность (Шинная промышленность, Фармацевтическая промышленность, Производство полипропилена) • Промышленность стройматериалов (Цементная промышленность) • Бриллиантовая промышленность • Производство автокомплектующих • Лесная промышленность • Целлюлозно-бумажная промышленность • Электроэнергетика • Тепловая энергетика • Гидроэнергетика • Атомная энергетика • Атомная промышленность • Производство оружейных делящихся материалов • Добыча полезных ископаемых (Себестоимость добычи нефти) • Тяжёлая промышленность • Сравнение промышленности России с Украиной
|
Машиностроение России
| Ракетостроение (Космическое ракетостроение) • Аэрокосмическая промышленность • Ракетно-космическая промышленность • Авиапром (Самолётостроение, Военное самолётостроение, Гражданское самолётостроение, Вертолётостроение) • Судостроение (Кораблестроение, Подводное кораблестроение) • Лазерная промышленность • Микроэлектроника • Транспортное машиностроение • Железнодорожное машиностроение (Вагоностроение) • Сельскохозяйственное машиностроение • Тракторостроение • Энергетическое машиностроение (Атомное) • Металлургическое машиностроение • Радиоэлектронная промышленность • Автопром (Легковое автомобилестроение, Грузовое автомобилестроение, Сборочные производства автомобилей-иномарок, Уровень локализации производимых автомобилей-иномарок, Поставки металлургической продукции для автопрома, Поставки ММК для автопрома) • Танкостроение • Станкостроение • Подъёмно-транспортное машиностроение • Приборостроение • Тяжёлое машиностроение • Нефтяное машиностроение • Двигателестроение (Авиационное двигателестроение)
|
Топливная промышленность России
| Нефтяная промышленность • Нефтеперерабатывающая промышленность • Газовая промышленность • Угольная промышленность
|
АПК России
| Сельское хозяйство • Растениеводство • Животноводство • Пищевая промышленность • Сахарная промышленность
|
Транспорт России
| Автомобильный транспорт • Автомобильные дороги • Железнодорожный транспорт • Российские железные дороги • Трубопроводный транспорт (Нефтепроводный) • Водный транспорт (Морской транспорт) • Воздушный транспорт • Транзит через Россию • ВСТО • БТС-2 • Северный поток • Северный морской путь • Линия метро «Подольск — Раменское» • Байкало-Амурская магистраль
|
Финансы в России
| Банковская система • Фондовый рынок • Государственные финансы • Государственный долг (Внешний долг) • Валютный рынок • Кредитные рейтинги • Международный финансовый центр • Российский рубль • Использование рубля в международных расчётах • Использование рубля в расчётах между странами ЕврАзЭС • Антиинфляционная политика • Долговая политика • Внешний долг • Государственные и муниципальные облигации • Бюджетные послания президента России • Неплатежи • Сравнение финансов в России с Украиной
|
Налогообложение в России
| Налоги • Уклонение от налогов • Подоходный налог с физических лиц • Налогообложение добычи полезных ископаемых
|
Инвестиции в России
| Инвестиционный климат • Инвестиционная политика • Инвестиции в обрабатывающей промышленности • Иностранные инвестиции • Инвестиции Германии в Россию • Инвестиции Франции в Россию • Иностранные инвестиции в автомобильной промышленности России • Иностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении России • Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата
|
Внешнеэкономические отношения России
| Внешняя торговля • Военно-техническое сотрудничество • Строительство Россией атомных электростанций за рубежом (Индия, Китай, Иран, Финляндия) • Зарубежная деятельность российских компаний • Либерализация внешней торговли • Таможенный союз ЕврАзЭС • Отношения с ВТО • Отношения с ЕС • Отношения с Латинской Америкой • Отношения с Афганистаном • Отношения с Германией • Отношения с Грузией • Отношения с Казахстаном • Отношения с США (Торговые отношения) • Отношения с Турцией (Торговые отношения) • Отношения с Украиной (Торговые отношения) • Отношения с Центральной Азией • Отношения с ЮАР • Денежные переводы из России • Приток капитала в Россию • Контракты компаний России с зарубежными странами (Индия) • Кредиты, выданные Россией • Инвестиции России на Украине • Siemens в России
|
Экспорт из России
| Металлургическая продукция • Химическая продукция • Урановая продукция • Лекарства • Высокотехнологичная продукция • Поставки для зарубежных авиастроительных компаний (Airbus, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Boeing, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Airbus) • Услуги • Транспортные услуги • IT-экспорт • Пошлины • Транспортировка экспортируемых товаров (Нефть, Нефтепродукты, Природный газ, Зерно) • Доля России в мировом экспорте • Крупнейшие компании-экспортёры
|
Экспорт энергоносителей из России
| Нефть и нефтепродукты • Экспортные пошлины на мазут в России • Доля экспорта в производстве энергоносителей
|
Экспорт машиностроительной продукции из России
| Вооружения • Военно-морские вооружения • Авиатехника • Военная авиатехника • Гражданская авиатехника
|
Экспорт пищи из России
| Мясо и мясопродукты • Шоколадные изделия
|
Экспорт из России по импортёрам
| Австрия • Азербайджан • Аргентина • Африка • Бахрейн • Белоруссия (Природный газ) • Болгария (Природный газ) • Бразилия • Великобритания (Природный газ) • Венгрия (Энергоносители, Природный газ) • Венесуэла (Вооружения) • Вьетнам (Вооружения) • Германия (Природный газ, Автомобили) • Грузия • Дания (Природный газ) • Евросоюз • Израиль • Индия (Вооружения, Самолёты) • Иран (Вооружения) • Испания • Италия • Казахстан • Канада • Китай (Энергоносители, Нефть, Уголь, Вооружения, Пищевая продукция) • Колумбия • Нидерланды • Польша (Природный газ) • Сирия • Словения (Природный газ) • США (Энергоносители, Ракетные двигатели, Вооружения, Удобрения) • Судан (Вооружения) • Тунис • Турция (Природный газ) • Украина (Энергоносители, Природный газ, Машиностроительная продукция, Автомобили, Пищевая продукция) • Финляндия • Франция (Природный газ) • Чехия • Швеция • Эстония • Южная Корей (Энергоносители) • Япония
|
Импорт в Россию
| Доля России в мировом импорте • Доля импортной продукции на российском рынке • Машиностроительная продукция • Пищевая продукция • Доля импортного продовольствия на российском рынке • Мясо и мясопродукты • Молоко и молочные продукты • Услуги • Импортозамещение • Импортозамещение машиностроительной продукции • Импортозамещение вертолётной техники • Импортозамещение химической продукции • Импортозамещение пищевой продукции • Импортозамещение металлургической продукции • Импортозамещение продукции с Украины • Азербайджан • Белоруссия • Бразилия • Великобритания • Германия • Канада • Китай • Литва • Молдавия • Польша • США • Туркмения (Природный газ) • Украина (Машиностроительная продукция, Грузовые железнодорожные вагоны, Пищевая продукция) • Чили
|
Экономические реформы в России
| Реформа электроэнергетики • Реформа ЖКХ • Пенсионная реформа (с 2002) • Реформа железнодорожного транспорта • Реформа системы обязательного медицинского страхования • Налоговые реформы
|
Компании России
| Госкомпании • Компании-экспортёры • Машиностроительные компании • Компании ОПК • Ростех • Алмаз-Антей • Т-платформы • Амурский судостроительный завод • Луховицкий авиационный завод • Ангстрем • Ситроникс • ОДК-Сатурн • GM Auto • Трансмашхолдинг • Ростсельмаш • АвтоВАЗ • Газпром • ЛУКойл • СУЭК • Росатом • Северсталь • Объединённая металлургическая компания • Российская венчурная компания • Магнитогорский металлургический комбинат • Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус • Коломенский завод • Роснано • Рособоронэкспорт • ВНИИЭФ • Тяжмехпресс • Группа ГАЗ • Оптоган • Бассоль • ABBYY • Севмаш • Лебедянский • X5 Retail Group N.V. • Аэрофлот • ВСМПО-Ависма • Московский завод полиметаллов • Кировлес • Омский нефтеперерабатывающий завод • ИНТЕР РАО ЕЭС • Полюс • Крымский Титан
|
Товары в России
| Алмазы (Экспорт) • Аммиак (Производство) • Бумага (Экспорт) • Древесина (Экспорт) • Лакокрасочная продукция (Рынок) • Минеральные удобрения (Экспорт) • Пиломатериалы (Экспорт) • Целлюлоза (Экспорт) • Шины (Рынок, Экспорт)
|
Машиностроительная продукция в России
| Автобусы (Экспорт) • Автомобили (Рынок, Экспорт, Импорт) • БПЛА (Производство) • Вертолёты (Рынок, Экспорт) • Военные вертолёты (Экспорт) • Военные самолёты (Экспорт) • Головки самонаведения • Грузовые автомобили (Экспорт) • Истребители (Экспорт) • Легковые автомобили (Импорт) • Лазеры (Экспорт) • Микросхемы (Экспорт) • Паровые турбины (Производство) • Самолёты (Экспорт) • Сельхозтехника (Экспорт) • Станки (Экспорт, Импорт) • Стиральные машины (Производство, Экспорт) • Суперкомпьютеры (Производство) • Танки (Экспорт) • Телевизоры (Экспорт) • Тракторы (Экспорт)
|
Энергоносители в России
| Бензин (Экспорт) • Дизельное топливо (Экспорт) • Кокс (Экспорт) • Мазут (Экспорт) • Нефтепродукты (Экспорт) • Нефть (Рынок, Добыча, Экспорт, Запасы) • Попутный нефтяной газ • Природный газ (Добыча, Экспорт, Запасы, Газификация) • Ракетное топливо • Торф (Добыча) • Уголь (Добыча, Экспорт, Запасы) • Электроэнергия (Экспорт, Импорт) • Ядерное топливо (Рынок, Экспорт)
|
Пищевая продукция в России
| Алкоголь (Экспорт, Импорт) • Бананы (Импорт) • Баранина (Рынок) • Водка (Экспорт, Импорт) • Говядина (Производство, Импорт) • Горох (Экспорт) • Зерно (Производство, Экспорт, Импорт) • Картофель (Производство) • Кондитерские изделия (Экспорт) • Кукуруза (Экспорт) • Куриное мясо (Производство) • Мёд (Производство) • Минеральная вода (Экспорт) • Мясо (Производство) • Мясо птицы (Рынок, Производство, Экспорт, Импорт) • Пиво (Экспорт) • Подсолнечник (Производство) • Подсолнечное масло (Экспорт) • Пшеница (Экспорт, Импорт, Твёрдая пшеница) • Растительное масло (Экспорт) • Рис (Экспорт) • Рыба (Экспорт) • Сахар (Рынок, Экспорт, Импорт) • Свинина (Производство, Импорт) • Тритикале • Чай (Импорт) • Яблоки (Рынок) • Ячмень (Экспорт)
|
Металлургическая продукция в России
| Алюминий (Рынок) • Железная руда (Добыча, Экспорт) • Золото (Добыча) • Медь (Рынок) • Никель (Экспорт) • Рельсы (Импорт) • Сталь (Экспорт) • Трубы из чёрных металлов (Экспорт)
|
Внутренняя политика в России
| Государственное устройство • Председатель правительства • Госдума • Послания президента Федеральному собранию • Чеченский конфликт • Список иностранных наёмников, уничтоженных в Чечне
|
ЦФО
| Экономика • ВРП • Промышленность • Агропромышленный комплекс • ТЭК • Транспорт • Внешнеэкономические отношения • Природные ресурсы • Продолжительность жизни населения • Река Моча • Белгородская область (Экономика, ВРП, Животноводство, Продолжительность жизни населения, Белгород) • Брянская область (Экономика, ВРП, Машиностроение) • Владимирская область (Экономика) • Воронежская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Ивановская область (Экономика, ВРП) • Калужская область (Экономика, ВРП, Автомобильная промышленность, Трудовые ресурсы) • Костромская область (Экономика, ВРП) • Курская область (Экономика, Транспорт) • Липецкая область (Экономика, ВРП) • Московская область (Экономика, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Транспорт, Добыча полезных ископаемых, Экспорт, Доходы населения, Природные ресурсы, Экономика Подольска, Доходы населения Подольска, Метро в Подольске, Экономика Подольского района, Выбросы загрязняющих веществ в Подольске, ИТК-5) • Орловская область (Экономика, ВРП) • Рязанская область (Промышленность) • Смоленская область (Экономика) • Тамбовская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность) • Тверская область (Экономика, Деревня Кривоносовка) • Тульская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых) • Ярославская область (Экономика, ВРП, Транспорт, Доходы населения) • Москва (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Шуховская телебашня, Улица Борисовские пруды, дом № 16, корпус 2)
|
СЗФО
| Экономика • ВРП • Добыча полезных ископаемых • Автопром • Сельское хозяйство • Карелия (Экономика, ВРП) • Коми (ВРП) • Архангельская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Продолжительность жизни населения) • Вологодская область (Экономика, Сельское хозяйство) • Калининградская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность, Автомобильная промышленность, Производство электроэнергии) • Ленинградская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Растениеводство, Транспорт, Продолжительность жизни населения, Порт Приморск) • Мурманская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новгородская область (Экономика, ВРП) • Псковская область (ВРП) • Санкт-Петербург (Экономика, ВРП, Занятость, Потребление электроэнергии) • Ненецкий автономный округ (Экономика, ВРП)
|
ЮФО
| Экономика • ВРП • Адыгея (ВРП) • Калмыкия (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения) • Крым (Экономика, ВРП, Растениеводство, Зерноводство, Животноводство, Импорт, Доходы населения, Зарплата, Зерно) • Астраханская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Машиностроение, Транспорт) • Волгоградская область (Экономика, ВРП, Доходы населения, Трудовые ресурсы) • Ростовская область (Экономика, Промышленность, Транспорт) • Краснодарский край (Экономика, Промышленность, Добыча полезных ископаемых) • Промышленность Крымского полуострова • Электроэнергетика Крымского полуострова • Нефтегазовый комплекс Крымского полуострова • Сельское хозяйство Крымского полуострова • Транспорт Крымского полуострова • Доходы населения Крымского полуострова
|
СКФО
| Экономика • ВРП • Дагестан (Экономика, Добыча полезных ископаемых, Инвестиции) • Ингушетия (Экономика) • Кабардино-Балкария (Промышленность) • Северная Осетия (Экономика, ВРП) • Чечня (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Добыча нефти, Доходы населения, Образование) • Ставропольский край (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт)
|
ПФО
| Экономика • ВРП • Судостроение • Производство вертолётов • Башкортостан (Экономика, ВРП, Промышленность, Сельское хозяйство, Строительство, Транспорт, Финансы, Инвестиции, Инновации, Социально-экономическая политика, Образование, Здравоохранение, Население, Государственное устройство, Президент) • Мордовия (Экономика, ВРП) • Татарстан (Экономика, Трудовые ресурсы) • Удмуртия (Экономика, ВРП) • Чувашия (Занятость) • Кировская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Нижегородская область (Экономика, Автомобильная промышленность, Экспорт, Население, Производство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде) • Оренбургская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Пензенская область (Экономика) • Самарская область (Экономика, ВРП, Автомобильная промышленность) • Саратовская область (Экономика, ВРП) • Пермский край (Экономика, ВРП) * Ульяновская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых)
|
УФО
| Экономика • ВРП • Добыча полезных ископаемых • Курганская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Свердловская область (Добыча полезных ископаемых, Екатеринбург) • Тюменская область (Экономика, ВРП, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Финансы, Доходы населения) • Челябинская область (ВРП, Сельское хозяйство, Растениеводство, Транспорт) • Ханты-Мансийский автономный округ (Экономика, Население) • Ямало-Ненецкий автономный округ (Новый Уренгой)
|
СФО
| Экономика • ВРП • Промышленность • Занятость • Тыва (Продолжительность жизни населения) • Хакасия (Экономика, Промышленность, Транспорт, Население) • Иркутская область (ВРП, Обрабатывающая промышленность, Занятость) • Кемеровская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новосибирская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт) • Омская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Трудовые ресурсы) • Томская область (Добыча полезных ископаемых) • Алтайский край (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Добыча полезных ископаемых, Продолжительность жизни населения) • Забайкальский край (Экономика, ВРП) • Красноярский край (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения)
|
ДФО
| Экономика • ВРП • Сельское хозяйство • Мост между Хабаровским краем и Сахалином • Якутия • Амурская область (Экономика, ВРП) • Магаданская область (ВРП) • Сахалинская область (Экономика, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых) • Камчатский край (Экономика, Продолжительность жизни населения) • Приморский край (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых, Доходы населения) • Хабаровский край (Экономика, ВРП) • Чукотский автономный округ (Экономика) • Еврейская автономная область (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство) • Чукотский автономный округ (ВРП)
|
Внешняя политика России
| Отношения со странами (Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Киргизия, Китай, Пакистан, Польша, Саудовская Аравия, Словакия, США, Украина, Чехия, Швейцария, Швеция, Эфиопия, Япония) • Политика России в Центральной Азии и Закавказье • Совет Россия-НАТО • Россия и Швейцария
|
Реформы в России
| Дмитрий Медведев и реформы • Административные реформы • Административная реформа (с 2002) • Второй этап административной реформы (с 2006 года) • Административная реформа в субъектах федерации • Реформа здравоохранения • Судебные реформы • Реформа уголовно-исполнительной системы
|
Вооружённые силы России
| Главное оперативное управление Генштаба • ВВС • ВМФ (Северный флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия)
|
Население России
| Продолжительность жизни • Демографическая политика • Население с высшим образованием • Рождаемость • Смертность • Список регионов по продолжительности жизни населения • Список регионов по уровню младенческой смертности
|
Преступность в России
| Иностранная преступность • Убийства • Ограбления банков • Погибшие в результате преступных посягательств • Коррупция • Дело Hermitage Capital
|
Терроризм в России
| Теракты в России • Национальный антитеррористический комитет • Вихрь-антитеррор
|
Терроризм
| Исламский джихад — Джамаат моджахедов • Исламская партия Туркестана • Исламское движение Восточного Туркестана • Джунд аш-Шам • Джамаат-и-Ислами • Общество социальных реформ • Контртеррористическая операция
|
Экономика
| Экономическое прогнозирование (Бюджетное) • Международный финансовый центр • Налоговый менеджмент • Доходы населения • Экспортные пошлины • Конференция ООН по торговле и развитию • АТЭС • Цены на нефть • Киберсин • Экономические реформы в Китае с 1978 года (1970-е годы, 1980-е годы, 1990-е годы) • Экономические реформы в странах Восточной Европы • Международный валютный фонд • Список стран по потреблению электроэнергии на душу населения • Petroleos de Venezuela S.A. • Kuwait Petroleum Corporation • Repsol YPF • National Iranian Oil Company • Угольная промышленность Европы • Себестоимость добычи сланцевого газа • Затраты-выпуск • МТК ЕЗК • Осакская программа действий
|
Энергоносители
| Сланцевая нефть • Сжиженный природный газ • Сланцевый газ • Расход топлива у самолётов • ОПЕК • Методики оценки запасов нефти • Сланцевый газ в Америке
|
США
| Экономика • Жильё • Угольная промышленность • Сельское хозяйство • Внешнеэкономические отношения • Экспорт природного газа • Финансы • Сланцевый газ • Права человека • Отношения с Узбекистаном • Противоракетная оборона • Коррупция
|
Германия
| Машиностроение • Угольная промышленность • Внешняя торговля • Жильё • Права человека • Коррупция • Теракты
|
Украина
| ВВП • Обрабатывающая промышленность • Автомобильная промышленность • Авиационная промышленность • Ракетно-космическая промышленность • Железнодорожное машиностроение • Воздушный транспорт • Доходы населения • Бедность • Экспорт (Пища, Машиностроительная продукция, Вооружения, Электроэнергия, Доля в мировом экспорте) • Автомобильный транспорт • Транзит грузов через Украину (Нефть, Газ) • Доля импорта на рынке Украины • Электроэнергия • Пальмовое масло • Выездной туризм с Украины • Жильё • Природный газ • Газификация • Автомобильный кабель • Отношения Украины с МВФ • Зоря-Машпроект • Канализация в Киеве • Реформы • Коррупция • Канализация • Качество продовольствия • Миграционная политика Украины • Дискриминация русских на Украине • Ан-70 • Ан-132 • Ан-140 • Ан-148
|
Грузия
| Экономика • ВВП • Машиностроение • ТЭК (Электроэнергетика) • Добыча полезных ископаемых • Сельское хозяйство • Растениеводство • Транспорт (Трубопроводный, Морской) • Финансы (Налоги, Банковская система, Государственные финансы, Государственный внешний долг) • Производство золота • Инвестиции • Внешнеэкономические отношения (Экспорт, Экспорт электроэнергии, Импорт, Импорт пищевой продукции, Денежные переводы в Грузию) • Доходы населения (Заработная плата) • Трудовые ресурсы • Зестафонский завод ферросплавов • Тбилисское авиационное государственное объединение • Образование • Наука • Государственное устройство • География • Коррупция • Отношения с США • Отношения с Францией
|
Постсоветское пространство
| СНГ • Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ • Объём производства в обрабатывающей промышленности России, Украины и Белоруссии • Покупательная способность средней зарплаты в России и Украине • Список продукции, потребляемой в России, Украине и Белоруссии • Русские в Центральной Азии и Закавказье • Грузино-абхазский конфликт • Грузино-осетинский конфликт • Закавказье • Нагорный Карабах • Экономика Прибалтики • Транспорт Прибалтики • Вопрос об оккупации стран Прибалтики Советским Союзом • Роль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР
|
Страны
| Абхазия (Экономика, Промышленность) • Австралия (Угольная промышленность) • Азербайджан (Экономика) • Албания • Аргентина (Экономика) • Армения (Внешняя торговля) • Афганистан • Белоруссия (Экономика, Сельское хозяйство, Доходы населения, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Импорт, Транзит природного газа, IT-сектор, Место в международных рейтингах) • Бразилия (Экономика) • Великобритания (Коррупция, Права человека) • Гондурас (Экономика) • Индия (Машиностроение, Угольная промышленность, Доходы населения) • Иран • Ирландия (Доходы населения) • Исландия (Экономика) • Казахстан (Машиностроение, Оборонная промышленность, Внешнеэкономические отношения, Внешняя торговля) • Канада (Угольная промышленность, Жильё, Права человека, Коррупция) • Катар (Катар, Экспорт природного газа) • Китай (Экономика, Машиностроение, Угольная промышленность, Финансы, Внешняя торговля, Экспорт, Государственное устройство, Либерализация цен, Коррупция) • Латвия (Экономика, Внешняя торговля, Лица без гражданства) • КНДР (Экономика) • Ливия • Литва (Экономика, Вооружённые силы) • Мексика (Экспорт, Импорт) • Молдавия (Внешняя торговля) • Монголия (Метро Улан-Батора) • Нидерланды (Экономика, Коррупция) • Никарагуа • Пакистан (Теракты) • Польша (Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Автомобильная промышленность, Угольная промышленность, Экспорт) • Саудовская Аравия (Экономика) • Финляндия (Жильё, Права человека) • Франция (Коррупция, Права человека) • Швейцария (Экономика) • Швеция (Права человека) • Эстония (Экономика, Транзит, Теневая экономика, Вооружённые силы) • ЮАР (Экономика, Угольная промышленность, Доходы населения) • Южная Корея (Экономика, Коррупция) • Южная Осетия (Экономика) • Япония (Промышленность, Машиностроение, Внешняя торговля, Доходы населения, Коррупция, Прокуратура)
|
Персоналии
| Дмитрий Медведев • Алексей Кудрин • Владимир Касатонов • Евгений Рыбин • Сергей Горьков • Увайс Магомадов • Тамерлан Хасаев • Юсуф Крымшамхалов • Заур Акавов • Арасул Хубиев • Лечи Исламов • Михаил Коданёв • Тони Блэр • Владимир Эренбург • Сергей Оганесян • Марио Блюменфельд • Ильяз Муслимов • Игорь Стрелков • Сергей Карнаухов • Валерий Мальцев • Дмитрий Гололобов • Мирей Матье • Денис Никандров • Борис Ломакин • Игорь Данилевский • Алексей Навальный • Евгений Москвин
|
В. В. Путин
| Путин и российские реформы • Президентство • Третий президентский срок • Президентские указы • Социально-экономическая политика • Путин и экономика России (Промышленность, Автопром, Судостроение, ТЭК, АПК, ЖКХ, Налогообложение, Доходы населения, Госкомпании, Формирование МФЦ) • Путин и демографическая политика в России • Путин и здравоохранение в России • Путин и транспорт • Путин и судебная система России • Путин и алкоголь в России • Путин и коррупция в России • Путин и внешняя политика России • Путин и постсоветское пространство • Путин и образование в России • Путин и регионы России • Россия во время президентства Путина • Инициативы • Оценки деятельности
|
Право
| Международный розыск • Международные трибуналы • Закрытые судебные заседания • Правовой режим Каспийского моря
|
Международные отношения
| Дипломатические отношения • Шанхайская организация сотрудничества • АСЕАН • Группа стран по борьбе с коррупцией • G8 • Политика Китая в Центральной Азии • Политика НАТО в Центральной Азии и Закавказье
|
Прочее
| GRICS • Футбольный трансфер • Нанотехнологии • Лев Щаранский • Креативная партия свободы совести • Межнациональные конфликты • Каспийское море • Коррупция • Отложенные неисправности в самолётах • Дискриминация русских • Исламский экстремизм • Спуск с орбиты космических аппаратов • Каспийский регион • Выход в открытый космос • Индекс восприятия коррупции • Ответственность родителей за оставление детей без присмотра • Незаконное вооружённое формирование • Права человека в Евросоюзе • Термины Counter-Strike • Ан-2П • Тетрахлорэтилен • Углеводы • Список стран по числу больничных коек на 1000 человек населения
|