Редактирование Закон о государственном предприятии (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Предыстория == В известной триаде, определяющей [[право собственности]] как право владеть, распоряжаться и пользоваться, первый элемент был наиболее консервативным в советской экономике. Государство реализовывало его в полной мере вплоть до 1988 года, назначая и сменяя высших руководителей предприятий. Права распоряжаться и пользоваться частично делегировались, причём соответствующие механизмы заметно эволюционировали.<ref>''Полтерович В. М.'' [http://ecsocman.hse.ru/data/467/937/1216/Polterovich_V.pdf Экономическая реформа 1992 г.: битва правительства с трудовыми коллективами] // Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. -№ 4. — С. 3 — 17</ref> В период до [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] выполнение распоряжений сверху, включая плановые задания, обеспечивалось почти исключительно мерами административного принуждения, партийной дисциплиной и репрессиями. Тем не менее уже с 1923 по 1936 год на предприятиях действовал «[[фонд улучшения быта рабочих и служащих]]», а в 1936 году его сменил «[[фонд директора]]»; оба эти фонда формировались из отчислений от [[Прибыль|прибыли]]. С 1955 года фонд директора преобразуется в «[[фонд предприятия]]», достигающий 7-8 % [[Фонд заработной платы|фонда заработной платы]] и предназначенный для улучшения культурно-бытовых условий работников и совершенствования производства. Затем в 1967 году на смену ему пришли фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и развития производства. Схемы создания и расходования этих фондов экономического стимулирования менялись каждую пятилетку, а иногда и чаше. Выполнение или невыполнение плана всё в большей мере становилось делом экономического выбора. Фонды стимулирования усиливали взаимозависимость работников, способствовали формированию единой цели трудового коллектива.<ref>''Полтерович В. М.'' [http://ecsocman.hse.ru/data/467/937/1216/Polterovich_V.pdf Экономическая реформа 1992 г.: битва правительства с трудовыми коллективами] // Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. -№ 4. — С. 3 — 17</ref> Декларирование важнейшей роли трудового коллектива всегда было существенным элементом советской пропаганды. Хотя элементы рабочего самоуправления, возникшие после революции, были довольно быстро ликвидированы, государство стремилось к тому, чтобы «производственные отношения» занимали как можно больше места в жизни рядового работника. Предприятие распределяло квартиры, места в яслях и детских садах, путёвки в дома отдыха и санатории, садовые участки, предоставляло возможность заниматься спортом или танцами, обеспечивало медицинское обслуживание и доступ ко многим другим видам услуг и дефицитным продуктам. Такой строй жизни находил поддержку в массовой коллективистской психологии и одновременно укреплял её. Развитие системы экономического стимулирования ставило не только оплату труда, но и объём оказываемых работникам услуг во всё большую зависимость от трудовых усилий коллектива и искусства его менеджеров.<ref>''Полтерович В. М.'' [http://ecsocman.hse.ru/data/467/937/1216/Polterovich_V.pdf Экономическая реформа 1992 г.: битва правительства с трудовыми коллективами] // Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. -№ 4. — С. 3 — 17</ref> В любой системе менеджер испытывает давление с двух сторон: собственника (частного владельца, государства, акционеров) и коллектива работников. По мере ослабления государственного контроля руководители предприятия всё в большей мере оказывались выразителями интересов трудового коллектива.<ref>''Полтерович В. М.'' [http://ecsocman.hse.ru/data/467/937/1216/Polterovich_V.pdf Экономическая реформа 1992 г.: битва правительства с трудовыми коллективами] // Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. -№ 4. — С. 3 — 17</ref> С 1960-х годов объём прав государства по распоряжению предприятием законодательно ограничивается и сокращается. Многие годы предприятие было юридически беззащитно перед любыми предписаниями министерства; в произвольный момент ему могли изменить план или заставить приобрести ненужную или невыгодную продукцию. В 1962 году Положение о поставках дало предприятиям право отказываться от подобной продукции, а статья 47 «Закона о предприятии» 1965 года провозгласила, что министерства могут менять утверждённый годовой план предприятия лишь в исключительных случаях и с согласия его руководства. Разумеется, это не вызвало существенных реальных изменений, а было только намёком на их возможность.<ref>''Полтерович В. М.'' [http://ecsocman.hse.ru/data/467/937/1216/Polterovich_V.pdf Экономическая реформа 1992 г.: битва правительства с трудовыми коллективами] // Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. -№ 4. — С. 3 — 17</ref> Директора предприятий, трудовые коллективы всё более осознавали себя политической силой. Требования предоставить им большую свободу поддерживалось большинством интеллигенции, многими экономистами. «Закон о предприятии» 1987 года был в значительной мере результатом их многолетнего совместного давления на партийно-правительственные органы.<ref>''Полтерович В. М.'' [http://ecsocman.hse.ru/data/467/937/1216/Polterovich_V.pdf Экономическая реформа 1992 г.: битва правительства с трудовыми коллективами] // Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. -№ 4. — С. 3 — 17</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы