Редактирование: Жидкостные ракетные двигатели в России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Изображение:RD-191.jpg|thumb|400px|right|Ракетный двигатель [[РД-191]]]] [[Изображение:NK-33.jpg|thumb|400px|right|Ракетный двигатель [[НК-33]]]] [[Изображение:RD-180.jpg|thumb|400px|right|Ракетный двигатель [[РД-180]]]] '''Жидкостные ракетные двигатели в России''' — один из основных видов [[Ракетные двигатели в России|ракетных двигателей в России]]. Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров жидкостных ракетных двигателей. == Производство == {{main|Производство жидкостных ракетных двигателей в России}} [[НПО «Энергомаш»]] разрабатывает и производит жидкостные ракетные двигатели. [[НПО «Энергомаш»]] — крупнейший в России производитель жидкостных ракетных двигателей.<ref>[http://lenta.ru/articles/2014/10/30/antares/]</ref> Самарское предприятие «[[Кузнецов]]» серийно выпускает жидкостные ракетные двигатели РД-107А/РД-108А, которыми оснащаются I и II ступени ракет-носителей типа «Союз».<ref>[http://www.tolkochto.ru/news/economy/73954.html Компании из КНР оценили аэрокосмический опыт нашего региона | ТолькоЧто. Ru] // [[Tolkochto.ru]]</ref> [[Воронежский механический завод]] выпускает жидкостные ракетные двигатели. Завод «[[Протон-ПМ]]» производит жидкостные ракетные двигатели. == История == === 1930-е годы === Осенью 1933 года был создан [[Реактивный научно-исследовательский институт]] (РНИИ), в состав которого вошёл актив ГДЛ по созданию ЖРД под руководством [[В. П. Глушко]].<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Двигатель [[ОРМ-52]] прошёл официальные стендовые испытания в 1933 году.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> В 1936 году прошёл официальные стендовые испытания опытный двигатель [[ОРМ-65]] (тяга 175 кгс, удельная тяга 210 с, азотная кислота с керосином) для ракетоплана [[РП-318]] и крылатой ракеты 212 конструкции [[С. П. Королёв]]а.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> В 1939 году двигатель [[ОРМ-65]] прошёл лётные испытания в составе крылатой ракеты 212.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> === 1960-е годы === {{main|Жидкостные ракетные двигатели в СССР в 1960-х годах}} В 1961 году была начата разработка ЖРД-253 для первой ступени РН «Протон».<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 26 мая 1962 года ОКБ-456 (ныне НПО Энергомаш) утверждено головным исполнителем работ по двигателю РД-253 для ракеты «Протон».<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 26 июня 1962 года принято постановление Правительства о начале разработки РД-270 для первой ступени ракеты-носителя тяжелого класса УР-700.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 18 июля 1962 года принято постановление Правительства о проведении в ОКБ-456 поисковых работ по выбору оптимальных схем и параметров ЖРД с тягой до 1000 тс.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Разработка двигателя [[РД-0110]] началась в 1963 году. 22 октября 1965 года Министерством общего машиностроения (MOM) принято решение о выполнении в ОКБ-456 предэскизного проекта РД-270 в связи с предложением главных конструкторов В. Н. Челомея, В. П. Глушко, В. П. Бармина, В. И. Кузнецова.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Октябрь 1967 года — июль 1969 года. Проведение огневых испытаний экспериментальных ЖРД РД-270 с укороченным соплом (29 испытаний на 22 двигателях).<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> III квартал 1969 года. Остановка работ по разработке РД-270 из-за отсутствия решения о дальнейших работах по РН УР-700.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> === 1970-е годы === Первая половина 1973 года. Проведение проработок возможных вариантов кислородно-керосиновых двигателей с тягой не менее 500 тс.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> В конце 1973 года состоялось совещание, на котором было принято решение о выборе четырёхкамерной конструкции для разработки мощного кислородно-керосинового двигателя. С этого фактически началась разработка двигателя [[РД-170]] ([[РД-171|171]]).<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Август 1974 года — ноябрь 1977 года. Проведение огневых испытаний модельных двигателей 1УК и 2УК для отработки процессов в камере сгорания и модельном газогенераторе для РД-170 (171) (346 огневых испытаний с общей наработкой 19 658 с).<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Формально началом разработки двигателя [[РД-170]] ([[РД-171|171]]) следовало бы считать дату получения технического задания от головных разработчиков, а это февраль — март 1976 года. [[НПО «Энергия»]] в феврале 1976 года заказало двигатель тягой 740 тс для ракетно-космического комплекса «[[Энергия-Буран]]». [[КБ «Южное»]] заказало в марте 1976 года двигатель для ракеты-носителя «[[Зенит (ракета)|Зенит]]». Двигатели для ракет-носителей «Энергия» и «Зенит» отличались по техническим заданиям обеих организаций очень незначительно, поскольку 1-я ступень ракеты-носителя «Зенит» была задумана как боковой блок ракеты-носителя «Энергия».<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Июнь 1976 года — октябрь 1978 года. Проведены огневые испытания модельного двигателя ЗУК для отработки конструкции газогенератора РД-170 (132 огневых испытания с наработкой 5193 с).<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Май 1977 года — июнь 1978 года. Проведены огневые испытания модельного двигателя 2УКС для отработки конструкции камеры сгорания ЖРД РД-170 (171) (68 огневых испытаний с наработкой около 6000 с).<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Июнь 1978 года — декабрь 1980 года. Проведены огневые испытания модельного двигателя 6УК для отработки конструкции ТНА РД-170 (171) (31 огневое испытание с наработкой 280 с).<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> В 1978 году были начаты работы по организации серийного производства ЖРД [[РД-170]] ([[РД-171|171]]) на [[ПО «Полёт»]] в Омске.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 31 января 1979 года проведено первое огневое испытание ЖРД [[РД-120]] для второй ступени [[РН «Зенит»]].<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> === 1980-е годы === 25 августа 1980 года проведено первое огневое испытание ЖРД РД-170 — самого мощного в мире ЖРД, предназначенного для первой ступени РН «Энергия».<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 11 октября 1980 года подписан приказ MOM о разработке эскизного проекта семейства ЖРД МД-185 для первой ступени РН «Зенит» и «Энергия».<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 9 июня 1981 года проведено первое успешное огневое испытание ЖРД РД-170.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> В сентябре 1981 года было успешно проведено контрольно-технологическое испытание ЖРД РД-171 № 18, предназначенного для дальнейших испытаний в составе первой ступени РН «Зенит».<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> В 1981 году был изготовлен первый макет ЖРД-170 на ПО «Полёт» в Омске.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 26 мая 1982 года произошло аварийное огневое испытание ЖРД РД-171 в составе первой ступени РН «Зенит» на стенде [[НИИХиммаш]] в Загорске. Был разрушен дорогостоящий, созданный специально для совместных испытаний ракетной ступени и двигателя стенд, разработка мощных ракет-носителей была заторможена на полтора-два года.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Май 1983 года. Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-170 на номинальном режиме.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 7 июня 1983 года создан Омский филиал КБЭМ НПО «Энергия» для авторского надзора и конструкторского сопровождения изготовления ЖРД РД-170 и РД-171.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Июнь 1983 года. Изготовлен первый двигатель РД-170 на ПО «Полет» в Омске.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 1 декабря 1984 года проведено первое успешное огневое испытание ЖРД РД-171 в составе первой ступени РН «Зенит» на стенде НИИХиммаш в Загорске.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Лётные испытания двигателя [[РД-171]] прошли в апреле 1985 года.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Ноябрь 1985 года. Проведены огневые стендовые испытания ЖРД РД-170 в составе блока «А» ракеты-носителя «Энергия».<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> В 1985 году было завершено создание однокамерного двигателя [[РД-120]] с турбонасосной системой подачи топлива.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Июль 1986 года. Выдано заключение о допуске РД-170 к летным испытаниям в составе блока «А» ракеты-носителя «Энергия».<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Декабрь 1988 года. Начата отработка ЖРД РД-170 на десятикратный ресурс работы.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Июнь 1989 года. ЖРД РД-170 демонстрируется на Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже (Франция).<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 1989 год. Официально подтверждена возможность четырехкратного ресурса работы ЖРД РД-170.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> === 1990-е годы === 1992 год. Официально подтверждена возможность десятикратного использования ЖРД РД-170 для полетов.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 11 октября 1995 года впервые в истории проведены демонстрационные огневые испытания российского серийного ЖРД РД-120 в США на стенде компании [[Пратт энд Уитни]] во [[Флорида|Флориде]].<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Январь 1996 года. НПО Энергомаш объявлено победителем конкурса на разработку ЖРД для модернизированной ракеты-носителя «[[Атлас]]» компании [[Локхид Мартин]] (США).<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 15 ноября 1996 года проведено первое огневое испытание ЖРД [[РД-180]], разрабатываемого для первой ступени американской ракеты-носителя «Атлас», на стенде НПО Энергомаш в Химках.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Июнь 1997 год. ЖРД РД-180 демонстрируется на Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже (Франция).<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 29 июля 1998 года проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180 в составе ступени РН «Атлас» компании Локхид Мартин на стенде Центра Маршалла в Хантсвилле (США).<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> Разработка двигателя [[РД-191]] началась в конце 1998 года. 2 января 1999 года первый серийный двигатель РД-180 отправлен в США.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> 17 марта 1999 года первый полномасштабный макет ЖРД РД-191 для семейства РН «Ангара» поставлен в [[ГКНПЦ им. М. В. Хруничева]].<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> === 2000-е годы === 25 мая 2000 года осуществлен запуск американской РН «Атлас 3» с российским двигателем РД-180, являющимся модификацией РД-170.<ref>[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/trofimov/osustcestvlenie/trofimov-osustcestvlenie-2001.pdf Осуществление мечты]</ref> === 2010-е годы === В 2014 году в России началась разработка детонационных жидкостных ракетных двигателей на экологически чистом топливе.<ref>[http://oborona.gov.ru/news/view/13972]</ref> В НПО «Энергомаш» летом 2016 года успешно прошли испытания двух полноразмерных детонационных жидкостных ракетных двигателей на экологически чистом топливе. Специалистам удалось добиться их работоспособности в течение нескольких пусков.<ref>[http://oborona.gov.ru/news/view/13972]</ref> == Ссылки == * [http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=8 ЖРД космических ракет-носителей] * [http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=10 ЖРД боевых ракет] == Примечания == <references /> {{Блага в России}} {{Жидкостные ракетные двигатели}} [[Категория:Жидкостные ракетные двигатели в России| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Блага в России
Шаблон:Жидкостные ракетные двигатели
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы