Европа

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Европа — часть света на западе Евразии. Площадь территории — 10,8 млн км2. Население — более 800 млн человек. Омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами.

Рельеф местности преимущественно равнинный или холмистый. Климат на большей части территории умеренный.

Имеются крупные запасы нефти, природного газа, каменного угля, железных руд.

Край­ние ма­те­ри­ко­вые точ­ки: се­вер­ная — мыс Норд­кин (71°8′ с. ш.) на Скан­ди­нав­ском п-ове, юж­ная — мыс Мар­ро­ки, 36° с. ш., за­пад­ная — мыс Ро­ка, 9°34′ з. д. (оба — на Пи­ре­ней­ском п-ове), вос­точ­ная — 67°20′ в. д. (вост. под­но­жие По­ляр­но­го Ура­ла, близ Бай­да­рац­кой гу­бы). Тра­ди­ци­он­но за гра­ни­цу Е. и Азии при­ни­ма­ют гл. во­до­раз­дел, или вост. под­но­жие Ура­ла, до­ли­ну р. Урал, Кас­пий­ское м., Ку­мо-Ма­ныч­скую впа­ди­ну и Кер­чен­ский прол. (ино­гда — осе­вую часть Боль­шо­го Кав­ка­за), Азов­ское, Чёр­ное и Мра­мор­ное мо­ря, про­ли­вы Бос­фор и Дар­да­нел­лы. От Аф­ри­ки Е. от­де­ле­на Гиб­рал­тар­ским и Ту­нис­ским про­ли­ва­ми. Омы­ва­ет­ся Ат­лан­ти­че­ским ок. (на за­па­де) и его мо­ря­ми — Се­вер­ным и Бал­тий­ским в центр. час­ти, Сре­ди­зем­ным, Чёр­ным и Азов­ским — на юге; на се­ве­ре — Сев. Ле­до­ви­тым ок. и его мо­ря­ми (Нор­веж­ским, Ба­рен­це­вым, Бе­лым, Кар­ским). По сте­пе­ни из­ре­зан­но­сти бе­ре­го­вой ли­нии Е. за­ни­ма­ет ве­ду­щее ме­сто сре­ди всех час­тей све­та. До 1/4 пло­ща­ди Е. при­хо­дит­ся на по­лу­ост­ро­ва; круп­ней­шие: Скан­ди­нав­ский, Ют­лан­дия, Коль­ский, Ка­нин — на се­ве­ре, Бре­тань — на за­па­де, Пи­ре­ней­ский, Апен­нин­ский, Бал­кан­ский, Крым­ский — на юге. К Е. при­над­ле­жат мно­го­числ. ост­ро­ва и ар­хи­пе­ла­ги об­щей пл. ок. 730 тыс. км2: Ис­лан­дия, Фа­рер­ские, Бри­тан­ские ост­ро­ва — не­по­сред­ст­вен­но в Ат­лан­ти­че­ском ок.; Си­ци­лия, Сар­ди­ния, Кор­си­ка, Крит, Ба­ле­ар­ские, Ио­ни­че­ские ост­ро­ва и др. — в Сре­ди­зем­ном м.; ар­хи­пе­ла­ги Шпиц­бер­ген, Зем­ля Фран­ца-Ио­си­фа, Но­вая Зем­ля — в Сев. Ле­до­ви­том ок. В пре­де­лах Е. рас­по­ло­же­ны (пол­но­стью или час­тич­но) 46 го­су­дарств (2007).[1]

В Европе вы­де­ля­ют сле­дую­щие круп­ные фи­зи­ко-гео­гра­фич. ре­гио­ны: Восточная Европа (Вос­точ­но-Ев­ро­пейская равнина, Урал, Крымские горы); Исландия; Северная Европа (Фен­носкандия); Средняя Европа (Бри­тан­ские о-ва, Сред­не­ев­ро­пей­ская равнина, Цен­траль­но­ев­ро­пей­ское сред­негорье, Аль­пий­ско-Кар­пат­ская гор­ная стра­на); Южная Европа, или Ев­роп. Сре­ди­зем­но­мо­рье (Пи­ре­ней­ский, Апен­нин­ский и Бал­кан­ский по­лу­ост­ро­ва).[2]

Рас­по­ло­же­ние Европы на западной ок­раи­не ог­ром­но­го ма­те­ри­ка Ев­ра­зия оп­ре­де­ля­ет мн. осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния её ланд­шаф­тов. На тер­ри­то­рии Е. по­сле­до­ва­тель­но сме­ня­ют­ся арк­тич., суб­арк­тич., уме­рен­ный и суб­тро­пич. гео­гра­фи­че­ские поя­са, в пре­де­лах ко­то­рых ано­маль­но ши­ро­ко раз­ви­ты зо­ны гу­мид­ных и экс­т­ра­гу­мид­ных (за­пад­ных при­океа­ни­че­ских) сек­то­ров. Сре­ди час­тей све­та Е. вы­де­ля­ет­ся про­дол­жи­тель­но­стью и мас­шта­ба­ми ан­тро­по­ген­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния при­род­ных эко­си­стем и пре­об­ла­да­ни­ем ан­тро­по­ген­но-мо­ди­фи­ци­ро­ван­ных ланд­шаф­тов, за­ни­маю­щих до 85 % её тер­ри­то­рии.[3]

Содержание

[править] История

Основная статья: История Европы

Пред­по­ла­га­ет­ся, что че­ло­век про­ник в Ев­ро­пу ок. 800 тыс. лет на­зад из Аф­ри­ки че­рез Гиб­рал­тар­ский прол. (Ата­пу­эр­ка, Чеп­ра­но). 40-28 тыс. лет на­зад по Е. рас­се­ли­лись из Зап. Азии лю­ди совр. ви­да (Homo sapiens), вы­тес­нив­шие оби­тав­ших здесь ра­нее не­ан­дер­таль­цев. Охо­та на круп­ных оби­та­те­лей при­лед­ни­ко­вой тун­д­ры, по­кры­вав­шей б. ч. Е. в па­лео­ли­те, да­ва­ла че­ло­ве­ку воз­мож­ность вес­ти от­но­си­тель­но осед­лый об­раз жиз­ни, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют жи­ли­ща-по­лу­зем­лян­ки, рас­про­стра­нён­ные в Центр. и Вост. Е. В верх­нем па­лео­ли­те поя­ви­лось и дос­тиг­ло рас­цве­та изо­бра­зит. иск-во: на­скаль­ные ри­сун­ки (осо­бен­но в При­пи­ре­ней­ской обл. на юге Фран­ции и се­ве­ре Ис­па­нии — Аль­та­ми­ра, Лас­ко, Фон-де-Гом, Тюк-­д’Оду­бер, Трёх Брать­ев пе­ще­ра и др.), резь­ба по кам­ню, ма­мон­то­во­му бив­ню, кос­ти (вил­лен­дорф­ско-кос­тён­ков­ское куль­тур­ное един­ст­во и др.), гли­ня­ная пла­сти­ка (Доль­ни-Вес­то­ни­це). К на­ча­лу ме­зо­ли­та (13-10 тыс. лет до н. э.) бы­ла за­се­ле­на б. ч. Е. Осн. за­ня­тия­ми жи­те­лей лес­ной ча­сти кон­ти­нен­таль­ной Е. ста­ли охо­та, озёр­ное и реч­ное ры­бо­лов­ст­во, по мор. по­бе­ре­жь­ям — мор­ское ры­бо­лов­ст­во, по бе­ре­гам Се­вер­но­го м. — мор­ское со­би­ра­тель­ст­во. В 6-м тыс. до н. э. на Бал­кан­ском п-ове (Ар­ги­са, Сеск­ло и др.) и в По­ду­на­вье (Стар­че­во) рас­про­стра­ня­ет­ся зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во, скла­ды­ва­ет­ся ти­пич­ная ран­не­зем­ле­дельч. не­о­ли­тич. куль­ту­ра (по­се­ле­ния-тел­ли, жен­ские ста­ту­эт­ки, позд­нее рас­пис­ная ке­ра­ми­ка). В 6-4-м тыс. до н. э. зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во поя­ви­лось в лес­ной зо­не Зап. и Центр. Е. Не­оли­тич. куль­ту­ра этих об­лас­тей (ли­ней­но-лен­точ­ной ке­ра­ми­ки куль­ту­ра) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­но­си­тель­но крат­ко­вре­мен­ны­ми по­се­ле­ния­ми, кар­кас­ны­ми длин­ны­ми до­ма­ми и др. На бе­ре­гах озёр пред­гор­ной час­ти Альп в 4-м тыс. до н. э. воз­ник­ли зем­ле­дельч. свай­ные по­се­ле­ния. Пер­вые зем­ле­дель­цы Е. се­ли­лись по бе­ре­гам во­до­ё­мов, где поч­ва бы­ла пло­до­род­ной и лёг­кой в об­ра­бот­ке. С рас­про­ст­ра­не­ни­ем плу­га в энео­ли­те и брон­зо­вом ве­ке ста­ли ос­ва­ивать­ся внут­рен­ние лес­ные тер­ри­то­рии, рас­про­ст­ра­ня­ет­ся под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. На юге Скан­ди­на­вии зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во появились в 4-м тыс. до н. э. (во­рон­ко­вид­ных куб­ков куль­ту­ра и др.). В 5-4-м тыс. до н. э. про­из­во­дя­щее хо­зяй­ст­во рас­про­ст­ра­ни­лось на юге Вост. Е. вплоть до Ср. и Ниж­не­го По­вол­жья, при­чём к во­сто­ку от Днеп­ра раз­ви­ва­лось пре­им. под­виж­ное ско­то­вод­ст­во. К кон­цу брон­зо­во­го ве­ка (кон. 2-го тыс. до н. э.) в сте­пях Вост. Е. сло­жи­лась клас­сич. куль­ту­ра ско­то­во­дов-ко­чев­ни­ков. Се­ве­ро-вос­ток Е. в не­оли­те по-преж­не­му за­се­ля­ли охот­ни­чьи пле­ме­на (ямоч­но-гре­бен­ча­той ке­ра­ми­ки куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская общ­ность, гре­бен­ча­то-ямоч­ной ке­ра­ми­ки куль­ту­ра, вол­го-кам­ская куль­ту­ра и др.). Но­вый этап ев­роп. ис­то­рии на­сту­пил в 3-м тыс. до н. э., ко­гда в Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье сфор­ми­ро­ва­лась древ­ней­шая в Е. гор. ци­ви­ли­за­ция (эгей­ская куль­ту­ра), тес­но свя­зан­ная с ци­ви­ли­за­ция­ми Зап. Азии. В Зап. Е. про­те­ка­ли сход­ные про­цес­сы: о со­ци­аль­ной диф­фе­рен­циа­ции и фор­ми­ро­ва­нии эли­ты сви­де­тель­ст­ву­ет рас­про­стра­не­ние здесь ме­га­ли­тич. куль­тур и кур­ган­ных по­гре­бе­ний.[4]

От до­ин­до­ев­ро­пей­ско­го на­се­ле­ния Зап. Е. ны­не со­хра­нил­ся лишь язык бас­ков. К древ­ней­ше­му на­се­ле­нию Сев. и Вост. Е. вос­хо­дят фин­но-угор­ские на­ро­ды. Во 2-1-м тыс. до н. э. в Е. поч­ти по­все­ме­ст­но (кроме северо-востока) рас­се­ли­лись ин­доевропейцы. Древ­ней­шие ин­до­ев­ро­пей­ские пле­ме­на Е. по­яв­ля­ют­ся на юге Бал­кан­ско­го п-ова (пе­лас­ги, ка­рий­цы, ле­ле­ги и др.). Позд­нее на юге Е. из­вест­ны гре­ки, ил­ли­рий­цы, фра­кий­цы, ита­ли­ки и др. В 1-м тыс. до н. э. на б. ч. Зап. Е. жи­ли кель­ты, за­ни­мав­шие поч­ти всю тер­ри­то­рию совр. Фран­ции (гал­лы), Ни­дер­лан­дов и Бель­гии (бел­ги), за­тем Бри­тан­ских о-вов (брит­ты, скот­ты). Юг Вост. Е. за­ня­ли иран. пле­ме­на скифов­ и савро­ма­тов­.[5]

В 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. в Сре­ди­зем­но­мо­рье воз­ник­ли фи­ни­кий­ские, гре­че­ские, эт­рус­ские и ла­тин­ские го­ро­да-по­ли­сы. С эпо­хи Ве­ли­кой греч. ко­ло­ни­за­ции (8-6 вв. до н. э.) Сев. Сре­ди­зем­но­мо­рье и При­чер­но­мо­рье по­па­ли под влия­ние куль­ту­ры Гре­ции Древ­ней, на ос­но­ве ко­то­рой сло­жи­лась ан­тич­ная ци­ви­ли­за­ция, во мно­гом оп­ре­де­лив­шая ха­рак­тер куль­тур­но­го раз­ви­тия Е. Один из лат. го­ро­дов — Рим, под­чи­нив се­бе вна­ча­ле тер­ри­то­рию совр. Ита­лии, а с кон. 3 в. до н. э. — др. об­лас­ти Е., стал цен­тром мо­гу­ще­ст­вен­но­го рим. го­су­дар­ст­ва. К 1 в. до н. э. сфор­ми­ро­ва­лась тер­ри­то­рия Рим. им­пе­рии, вклю­чав­шая в Е. зем­ли к за­па­ду от Рей­на и к югу от Ду­ная, а так­же б. ч. Ве­ли­ко­бри­та­нии. В зап. час­ти Им­пе­рии осн. язы­ком на­се­ле­ния ста­ла нар. ла­тынь, в вост. (на Бал­кан­ском п-ове) — греч. яз. (к кон. 4 в. н. э. раз­де­ле­ние Им­пе­рии на За­пад­ную и Вос­точ­ную офор­ми­лось по­ли­ти­че­ски). Об­лас­ти к се­ве­ру и вос­то­ку от гра­ни­цы Им­пе­рии (limes), за­се­лён­ные кельт­ски­ми (в Бри­та­нии), гер­ман­ски­ми (на Рей­не) и фра­кий­ски­ми (на Ду­нае) пле­ме­на­ми, в мень­шей сте­пе­ни под­верг­лись ро­ма­ни­за­ции.[6]

Но­вый эт­нич. об­лик Е. при­да­ли со­вер­шав­шие­ся с 4 в. н. э. мас­со­вые ми­гра­ции гер­ман­ских, сла­вян­ских, тюрк­ских, иран­ских и др. пле­мён (Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов). Гер­ман­цы, за­вое­вав в 5 в. зап. по­ло­ви­ну Рим. им­пе­рии, ши­ро­ко рас­се­ли­лись по Зап., Юго-Зап. и Юго-Вост. Е. В силь­но ро­ма­ни­зи­ро­ван­ных час­тях Е. (Гал­лия, Ибе­рия, Ита­лия) со­хра­ни­лись разл. диа­лек­ты на­род­ной ла­ты­ни, гер­ман­цы со вре­ме­нем ас­си­ми­ли­ро­ва­лись. Даль­ше к се­ве­ру и вос­то­ку, где куль­тур­ное влия­ние рим­лян бы­ло сла­бее, во­зоб­ла­да­ли герм. язы­ки. На Бри­тан­ских о-вах они поч­ти пол­но­стью по­гло­ти­ли до­гер­ман­ский кельт­ский суб­страт. В ареа­ле сев.-герм. язы­ков — в Скан­ди­на­вии, Да­нии, позд­нее — в Ис­лан­дии и на Фа­рер­ских о-вах — сфор­ми­ро­ва­лась эт­но­куль­тур­ная общ­ность скан­ди­нав­ских на­ро­дов. Тер­ри­то­рии от Эль­бы на за­па­де и Бал­кан­ско­го п-ова на юге до Ср. По­до­нья и Ср. По­вол­жья на во­сто­ке и По­вол­хо­вья на се­ве­ре бы­ли за­ня­ты гл. обр. сла­вя­на­ми, всту­пав­ши­ми во взаи­мо­дей­ст­вие с бал­та­ми, вост.-ро­ман­ски­ми (вла­хи), фин­но-угор­ски­ми и тюрк­ски­ми (гун­ны, ава­ры, про­то­бол­га­ры, ха­за­ры и др.) на­ро­да­ми; позд­нее сла­вя­не к за­па­ду от Оде­ра бы­ли в осн. гер­ма­ни­зи­ро­ва­ны, их по­том­ки — совр. лу­жи­ча­не.[7]

Кру­ше­ние ан­тич­ной ци­ви­ли­за­ции со­про­во­ж­да­лось рез­ким сни­же­ни­ем чис­лен­но­сти на­се­ле­ния Е., за­пус­те­ни­ем го­ро­дов. Од­но­вре­мен­но из слия­ния позд­не­ан­тич­ных и вар­вар­ских эле­мен­тов скла­ды­ва­лись но­вые фор­мы куль­ту­ры, об­ществ. от­но­ше­ний, пра­ва, иск-ва и т. п. Важ­ным кон­со­ли­ди­рую­щим фак­то­ром ста­ло рас­про­стра­не­ние в Е. хри­сти­ан­ст­ва, при­чём зап. часть Е. бы­ла объ­е­ди­не­на под уп­рав­ле­ни­ем епи­ско­па Рим­ско­го (па­пы), а вос­точ­ная, на­се­лён­ная в осн. гре­ка­ми, юж. и вост. сла­вя­на­ми, — пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Не­смот­ря на уг­луб­ляю­щий­ся рас­кол ме­ж­ду зап. и вост. церк­ва­ми (окон­ча­тель­но в 1054), по­ли­тич., цер­ков­ные и куль­тур­ные свя­зи с Ви­зан­ти­ей име­ли важ­ней­шее зна­че­ние для Е. на про­тя­же­нии все­го Сред­не­ве­ко­вья. С араб. за­вое­ва­ния Пи­ре­ней­ско­го п-ова (8 в.) на­ча­лось дли­тель­ное влия­ние на Е. ара­бо-­му­сульм. куль­ту­ры (в об­лас­ти фи­ло­со­фи­ии, нау­ки, иск-ва и др.). Вост. Е. под­дер­жи­ва­ла свя­зи с ара­бо-му­сульм. ми­ром че­рез Кав­каз и Вол­гу; че­рез ви­кин­гов (ва­ря­гов) эти свя­зи до­сти­га­ли Сев. Е.[8]

В кон. 5-9 вв. б. ч. Зап. и Центр. Ев­ро­пы бы­ла вклю­че­на во Франк­ское го­су­дар­ст­во. С его раз­де­лом по Вер­ден­ско­му до­го­во­ру 843 ме­ж­ду вну­ка­ми Кар­ла I Ве­ли­ко­го воз­ник­ли Вос­точ­но-Франк­ское и За­пад­но-Франк­ское ко­ро­лев­ст­ва — осно­ва бу­ду­щих Гер­ма­нии и Фран­ции. В 9 в. за­вер­ши­лось объ­еди­не­ние Анг­лии. В Сев., Центр. и Вост. Е. так­же скла­ды­ва­ют­ся но­вые го­су­дар­ст­ва — Авар­ский и Ха­зар­ский ка­га­на­ты, Бол­га­рия, Ве­ли­ко­мо­рав­ская дер­жа­ва, Че­хия, Поль­ша, Венг­рия, Нор­ве­гия, Шве­ция, Да­ния, Ки­ев­ская Русь, Булга­рия Волж­ско-Кам­ская­. Так к 11 в. фор­ми­ру­ет­ся ос­но­ва совр. по­ли­тич. де­ле­ния Е. В то же вре­мя на­ме­ча­ет­ся де­мо­гра­фич. и эко­но­мич. рост, при­вед­ший к рас­цве­ту ста­рых и по­яв­ле­нию но­вых ев­роп. го­ро­дов. На За­па­де скла­ды­ва­ет­ся вас­саль­но-лен­ная сис­те­ма зем­ле­вла­де­ния, ставшая осно­вой клас­сич. ев­роп. фор­мы фео­да­лиз­ма. В эпо­ху кре­сто­вых по­хо­дов феод. Е. дос­тиг­ла эко­но­мич. и куль­тур­но­го рас­цве­та; раз­ви­ва­ют­ся го­ро­да, под влия­ни­ем Вос­то­ка фор­ми­ру­ют­ся но­вые шко­лы фи­ло­со­фии (схо­ла­сти­ка), ис­кус­ст­ва (го­ти­ка), ус­лож­ня­ет­ся бы­то­вая куль­ту­ра. Од­но­вре­мен­но Е. вновь под­вер­га­ет­ся втор­же­ни­ям с вос­то­ка: мон­го­ло-та­тар­ско­му на­ше­ст­вию в 13 в., унич­то­жив­ше­му Волж­ско-Кам­скую Бул­га­рию и под­чи­нив­ше­му рус. кня­же­ст­ва, и ос­ман­ско­му за­вое­ва­нию в 14-15 вв., по­ло­жив­ше­му ко­нец Ви­зант. им­пе­рии. С пе­рио­дом под­чи­не­ния Ос­ман­ской им­пе­рии Бал­кан­ско­го п-ова и По­ду­на­вья свя­за­но про­ник­но­ве­ние му­сульм. куль­ту­ры на юго-вос­ток Е. Раз­ви­ва­ет­ся но­вое ду­хов­ное дви­же­ние — Воз­ро­ж­де­ние. К кон. 15-16 вв. во мно­гих го­су­дар­ст­вах (Анг­лия, Фран­ция, Ис­па­ния, Шве­ция, Рос­сия и др.) за­вер­ши­лась по­ли­тич. цен­тра­ли­за­ция. В рам­ках но­вых го­су­дарств скла­ды­ва­ют­ся совр. ев­роп. на­ции. В Центр. и Юго-­Вост. Е. воз­ник­ли мно­го­эт­нич. им­пе­рии — Габс­бург­ская, Ос­ман­ская и др. (рас­пав­шие­ся по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны). С от­кры­ти­ем Аме­ри­ки (1492) и на­ча­лом Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий ев­роп. стра­ны (Ис­па­ния, Пор­ту­га­лия, за­тем Анг­лия, Ни­дер­лан­ды, Фран­ция) за­вла­де­ли ги­гант­ски­ми тер­ри­то­рия­ми в Аме­ри­ке, Азии и Аф­ри­ке, из ко­то­рых в Ев­ро­пу уст­ре­ми­лись ог­ром­ные ма­те­ри­аль­ные бо­гат­ст­ва и про­ник­ли но­вые куль­тур­ные яв­ле­ния, в том числе в бы­то­вую куль­ту­ру (рас­про­стра­не­ние кар­то­фе­ля, ку­ку­ру­зы, та­ба­ка, чая, ко­фе, хлоп­ка, кау­чу­ка и др.). Ста­ли скла­ды­вать­ся ка­пи­та­ли­стич. от­но­ше­ния.[9]

Ре­лиг. дви­же­ния позд­не­го Сред­не­веко­вья (ере­си, мо­на­ше­ские ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на) в 14 в. при­ня­ли фор­му пер­вых по­пы­ток ре­фор­ма­ции ка­то­лич. церк­ви (уче­ние Дж. Уик­ли­фа, Я. Гу­са и др.). В 16 в. Ре­фор­ма­ция рас­ко­ло­ла Зап. Е. на ка­то­лич. и про­тес­тант­ские стра­ны. В Но­вое вре­мя раз­ви­ва­лись тра­ди­ции ре­лиг. воль­но­мыс­лия и ра­цио­на­лиз­ма, дея­те­ля­ми Про­све­ще­ния фор­му­ли­ро­ва­лись тео­рии ес­теств. пра­ва, об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра, на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та и др., лёг­шие в ос­но­ву совр. кон­цеп­ции прав че­ло­ве­ка. Од­но­вре­мен­но вы­дви­га­ют­ся прин­ци­пы эко­но­мич. ли­бе­ра­лиз­ма (А. Смит), со­ста­вив­шие идео­ло­гич. ос­но­ву ев­роп. ка­пи­та­лиз­ма. Про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот 18-19 вв. при­вёл к фор­ми­ро­ва­нию ин­тер­на­цио­наль­ной ур­ба­ни­сти­че­ской ин­ду­ст­ри­аль­ной ев­роп. ци­ви­ли­за­ции. В то же вре­мя с по­бе­дой ре­во­лю­ций, сверг­ших ста­рые мо­нар­хии, окон­ча­тель­но сло­жи­лась кон­цеп­ция на­ции. На­ро­ды Ав­ст­ро-­Венг­рии и Ос­ман­ской им­пе­рии пе­ре­жи­ли пе­ри­од нац.-куль­тур­но­го воз­ро­ж­де­ния, дав­ший тол­чок к раз­ви­тию ме­ст­ных язы­ков и куль­ту­ры.[10]

В 19 в. ме­ж­ду ев­роп. го­су­дар­ст­ва­ми обо­ст­ря­лись про­ти­во­ре­чия, гл. обр. на поч­ве со­пер­ни­че­ст­ва в ко­ло­ни­ях, при­вед­шие к но­вой се­рии войн и ре­во­лю­ций. В 20 в. Е. стала эпи­цен­тром са­мых раз­ру­ши­тель­ных в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва гражд. кон­флик­тов и ми­ро­вых войн. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны воз­ник­ло стрем­ле­ние к кон­со­ли­да­ции на­ро­дов Е., про­явив­шее­ся, в ча­ст­но­сти, в соз­да­нии в 1993 Ев­ро­пей­ско­го сою­за. Эт­нич. об­лик Е. с сер. 20 в. ме­ня­ет­ся под влия­ни­ем им­ми­гра­ции из Азии и Аф­ри­ки: ара­бы, бер­бе­ры, тур­ки, кур­ды, ин­дий­цы, па­ки­стан­цы и др. Наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во вы­ход­цев из араб. ми­ра про­жи­ва­ет во Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ни­дер­лан­дах, Гер­ма­нии; тур­ки пред­став­ля­ют со­бой са­мую боль­шую эт­нич. груп­пу иностр. ра­бо­чих в Гер­ма­нии, в Ни­дер­лан­дах и вто­рую по ве­ли­чи­не в Ав­ст­рии, вы­ход­цы из Ин­дии и Па­ки­ста­на, быв. англ. ко­ло­ний в Аф­ри­ке и Вест-Ин­дии пре­об­ла­да­ют в Ве­ли­ко­бри­та­нии. Внут­ри­ев­ро­пей­ские ми­гра­ции (во Фран­цию, Ве­ли­ко­бри­та­нию, Гер­ма­нию, Швей­ца­рию, Бель­гию, Шве­цию) уси­ли­ва­ют эт­нич. пе­ст­ро­ту. Кон­со­ли­да­ции по­ли­куль­тур­но­го про­стран­ст­ва Е. спо­соб­ст­ву­ют спец. ме­ры нац. пра­ви­тельств и ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций.[11]

Сло­жив­шие­ся в Европе мо­де­ли эко­но­мич., тех­нич., со­ци­аль­но­го, по­ли­тич. и куль­тур­но­го раз­ви­тия, в со­во­куп­но­сти об­ра­зую­щие ев­роп. ци­ви­ли­за­цию, по­влия­ли на раз­ви­тие на­ро­дов все­го ми­ра и ста­ли ос­но­вой совр. ур­ба­ни­стич. куль­ту­ры.[12]

[править] Народы

В совр. Е. на­счи­ты­ва­ет­ся св. 70 на­ро­дов. Е. пред­став­ля­ет со­бой еди­ный ис­то­ри­ко-куль­тур­ный ре­ги­он, у на­се­ле­ния ко­то­ро­го на про­тя­же­нии мно­го­ве­ко­вой ис­то­рии вы­ра­бо­та­лись об­щие куль­тур­ные осо­бен­но­сти.[13]

В ан­тро­по­ло­гич. от­но­ше­нии совр. на­се­ле­ние Е. ста­но­вит­ся всё бо­лее слож­ным за счёт ин­тен­сив­но­го пе­ре­ме­ши­ва­ния по­пу­ля­ций и по­сте­пен­но воз­рас­тающих ми­гра­ций из др. час­тей све­та. Боль­шин­ст­во ко­рен­ных жи­те­лей Ев­ро­пы по фи­зич. об­ли­ку от­но­сит­ся к боль­шой ев­ро­пео­ид­ной ра­се: на се­ве­ре пре­об­ла­да­ют свет­ло-пиг­мен­ти­ро­ван­ные (ат­лан­то-бал­тий­ская ра­са и бе­ло­мо­ро-­бал­тий­ская ра­са), на юге — тем­но­пиг­мен­ти­ро­ван­ные (бал­ка­но-кав­каз­ская ра­са и ин­до-сре­ди­зем­но­мор­ская ра­са) ти­пы, б. ч. жи­те­лей Е. при­над­ле­жит к пе­ре­ход­ной сред­не­ев­ро­пей­ской ра­се. У ко­ми, ма­рий­цев, морд­вы, уд­мур­тов вы­ра­же­на при­месь ураль­ской ра­сы, саа­мы в осн. пред­став­ле­ны ла­по­но­ид­ной ра­сой. В бас­сей­не Вол­ги от­ме­ча­ет­ся про­ник­но­ве­ние эле­мен­тов се­ве­ро­ази­ат­ской ра­сы.[14]

Е. — эко­но­ми­че­ски вы­со­ко­раз­ви­тый ре­ги­он с очень вы­со­кой сте­пе­нью ур­ба­ни­за­ции. В совр. пост­ин­ду­ст­ри­аль­ном ев­роп. об­ще­ст­ве тра­диц. фор­мы хо­зяй­ст­ва поч­ти не со­хра­ни­лись, нар. тра­ди­ции куль­ти­ви­ру­ют­ся как фольк­ло­риз­мы. Тра­диц. куль­ту­ра, сло­жив­шая­ся в осн. в 16 — нач. 19 вв. под силь­ным влия­ни­ем гор. бы­та, име­ет об­щие для мн. ев­роп. на­ро­дов чер­ты (фор­мы оде­ж­ды: ру­ба­ха с от­лож­ным во­рот­ни­ком, длин­ные или до ко­лен шта­ны, жи­лет или курт­ка, шля­па с по­ля­ми, не­ред­ко шей­ный пла­ток — у муж­чин; ру­ба­ха или коф­та, юб­ка, кор­саж, пе­ред­ник, че­пец — у жен­щин; жи­ли­ща: рас­по­ло­же­ние жи­лых и хо­зяйств. по­ме­ще­ний под од­ной кры­шей, ис­поль­зо­ва­ние кам­ня, кар­кас­ной тех­ни­ки фах­верк, че­ре­пи­цы, ото­пле­ние ка­ми­ном и т. д.). Ре­гио­наль­ные осо­бен­но­сти по­зво­ля­ют вы­де­лить в Е. ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. об­лас­ти (ИЭО): За­пад­но­евро­пей­скую, Цен­траль­но­ев­ро­пей­скую, Се­ве­ро­ев­ро­пей­скую и Юго-­Вост. Бал­тию, Юж­но­ев­ро­пей­скую, Юго-Вос­точ­ную, Вос­точ­но­ев­ро­пей­скую (с суб­ре­гио­на­ми Вос­точ­но­сла­вян­ский, Ев­ро­пей­ский Се­вер и Се­ве­ро-За­пад Рос­сии, Ура­ло-По­вол­жье).[15]

В За­пад­но­ев­ро­пей­ской, или Ат­лан­ти­че­ской, ИЭО (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ир­лан­дия, Фран­ция, Ни­дер­лан­ды, Бель­гия) рас­се­ле­ны гер­ма­но­языч­ные (анг­ли­ча­не, шот­ланд­цы, ир­ланд­цы, гол­ланд­цы, фла­манд­цы, эль­зас­цы и ло­та­ринг­цы, фри­зы) и фран­коя­зыч­ные (фран­цу­зы, вал­ло­ны) на­ро­ды. Бре­тон­цы, уэльс­цы и гэ­лы говорят на кельт. языках. Фран­цу­зы, фла­манд­цы, вал­ло­ны, бре­тон­цы, ир­ланд­цы, гэ­лы в осн. ка­то­ли­ки. Про­тес­тан­тизм пред­став­лен гл. обр. каль­ви­низ­мом — реформатст­вом (гол­ланд­цы) и пресвитерианством (шот­ланд­цы), а также анг­ли­кан­ст­вом (анг­ли­ча­не, уэльс­цы).[16]

Тра­диц. от­расль хо­зяй­ст­ва — то­вар­ное раз­ве­де­ние круп­но­го ро­га­то­го ско­та. С.-х. куль­ту­ры: пше­ни­ца, рожь, са­хар­ная свёк­ла, со 2-й пол. 16 в. — за­ве­зён­ный из Аме­ри­ки кар­то­фель; в Ве­ли­ко­бри­та­нии тра­ди­ци­он­но вы­ра­щи­ва­ют яч­мень и овёс. Для тра­диц. зап.-ев­роп. го­род­ской и сель­ской ар­хи­тек­ту­ры ти­пич­на кар­кас­ная тех­ни­ка фах­верк. Рас­про­стра­не­ны по­строй­ки сред­не- и ниж­не­не­мец­ко­го, ло­та­ринг­ско­го, фриз­ско­го, юж.-лим­бург­ско­го, сев.-франц., пи­кард­ско­го и др. ти­пов, на юге Фран­ции — сре­ди­зем­но­мор­ско­го ти­па. Для тра­диц. жен­ской оде­ж­ды ха­рак­тер­ны чеп­цы при­чуд­ли­вой фор­мы, пе­ре­кре­щи­ваю­щие­ся кон­ца­ми на гру­ди ша­ли, ши­ро­кие юб­ки, де­ревянные баш­ма­ки (клом­пы у гол­ланд­цев, са­бо у фран­цу­зов); вал­лон­ки и жи­тель­ни­цы Сев. Фран­ции но­си­ли уз­кие по­ло­са­тые юб­ки, фла­манд­ки и гол­ланд­ки — неск. на­де­тых од­на по­верх дру­гой юбок с кру­же­ва­ми, чёр­ные ша­ли и т. п. В тра­диц. муж­ской оде­ж­де гэ­лов со­хра­ни­лись юб­ки (килт). В тра­диц. кух­не ши­ро­ко упо­треб­ля­ют­ся сыр (фран­цу­зы, гол­ланд­цы, вал­ло­ны), мя­со (анг­ли­ча­не), со­лё­ная ры­ба (гол­ланд­цы, вал­ло­ны, фла­манд­цы), ус­т­ри­цы, ми­дии и др. мо­ре­про­дук­ты (фран­цу­зы, бре­тон­цы, вал­ло­ны), кар­то­фель и ово­щи (ир­ланд­цы, вал­ло­ны), кру­пя­ные блю­да (анг­ли­ча­не, шот­ланд­цы, ир­ланд­цы).[17]

В Цен­траль­но­ев­ро­пей­ской ИЭО (Гер­ма­ния, Ав­ст­рия, Люк­сем­бург, Швей­ца­рия, Поль­ша, Че­хия, Сло­ва­кия, Венг­рия) про­жи­ва­ют гер­ма­но­языч­ные (нем­цы, валь­сер­цы, ав­ст­рий­цы, люк­сем­бурж­цы, лих­тен­штейн­цы, гер­ма­нош­вей­цар­цы, цим­бры, мо­хе­но) и ро­ма­ноя­зыч­ные (фран­кош­вей­цар­цы, ита­лош­вей­цар­цы, ре­то­ро­ман­цы) на­ро­ды, зап. сла­вя­не (по­ля­ки, че­хи, сло­ва­ки, лу­жи­ча­не), не­боль­шие груп­пы зап. ук­ра­ин­цев (ру­син), а так­же го­во­ря­щие на угор­ском яз. венг­ры. Ве­рую­щие — ка­толи­ки и про­тес­тан­ты (лю­те­ра­не и ре­фор­маты).[18]

С. х-во ос­но­ва­но на вы­со­ко­про­дук­тив­ном зем­ле­де­лии и жи­вот­но­вод­ст­ве (в аль­пий­ском поя­се — от­гон­ном), в осн. мо­лоч­но­го на­прав­ле­ния. Ха­рак­тер­ная пла­ни­ров­ка ста­рых го­ро­дов: цен­траль­ная пло­щадь с гор. со­бо­ром и Ра­ту­шей; час­то от­дель­но в воз­вы­шен­ной час­ти (на зам­ко­вой го­ре) — кре­пость ме­ст­но­го фео­да­ла, обыч­но так­же с со­бо­ром. Пла­ни­ров­ка ря­да центр.-ев­роп. го­ро­дов — кру­го­вое рас­по­ло­же­ние улиц или длин­ная центр. ули­ца с от­хо­дя­щи­ми в сто­ро­ны по­пе­реч­ны­ми улоч­ка­ми — ука­зы­ва­ет на их про­ис­хо­ж­де­ние от сель­ских по­се­ле­ний. Кре­сть­ян­ское жи­ли­ще у че­хов, сло­ва­ков, по­ля­ков, фран­кош­вей­цар­цев — сруб­ное, позд­нее так­же кар­кас­ное, од­но­этаж­ное 3-ка­мер­ное (жи­лое по­ме­ще­ние, се­ни-кух­ня, кла­до­вая), с цен­траль­ным или бо­ко­вым рас­по­ло­же­ни­ем се­ней. Пан­нон­ский дом, ха­рак­тер­ный для Венг­рии и се­ве­ра Хор­ва­тии, — гли­но­бит­ный, с со­ло­мен­ной кры­шей и внеш­ней про­доль­ной га­ле­ре­ей на стол­бах. На се­ве­ре Гер­ма­нии, на вос­то­ке Ни­дер­лан­дов, на юге Да­нии, Бал­тий­ском по­бе­ре­жье рас­про­стра­нён ниж­не­не­мец­кий, или сак­сон­ский, дом — од­но­этаж­ный, со стой­ла­ми для ско­та, жи­лы­ми и хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми, ок­ру­жаю­щи­ми кры­тый внутр. двор (ди­ле, хал­ле); в уг­лу в зад­ней час­ти до­ма на­хо­ди­лась жи­лая ком­на­та (флетт). Сред­не­не­мец­кий (фран­кон­ский) дом, ха­рак­тер­ный для юж. и ср. рай­онов Гер­ма­нии, а так­же для Ав­ст­рии, обыч­но 2- или 3-этаж­ный (как пра­ви­ло, с ка­мен­ным ниж­ним эта­жом и вы­пол­нен­ны­ми в тех­ни­ке фах­верк верх­ни­ми эта­жа­ми), рас­по­ло­жен тор­цом к ули­це или до­ро­ге, вход че­рез центр. ота­п­ли­вае­мые се­ни, с од­ной сто­ро­ны от ко­то­рых — жи­лая ком­на­та с пе­чью (шту­бе), с дру­гой — кла­до­вые и хлев. Аль­пий­ский дом, рас­про­стра­нён­ный в гор­ных рай­онах Швей­ца­рии, Гер­ма­нии, Ав­ст­рии, Ита­лии, Сло­ве­нии, имел ниж­ний ка­мен­ный этаж, верх­ний — из де­ре­ва (в тех­ни­ке фах­верк или сруб­ный), со вхо­дом с тор­цевой сто­ро­ны че­рез уз­кие се­ни, с жи­лы­ми и хо­зяйственными по­ме­ще­ния­ми в пе­ред­ней части (вни­зу — ота­пли­вае­мая жи­лая ком­на­та — шту­бе и кух­ня, ввер­ху — кла­до­вые и спаль­ни), хле­вом, гум­ном и са­ра­ем — в зад­ней час­ти; кры­ша низ­кая дву­скат­ная, бал­ко­ны или от­кры­тые га­ле­реи опи­раю­т­ся на стол­бы; де­та­ли по­кры­ты бо­га­той резь­бой. Бли­зок к аль­пий­ско­му шварц­вальд­ский тип до­ма: в пе­ред­ней ча­сти — жи­лые по­ме­ще­ния с бал­ко­на­ми, в зад­ней — гум­но, хлев и ко­нюш­ня; вход — в сред­ней час­ти че­рез отап­ли­вае­мую кух­ню (ино­гда кух­ня рас­по­ла­га­лась меж­ду двух ком­нат в пе­ред­ней час­ти); вы­со­кая валь­мо­вая со­ло­мен­ная низ­ко спу­скаю­щая­ся кры­ша опи­ра­ет­ся на стол­бы, под­дер­жи­ваю­щие конь­ко­вую сле­гу. Для жен­ской оде­ж­ды ха­рак­тер­ны коф­та с пыш­ны­ми ру­ка­ва­ми, кор­саж, пыш­ная юб­ка до ко­лен (у венг­ров, че­хов и сло­ва­ков час­то с боль­шим ко­ли­че­ст­вом ниж­них юбок). В центр. Сло­ва­кии со­хра­ни­лись ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха и не­сши­тая оде­ж­да из двух фар­ту­ков. Свое­об­ра­зен муж­ской кос­тюм с очень ши­ро­ки­ми кле­шё­ны­ми бе­лы­ми шта­на­ми в Сло­ва­кии, Зап. Венг­рии, Сев. Хор­ва­тии. Ха­рак­тер­ны муч­ные блю­да, су­пы с клёц­ка­ми и вер­ми­ше­лью (осо­бен­но на юге Гер­ма­нии и в Ав­ст­рии). На се­ве­ре едят мно­го кар­то­фе­ля. В рай­онах аль­пий­ско­го ско­то­вод­ст­ва рас­про­стра­не­ны мо­лоч­ные про­дук­ты. Не­мец­кая кух­ня зна­ме­ни­та кол­ба­са­ми, со­сис­ка­ми, ав­ст­рий­ская — вы­печ­кой (вен­ская сдо­ба, штру­дель с яб­ло­ка­ми). Из на­пит­ков наи­бо­лее по­пу­ляр­но пи­во, в Рейн­ской обл. и Венг­рии — ви­но­град­ные ви­на. Ха­рак­тер­ны пар­ные тан­цы (в том числе ав­ст­рий­ский ленд­лер).[19]

Жи­те­ли Се­ве­ро­ев­ро­пей­ской ИЭО (Фин­лян­дия, Шве­ция, Нор­ве­гия, Да­ния, Ис­лан­дия) и Юго-Вос­точ­ной Бал­тии (Лат­вия, Лит­ва, Эс­то­ния) го­во­рят на сев.-герм. (дат­ча­не и фа­рер­цы, шве­ды, нор­веж­цы, ис­ланд­цы), бал­тий­ских (ли­тов­цы и ла­ты­ши) и фин­но-угор­ских (фин­ны, эс­тон­цы, саа­мы) язы­ках. Сре­ди ве­рую­щих пре­об­ла­да­ют про­тес­тан­ты (в осн. лю­те­ра­не).[20]

Традиц. хо­зяй­ст­во свя­за­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем лес­ных и био­ло­гич. ре­сур­сов (лес­ные и ки­то­бой­ный про­мыс­лы, ры­бо­лов­ст­во). В с. х-ве раз­ви­то жи­вот­но­вод­ст­во (мя­со-мо­лоч­ное, сви­но­вод­ст­во, пти­це­вод­ст­во). В ка­че­ст­ве ра­бо­че­го ско­та ис­поль­зу­ют ло­ша­дей. До кон. 19 в. со­хра­ня­лось под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. Тра­диц. куль­ту­ры — яч­мень, рожь, овёс, лён. Тип сель­ско­го по­се­ле­ния — ху­тор­ской. Рас­про­стра­не­ны сруб­ные од­но­этаж­ные 3-ка­мер­ные до­ма (ота­п­ли­вае­мое жи­лое по­ме­ще­ние, се­ни, кла­до­вая; жи­лая часть на се­ве­ре рас­по­ла­га­ет­ся сбо­ку, на юге — в цен­тре по­строй­ки). Оде­ж­да шер­стя­ная: юб­ки с тка­ным по­ло­са­тым или клет­ча­тым узо­ром, ли­фы, вя­за­ные коф­ты, сви­те­ра, чул­ки. В Нор­вегии и в некоторых ленах Швеции из­вест­на без­ру­кав­ная оде­ж­да ти­па са­ра­фа­на. Муж­ская оде­ж­да близ­ка к сред­не­евро­пей­ской. В пи­ще пре­об­ла­да­ют ка­ши, ры­ба, мо­ло­ко, сыр (пре­им. твёр­дых сор­тов). Осн. тип хле­ба — кис­лый ржа­ной. Из празд­ни­ков вы­де­ля­ют­ся пе­рио­ды зим­не­го (сканд. юль) и лет­не­го (Ива­нов день) солн­це­стоя­ния. По­пу­ляр­ны зим­ние ви­ды спор­та, хо­ро­вое пе­ние.[21]

Юж­но­ев­ро­пей­ская (Сре­ди­зем­но­мор­ская) ИЭО (Пор­ту­га­лия, Ис­па­ния, Ита­лия, Гре­ция, Ан­дор­ра, Сан-­Ма­ри­но, Ва­ти­кан, Маль­та, Мо­на­ко, Гиб­рал­тар) на­се­ле­на пре­им. ром. на­ро­да­ми (пор­ту­галь­цы, га­ли­сий­цы, фа­ла, ис­пан­цы, ка­та­лон­цы, ми­ран­де­са, ан­дорр­цы, сан­ма­рин­цы, италь­ян­цы, сар­дин­цы, кор­си­кан­цы), а так­же гре­ка­ми, бас­ка­ми и се­ми­тоя­зыч­ны­ми маль­тий­ца­ми. Ве­рую­щие б. ч. ка­то­ли­ки; гре­ки — пра­во­слав­ные.[22]

Для тра­диц. хо­зяй­ст­ва, ти­пич­но­го для все­го Сре­ди­зем­но­мо­рья (Юж. и Юго-Вост. Е.), ха­рак­тер­но раз­ви­тие са­до­вод­ст­ва (фрук­то­вые, цит­ру­со­вые, олив­ко­вые де­ре­вья) и ви­но­гра­дар­ст­ва; кро­ме тра­диц. зер­но­вых (пше­ни­ца, рожь) и бо­бо­вых рас­про­стра­не­на за­ве­зён­ная в 15 в. из Аме­ри­ки ку­ку­ру­за; в гор­ных рай­онах раз­ви­то от­гон­ное ско­то­вод­ст­во (ов­цы, ко­зы), как ра­бо­чий скот раз­во­дят во­лов и ос­лов. Тра­ди­ции гра­до­строи­тель­ст­ва и ти­пы сель­ско­го жи­ли­ща вос­хо­дят к ан­тич­но­сти. Пре­об­ла­да­ют ка­мен­ные до­ма сре­ди­зем­но­мор­ско­го ти­па: 2-, ре­же 3-этаж­ные, с жи­лы­ми по­ме­ще­ния­ми на­вер­ху, ку­да час­то ве­дёт на­руж­ная ле­ст­ни­ца; ха­рак­тер­ны внутр. дво­ри­ки. Ос­но­ва тра­диц. пи­щи — пше­нич­ный хлеб, бо­бо­вые, рис, по­ми­до­ры, фрук­ты, сыр, ры­ба и мо­ре­про­дук­ты, из жи­ров — олив­ко­вое мас­ло; у италь­ян­цев из­вест­на гус­тая ку­ку­руз­ная ка­ша (по­лен­та). Для жен­ской оде­ж­ды ха­рак­тер­ны ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха, длин­ная ши­ро­кая юб­ка, для муж­ской — шля­па с ши­ро­ки­ми по­ля­ми (у пор­ту­галь­цев и ис­пан­цев — сом­бре­ро) или бе­рет. Со­хра­ня­лись тра­ди­ции раз­ветв­лён­но­го род­ст­ва и ку­мов­ст­ва (ком­пад­раз­го). Празд­нич­ная куль­ту­ра ос­но­ва­на на ка­то­лич. куль­те. К глу­бо­кой древ­но­сти вос­хо­дит обы­чай боя бы­ков.[23]

ИЭО Юго-Вос­точ­ной Ев­ро­пы, ох­ва­ты­ваю­щая тер­ри­то­рию Бал­кан­ско­го п-ова и ниж­не­го Ду­ная (Бол­га­рия, Бос­ния и Гер­це­го­ви­на, Ма­ке­до­ния, Сер­бия, Сло­ве­ния, Хор­ва­тия, Чер­но­го­рия, Ал­ба­ния, Ру­мы­ния, Мол­да­вия), на­се­ле­на юж. сла­вя­на­ми (бол­га­ры, сер­бы, чер­но­гор­цы, хор­ва­ты, бош­ня­ки, сло­вен­цы), вост.-­ром. на­ро­да­ми (ру­мы­ны, мол­да­ва­не, аро­му­ны-вла­хи, ис­т­ро-ру­мы­ны, ис­т­рио­ты, мег­ле­ни­ты), а так­же ал­бан­ца­ми, от­час­ти гре­ка­ми и тюр­коя­зыч­ны­ми га­гау­за­ми. Б. ч. жи­те­лей ис­по­ве­ду­ет пра­во­сла­вие; хор­ва­ты, сло­вен­цы — ка­то­ли­ки; боль­шин­ст­во ал­бан­цев, бош­ня­ки и др. не­мно­го­числ. груп­пы сла­вян — му­суль­ма­не.[24]

Кре­сть­ян­ские по­строй­ки ка­мен­ные (сре­ди­зем­но­мор­ско­го ти­па на по­бе­ре­жье), сруб­ные (в гор­но-лес­ных рай­онах). По­все­ме­ст­но рас­про­стра­нён од­но­этаж­ный 2-ка­мер­ный дом с се­ня­ми. У 3-ка­мер­ных до­мов ота­п­ли­ва­ют­ся ли­бо рас­по­ло­жен­ные в цен­тре се­ни (Сер­бия, Хор­ва­тия, юг Ру­мы­нии и Мол­да­вии, при­ду­най­ская Бол­га­рия), ли­бо бо­ко­вые жи­лые по­ме­ще­ния (бе­ло­рус.-укр. тип — се­вер Ру­мы­нии и Мол­да­вии). В го­рах и на по­бере­жье (чер­но­гор­ское и хор­ват­ское При­мо­рье, Ма­ке­до­ния, Ал­ба­ния и др.) ти­пич­ны 2-этаж­ные до­ма с жи­лы­ми по­ме­ще­ния­ми на­вер­ху. Для тра­диц. пи­щи ха­рак­тер­ны хлеб-пи­та, ку­ку­руз­ный хлеб и гус­тая ка­ша (ма­ма­лы­га), слоё­ный пи­рог с овечь­им сы­ром, мяс­ные блю­да на гри­ле. Ос­но­ва нар. оде­ж­ды — ру­ба­ха ту­ни­ко­об­раз­но­го по­кроя (чер­но­гор­ское и хор­ват­ское При­мо­рье, Ма­ке­до­ния, центр Бол­га­рии, Ру­мы­ния) или с пле­че­вы­ми встав­ка­ми, ана­ло­гич­ная вос­точ­но­сла­вян­ской (Ди­нар­ское на­го­рье в Хор­ва­тии и Бос­нии, се­вер Бол­га­рии), у жен­щин — пыш­ная юб­ка, ны­не не­ред­ко плис­си­ро­ван­ная, пе­ред­ник, ко­рот­кая без­ру­кав­ка. В Сев. Бол­га­рии, Сер­бии, Ру­мы­нии, Мол­да­вии рас­про­стра­не­на не­сши­тая оде­ж­да из 2 по­лот­нищ), в Центр. Бол­га­рии и на вос­то­ке Гре­ции — без­ру­кав­ная оде­ж­да ти­па са­ра­фа­на. Му­суль­ман­ки Бос­нии но­сят ша­ро­ва­ры, длин­ную ру­ба­ху, пе­ред­ник, боль­шие го­лов­ные плат­ки. Муж­ская по­яс­ная оде­ж­да — чёр­ные или бе­лые из хол­ста или шер­сти уз­кие шта­ны. Ха­рак­те­рен муж­ской кос­тюм, вос­при­ня­тый у ту­рок: шта­ны с ши­ро­ким ша­гом, ши­ро­кий по­яс, ко­рот­кая без­ру­кав­ка, фес­ка. Обувь из сы­ро­мят­ной ко­жи ти­па по­сто­лов (у бол­гар, сер­бов, ал­бан­цев, мол­да­ван). У юж. сла­вян до 20 в. со­хра­ня­лась боль­шая пат­ри­ар­халь­ная се­мья — за­дру­га, до сих пор празд­ну­ет­ся се­мей­ный празд­ник в честь свя­то­го по­кро­ви­те­ля се­мьи (сла­ва). Ха­рак­тер­ны кру­го­вые тан­цы-ко­ло с дви­же­ни­ем про­тив ча­со­вой стрел­ки.[25]

Вос­точ­но­ев­ро­пей­ская ИЭО (Ев­роп. часть Рос­сии, Ук­раи­на, Бе­ло­рус­сия). К древ­ней­ше­му эт­нич. пла­сту вос­хо­дят жи­ву­щие на се­ве­ре и вос­то­ке фин­но-уг­ры (саа­мы, ка­ре­лы, веп­сы, водь, ижора, ко­ми, ко­ми-пер­мя­ки, уд­мур­ты, бе­сер­мя­не, морд­ва, ма­рий­цы). На се­ве­ро-вос­то­ке жи­вут са­мо­дий­цы-нен­цы, в Кры­му — тюр­коя­зыч­ные крымские татары, крымчаки и караимы, в Ура­ло-По­вол­жье чу­ва­ши, та­та­ры, кря­шены и на­гай­ба­ки, баш­ки­ры и мон­го­лоя­зыч­ные кал­мы­ки. По всей тер­ри­то­рии рас­се­ле­ны вост. сла­вя­не (русские, украинцы, белорусы). Осн. ре­ли­гия — православие, в том числе у час­ти рус­ских, ко­ми и др. — старо­об­ряд­че­ст­во. В Зап. Ук­раи­не есть гре­ко­ка­то­ли­ки. Та­та­ры и баш­ки­ры ис­по­ве­ду­ют суннитский ислам, кал­мы­ки — буд­дизм (ламаизм).[26]

Осн. тра­диц. за­ня­тие — зем­ле­де­лие: на се­ве­ре воз­де­лы­ва­лись рожь, яч­мень, овёс, на юге — пше­ни­ца, про­со, гре­чи­ха. Со­хра­ня­ли зна­че­ние лес­ные про­мыс­лы, мес­та­ми охо­та, на сев. по­бе­ре­жье — ры­бо­лов­ст­во и зве­ро­бой­ный про­мы­сел (саа­мы, по­мо­ры), в тун­д­ре и ле­со­тун­д­ре — оле­не­вод­ст­во (саа­мы, нен­цы, ко­ми-ижем­цы), в ле­со­сте­пях и сте­пях По­вол­жья и При­ура­лья — по­лу­ко­че­вое и ко­че­вое ско­то­вод­ст­во (баш­ки­ры, кал­мы­ки). Осн. тип жи­ли­ща — 3-ка­мер­ное (из­ба — се­ни — клеть, в Ук­раи­не и Бе­ло­рус­сии так­же из­ба — се­ни — из­ба), на се­ве­ре и вос­то­ке — сруб­ное (изба­), на юге — сруб­ное, са­ман­ное или тур­луч­ное (ха­та). Спе­ци­фич­ны на­ли­чие «рус­ской» пе­чи, вруб­лен­ные в сте­ны лав­ки и по­ла­ти, стро­го тра­диц. пла­ни­ров­ка ин­терь­е­ра, ори­ен­та­ция са­краль­но­го цен­тра до­ма со сто­лом и ико­на­ми (крас­но­го уг­ла) по диа­го­на­ли от пе­чи. До­ма та­тар и баш­кир рас­по­ла­га­ют­ся в глу­би­не дво­ра, ти­пич­ны де­ле­ние на муж­скую и жен­скую по­ло­ви­ны, печь с вма­зан­ным кот­лом, на­ры вдоль пе­ред­ней и бо­ко­вой стен (тат. — ся­ке, си­ке). Для пла­ни­ров­ки вост.-слав. го­ро­дов ха­рак­тер­ны ра­ди­аль­но-коль­це­вая пла­ни­ров­ка, на­ли­чие ук­ре­п­лён­но­го де­тин­ца (крем­ля), соб­ст­вен­но го­ро­да и ре­мес­лен­но-тор­го­во­го по­са­да.[27]

Об­щий тип жен­ской оде­ж­ды — ру­ба­ха (ту­ни­ко­об­раз­ная — у на­ро­дов Се­ве­ро-­За­па­да и По­вол­жья, с ко­сы­ми по­ли­ка­ми — у рус­ских и ук­ра­ин­цев, с пря­мы­ми — у бе­ло­ру­сов). По­верх неё на­де­ва­ли не­сши­тую юб­ку (юж.-рус. по­нё­ва, укр. дер­га и плах­та и др.) или пле­че­вую без­ру­кав­ную глухую оде­ж­ду ти­па са­ра­фа­на (у сев. рус­ских, во­ди, ка­рел, ко­ми), пе­ред­ник. Муж­чи­ны но­си­ли ру­ба­ху (ук­ра­ин­цы и бе­ло­ру­сы — с пря­мым раз­ре­зом, рус­ские — c раз­ре­зом сле­ва, уд­мур­ты, ма­рий­цы — спра­ва), на­вы­пуск (рус­ские, бе­ло­ру­сы, на­ро­ды По­вол­жья) или за­прав­ля­ли (ук­ра­ин­цы) в шта­ны с уз­ким (рус­ские, бе­ло­ру­сы) или ши­ро­ким (ук­ра­ин­цы, та­та­ры, баш­ки­ры) ша­гом. Для оде­ж­ды та­тар и баш­кир, от­час­ти чу­ва­шей ха­рак­тер­ны не­под­поя­сан­ная ру­ба­ха, без­ру­кав­ный кам­зол, ха­лат, под­поя­сан­ный ку­ша­ком, у жен­щин — боль­шое ко­ли­че­ст­во ме­тал­лич. ук­ра­ше­ний. Муж­ские го­лов­ные убо­ры на­ро­дов Вост. Е. — ме­хо­вые и вой­лоч­ные шап­ки, у та­тар и баш­кир — тю­бе­тей­ки. Раз­ли­ча­ют­ся де­ви­чьи и жен­ские го­лов­ные убо­ры: у де­ву­шек — ве­нок, лен­та или по­лу­сфе­рич. ша­поч­ка (у во­ди, на­ро­дов По­вол­жья), у за­муж­них жен­щин — мно­го­со­став­ный убор, скры­ваю­щий во­ло­сы (рус. ко­кош­ник, ки­ка, со­ро­ка и др., укр. очи­пок, бе­ло­рус. на­мит­ка и т. п.). Позд­нее жен­ским го­лов­ным убо­ром стал пла­ток. Осн. пи­ща — квас­ной хлеб, мес­та­ми (Кар­па­ты, По­вол­жье) так­же пре­сный. Хлеб, а так­же муч­ные и кру­пя­ные блю­да (пи­ро­ги, бли­ны, ка­ши) — осн. празд­нич­ная и ри­ту­аль­ная пи­ща. Из ово­щей до 19 в. бы­ли рас­про­стра­не­ны ре­па, ка­пус­та, свёк­ла, за­тем — кар­то­фель. У ско­то­во­дов боль­шое зна­че­ние име­ло мя­со, у ры­бо­ло­вов — ры­ба. В тра­диц. куль­ту­ре зап. групп ук­ра­ин­цев и бе­ло­ру­сов мно­го об­ще­го с на­ро­да­ми Юго-Вост. и Центр. Е., ско­то­во­дов По­вол­жья — цен­траль­но­ази­ат. ко­чев­ни­ков, на Край­нем Се­ве­ре со­хра­ня­ют­ся эле­мен­ты куль­ту­ры оле­не­во­дов тун­д­ры (см. в раз­де­ле На­ро­ды и язы­ки в томе «Рос­сия»).[28]

[править] НДС

В Германии НДС составляет 19 %. Высокие ставки НДС действуют в Венгрии и Греции (27 % и 24 % соответственно).[29]

[править] Ссылки

[править] Видео

[править] Карты

[править] Примечания

  1. Европа
  2. Европа
  3. Европа
  4. Европа
  5. Европа
  6. Европа
  7. Европа
  8. Европа
  9. Европа
  10. Европа
  11. Европа
  12. Европа
  13. Европа
  14. Европа
  15. Европа
  16. Европа
  17. Европа
  18. Европа
  19. Европа
  20. Европа
  21. Европа
  22. Европа
  23. Европа
  24. Европа
  25. Европа
  26. Европа
  27. Европа
  28. Европа
  29. [1]
Страны мира
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты