Долговая политика России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] 2003—2004 годы

В марте 2003 года правительством России был рассмотрен доклад минфина России «Об основных направлениях политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга на 2003—2005 годы и комплексе мер по ее реализации», который определял приоритеты в сфере государственных внутренних и внешних заимствований на среднесрочную перспективу.

Указанным документом было установлено, что политика в области государственного долга базируется на следующих принципах:

  • объём государственных заимствований не должен превышать объём погашения государственного долга;
  • размер государственного долга и его структура должны обеспечивать возможность гарантированного выполнения Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период времени;
  • постоянное активное управление государственным долгом с целью минимизации рисков, связанных с его структурой, и уменьшение стоимости его обслуживания;
  • снижение доли совокупного государственного долга Российской Федерации к валовому внутреннему продукту;
  • существенное увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга.

В условиях исполнения федеральных бюджетов 2003 и 2004 годов с профицитом, часть государственного внешнего долга была погашена за счет доходов федерального бюджета (финансового резерва), что позволило снизить объем государственных заимствований по сравнению с запланированным и привело к значительному снижению государственного долга Российской Федерации с одновременным увеличением доли государственного внутреннего долга Российской Федерации.

За последние 2003—2004 годы государственный долг Российской Федерации сократился с 4 560,8 млрд рублей на начало 2003 года (42,16 % к ВВП) до 3 945,7 млрд рублей (23,52 % к ВВП) на начало 2005 года, или на 615,1 млрд рублей. Уменьшение общего объема государственного долга произошло в результате значительного снижения за указанный период государственного внешнего долга Российской Федерации с 3 880,9 млрд рублей (35,88 % к ВВП) до 3 167,2 млрд рублей (18,88 % к ВВП). Государственный внутренний долг возрос с 679,9 млрд рублей (6,29 % к ВВП) до 778,5 млрд рублей (4,64 % к ВВП).

Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2003—2004 годах фактически составили 220,9 млрд рублей (9,37 % от расходов федерального бюджета на 2003 год) и 204,8 млрд рублей (7,40 % от расходов бюджета на 2004 год) соответственно. При этом расходы на обслуживание внешнего долга составили 175,8 млрд рублей (79,58 % процентных расходов) в 2003 году и 164,9 млрд рублей (80,52 % процентных расходов) в 2004 году, а расходы на обслуживание-внутреннего долга — соответственно 45,1 (20,42 %) и 39,9 млрд рублей (19,48 %).

[править] Операции минфина России на внутреннем рынке

Основными задачами, решаемыми в рамках долговой стратегии на 2003—2005 годы, в части государственного внутреннего долга являлись:

  • увеличение доли государственного внутреннего долга в совокупном долге Российской Федерации за счет увеличения объемов размещения рублевых государственных ценных бумаг;
  • развитие национального рынка государственных внутренних заимствований и улучшение характеристик этого рынка.

В результате операций минфина России на внутреннем рынке государственных заимствований в 2003—2004 годах объем привлечения за счет размещения государственных ценных бумаг составил 308,55 млрд рублей (без учета операций переоформления) при погашении государственных облигаций на сумму 186,45 млрд рублей. За два года действия Долговой стратегии (2003—2004 гг.) чистое привлечение за счет операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке составило 122,1 млрд рублей, в том числе в 2004 году — 96,15 млрд рублей.

Учитывая, что Долговая стратегия на 2003—2005 гг. предусматривала увеличение сроков заимствований на внутреннем рынке, а также исполнение федерального бюджета с профицитом, Минфин России минимизировал привлечение на короткие сроки и осуществлял в основном средне- и долгосрочные заимствования.

Вцелях повышения эффективности операций Банка России на открытом рынке и повышения инвестиционной привлекательности его портфеля государственных ценных бумаг в 2003—2004 гг. Минфин России и Банк России провели операции переоформления портфеля государственных облигаций. В результате их проведения 117 выпусков государственных облигаций на сумму 351,86 млрд рублей были переоформлены в 18 новых крупных выпусков на сумму 334,31 млрд рублей при сохранении ежегодного графика платежей по новым выпускам. В результате проведенных операций государственный внутренний долг уменьшился на 17,55 млрд рублей при аналогичном росте объема расходов на обслуживание новых выпусков.

Переоформление «нерыночных» выпусков — государственных облигаций имеет большое значение для поддержания макроэкономической ситуации. Банк России получил объем инструментов, достаточный для осуществления активных операций обратного РЕПО, что позволило компенсировать уход Минфина России с краткосрочного сегмента рынка. Использование портфеля Банка России сегодня фактически позволяет на практике разделить сферы ответственности на рынке: за финансирование бюджетных расходов отвечает Минфин России, операциями на открытом рынке Банк России регулирует денежное предложение.

Результатом проводимой политики стал рост государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах. В течение двух лет его объем возрос с 654,51 млрд рублей на 1 января 2003 года до 756,79 млрд рублей на 1 января 2005 года или на 15,6 %.

В последние годы имеет место устойчивая тенденция существенного роста рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах: с 217,01 млрд рублей на 1 января 2003 года до 557,56 млрд рублей на 1 января 2005 года или на 156,93 процента.

Указанное увеличение было достигнуто за счет активных рыночных операций Минфина России в 2003—2004 гг. — из 308,55 млрд рублей внутренних заимствований на рынке было привлечено 301,55 млрд рублей (97,73 %). Только 7,0 млрд рублей (2,27 %) было заимствовано путем проведения закрытой подписки. Кроме того, Баню России реализовал в течение 2003—2004 гг. часть полученных в результате переоформления выпусков, имеющих рыночные характеристики.

Учитывая, что Долговая стратегия на 2003—2005 гг. направлена на обеспечение гарантированного выполнения Российской Федерацией обязательств по погашению и обслуживанию принимаемых долговых обязательств независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период времени, Минфин России значительно увеличил сроки рыночных заимствований с целью равномерного распределения платежей по долгу. Для этого активно размещались облигации федеральных займов (ОФЗ) с погашением в 2008, 2010, 2012 и 2018 годах. Банк России реализовал на рынке ОФЗ с погашением в 2010, 2012, 2025, 2028 и 2029 годах.

В результате на 1 января 2005 года долгосрочный сегмент рынка составил более 319 млрд рублей или 57,3 % от всего рыночного долга. Весь долгосрочный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, на 1 января 2005 года составил 455,7 млрд рублей.

Следствием сохранения низкого уровня доходности по государственным облигациям стало уменьшение расходов по обслуживанию этого долга при росте государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах.

При этом кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных. бумагах, составили в 2004 году 51,41 млрд рублей. За счет размещения государственных облигаций с премией к номиналу иполучению при доразмещении накопленного купонного дохода (НКД), в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходы на обслуживание рублевых государственных облигаций были уменьшены на 15,27 млрд рублей.

В течение 2003—2004 гг. Минфин России предпринял ряд действий, направленных на повышение эффективности первичного рынка государственных ценных бумаг, в том числе:

  • значительно повысил уровень раскрытия информации о планируемых операциях по размещению государственных облигаций — в течение указанного периода ежемесячно раскрывалась информация о планах по проведению аукционов;
  • активно применял практику размещения дополнительных выпусков с целью повышения объёмов обращающихся выпусков и созданию рыночных ориентиров по средне- и долгосрочным инструментам (средний объем выпусков с 10-15 млрд рублей в 2002—2003 гг. возрос до 25-30 млрд, рублей по государственным облигациям с одной датой погашения и 55-62 млрд рублей по государственным облигациям с амортизацией долга);
  • использовал аукционы как основной способ привлечения средств при размещении государственных ценных бумаг, минимизировав использование закрытой подписки.

В 2003—2004 году были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации в обеспечение заимствований, осуществляемых организациями и субъектами Российской Федерации, на общую сумму 10,8 млрд рублей, в том числе:

  • Правительству Нижегородской области — 0,8 млрд рублей (с правом регрессного требования);
  • для развития ипотечного жилищного кредитования по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» — 7,0 млрд рублей (без права регрессного требования);
  • для финансирования поддержки малого предпринимательства по заимствованиям ОАО «Российский банк развития» — 3,0 млрд рублей (без права регрессного требования).

В 2003—2004 годах в программах государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующие годы за счет источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета предусматривались расходы на общую сумму 5,4 млрд рублей, предназначенные на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации. Фактически за счет средств федерального бюджета в 2003 году были исполнены обязательства в сумме 3,6 млрд рублей по государственной гарантии Российской Федерации, предоставленной в 2002 году ФГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка при Минсельхозе России». Так как гарантия была предоставлена без права регрессного требования гаранта, данные платежи за счет средств федерального бюджета не возмещены. Других случаев исполнения государственных гарантий Российской Федерации в 2003—2004 годах не было.

[править] Операции минфина России на внешнем рынке

В качестве основных целей, поставленных в Долговой стратегии на 2003—2005 гг. в области государственного внешнего долга, были установлены следующие приоритеты:

  • активное управление этими долговыми обязательствами с целью сокращения стоимости их обслуживания, а также сглаживание имевшихся пиков платежей;
  • сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
  • увеличение доли рыночной части государственного внешнего долга;
  • получение Российской Федерацией инвестиционных рейтингов от крупнейших рейтинговых агентств.

Политика управления государственным внешним долгом в 2003—2004 гг. строилась в соответствии с указанными целями. Основными её результатами стало:

  • уменьшение общей суммы задолженности в результате планового и досрочного погашения;
  • реструктуризация значительной части ранее неурегулированной задолженности по кредитам, привлеченным бывшим СССР на сумму около 2,1 млрд долл. США;
  • присвоение Российской Федерации в 2003—2004 гг. инвестиционных рейтингов двумя из трех крупнейших мировых рейтинговых агентств — Fitch-Ratings и Moody’s Investors Service;
  • снижение спредов между доходностью валютных облигаций Российской Федерации и доходностью казначейских облигаций США до минимальных уровней за всю историю существования рынка российских еврооблигаций.

В 2003 году был успешно преодолен максимальный пик платежей по внешним обязательствам, составлявший 491,5 млрд рублей (15,96 млрд долл. США): 315,7 млрд рублей (10,26 млрд долл. США) — погашение долговых обязательств и 175,8 млрд рублей (5,70 млрд долл. США) — расходы на обслуживание.

Всего за 2003—2004 гг. в счет погашения и обслуживания государственного внешнего долга было выплачено 918,4 млрд рублей (30,83 млрд долл. США). Особо следует отметить, что указанные платежи были осуществлены в условиях, когда Минфин России не размещал облигации новых внешних облигационных займов и не проводил рефинансирование ранее осуществленных выпусков.

В результате проводимой политики государственный внешний долг сократился за 2003—2004 год с 35,88 % к ВВП до 18,88 % к ВВП.

Достигнутые к началу 2005 года значения показателей долговой устойчивости, рассчитанные в соответствии с международной методикой, позволили России «войти» в группу стран с низким уровнем задолженности (отношения приведенной стоимости внешнего долга страны к объемам ВВП и экспорта составили 33,6 % и 100,5 % соответственно), несмотря на резкий рост внешних заимствований, предпринятый негосударственным сектором экономики.

Существенное улучшение показателей долговой устойчивости на фоне положительной динамики макроэкономических показателей обеспечили быстрое повышение суверенного кредитного рейтинга страны. Так, если к началу 2003 года долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов соответствовал «среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными элементами», то к началу 2005 года все три ведущие международные рейтинговые агентства перевели Россию в инвестиционную категорию суверенного кредитного рейтинга. В октябре 2003 года и ноябре 2004 года такие решения были приняты Moody’s и Fitch Rating соответственно, а в январе 2005 года — и наиболее консервативным Standard & Poor’s.

Последовательно развиваются и улучшаются отношения с внешними кредиторами. В части международных финансовых организаций (МФО) за прошедший период принимались активные меры, направленные на минимизацию заимствований у МФО и выходу с этими кредиторами на качественно новый уровень отношений в формате «акционер-организация». Новые кредиты привлекались только для решения задач общегосударственного значения.

Как следствие, за 2003—2004 годы, то есть к началу 2005 года в данной сфере удалось достичь следующих результатов:

  • сократилось количество заимствований: если в предыдущие годы в программу государственных внешних заимствований России включалось по 4-5 новых займов МФО ежегодно, то Программой внешних заимствований на 2005 год предусмотрено привлечение только одного нового кредита;
  • завершена реализация 14 проектов на общую сумму 1,15 млрд долларов США;
  • обеспечено ускорение темпов завершения ряда действующих проектов, для чего были существенно увеличены лимиты использования средств по имеющимся соглашениям с МФО;
  • сокращен объем использования средств по ряду неэффективно реализуемых проектов на общую сумму 215,4 млн долларов США;

возросла российская доля софинансирования проектов за счет средств федерального бюджета, что позволило снизить бюджетные расходы, связанные с обслуживанием и сопровождением займов МФО, а также способствовало повышению эффективности реализации проектов, соответствующих приоритетам социально-экономического развития России.

В течение 2003—2004 годах удалось существенно сократить объем неурегулированных категорий внешней задолженности России. В результате проведения двух этапов обмена задолженности перед МИБ и МВЭС, а также достижения договоренностей о реструктуризации долга перед Венгрией, Оманом, Южной Кореей и Таиландом неурегулированный остаток долга бывшего СССР сократился с 6,2 млрд долл. США на начало 2003 года до 4,1 млрд долл. США на март 2005 года. Кроме того, в результате предпринятых в прошедший период мер, направленных на скорейшее достижение взаимоприемлемых договоренностей со странами-кредиторами, созданы реальные предпосылки для урегулирования уже в 2005 году задолженности бывшего СССР перед Китаем, Объединенными Арабскими Эмиратами, государствами бывшей СФРЮ и Кувейтом, а также для проведения второго транша обмена коммерческой задолженности бывшего СССР. Последнее позволит нормализовать отношения с несколькими сотнями фирм-кредиторов.

С тремя государствами СНГ — Белоруссией, Грузией и Киргизией — была урегулирована проблема внутреннего валютного долга бывшего СССР.

[править] Мониторинг и регулирование заимствований субъектов Российской Федерации

Одним из направлений долговой политики государства является государственное регулирование и мониторинг заимствований субъектов Российской Федерации. Действующее бюджетное законодательство, на основании которого осуществляет свою деятельность Минфин России, устанавливает ограничения на величину дефицита региональных и местных бюджетов, предельный размер долга и расходов на его обслуживание, которые должны быть соблюдены в целях осуществления субнациональных заимствований.

В соответствии с долговой стратегией на 2003—2005 годы политика в сфере регулирования и мониторинга субнациональных заимствований строилась на основе:

  • поддержки со стороны федеральных властей внутренних заимствований субъектов Российской Федерации, имеющих положительную кредитную историю и выполняющих необходимые нормативы, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • соблюдения ограничений, предписанных законодательством Российской Федерации в отношении внешних заимствований субъектов Российской Федерации, при сохранении за федеральным центром приоритета осуществления внешних заимствований.

Итоги проведения вышеуказанной политики характеризуются следующими данными.

[править] В части внешних заимствований субъектов Российской Федерации

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ было введены ограничения на внешние заимствования субъектов Российской Федерации, обусловленные необходимостью стабилизировать долговую ситуацию в стране. Законодательством предусмотрено, что субъекты Российской Федерации, имеющие внешний долг на дату введения в действие данного закона, могут осуществлять внешние заимствования при условии, что их объем в текущем финансовом году не превышает объем обязательств субъекта Российской Федерации по погашению основной суммы его внешнего долга в том же году.

В этой связи Минфин России последовательно добивался того, чтобы сумма внешних заимствований субъекта Российской Федерации не превышала объем обязательств по погашению основной суммы его внешнего долга, учитывая при этом, что федеральное законодательство допускает такое превышение при условии, что осуществляемые внешние заимствования направляются исключительно:

  • на сокращение объема внешнего долга субъекта Российской Федерации;
  • на обеспечение сокращения расходов на обслуживание долга;
  • на отнесение сроков погашения внешнего долга на более поздние сроки.

Таким образом, субъектам Российской Федерации дана возможность рефинансировать и реструктуризировать существующий внешний долг без дальнейшего наращивания его объемов.

Реализация Минфином России предписанных федеральным законодательством ограничений на внешние заимствования субъектов Российской Федерации привела к последовательному снижению государственного внешнего долга субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2003 г. его суммарный объем составил 43,65 млрд рублей (17,22 % от общей суммы совокупного государственного долга субъектов), на 1 января 2004 г. — 41,64 млрд рублей (14,77 %), а на начало 2005 года — 38,39 млрд рублей (12,16 %). За 2003 год объем долговых обязательств субъектов Российской Федерации в иностранной валюте уменьшился на 2 млрд рублей.или на 4,6 процента, за 2004 год — на 3,2 млрд рублей или на 7,79 процента.

С учетом того, что преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся рисков ограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим от Российской Федерации причинам, приоритет при осуществлении государственных заимствований и в дальнейшем должен быть отдан внутренним заимствованиям.

Таким образом, в 2005 году политика в отношении внешних заимствований субъектов Российской Федерации, по мнению Минфина России, должна базироваться на принципах сохранения ограничений заимствований субъектов Российской Федерации на внешних рынках.

[править] В части внутренних заимствований субъектов Российской Федерации

В последние три года имеет место тенденция к устойчивому росту внутреннего долга субъектов Российской Федерации. Если по состоянию на 1 января 2003 года его общий объем составил 209,89 млрд рублей (82,79 % от общей суммы совокупного государственного долга субъектов), то на 1 января 2004 года −240,32 млрд рублей (85,23 %), а на начало 2005 года — 277,25 млрд рублей (87,84 %). Таким образом, в 2003—2004 гг. прирост внутреннего долга субъектов Российской Федерации составил 67,36 млрд рублей.

За 2003—2004 годы наблюдается уменьшение удельного веса внешнего долга и рост удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга субъектов Российской Федерации.

Суммарный объем государственного долга субъектов Российской Федерации составил на начало 2003 года 253,54 млрд рублей, на начало 2004 г. — 281,96 млрд рублей, на начало текущего года — 315,64 млрд рублей. В течение 2002—2005 гг. наблюдается тенденция роста доли государственных ценных бумаг в долге субъектов Российской Федерации: в начале 2002 года — 12,11 %, 2003 года −14,96 %, 2004 года- 27,17 %, 2005 года — 37,8 %. В последнее время значительный объем задолженности субъектов Российской Федерации образовывается за счет осуществления рыночных заимствований путем размещения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2000 г. до 31 декабря 2004 г. Минфином России была осуществлена государственная регистрация 207 условий эмиссии и обращения ценных бумаг 37-и субъектов Российской Федерации и 14-и муниципальных образований. За 2000—2004 годы количество эмитентов государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, условия эмиссии и обращения которых прошли государственную регистрацию в Минфине России, выросло с 9-ти органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2000 году до 24-х в 2004 году.

По итогам завершенного финансового года объемы привлечения по ценным бумагам указанными эмитентами составили:

  • в 2000 году — 8,6 млрд рублей без муниципальных образований и 8,7 млрд рублей с муниципальными образованиями соответственно;
  • в 2001 году — 14,2 и 14,4 млрд рублей;
  • в 2002 году — 28,1 и 28,9 млрд рублей;
  • в 2003 году — 59,0 и 61,7 млрд рублей;
  • в 2004 году — 74,5 и 78,9 млрд рублей.

Минфин России осуществляет постоянный мониторинг долговой ситуации в субъектах Российской Федерации с точки зрения соблюдения установленных бюджетным законодательством предельных значений долга субъекта Российской Федерации, расходов на его обслуживание и других показателей.

Анализ соответствия бюджетов субъектов Российской Федерации нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, сделанный в 2003—2004 гг. на базе данных об исполнении бюджетов субъектов за год, показал следующее:

  • по состоянию на 1 января 2003 г. требованиям Бюджетного кодекса по объему долга не удовлетворяли 15 субъектов;
  • по состоянию на 1 января 2004 г. — 11 субъектов;
  • по состоянию на 1 января 2005 г. (на основе предварительных данных отчетов об исполнении бюджетов за финансовый год) — 4 субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время подавляющее число субъектов Российской Федерации выдерживают указанные нормативы, что подтверждается анализом соответствия их бюджетов нормам бюджетного законодательства.

Минфин России в целях решения данной проблемы предпринимает меры по усовершенствованию централизованного учета долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, представляемой федеральным органам исполнительной власти, а также осуществляет подготовку соответствующих законодательных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

[править] Выводы

1) Консервативная заемная политика позволила значительно удлинить сроки государственных внутренних заимствований и оптимизировать платежный график по государственному внутреннему долгу в части недопущения возникновения пиков платежей при увеличении объемов заимствований. Долгосрочный сегмент рынка государственных ценных бумаг составил на 1 января 2005 года 57,3 процента от общего объема торгуемого рынка,

2) В рамках политики замещения внешнего долга внутренним заимствованиями Минфин России в 2003—2004 гг. привлек за счет размещения государственных облигаций на внутреннем рынке 308,55 млрд рублей при погашении рублевых государственных ценных бумаг на сумму 186,45 млрд рублей (без операций переоформления портфеля Банка России) при сохранении уровня процентных ставок. В результате доля государственного внутреннего долга в совокупном государственном долге Российской Федерации на конец 2004 года составила 19,73 процента.

3) Объем рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, вырос в течение 2003—2004 гг. на 156,93 процента.

4) В течение 2004 года были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 года № 771 «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций» и утверждены новые Условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций (приказ Минфина России от 19 августа 2004 г. № 68н). В результате приняты основные нормативные акты, регулирующие рынок государственных сберегательных облигаций (ГСО) и в 2005 году появится новый сегмент рынка государственных ценных бумаг, ориентированный на «пассивных» инвесторов — Пенсионный фонд Российской Федерации, управляющие компании, осуществляющие инвестирование пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации.

5) В течение 2003—2004 гг. скоординированы действия Минфина России и Банка России в денежно-кредитной политике путем проведения согласованных действий на внутреннем рынке. Благодаря новому портфелю государственных облигаций, Банк России активизировал свои операции на открытом рынке путем проведения операций прямого и обратного РЕПО, размещения части своего портфеля на рыночных условиях. Кроме того, Банк России в 2004 году возобновил размещение своих облигаций на рынке. В результате разделения полномочий Минфин России отвечает за формирование и развитие средне- и долгосрочного сегментов рынка, за короткий сектор и формирование краткосрочных ставок — Банк России.

6) В 2003—2004 гг. значительно повышена степень раскрытия информации об операциях Минфина России на внутреннем рынке государственных ценных бумаг, государственном внутреннем долге, выраженном в государственных ценных бумагах, и нормативной базе, регулирующей осуществление внутренних заимствований, путем размещения всех данных на официальном сайте Минфина России в сети Интернет (www . Minfin. ru) .

7) В результате замещения государственного внешнего долга внутренними заимствованиями, государственный внешний долг Российской Федерации сократился в 2003—2004 гг. на 713,7 млрд рублей или на 17,0 % от ВВП.

8) В течение 2003—2004 гг. два рейтинговых агентства — Fitch-Ratings и Moody’s Investors Service — присвоили Российской Федерации инвестиционные рейтинги.

9) Предоставление в 2003—2004 годах государственных гарантий Российской Федерации на цели развития ипотечного жилищного кредитования и малого бизнеса позволило начать реализацию значимых для экономики проектов без прямого выделения средств в течение этого периода. Вместе с тем, возможное исполнение таких гарантий, предоставленных без права регрессного требования, в будущем периоде означает невосполнимые расходы федерального бюджета на сумму 10,0 млрд рублей.

[править] Ссылки

Личные инструменты