Редактирование Долговая политика России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Мониторинг и регулирование заимствований субъектов Российской Федерации === Одним из направлений долговой политики государства является государственное регулирование и мониторинг заимствований субъектов Российской Федерации. Действующее бюджетное законодательство, на основании которого осуществляет свою деятельность Минфин России, устанавливает ограничения на величину дефицита региональных и местных бюджетов, предельный размер долга и расходов на его обслуживание, которые должны быть соблюдены в целях осуществления субнациональных заимствований. В соответствии с долговой стратегией на 2003—2005 годы политика в сфере регулирования и мониторинга субнациональных заимствований строилась на основе: * поддержки со стороны федеральных властей внутренних заимствований субъектов Российской Федерации, имеющих положительную кредитную историю и выполняющих необходимые нормативы, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации; * соблюдения ограничений, предписанных законодательством Российской Федерации в отношении внешних заимствований субъектов Российской Федерации, при сохранении за федеральным центром приоритета осуществления внешних заимствований. Итоги проведения вышеуказанной политики характеризуются следующими данными. ==== В части внешних заимствований субъектов Российской Федерации ==== Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ было введены ограничения на внешние заимствования субъектов Российской Федерации, обусловленные необходимостью стабилизировать долговую ситуацию в стране. Законодательством предусмотрено, что субъекты Российской Федерации, имеющие внешний долг на дату введения в действие данного закона, могут осуществлять внешние заимствования при условии, что их объем в текущем финансовом году не превышает объем обязательств субъекта Российской Федерации по погашению основной суммы его внешнего долга в том же году. В этой связи Минфин России последовательно добивался того, чтобы сумма внешних заимствований субъекта Российской Федерации не превышала объем обязательств по погашению основной суммы его внешнего долга, учитывая при этом, что федеральное законодательство допускает такое превышение при условии, что осуществляемые внешние заимствования направляются исключительно: * на сокращение объема внешнего долга субъекта Российской Федерации; * на обеспечение сокращения расходов на обслуживание долга; * на отнесение сроков погашения внешнего долга на более поздние сроки. Таким образом, субъектам Российской Федерации дана возможность рефинансировать и реструктуризировать существующий внешний долг без дальнейшего наращивания его объемов. Реализация Минфином России предписанных федеральным законодательством ограничений на внешние заимствования субъектов Российской Федерации привела к последовательному снижению государственного внешнего долга субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2003 г. его суммарный объем составил 43,65 млрд рублей (17,22 % от общей суммы совокупного государственного долга субъектов), на 1 января 2004 г. — 41,64 млрд рублей (14,77 %), а на начало 2005 года — 38,39 млрд рублей (12,16 %). За 2003 год объем долговых обязательств субъектов Российской Федерации в иностранной валюте уменьшился на 2 млрд рублей.или на 4,6 процента, за 2004 год — на 3,2 млрд рублей или на 7,79 процента. С учетом того, что преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся рисков ограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим от Российской Федерации причинам, приоритет при осуществлении государственных заимствований и в дальнейшем должен быть отдан внутренним заимствованиям. Таким образом, в 2005 году политика в отношении внешних заимствований субъектов Российской Федерации, по мнению Минфина России, должна базироваться на принципах сохранения ограничений заимствований субъектов Российской Федерации на внешних рынках. ==== В части внутренних заимствований субъектов Российской Федерации ==== В последние три года имеет место тенденция к устойчивому росту внутреннего долга субъектов Российской Федерации. Если по состоянию на 1 января 2003 года его общий объем составил 209,89 млрд рублей (82,79 % от общей суммы совокупного государственного долга субъектов), то на 1 января 2004 года −240,32 млрд рублей (85,23 %), а на начало 2005 года — 277,25 млрд рублей (87,84 %). Таким образом, в 2003—2004 гг. прирост внутреннего долга субъектов Российской Федерации составил 67,36 млрд рублей. За 2003—2004 годы наблюдается уменьшение удельного веса внешнего долга и рост удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга субъектов Российской Федерации. Суммарный объем государственного долга субъектов Российской Федерации составил на начало 2003 года 253,54 млрд рублей, на начало 2004 г. — 281,96 млрд рублей, на начало текущего года — 315,64 млрд рублей. В течение 2002—2005 гг. наблюдается тенденция роста доли государственных ценных бумаг в долге субъектов Российской Федерации: в начале 2002 года — 12,11 %, 2003 года −14,96 %, 2004 года- 27,17 %, 2005 года — 37,8 %. В последнее время значительный объем задолженности субъектов Российской Федерации образовывается за счет осуществления рыночных заимствований путем размещения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации. С 1 января 2000 г. до 31 декабря 2004 г. Минфином России была осуществлена государственная регистрация 207 условий эмиссии и обращения ценных бумаг 37-и субъектов Российской Федерации и 14-и муниципальных образований. За 2000—2004 годы количество эмитентов государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, условия эмиссии и обращения которых прошли государственную регистрацию в Минфине России, выросло с 9-ти органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2000 году до 24-х в 2004 году. По итогам завершенного финансового года объемы привлечения по ценным бумагам указанными эмитентами составили: * в 2000 году — 8,6 млрд рублей без муниципальных образований и 8,7 млрд рублей с муниципальными образованиями соответственно; * в 2001 году — 14,2 и 14,4 млрд рублей; * в 2002 году — 28,1 и 28,9 млрд рублей; * в 2003 году — 59,0 и 61,7 млрд рублей; * в 2004 году — 74,5 и 78,9 млрд рублей. Минфин России осуществляет постоянный мониторинг долговой ситуации в субъектах Российской Федерации с точки зрения соблюдения установленных бюджетным законодательством предельных значений долга субъекта Российской Федерации, расходов на его обслуживание и других показателей. Анализ соответствия бюджетов субъектов Российской Федерации нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, сделанный в 2003—2004 гг. на базе данных об исполнении бюджетов субъектов за год, показал следующее: * по состоянию на 1 января 2003 г. требованиям Бюджетного кодекса по объему долга не удовлетворяли 15 субъектов; * по состоянию на 1 января 2004 г. — 11 субъектов; * по состоянию на 1 января 2005 г. (на основе предварительных данных отчетов об исполнении бюджетов за финансовый год) — 4 субъекта Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время подавляющее число субъектов Российской Федерации выдерживают указанные нормативы, что подтверждается анализом соответствия их бюджетов нормам бюджетного законодательства. Минфин России в целях решения данной проблемы предпринимает меры по усовершенствованию централизованного учета долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, представляемой федеральным органам исполнительной власти, а также осуществляет подготовку соответствующих законодательных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы