Редактирование Долговая политика России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Операции минфина России на внутреннем рынке === Основными задачами, решаемыми в рамках долговой стратегии на 2003—2005 годы, в части государственного внутреннего долга являлись: * увеличение доли государственного внутреннего долга в совокупном долге Российской Федерации за счет увеличения объемов размещения рублевых государственных ценных бумаг; * развитие национального рынка государственных внутренних заимствований и улучшение характеристик этого рынка. В результате операций минфина России на внутреннем рынке государственных заимствований в 2003—2004 годах объем привлечения за счет размещения государственных ценных бумаг составил 308,55 млрд рублей (без учета операций переоформления) при погашении государственных облигаций на сумму 186,45 млрд рублей. За два года действия Долговой стратегии (2003—2004 гг.) чистое привлечение за счет операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке составило 122,1 млрд рублей, в том числе в 2004 году — 96,15 млрд рублей. Учитывая, что Долговая стратегия на 2003—2005 гг. предусматривала увеличение сроков заимствований на внутреннем рынке, а также исполнение федерального бюджета с профицитом, Минфин России минимизировал привлечение на короткие сроки и осуществлял в основном средне- и долгосрочные заимствования. Вцелях повышения эффективности операций Банка России на открытом рынке и повышения инвестиционной привлекательности его портфеля государственных ценных бумаг в 2003—2004 гг. Минфин России и Банк России провели операции переоформления портфеля государственных облигаций. В результате их проведения 117 выпусков государственных облигаций на сумму 351,86 млрд рублей были переоформлены в 18 новых крупных выпусков на сумму 334,31 млрд рублей при сохранении ежегодного графика платежей по новым выпускам. В результате проведенных операций государственный внутренний долг уменьшился на 17,55 млрд рублей при аналогичном росте объема расходов на обслуживание новых выпусков. Переоформление «нерыночных» выпусков — государственных облигаций имеет большое значение для поддержания макроэкономической ситуации. Банк России получил объем инструментов, достаточный для осуществления активных операций обратного [[РЕПО]], что позволило компенсировать уход Минфина России с краткосрочного сегмента рынка. Использование портфеля Банка России сегодня фактически позволяет на практике разделить сферы ответственности на рынке: за финансирование бюджетных расходов отвечает Минфин России, операциями на открытом рынке Банк России регулирует денежное предложение. Результатом проводимой политики стал рост государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах. В течение двух лет его объем возрос с 654,51 млрд рублей на 1 января 2003 года до 756,79 млрд рублей на 1 января 2005 года или на 15,6 %. В последние годы имеет место устойчивая тенденция существенного роста рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах: с 217,01 млрд рублей на 1 января 2003 года до 557,56 млрд рублей на 1 января 2005 года или на 156,93 процента. Указанное увеличение было достигнуто за счет активных рыночных операций Минфина России в 2003—2004 гг. — из 308,55 млрд рублей внутренних заимствований на рынке было привлечено 301,55 млрд рублей (97,73 %). Только 7,0 млрд рублей (2,27 %) было заимствовано путем проведения закрытой подписки. Кроме того, Баню России реализовал в течение 2003—2004 гг. часть полученных в результате переоформления выпусков, имеющих рыночные характеристики. Учитывая, что Долговая стратегия на 2003—2005 гг. направлена на обеспечение гарантированного выполнения Российской Федерацией обязательств по погашению и обслуживанию принимаемых долговых обязательств независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период времени, Минфин России значительно увеличил сроки рыночных заимствований с целью равномерного распределения платежей по долгу. Для этого активно размещались облигации федеральных займов (ОФЗ) с погашением в 2008, 2010, 2012 и 2018 годах. Банк России реализовал на рынке ОФЗ с погашением в 2010, 2012, 2025, 2028 и 2029 годах. В результате на 1 января 2005 года долгосрочный сегмент рынка составил более 319 млрд рублей или 57,3 % от всего рыночного долга. Весь долгосрочный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, на 1 января 2005 года составил 455,7 млрд рублей. Следствием сохранения низкого уровня доходности по государственным облигациям стало уменьшение расходов по обслуживанию этого долга при росте государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах. При этом кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных. бумагах, составили в 2004 году 51,41 млрд рублей. За счет размещения государственных облигаций с премией к номиналу иполучению при доразмещении накопленного купонного дохода (НКД), в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходы на обслуживание рублевых государственных облигаций были уменьшены на 15,27 млрд рублей. В течение 2003—2004 гг. Минфин России предпринял ряд действий, направленных на повышение эффективности первичного рынка государственных ценных бумаг, в том числе: * значительно повысил уровень раскрытия информации о планируемых операциях по размещению государственных облигаций — в течение указанного периода ежемесячно раскрывалась информация о планах по проведению аукционов; * активно применял практику размещения дополнительных выпусков с целью повышения объёмов обращающихся выпусков и созданию рыночных ориентиров по средне- и долгосрочным инструментам (средний объем выпусков с 10-15 млрд рублей в 2002—2003 гг. возрос до 25-30 млрд, рублей по государственным облигациям с одной датой погашения и 55-62 млрд рублей по государственным облигациям с амортизацией долга); * использовал аукционы как основной способ привлечения средств при размещении государственных ценных бумаг, минимизировав использование закрытой подписки. В 2003—2004 году были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации в обеспечение заимствований, осуществляемых организациями и субъектами Российской Федерации, на общую сумму 10,8 млрд рублей, в том числе: * Правительству [[Нижегородская область|Нижегородской области]] — 0,8 млрд рублей (с правом регрессного требования); * для развития ипотечного жилищного кредитования по заимствованиям ОАО «[[Агентство по ипотечному жилищному кредитованию]]» — 7,0 млрд рублей (без права регрессного требования); * для финансирования поддержки малого предпринимательства по заимствованиям ОАО «Российский банк развития» — 3,0 млрд рублей (без права регрессного требования). В 2003—2004 годах в программах государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующие годы за счет источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета предусматривались расходы на общую сумму 5,4 млрд рублей, предназначенные на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации. Фактически за счет средств федерального бюджета в 2003 году были исполнены обязательства в сумме 3,6 млрд рублей по государственной гарантии Российской Федерации, предоставленной в 2002 году ФГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка при Минсельхозе России». Так как гарантия была предоставлена без права регрессного требования гаранта, данные платежи за счет средств федерального бюджета не возмещены. Других случаев исполнения государственных гарантий Российской Федерации в 2003—2004 годах не было.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы