Редактирование Денежно-кредитная политика в России в 1999 году (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Использование инструментов денежно-кредитной политики == === Обязательные резервы === Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России в числе других мер активно использовал такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондентских счетах кредитных организаций Банк России дважды (в марте и июне 1999 года) принимал решение о повышении норматива обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам. Так, в марте 1999 года Совет директоров Банка России принял решение об увеличении нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте с 5 до 7 %. В целях стимулирования привлечения кредитными организациями рублевых депозитов было принято решение о сохранении норматива обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации на уровне 5 %. Одновременно Банком России было принято решение о проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций по состоянию на 19 марта 1999 года исходя из вновь установленных нормативов обязательных резервов за период с 19 февраля по 19 марта текущего года включительно. В связи с продолжавшимся ростом остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России в июне 1999 года Банк России повысил с 7 до 8,5 % нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте, также был увеличен с 5 до 5,5 % норматив по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации. В соответствии с вновь установленными нормативами по состоянию на 10 июня 1999 года (за период с 10 мая по 10 июня текущего года включительно) было произведено внеочередное регулирование обязательных резервов. В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченных средств (обязательств) кредитных организаций, учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России (которые с января по сентябрь 1999 года увеличились на 45,0 %, в том числе в валюте Российской Федерации — на 64,6 % и в иностранной валюте — на 23,0 %), сумма обязательных резервов увеличилась по сравнению с началом года в 2,7 раза, в том числе по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации — в 2,5 раза, по привлеченным средствам в иностранной валюте — в 2,9 раза. При этом по состоянию на 1 октября 1999 года из общей суммы обязательных резервов 35,0 % задепонировано Сбербанком России и 65,0 % — другими кредитными организациями. По результатам регулирования на 1 октября 1999 года недовзнос средств в обязательные резервы по действующим кредитным организациям составил 6,6 % к сумме, подлежащей депонированию, против 14,9 % по результатам регулирования на 1 января 1999 года. С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. === Операции на открытом рынке === В 1999 году Банк России продолжал рассматривать операции на открытом рынке в качестве важного инструмента денежно-кредитной политики. Учитывая накопленный в предкризисный период положительный опыт применения данного инструмента, предполагалось использовать для таких операций как правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России. Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 1999 году препятствовали следующие факторы. Во-первых, была продлена до II квартала 1999 года процедура новации по государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участников рынка. Во-вторых, сложившийся уровень доходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне. В-третьих, в связи с юридической незавершенностью процедуры выпуска Банком России собственных ценных бумаг их эмиссия была приостановлена до ноября 1999 года. Все это не дало Банку России возможности в полной мере реализовать имеющийся у него потенциал в области операций на открытом рынке с ценными бумагами. Тем не менее в 1999 году Банк России продолжил работу по развитию операций на открытом рынке, в частности по введению междилерского [[РЕПО]]. Целью подобных операций было предоставление участникам рынка возможности более оперативного регулирования своей ликвидности без использования кредитов со стороны Центрального банка Российской Федерации. Банком России был подготовлен ряд нормативных документов, регламентирующих проведение подобных операций. Однако практически они не использовались из-за проблемы обеспечения сделок РЕПО вследствие низкой ликвидности рынка ГКО-ОФЗ, а также роста избыточной ликвидности у кредитных организаций, что временно снизило их интерес к возможности привлечения краткосрочных заимствований. К 1 октября 1999 года завершено осуществ-ление комплекса мер, позволяющих обеспечить начало функционирования междилерского рынка РЕПО. Ожидаемое постепенное восстановление на этой основе и дальнейшее развитие рынка межбанковских кредитов как одного из важнейших сегментов внутреннего финансового рынка и регулятора ликвидности банков является одной из ключевых предпосылок для полноценного функционирования рынка капиталов. В 1999 году Банк России активно проводил операции по покупке и продаже иностранной валюты на открытом рынке для предотвращения резких колебаний курса национальной валюты, противодействия спекулятивным настроениям участников рынка. Поскольку, как уже было отмечено, валютный курс является основным инфляционнообразующим фактором, поддержка стабильности на валютном рынке оказывает положительное влияние на достижение целей по инфляции. === Рефинансирование банков === Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе является рефинансирование Банком России банков, осуществляемое на рыночных условиях. Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.96 № 36 «О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.98 № 19-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» (с учетом изменений и дополнений). В целях совершенствования действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 1999 года в Ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также были установлены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России. В настоящее время Генеральные кредитные договоры на предоставление Банком России внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», ломбардных кредитов в соответствии с Положением от 6.03.98 № 19-П заключены с 34 банками г. Москвы и Московской области, а также с 3 банками г. Санкт-Петербурга. Два раза в неделю (понедельник и четверг) Банк России объявляет о проведении ломбардных кредитных аукционов по американскому способу сроком до 7 календарных дней. Однако в связи с отсутствием в январе-сентябре 1999 года потребности у банков в получении ломбардных кредитов аукционы признаны несостоявшимися. За январь-сентябрь 1999 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд рублей, кредиты «овернайт» — 25 банкам на сумму 1,5 млрд рублей. Все выданные кредиты погашены. В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд рублей. В целях расширения практики предоставления кредитов (внутридневных, «овернайт») Банк России еще в ноябре 1998 года направил разрешение на осуществление таких операций Главному управлению Банка России по Новосибирской области. Однако ввиду наличия избыточной ликвидности у банков этого региона, имеющих право на получение таких видов кредитов, их предоставление Банком России не осуществлялось. В настоящее время Банк России рассматривает вопрос о возможности предоставления разрешения Главному управлению Банка России по Ростовской области на осуществление операций по выдаче кредитов Банка России (внутридневных и кредитов «овернайт») банкам Ростовской области. Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 20.12.98 № 1527 «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных производителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1999 году» и от 29.12.98 № 1579 «О неотложных мерах по повышению эффективности функционирования отечественного птицеводства в 1999 году» Банк России подготовил и ввел в действие Временное положение от 13.04.99 № 74-П «О порядке предоставления обеспеченного кредита Банка России банкам-агентам, осуществляющим кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации». Однако указанный порядок кредитования не был реализован, поскольку во исполнение мероприятий, предшествующих утверждению Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 1999 год, Совет директоров Банка России вынужден был принять решение с 30 июня 1999 года не рассматривать вопросы целевого кредитования конкретных отраслей экономики, в том числе путем целевого кредитования банков и предоставления банкам новых кредитов на поддержание ликвидности, в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками и по повышению финансовой устойчивости банков, а также на проведение мероприятий по финансовому оздоровлению (которые предоставлялись Банком России в период с августа 1998 года по июнь 1999 года в рамках проводимой реструктуризации банковской системы). В 1999 году Банк России продолжил работу, направленную на погашение кредитов, выданных банкам в 1992—1994 годах на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики для кредитования предприятий отдельных отраслей экономики. Задолженность по этим кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 января 1999 года составила 335 и1527 млн рублей соответственно. Практически вся эта задолженность просрочена и не имеет источников возврата. В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 22.02.99 № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» задолженность предприятий и организаций отдельных отраслей экономики, не обеспеченная источниками возврата, подлежит переоформлению на государственный внутренний долг. В связи с тем, что в первом полугодии 1999 года переоформление задолженности на государственный внутренний долг не осуществлено, Совет директоров Банка России принял решение об отсрочке погашения процентов за пользование централизованными кредитами в сумме 184,2 млн рублей до 31 декабря 1999 года, но не далее переоформления задолженности на государственный внутренний долг. 21 августа 1999 года Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики принято решение (Протокол № 70) о продлении сроков погашения централизованных кредитов в сумме 28 млн рублей до 31 декабря 1999 года, но не далее переоформления задолженности на государственный внутренний долг. === Депозитные операции === В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок. В настоящее время Банк России осуществляет депозитные операции с банками-резидентами Московского региона и банками других регионов, имеющими филиалы в г. Москве, с использованием системы «Рейтерс-дилинг». В целях ускорения расчетов по депозитной сделке региональные банки осуществляют перечисление денежных средств в депозит Банку России с корреспондентского субсчета московского филиала, открытого в подразделении расчетной сети Банка России. В 1999 году Банк России расширил перечень депозитных операций, приступив к привлечению денежных средств банков-резидентов Российской Федерации на более длительные фиксированные сроки, а именно: с 24 февраля 1999 года — на срок «30 дней» (с 24 марта 1999 года название изменено на «1 месяц») и с 24 марта 1999 года — на срок «3 месяца». Начиная с 9 августа 1999 года Банк России начал проводить депозитные операции «спот» с датой привлечения депозита (датой валютирования) : «спот-некст», «спот — 1 неделя», «спот — 2 недели». Введение таких видов депозитов также обусловлено необходимостью более точного прогнозирования Банком России ликвидности банковской системы на ежедневной, еженедельной, двухнедельной основе, а также предоставления банкам-контрагентам более широкого выбора депозитных операций с различными датами валютирования. В ноябре текущего года Банк России приступил к проведению депозитных аукционов с банками-резидентами, включая банки, расположенные в регионах Российской Федерации. 10 ноября 1999 года состоялись три депозитных аукциона со сроками депозитов 1 неделя, 2 недели и 1 месяц соответственно. Генеральные соглашения о проведении депозитных операций в валюте Российской Федерации с использованием системы «Рейтерс-дилинг» по состоянию на 1 октября 1999 года заключены со 136 банками 10 регионов. В данных операциях участвовали 120 банков. Из общего объема привлеченных Банком России средств за период с 1 января по 30 сентября 1999 года привлечено на условиях «овернайт» 58,6 % депозитов; на условиях «том-некст» — 3,79 % депозитов; на условиях «одна неделя» — 15,47 %; на условиях «две недели» — 10,8 %; на условиях «1 месяц» — 10,51 %; на условиях «3 месяца» — 0,42 %; на условиях «спот — 1 неделя» — 0,08 %; на условиях «спот — 2 недели» — 0,33 %. === Процентная политика по операциям Банка России === Важным инструментом денежно-кредитной политики являются процентные ставки по операциям Банка России. В 1999 году действовали установленные в 1998 году ставки рефинансирования 60 % годовых и по кредитам «овернайт» — 55 %. В июне 1999 года по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена на 5 процентных пунктов (с 60 до 55 %). В это же время Комитет Банка России по денежно-кредитной политике принял решение о снижении ставки по кредитам «овернайт» с 55 до 50 %. Депозиты привлекались по ставкам и в размерах, устанавливаемых Банком России. Уровень процентных ставок в январе-сентябре 1999 года колебался от 0,6 до 28 % годовых в зависимости от состояния межбанковского рынка и вида депозитных операций. Средневзвешенная процентная ставка по депозитам Банка России, привлеченным с 1 января 1999 года по 30 сентября 1999 года, составила 18,02 % годовых. Минимальная сумма привлекаемого депозита составляла 20 млн рублей.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы