Гражданское самолётостроение России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Гражданское самолётостроение России — отрасль российского самолётостроения, осуществляющая производство гражданских самолётов.

Россия производит пассажирские ближнемагистральные (SSJ 100), среднемагистральные (Ту-204СМ, Ту-214), дальнемагистральные самолёты (Ил-96), а также грузовые самолёты (Ту-204-120СЕ) и самолёты-амфибии (Бе-200). Ведётся разработка среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21 и регионального пассажирского самолёта Ил-114.

В 2014 году в России было произведено 43 гражданских самолёта, в том числе SSJ 100 — 34 единицы.[1]

Содержание

[править] Типы самолётов

[править] Sukhoi Superjet 100

Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100

Sukhoi Superjet 100 — региональный самолёт, способный перевозить 98 пассажиров на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью).[2][3]

Разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого». Производится на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Первый полёт в мае 2008 года. Коммерческая эксплуатация с апреля 2011 года.[4][5][6]

[править] Ту-204СМ

Ту-204СМ — среднемагистральный пассажирский самолёт, являющийся продолжением развития семейства самолётов Ту-204/Ту-214. Ту-204СМ — глубоко модернизированный вариант самолёта Ту-204, использующий новый двигатель ПС-90А2 с повышенными показателями ресурса и надёжности, с двухчленным составом лётного экипажа, с модернизированным и вновь установленным оборудованием.[7] Машина способна перевозить 194 пассажира на расстояние до 4800 км, а в двухклассной компоновке в пассажирском салоне самолёта размещаются 174 кресла.[8]

Разработан компанией «Туполев». Производится на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Первый полёт в 2010 году.[9][10]

[править] Ту-214

Ту-214 — магистральный узкофюзеляжный двухдвигательный самолёт.[11] Дальность полёта при максимальной коммерческой нагрузке — 3800 км, максимальная пассажировместимость — 210 человек.[12]

Разработан компанией «Туполев». Производится на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова. Первый полёт в 1996 году.[13] Коммерческая эксплуатация с мая 2001 года.[14][15]

[править] Ту-204-120CE

Ту-204-120СЕ — грузовой самолёт, предназначенный для перевозки грузов до 27 тонн в контейнерах международного класса на воздушных трассах протяжённостью до 3000 км, или грузов массой 10,5 тонн на расстояние до 7400 км.[16]

Производится на ульяновском заводе «Авиастар-СП».[17]

[править] Бе-200

Самолёт-амфибия Бе-200
Самолёт-амфибия Бе-200

Бе-200 — самолёт-амфибия, базовая конфигурация которого предназначена для тушения лесных пожаров водой или огнегасящими жидкостями с воздуха.[18]

Разработан ТАНТК им. Г. М. Бериева. Первоначально выпускался на «ИАПО», затем производство было перенесено в ТАНТК. Первый полёт в 1998 году.[19][20] Поставляется конечным заказчикам с 2003 года.[21]

[править] Ил-96

Ил-96 — семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов, предназначенное для перевозки до 300 пассажиров или до 92 тонн груза. Разработано на базе самолёта Ил-86.[22]

Модификации: Ил-96-300 (базовый пассажирский, с салоном на 300 пассажиров), Ил-96М (удлинённый вариант на 375 пассажиров, двигатели — PW-2037), Ил-96-400Т (грузовой, с двигателями ПС-90А1).[23]

Выпускается на «ВАСО».[24]

[править] МС-21

МС-21 — разрабатываемое семейство пассажирских самолётов, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы разрабатываются самолёты МС-21-300 (160—211 мест) и МС-21-200 (130—176 мест).[25] Максимальная дальность полёта в 2-классной компоновке — около 6000 км.[26]

Разработка ведётся корпорацией «Иркут» и ОКБ им. А. С. Яковлева.[27]

[править] Производственные площадки

Гражданские самолёты производятся на пяти основных производственных площадках. Все они входят в состав «Объединённой авиастроительной корпорации».

Авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) занимается выпуском ближнемагистрального пассажирского самолёта SSJ 100.

Завод «Авиастар-СП» (Ульяновская область) выпускает самолёты Ту-204СМ и Ту-204-120CE.

Воронежское акционерное самолётостроительное общество (Воронежская область) выпускает самолёт Ил-96.

Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова (Татарстан) выпускает самолёт Ту-214.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева (Ростовская область) выпускает самолёт-амфибию Бе-200.

[править] Роль на мировом рынке гражданских пассажирских самолётов

В 2014 году в мире заказчикам было поставлено 1558 новых пассажирских самолётов вместимостью более 30 кресел, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (2,12 %).[28][29]

В 2014 году в мире заказчикам было поставлено 177 новых узкофюзеляжных пассажирских самолётов вместимостью 61-120 мест, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (18,6 %).[30][31]

[править] Перспективы

[править] Типы самолётов

Пассажирский самолёт МС-21-300
Пассажирский самолёт МС-21-300

Учебно-тренировочный самолёт Як-152. Проходит испытания.

Среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21.[32] Проходит лётные испытания.

Турбовинтовой региональный пассажирский самолёт Ил-114-300. Серийное производство начнётся в 2021 году.

Транспортный самолёт Ил-76ТД-90А. Является гражданской модификацией серийно выпускаемого самолёта Ил-76МД-90А.[33]

Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт CR 929. Российская ОАК и китайская Comac ведут разработку широкофюзеляжного двухдвигательного лайнера на 250—300 пассажиров, способного выполнять полёты на расстояние до 12 тыс. км.[34] Он будет создаваться на паритетных условиях финансирования и появится в 2021 году. Общая стоимость проекта составит около $13 млрд.[35]

Ближнесреднемагистральный самолёт Фрегат Экоджет. Полностью негосударственный проект. Самолёт будет обладать фюзеляжем овального сечения, благодаря чему достигается вместимость 276—358 пассажиров (в зависимости от конфигурации) при внешних габаритах, сравнимых с габаритами Boeing 757.[36]

Пассажирский самолёт МС-21-100. По состоянию на август 2017 года в «ОАК» и правительстве России прорабатывается вопрос о создании нового самолета на базе SSJ 100 — на 130 пассажиров с долей локализации не менее 80 % и с учётом технических решений, применяемых в МС-21 (например, установка композитного крыла).[37]

[править] Организации

К 2022 году компания «Иркут» фактически отойдёт от реализации военных программ, сконцентрировавшись исключительно на производстве самолётов типа МС-21.[38]

[править] Ссылки

[править] Реестры самолётов

[править] ЖЖ

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. См. Авиационная промышленность России в 2014 году
  2. Sukhoi Superjet 100. Особенности конструкции
  3. Sukhoi Superjet 100
  4. Sukhoi Superjet 100
  5. Sukhoi Superjet 100. История создания
  6. SSJ-100
  7. Ту-204СМ
  8. Ту-204СМ. Особенности конструкции
  9. Ту-204СМ
  10. Ту-204СМ. История создания
  11. Ту-214
  12. Ту-214. Летно-технические характеристики
  13. Ту-214
  14. Ту-214. История создания
  15. Ту-204, Ту-214
  16. Ту-204-120СЕ
  17. Ту-204, Ту-214
  18. Бе-200
  19. Бе-200
  20. Бе-200
  21. Бе-200. История создания
  22. Ил-96
  23. Ил-96
  24. Ил-96
  25. МС-21
  26. МС-21. Летно-технические характеристики
  27. МС-21
  28. Включая российский рынок
  29. Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  30. Включая российский рынок
  31. Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  32. Полеты наяву. Россияне полетят в отпуск на новом самолете. 14 января 2015
  33. Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
  34. Полеты наяву. Россияне полетят в отпуск на новом самолете. 14 января 2015
  35. «Ударный самолет» летит в Китай. Россия и Китай создадут широкофюзеляжный самолет. 6 июля 2015
  36. МС-21: что после? 8 апреля 2015
  37. [1]
  38. [2]
Гражданское самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство пассажирских самолётовПроизводство грузовых самолётов
Производимые самолёты  Sukhoi SuperJet 100Ту-204СМТу-214Ту-204-120СЕИл-96Бе-200МС-21 (проект) • Ил-76ТД-90А (проект) • Як-152 (проект)
Производственные площадки  Авиастар-СПВоронежское акционерное самолётостроительное обществоКазанский авиационный завод им. С. П. ГорбуноваТАНТК
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Отрасли  Гражданское самолётостроениеВоенное самолётостроениеТранспортное самолётостроение
Компании  ОАКМиГКазанский авиационный заводАвиастар-СПИркутКомсомольский-на-Амуре авиационный заводГражданские самолёты СухогоСухой (Новосибирский авиационный завод)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты