Редактирование: Вооружённые силы России в 1998 году
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[30 июля]] президент Ельцин утвердил «Основы (концепцию) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 г.». В «Основах» излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства. Они охватывали все наиболее важные сферы военной деятельности — от принципов международной политики до военно-патриотического воспитания. В «Основах» был предопределен уровень военных расходов как доли ВВП: 5,1 %— на всю правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности страны, в том числе 3,5 % — на оборону. В соответствии с задачами обеспечения военной безопасности перестраивалась и структура ВС РФ. Было намечено сокращение числа министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, усиление роли Генерального штаба ВС РФ в укреплении обороноспособности страны, четкое определение системы мобилизационной готовности, системы тылового и технического обеспечения всех силовых структур. Упразднялись воинские формирования, не использующиеся непосредственно в целях обеспечения обороны государства. «Основы» устанавливали чисто концептуальный подход к межвидовой реорганизации по сферам применения видов ВС — суша, воздух-космос, море. На первом этапе (до 2001 года) ВС должны были закончить переход к четырёхвидовой структуре, а на втором (до 2005 года) — к трёхвидовой. В рамках совершенствования организационной структуры Внутренних войск (ВВ) МВД РФ предполагалось снять с них в мирное время функции по охране объектов на коммуникациях и по конвоированию, а также сократить число охраняемых объектов. На втором этапе военного строительства ВВ предполагалось преобразовать в Федеральную гвардию (Федеральную милицию внутренней безопасности), комплектующуюся исключительно на контрактной основе. Признавалось целесообразным участие в миротворческих операциях и размещение российских военных баз в странах СНГ. В отношении стран дальнего зарубежья была выстроена система приоритетности связей: США — НАТО — другие европейские страны, на Востоке — Китай, Индия, Япония. При всей важности «Основ военного строительства» она представляла собой лишь директивную основу для проведения военной реформы, являясь своеобразной мини-доктриной переходного периода. Российское руководство так и не решилось пойти на принятие полномасштабной [[Военная доктрина России|Военной доктрины]]. В «Основах» не было представлено финансово-экономическое обоснование намеченных мероприятий, отсутствовали координационные планы, необходимые при реформировании всех составляющих оборонной системы.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf Истории современной России 1991—2003] // Издательство С.-Петербургского университета, 2004</ref> Бюджетный кризис весны, а затем и крах 17 августа нанесли тяжёлый удар по осуществлению военной реформы в тот самый момент, когда она стала набирать темп. Ещё на стадии формирования бюджета 1998 год стал переломным с позиций военной экономики: впервые в современной истории России расходы на национальную оборону перестали быть главенствующими. Первое место по удельному весу в общих расходах 1998 года заняло обслуживание государственного долга. Весной запланированные расходы на оборону были сначала сокращены кабинетом [[С. В. Кириенко]] с 82 до 61 млрд рублей, а после кризиса 17 августа финансирование было ещё более урезано, и в результате к концу 1998 года года ассигнования на национальную оборону составили около 38 млрд рублей. Это был двойной удар: он не только отменил все «подъёмные» на сокращение Вооружённых сил, но и резко сократил даже базовый оборонный бюджет, значительно опережая реальное сокращение численности ВС и тем самым сводя на нет всю возможную экономию на их содержании. Финансовые урезания ударили прежде всего по НИОКР, приобретению вооружений и техники и капитальному строительству.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf Истории современной России 1991—2003] // Издательство С.-Петербургского университета, 2004</ref> В результате инфляции второй половины 1998 года большинство военных оказались за чертой бедности, и даже при этом денежное довольствие задерживалось на 2-3 месяца. Подготовка и учения в сухопутных войсках, ВВС и ВМС фактически прекратились. Ход военной реформы был глубоко подорван. Наиболее важное направление — сокращение личного состава — было перекрыто сокращением финансирования. Пал жертвой финансового кризиса и переход на службу по контракту. Поскольку финансирование сокращений с самого начала было недостаточным, а после 17 августа 1998 года вообще замерло, было решено главный упор делать на сокращении контрактников, увольнение которых было дешевле (закон не предусматривал обеспечения их жильем и других выплат) и в то же время обещало некоторую экономию за счёт их содержания, поскольку их жалование гораздо выше, чем у призывников (обычно в 5 раз, а в зонах боевых действий — в 10 раз).<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf Истории современной России 1991—2003] // Издательство С.-Петербургского университета, 2004</ref> == Материальное обеспечение военнослужащих == Согласно сайту ino-center.ru, в 1998 году вице-премьер [[Борис Немцов]] обещал решить жилищную проблему военных с помощью государственных ваучеров.<ref>[http://www.ino-center.ru/doc/Russian_Military.pdf Вооруженные силы России: власть и политика] Под редакцией Стивена Э. Миллера и Дмитрия Тренина // Американская академия гуманитарных и точных наук, 2005</ref> == Зарубежные военные базы == [[17 марта]] было принято решение о ликвидации российской военной базы [[Бамбора]] ([[Абхазия]]).<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf Истории современной России 1991—2003] // Издательство С.-Петербургского университета, 2004</ref> В 1998 году вьетнамская сторона сделала Москве предложение — либо Россия за аренду базы «Камрань» о Вьетнаме платит $300 млн в год, либо после 2004 года Ханой передает базу другому арендатору.<ref>[http://lenta.ru/russia/2001/10/17/defence/kamran.htm Квашнин: Расходы на базу Камрань во Вьетнаме сопоставимы с содержанием АПЛ]</ref> == Показатели == В 1998 году Вооружённые силы России насчитывали 1,21 млн военнослужащих, из которых 360 тыс. приходилось на Сухопутные войска, а из них около 100 тыс. проходили службу в частях и соединениях постоянной готовности.<ref>[http://www.cast.ru/files/New_Russian_Army_sm.pdf Новая армия России] / Д. Е. Болтенков, А. М. Гайдай, А. А. Карнаухов, А. В. Лавров, В. А. Целуйко; под ред. М. С. Барабанова. — М., 2010. — 168 с.</ref> В 1998 году оборонные расходы России составили 2,97 % ВНП или 17,30 % расходов федерального бюджета.<ref>[http://www.ino-center.ru/doc/Russian_Military.pdf Вооруженные силы России: власть и политика] Под редакцией Стивена Э. Миллера и Дмитрия Тренина // Американская академия гуманитарных и точных наук, 2005</ref> == Прочее == В 1998 году были расформированы управления армейских корпусов.<ref>[http://www.cast.ru/files/New_Russian_Army_sm.pdf Новая армия России] / Д. Е. Болтенков, А. М. Гайдай, А. А. Карнаухов, А. В. Лавров, В. А. Целуйко; под ред. М. С. Барабанова. — М., 2010. — 168 с.</ref> [[3 марта]] был упразднён Совет обороны России.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf Истории современной России 1991—2003] // Издательство С.-Петербургского университета, 2004</ref> В начале июля был убит [[Лев Рохлин]].<ref>[http://www.ino-center.ru/doc/Russian_Military.pdf Вооруженные силы России: власть и политика] Под редакцией Стивена Э. Миллера и Дмитрия Тренина // Американская академия гуманитарных и точных наук, 2005</ref><ref>[http://rusrep.ru/article/2011/07/19/rokhlin «Мы должны были арестовать президента»]</ref> [[27 июля]] Ельцин подписал указы «О военно-административном делении Российской Федерации» и «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации».<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf Истории современной России 1991—2003] // Издательство С.-Петербургского университета, 2004</ref> Во время политического кризиса в августе-сентябре, когда Ельцин намеревался распустить Думу, секретарь Совета безопасности [[Андрей Кокошин]] направил Ельцину меморандум, в котором говорилось, что войска министерства обороны и внутренние войска не будут выполнять приказ о применении силы против политических противников Ельцина. Ельцин в итоге отказался от своего замысла.<ref>[http://www.ino-center.ru/doc/Russian_Military.pdf Вооруженные силы России: власть и политика] Под редакцией Стивена Э. Миллера и Дмитрия Тренина // Американская академия гуманитарных и точных наук, 2005</ref> == Ссылки == * [http://www.kommersant.ru/doc/16297 Зачистка с тыла] == Примечания == <references /> {{Вооружённые силы России}} [[Категория:Вооружённые силы России в 1998 году| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Вооружённые силы России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы